Детский сад — очень важный этап в жизни ребенка. Когда отдавать чадо в садик, решают родители, в зависимости от благосостояния семьи, занятости мамы и папы на работе, наличия бабушек — дедушек. Но уже давно не стоит вопрос, надо ли это делать вообще. Бесспорно, садик полезен для ребенка. Он учит малыша адаптироваться, заводить контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в первый класс и жить дальше.
Однако в связи с посещением садика у мам и пап возникает множество вопросов, которые в первую очередь касаются состояния здоровья малыша. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, как подготовить ребенка к ответственному периоду в его жизни, как преодолеть трудности первого времени и сохранить детское здоровье.
Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже — в более старшем возрасте.
Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение — до полутора лет малышей не принимают.
Если есть сомнения, пора ли чаду в садик, лучше посоветоваться с педагогами, воспитателями, детским психологом. Они подскажут, готов ли малыш к жизни в большом коллективе.
Врачам интересно другое — что будет делать мама, когда отведет чадо в садик. Если она решила в тот же день выйти на работу, это не самое удачное решение, считает Комаровский.
Во-первых, ребенок будет чаще болеть, и это естественно, а значит, маме придется часто брать больничный.
А, во-вторых, адаптация будет более мягкой, если мама постарается в первое время «дозировать» посещение садика для своего ребенка.
Оптимальным вариантом педиатры, в том числе и Комаровский, считают ситуацию, когда мама еще несколько месяцев остается дома в декретном отпуске, чтобы иметь возможность без выяснения отношений с начальством в любой момент оставить ребенка дома, если у него появились первые проявления недуга — насморк, кашель. Это хорошо и для самого малыша, так как он легче перенесет болезнь, и для других детей, которых он заражать не будет.
О том, что такое «хороший детский сад» и как подойти к выбору детского сада расскажет доктор Комаровский в следующем выпуске.
Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации.
С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается».
В садике — режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда — частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.
Сколько времени продлится адаптация, зависит только от самого ребенка. У одних это 2-3 месяца, у других — год и даже больше.
Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом — пожалуйста.
Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.
Закаливание, адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему тех или иных медикаментов, а также профилактические прививки, которые делаются вовремя и по графику, — лучший способ подготовить малыша к посещению дошкольного учреждения.
Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс.
Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше.
В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.
Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад.
В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные.
Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.
Но это ситуация — на самом деле редкость, а потому не стоит самостоятельно искать «успокоительное для нервного ребенка». Лучшая тактика родителей — благосклонность и доброжелательность. Давить на малыша, кричать и заставлять ни в коем случае нельзя. Это лишь затруднит процесс адаптации.
О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.
Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветрянкой, хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!
Его иммунитет должен «обучаться», «тренироваться», крепнуть, а для этого ему просто необходимо сталкиваться с возбудителями болезней.
Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.
О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.
Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов.
Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение.
Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.
Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский.
Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся.
Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.
На уровень заболеваемости тип детского сада, его материально-техническое обеспечение, квалификация педагогов и нянечек никак не влияют, уверен Евгений Комаровский. А потому рекомендовать конкретный садик — частный или государственный, в обязанности врачей не входит.
Но специалисты отмечают, что садики, где группы расположены в нормальном здании, с недавним ремонтом, где в группе не слишком много детей, лучше приспособлены для детей. Хорошо, если в дошкольном учреждении есть бассейн, если там работают люди, которые понимают, как важно проветривать помещения, даже зимой.
Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).
О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.
Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха.
Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще.
И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.
Сделать из такого «несадиковского» малыша вполне садиковского — реально и довольно просто, говорит Комаровский. Достаточно создать в группе правильные условия, укреплять иммунитет ребенка дома, поощрять посещение садика, сделать его интересным.
Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет.
Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может.
Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.
Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.
- Будьте настойчивы и последовательны. Тогда ребенок быстрее поймет, что детский сад — это теперь реальность, с которой ему лучше примириться.
- Если ребенок отказывается есть в садике, что является не редкостью, особенно в первое время, предупредите воспитателя, что его не надо кормить насильно, пичкать супом или кашей «любой ценой». Придет время, и он начнет есть сам.
- Обязательно предупредите воспитателей о том, какие заболевания у малыша есть и на что у него аллергия.
- Готовиться к садику нужно задолго до первого посещения, расширяя круг общения ребенка — знакомя его на площадке с соседскими детьми.
Источник: https://o-krohe.ru/komarovskij/detskij-sad/
Мамам и папам: рекомендации, когда лучше отдавать ребенка в детский сад
Многие мамы с радостью воспитывали бы малышей дома и до пяти, и до семи лет – но финансовая возможность позволяет подобное редко. К тому же многие карапузы и сами уже лет с двух остро нуждаются в общении со сверстниками и обучении, которое родители в домашних условиях предоставить не могут. С какого возраста психологи советуют отдавать ребенка в детский сад, стоит ли добиваться места в ясельной группе и почему не стоит на целый день расставаться с малышом, пока он еще совсем маленький?
Возрастные особенности
В каждом возрасте у малышей есть свои особенности, которые важно учитывать перед тем, как на весь день отдавать его под опеку чужого человека.
- В год ребенок привязан к матери максимально.Многих малышей в этом возрасте кормят грудью не только на ночь, но и днем. У карапуза появляются первые признаки самостоятельности – он пытается есть ложкой, сам одеваться, помогать маме подметать пол – при этом зачастую нетвердо держась на ногах и постоянно падая на попу.
В этом возрасте главное – не раздражаться, не кричать на ребенка и максимально большое время уделять для общения с ним – помогать собирать пирамидку, учить мыть ручки, причесываться, называть слова в книжках.
- С двух до трех лет ребенок становится вполне самостоятельным. Большинство детей готовы на несколько часов остаться без мамы, под присмотром знакомого взрослого. Некоторые малыши уже нуждаются в общении со сверстниками – в три года эта потребность проявляется практически у всех детей. С ребенком нужно постоянно заниматься – он активный, деятельный.
- В четыре года, как бы ни старались родители занять малыша самостоятельно, он начинает скучать дома. В ДДУ четырехлетние дети адаптируются максимально быстро – обычно уже через день-два дети привыкают к группе и воспитателям и с радостью бегут утром в сад.
Со скольких лет детей берут в садик?
Нормы о приеме детей в ДОУ и работе дошкольных организаций рассматривается в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». По закону ребенку место в саду должны предоставить бесплатно.
В приоритете при зачислении в ДОУ находятся дети, зарегистрированные рядом с садом, но отсутствие местной прописки не может стать препятствием для зачисления малыша в сад (статья №8 ФЗ-273, от 26.12.
2012).
По закону маме можно отдавать малыша в садик с любого возраста – например, в ясли хоть с шести месяцев ребенка – закон этого не запрещает. Но в основном в ясельную группу принимают малышей, которые уже хорошо ходят самостоятельно, без поддержки – то есть примерно с 11-12 месяцев. Основной же возраст малышей ясельных групп – 1.5 – 2.5 года.
Справка. Единственным препятствием может стать очередь – то есть отсутствие мест в ясельной группе или группе для малышей с трех лет. В этом случае можно попробовать устроить ребенка в другой садик.
Когда лучше отдавать ребенка в ДОУ?
Большинство детских психологов и специалистов по работе с малышами до 7 лет уверены, что детский сад детям нужен не меньше, чем школа (зачем ходить ребенку в детсад и какие плюсы мы от этого будем иметь?).
Однозначного же ответа на вопрос – когда отдавать конкретного малыша в садик – не существует.
Это зависит от характера и темперамента карапуза, и того, насколько сильно он психологически привязан к матери.
Многие малыши уже в полтора – два года с легкостью вливаются в детский коллектив, уже после двух дней пребывания в яслях перестают плакать при расставании с мамой и требуют, чтобы их отвели в сад в субботу.
Другие же и в три года каждое утро с истериками идут в группу, не могут оторваться от мамы и плохо едят в садике, не играют со сверстниками и привыкают к воспитателю месяцами.
Внимательно понаблюдав за малышом, можно понять, готов ли он к саду. Можно отдавать ребенка в сад, если он:
- легко контактирует со сверстниками на детской площадке, с радостью включается в совместные игры;
- не боится взрослых, готов оставаться с бабушкой/соседкой/дядей на несколько часов без истерик;
- сам кушает, одевается;
- спокойно играет один до 30-40 минут подряд;
- придерживается режима дня – спит днем в конкретное время, кушает по графику.
Внимание! Большинство психологов сходятся во мнении, что лучший возраст для перехода малыша с домашнего воспитания – три года или чуть позже.
Все это говорит о том, что малыш готов к саду и легко переживет адаптацию.
- Первые, самые острые возрастные кризисы двух и трех лет прошли, психика малыша стабильна, он способен к диалогу и прислушивается к мнению взрослого.
- Как правило, ребенок уже адекватно воспринимает запреты, выполняет просьбы взрослого.
- Речь малыша развита достаточно, чтобы и он понимал окружающих, и они понимали его.
- В три года практически все дети с радостью общаются со сверстниками.
- У малыша развиты навыки самообслуживания.
Не нужно переживать о том, что у малыша не до конца развиты физиологические навыки – то есть время от времени он еще нуждается в памперсе. В саду дети быстро привыкают к горшку и в три с половиной года уже просыпаются, чтобы сходить в туалет – и днем, и ночью.
Вы уже знаете, что вам потребуется к садику. Если нет, внимательно прочитайте материал о подготовке.
Почему не стоит водить в садик раньше?
Отрыв от мамы, переход в группу, где множество малышей разного темперамента, необходимость по часам кушать, играть и спать для многих детей, особенно совсем маленьких – тяжелейший стресс.
Причем внешне у тихих, флегматичных детей все может быть и неплохо – они просыпаются вовремя, идут с воспитателем, не обижают детей, даже играют в группе. Но внутри у ребенка может быть острый конфликт с реальностью. Он может думать, что родители его предали, что он им не нужен так сильно, как раньше, что в какой-то из дней вечером мама за ним не вернется (особенно если такие “пугалки” в разговоре с малышами используют воспитатели).
На фоне невроза у малыша:
- могут обостриться заболевания;
- резко пропасть аппетит;
- ухудшится качество сна;
- могут появиться страхи, которые приведут к психологическим проблемам.
Готовность к саду должна быть в первую очередь психологической. Кушать ложкой, самостоятельно обувать ботиночки и ходить на горшок ребенка научат в яслях – причем очень быстро, особенно если в группе есть дети постарше, которые уже умеют это делать.
Маму же не заменит никакая, даже самая чудесная воспитательница – если малыш к этой временной замене не готов категорически.
Как понять, что малыш еще не готов?
Также тяжело будет детям, которые:
- не готовы общаться со сверстниками, не умеют и не хотят совместно играть и учиться;
- буквально хвостиком ходят за мамой весь день, боясь даже упустить ее из виду;
- не обладают никакими навыками самообслуживания – кушать самостоятельно, одеваться, мыть ручки, обувать ботинки, убирать за собой игрушки;
- требуют особого питания по особому, отличному от графика сада режиму;
- боятся любого взрослого, кроме самых близких, которых видят каждый день.
Очень многое зависит и от конкретного ДОУ и от воспитательницы, которая будет для малыша заменой мамы на то время, пока ребенок в саду (как выбрать хороший детский сад?).
Характер и темперамент ребенка также играют серьезную роль в адаптации. Если малыш любознательный, веселый, контактный, а воспитатель в саду внушает реальное доверие – можно отдать карапуза в ясли и в полтора года.
Если нет – стоит подождать и перенести первую социализацию на три года или даже чуть позже.
Источник: https://umnyash.com/detskiy_sad/sovety-roditelyam-detskiy_sad/s-kakogo-vozrasta-otdavat.html
В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад
Самым волнительным периодом для каждых родителей является момент поступления ребенка в детский сад. Когда отдавать туда свое чадо, обычно решают родители, в зависимости от их благосостояния, занятости на работе, наличия помощников. Вопрос, надо ли это вообще делать, обычно не рассматривается. Ведь садик полезен для развития малыша. Там он научится адаптироваться, жить в обществе, общаться, заводить друзей. Без этих навыков ему будет сложно потом сложно в школе, да и вообще в дальнейшей жизни.
Итак, когда лучше отправить ребенка в детский сад, как проходит адаптация и с какими проблемами родители могут столкнуться.
По закону мама может пребывать в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Но бывают жизненные ситуации, когда на работу нужно выходить уже сейчас и тогда приходится отдавать малыша в сад раньше (не не ранее 1,5 лет).
Прежде чем принять окончательное решение, мама должна понимать, что в таком возрасте для ребенка это будет огромным стрессом. Дело в том, что он еще сильно привязан к родителям и плохо перенесет долгое расставание.
Малыш еще не нуждается в друзьях и потребности общения со сверстниками у него еще нет.
Педагоги считают, что самый оптимальный возраст для посещения садика — 3-5 лет.
В детских дошкольных учреждениях существует оптимальный принцип распределения детей по группам в зависимости от возраста:
- ясли — от 1,5 до 2 лет;
- первая младшая — от 2 до 3 лет;
- вторая младшая — 3-4 года;
- средняя — 4-5 лет;
- старшая — от 5 до 6 лет;
- подготовительная — 6-7 лет.
Такое распределение необходимо для повышения качества процесса образования — дети одного возраста лучше усваивают определенные навыки и умения.
Стоит ли отдавать в ясли
До трех лет малышу необходим тесный контакт с мамой — это основная потребность. От этого общения напрямую зависит мировосприятие ребенка и доверие к окружающим. Поэтому большинство детей разлуку с матерью переносят очень болезненно. Если адаптационный период протекает болезненно, то лучше забрать его из детского сада и доверить присмотр бабушке или другим близким родственникам, с которыми он знаком.
Отдавать ли в детский сад в 2-2,5 года
Двухлетнему ребенку привыкнуть к садику немного проще. Но все же ему еще туда рано. Даже несмотря на то, что он очень общительный, не испытывает страха перед чужими людьми, детьми, самостоятельно кушает, ходит на горшок.
Конечно, можно попробовать отвести малыша в ясли, и возможно ему там очень понравится. Но при этом важно понаблюдать за его поведением, настроением и состоянием здоровья. Как он заходит в группу, как переживает расставание, как ведет себя вечером, не плачет ли по ночам.
Если ребенок плохо привыкает, то лучшим вариантом будет оставить его дома.
Некоторые мамы отдают своих детей в ясли не потому, что пора выходить на работу, а из «педагогических» соображений, считая, что в группе они быстрее будут развиваться и станут более самостоятельным.
В какой-то степени они правы, общаясь со сверстниками, малыш может и быстрее научится кушать и одеваться самостоятельно. Но так ли важны эти умения, ведь дома этому он тоже научится, только без истерик и стрессов.
Активно познавать мир можно в присутствии мамы или бабушки.
Если ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду, то настаивать не следует, так как впоследствии это скажется на его психике.
Старше 3 лет
Самым оптимальным вариантом будет постепенно знакомить трехлетнего ребенка к детскому саду. Познакомить с группой, воспитательницей, привести на детскую площадку — поиграть с ребятами, оставить на полдня, до сна. Тогда адаптационный период пройдет намного быстрее и легче.
Многие детские психологи утверждают, что лучше определить ребенка в сад ближе к четырем годам, так как именно в этом возрасте у него возникает потребность общения с другими детьми. Он адекватно может реагировать на замечания и просьбы воспитателя, давать ответы на вопросы, овладеть бытовыми навыками.
Педагоги и психологи утверждают, что отдавать ребенка в сад раньше 3 лет не следует — адаптационный период будет длительный и болезненный. Кроме того, при раннем взаимодействии с незнакомым коллективом у него может развиться стойкий комплекс неполноценности. Он будет считать, что не нужен маме и папе, а это сильная психологическая травма, которая скажется впоследствии.
Привыкание к дошкольному учреждению имеется у всех детей, только кто-то переносит это более болезненно, а кто-то почти незаметно. Ребенок может послушно идти в группу без истерик, но выражать свои переживания по-другому. Самая часто встречающаяся форма пассивной адаптации — частые болезни, но есть и другие показатели:
- плохой сон;
- отсутствие аппетита;
- беспокойное или агрессивное поведение по вечерам;
- плаксивость;
- домашние капризы.
Если в первый месяц такое поведение можно считать нормой, то далее стоит задуматься, поскольку малыш плохо переносит адаптацию. Выход один — оставить его дома еще на годик либо, если это невозможно, перевести на неполный день. Попросите заведующую перевести ребенка в группу с меньшим количеством детей.
Возможные проблемы
На самом деле проблем при первых походах в сад может возникнуть достаточно много, например:
- ребенок заявляет, что дома ему намного лучше, чем в детском учреждении;
- чадо жалуется на сильный шум в группе — ему непривычна ситуация, когда все кричат, суетятся;
- ему неинтересно в садике — он еще не готов к общению;
- страх того, что мама не заберет его домой (в этом обычно виноваты сами родители, так как часто говорят: «будешь плохо себя вести, я тебя оставлю в садике»);
- строгий воспитатель — если от ребенка дома не требовали сильного послушания, а в саду к нему предъявляют определенные требования, то это нормальная ситуация;
- страх перед походом в садик — это происходит, если в группе ребенка обижают другие дети.
Плаксивость и истерики
Помните, истинный манипулятор быстро почувствует слабину и тогда справиться с ним будет намного труднее.
Частые болезни
У каждого ребенка свой набор перенесенных болезней. Поэтому частые заболевания в новой среде — это нормально, вырабатывается иммунитет к новым вирусам. Поэтому, если малыш стал болеть чаще, чем обычно, не стоит винить воспитателя, так как это нормальная реакция детского организма на новые инфекции и вирусы.
Готовность к детскому садику
Перед принятием решения о посещении ребенком дошкольного учреждения, важно учитывать его темперамент. Существует следующие типы темперамента: меланхолики, флегматики, сангвиники, холерики.
Ребенок-меланхолик нерешительный, замкнутый, склонен к капризам и не любит нововведений. Новое место и окружение вызывают у него беспокойство, он не будет стремиться общаться и может замкнуться. Такого малыша не стоит отдавать в детский садик раньше 4 лет, чтобы не травмировать.
Флегматик послушный, спокойный, любопытный и рассудительный. Любит поспать и предпочитает играть в одиночестве.
Он легко переносит расставание с мамой и быстро адаптируется в новом окружении. Такого малыша можно смело отдавать в дошкольное учреждение в 2,5 года.
Конечно же, в первое время он не будет стремиться к общению, но буквально через пару недель привыкнет и успокоится.
Ребенок-сангвиник — лидер. Он контактный, импульсивный, любознательный, активный, но не любит однообразия. Малыш радуется всему новому, любит общаться со сверстниками, участвовать в утренниках, быть везде первым. Его уже в 2 года можно познакомить с садиком.
Холерик легко возбуждается, избалованный, любит подраться и требует к себе внимания. Привести в коллектив его можно в 3-4 года, но важно рассказать ему о нормах поведения в обществе и дисциплине.
Итак, признаки того, что ребенок готов к детскому саду:
- Комфортное пребывание в обществе незнакомых взрослых и сверстников — то есть реакция на новых знакомых у него адекватная. Это не должно выражаться в общем дружелюбии и желании организовать вокруг себя игру с новым коллективом. Достаточно того, что ребенок не смущается, не убегает и не начинает плакать, прячась за маму.
- После ухода близких, малыш быстро успокаивается, отвлекается на игру и спокойно переносит дневную разлуку.
- Хорошо владеет навыками самообслуживания — ест самостоятельно, одевается, пользуется горшком, может убрать вещи и игрушки за собой.
- Малышу скучно дома, он постоянно пристает к взрослым, игрушки уже не интересуют или быстро надоедают. На прогулке он быстро заводит знакомства и не хочет уходить с улицы.
Если все, что описано выше ребенку не свойственно, то стоит задуматься прежде чем отдать его в детский сад — с большей долей вероятности адаптация будет болезненная и длительная.
С какого возраста отдавать ребенка в детское образовательное учреждения решают родители индивидуально. Но при этом нужно присмотреться к своему любимому малышу, готов ли он к новому коллективу. Относиться к его психике нужно со всей ответственностью, чтобы не нанести сильную психологическую травму.
Источник: https://moykarapuz.com/razvitie-rebenka/v-kakom-vozraste-luchshe-otdavat-rebenka-v-detskiy-sad.html
Когда отдавать ребенка в детский сад
Самым оптимальным временем для начала посещения детского сада является возраст от 3 лет. К этому времени иммунитет ребенка становится более зрелым, крепче становится и его психика. Поэтому с 3 лет дети уже могут находиться в большом коллективе, совместно играть и развиваться.
Но в некоторых случаях родители вынуждены отдавать свое дитя в садик в более раннем возрасте. Одни дети в 2 года хорошо переносят разлуку с мамой и могут продолжительное время находиться в детском саду.
Но есть и детки, которым сложно справиться с новыми обстоятельствами, поэтому походы в дошкольное учреждение становятся настоящей пыткой, как для самого малыша, так и для его родителей. И в итоге многих из них приходится оставлять дома с бабушками или няней.
Но детский сад – это не только возможность для родителей выйти на работу, но и гарант нормального развития малыша. Ведь именно в детском саду дети не только учатся (в прямом смысле этого слова), но и общаются. А общение с другими детьми – это залог всестороннего развития каждого человека.
Приучение к детскому саду
Чтобы малыш не боялся новой обстановки, приучать его к детскому саду нужно постепенно. Можно взять кроху и вместе с ним сходить в садик, который вы будете посещать. Это поможет ему воочию увидеть, чем там заняты детишки, какие там есть игрушки и пр.
Первое время стоит отводить малыша в сад на короткий отрезок времени. Для начала хватит и пары часов, чтобы ребенок смог встретиться с детишками, позавтракать и немного поиграть. В это время вы также можете находиться вместе с ребенком.
Затем количество часов, которые он находится в саду, нужно увеличить. И в тот же момент вы уже сможете и сами отлучаться по своим делам. Но ваши дела должны быть полезными для малыша. Скажите, что вам нужно срочно сходить за соком или конфетами для него.
Большинство детей идут на подобные компромиссы.
Не забывайте хвалить своего ребенка, и почаще говорите ему о том, что теперь он ваша гордость. Ведь таким он стал большим и самостоятельным! Но не забывайте и о том, что все дети очень индивидуальны.
Кто-то останется в саду с первого дня, и вечером не захочет даже уходить. Ну а кто-то будет привыкать месяцами.
Главное, чтобы вы дали понять крохе, что детский сад – это не наказание, а возможность для него общаться и играть.
А вдруг ребенок будет болеть
Многие родители взволнованы тем, что дети, начинающие посещать детский сад, часто болеют. И тут дело даже не в том, привит ли малыш, а в том, что у него происходит снижение иммунитета из-за смены обстановки.
Это и психологический аспект – другой распорядок дня, другие люди вокруг, переживания из-за долгой разлуки с родителями. А также и физический – другая пища, другие бактерии и микроорганизмы, которых не было в доме, и у ребенка еще нет антител.
Именно поэтому почти 25% детей после первых нескольких дней в саду заболевают, и их нужно тщательно готовить к походу в детское дошкольное учреждение.
- Закаливание. Данная процедура поможет не только подготовить малыша к саду, но и укрепить его иммунную систему на все случаи жизни.
- Прием витаминов. Поскольку организм ребенка может реагировать на стрессовые ситуации по разному, лучше укрепить иммунитет дополнительным приемом витаминов.
- Если в момент привыкания к детскому саду в регионе сложилась сложная эпидемиологическая обстановка (грипп, ОРВИ и пр.), то лучше на несколько дней оставить малыша дома. Таким образом вы сможете избежать тяжелых последствий и длительных больничных.
- Если малыш все-таки заболел, то не стоит вести его в садик в первый же день после фактического выздоровления. Пусть кроха лучше еще несколько дней побудет дома и наберется сил.
Нет прививок – возьмут в сад или нет
Еще один немало важный вопрос встает перед некоторыми родителями – а берут ли в сад детей, которым не делали прививок? Ведь сегодня на законодательном уровне ответственность за здоровье малыша в плане вакцинации возложена на самих родителей.
По сути, существует календарь рекомендованных прививок, которые делаются в нашей стране всем детям. Но родители по ряду причин (патология у ребенка, аллергические реакции и пр.
) с самых первых дней жизни малыша отказались от вакцинации и теперь боятся, что в садик берут лишь привитых детей. Что же делать им?
Еще совсем недавно без прививок не брали ни в садик, ни в школу. Но на сегодняшний день отсутствие прививок НЕ является причиной отказа для зачисления малыша в дошкольное образовательное учреждение.
Если вашего ребенка не берут в сад из-за отсутствия у него определенных прививок, то вам стоит узнать, что можно сделать в данном случае, куда обратиться, и чем аргументировать свою правоту.
- В поликлинике не выдают медицинскую карту из-за отсутствия прививок. Тогда вам следует написать заявление на имя заведующего данного медучреждения.
- Перед тем, как отправиться в поликлинику, заучите закон «Об иммунопрофилактике», где черным по белому написано о возможности отказа от медицинского вмешательства.
- В случае, если врач отказывается подписывать медицинскую карту, требуйте у него письменно обоснованного отказа с номер нормативного документа, который его и запрещает. Обычно, столкнувшись с юридически подкованным родителем, врачи без лишних слов подписывают карту. Но есть и ряд принципиальных врачей, управой на которых станет заявление в прокуратуру и Управление здравоохранения города.
- Принести в детский садик нужно лишь отказ от прививок и саму медицинскую карту. Больше никаких дополнительных справок из различных медучреждений требовать не имеют права.
- Если в детском саду подошла ваша очередь, но после того, как там узнали, что ваш малыш не привит, ваше место пропало, то вам снова предстоит запросить письменное разъяснение от заведующей детским садом. И в случае, если вы его получите, то вам придется вновь обратиться в прокуратуру и изложить суть проблемы.
В большинстве случаев медики и работники детского сада понимают, что отказывая вам и вашему малышу в зачислении в образовательное учреждения из-за отсутствия у него прививок, они нарушают закон.
Поэтому скорее всего вам предстоит лишь поговорить с представителями вышеперечисленных инстанций и показать свою готовность к борьбе с подобным произволом. Главное в данной ситуации – спокойствие.
Покажите им, что вы знаете законы лучше их и очень хотите водить своего ребенка именно в этот сад, именно в это время, и без прививок.
Когда начать водить ребенка в садик
Если все вопросы по поводу прививок и времени пребывания малыша в саду решены, то вот с вопросом о том, когда лучше начать приучение ребенка к садику, еще предстоит разобраться. Однако существует ряд рекомендаций, которым и следует последовать.
Первый раз в детский сад…. Лучше летом.
- В это время детей в саду не так уж и много, ведь многих из них забрали на каникулы или в отпуск. Поэтому кроха не только сможет немного освоиться в небольшой группе, но и сможет познакомиться с немногочисленными «соратниками».
- В летний период или в начале осени детский организм получает максимум витаминов, поэтому иммунитет крохи в это время менее уязвим для микробов и вирусов.
- Грипп и простуда еще не пришли в регион, погода благоприятствует развлечениям и новыми знакомствам, а солнце наполняет всех позитивными эмоциями. Может быть это для некоторых будет звучать нелепо, но в дождливую и холодную пору не хочется не только посещать детский сад, но и ни с кем общаться и налаживать новые «связи».
Когда бы вы не отдали кроху в детский садик, помните, что ему по-прежнему нужно ваше внимание. Поэтому не забывайте проводить вместе с ним вечера и выходные дни.
Хвалите и возвышайте своего ребенка, идите с ним на компромиссы, делайте небольшие поблажки.
Даже если вам придется каждый день встречать ребенка из садика с шоколадкой, это намного лучше и полезнее для него, чем истерики при расставании с вами по утрам.
Источник: https://PomoshRoditelyam.ru/sovety-dlya-roditelej/kogda-otdavat-rebenka-v-sad.html
Мнение нейропсихолога: Можно ли отдавать ребёнка в садик до 3 лет
Представьте, какие знания может усвоить и какие умения развить ребенок, когда он находится в постоянном стрессе?!
Когда я только начинала работать нейропсихологом, мне часто задавали вопрос относительно оптимального возраста ребенка для посещения садика. Я читала много медицинской и психологической литературы по этому вопросы.
Но заметила, что во многих случаях мнения расходятся (особенно в психологических аспектах данного вопроса). Мой профессиональный интерес усилился и личным, когда у самой появились дети.
Я первое время отвечала родителям: «Все дети разные и степень готовности к садику у всех тоже разная»
Кристина, которую отдали в садик в 1,5 года
Но как-то раз ко мне пришла на прием мама с дочкой, Кристиной (3 года). Девочка смышленая, любопытная. Но шагу шагнуть от мамы не может. А мама пришла с тревогой по поводу развития речи. Малышка умная, но практически ничего не говорит.
Играла Кристина со мной, не отходя от мамы, хотя при этом в садик ходила. Наблюдаются у врача, который и рекомендовал посещение нейропсиолога. Девочку мама была вынуждена отдать в садик в 1,5 года, поскольку на тот момент маме нужно было работать. Кристина ходила туда с трудом, все время плакала, не отпускала маму. А потом просто смирилась, но речь развиваться словно перестала.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
После той консультации я стала больше замечать, что таких деток, как Кристина, очень много.
Я не веду статистику, конечно, но наблюдаю такую взаимосвязь: чем раньше малыша отдают в детский садик, тем сложнее у него развиваются определенные высшие психические функции (внимание, мышление, речь и т.
д). Многие родители и специалисты со мной не согласятся. Я и не претендую на правоту, я только лишь делюсь своими наблюдениями.
В чем конкретно я как нейропсихолог вижу эту взаимосвязь?
Со скольки лет отдашь ребенка в садик – на столько и будет развит его мозг?
В 1-1,5 года для ребенка символом безопасности является мама и папа. Малыш интуитивно чувствует, что он не сможет о себе позаботиться, поэтому ему важно видеть и чувствовать рядом именно «своих» взрослых.
Когда мама приводит ребенка в таком малом возрасте в садик, малыш испытывает сильнейший стресс. Ему страшно, поскольку его маленький, но очень важный безопасный мир в лице мамы внезапно исчезает.
Это мы, будучи родителями и взрослыми рациональными людьми, прекрасно знаем, что вечером встретимся со своим ребенком, а вот малыш этого не понимает. Ребенок в этом возрасте живет в режиме «здесь и сейчас». И если мамы сейчас нет, значит и не будет. Иногда дети выражают этот страх криками и протестами, а иногда просто «уходят в себя».
Многие родители с гордостью говорят мне о том, что их малыш почти не плакал и вел себя спокойно. Это наша родительская иллюзия, это нам взрослым так хочется успокоить свою тревогу. На самом деле ребенок плакал, только внутри себя.
Переживание страха у ребенка в этом случае усиливается еще и тем, что внимание взрослого в лице воспитательницы рассредоточено на всех детей группы. Малыш видит, что на его потребности взрослый откликается далеко не сразу.
В моменты сильной тревоги многим детям помогают объятия, но и здесь воспитатель не может «разорваться» и дать этого рода поддержку по первому требованию.
А теперь представьте, какие знания может усвоить и какие умения развить ребенок, когда он находится в таком стрессе?! У деток, в отличие от взрослых, когда идет переживание сильных эмоции, части головного мозга, которые отвечают за развитие познавательных процессов, напрочь отключаются. Конечно, это происходит именно тогда, когда ребенка отдают в садик слишком рано.
Вам знакома такая картина, когда ребенок сильно плачет из-за упавшей на дорогу печеньки, а Вы пытаетесь донести логические доводы, что «я куплю тебе новую», «не стоит из-за этого расстраиваться» и «сам ты виноват»? Но малыш вас не слышит. Он словно поглощен своим горем по поводу печеньки. Так же и в садике, когда Ваш ребенок находится в постоянной тревоге, его мозг перестает развиваться так, как если бы он развивался дома с мамой.
Поэтому, когда я вижу очередную рекламу новомодного детского садика, где деток приглашают аж с 1 года, меня просто распирает от возмущения. Такая реклама словно подначивает мам отдать им на воспитание свое чадо. А еще мне забавно видеть, что прилагается к этому садику обучение иностранным языкам, занятия с логопедом, всякого рода умные «развивалки».
О каком обучении может идти речь, если ребенку страшно?
Так когда же стоит отдавать ребёнка в садик?
На мой взгляд, самый минимальный возраст, когда стоит вести ребенка в садик на весь день — это 3 года.
В этом возрасте уже сформирован ряд важных функций головного мозга, ребенок уже может примерно ориентироваться во времени (утро, день, вечер), он также уже уверен в том, что родители обязательно за ним придут.
Переживания и страх, конечно же, тоже будут, но не в таких масштабах и не с такими последствиями для здоровья и психического развития ребенка.
Как я уже говорила, многие родители приведут мне обратные примеры о том, как их ребенок стал лучше говорить, запоминать и соображать, ходя в садик. Да, и такое бывает, но в разы реже. Чаще всего, это связано с тем, что ребенок оказался очень стрессоустойчивым.
Его страхи компенсировались чувством интереса ко всему новому, что есть в садике.
А еще дети развиваются в садике лучше, чем дома, когда либо в семье царила неблагоприятная атмосфера (конфликты между родственниками, например), а в садике жизнь ребенка стала спокойней, либо когда личность воспитателя оказалась более открытой, внимательной и чуткой, чем личность мамы (и такое тоже бывает).
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
Поэтому, уважаемые родители, если у Вас есть возможность растить малыша дома до 3 лет, — так будет для него лучше. На модные «развивалки» можно водить отдельно. Если важно и нужно работать маме, и я тут мам прекрасно понимаю, то бабушки и няни в помощь. Ну, а если совсем некуда деваться, то садик, но с обязательным посещением детского психолога.
На занятия с психологом Вы сможете узнать, как можно подготовить морально малыша к садику, получите подсказки, как справляться с детскими предсадичными истериками, а также Ваш малыш в кабинете психолога сможет снять то эмоциональное напряжение, которое накопилось после посещения садика.
И помните, что главное – не раннее развитие, а своевременное!
И ещё: давайте уже признаем, что садик нужен в первую очередь нам, родителям. Потому что нам так по многим причинам удобнее устраивать свою жизнь. И это ни плохо, ни хорошо.
Маленькому ребёнку нужно в первую очередь ощущение безопасности, опоры, защиты и любви. Да, собственно, и нам, взрослым, тоже…опубликовано econet.ru.
- Екатерина Леонова
- Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.ru/articles/mnenie-neyropsihologa-mozhno-li-otdavat-rebyonka-v-sadik-do-3-let
11 ошибок, которые допускают практически все родители, отдавая ребенка в детский сад
- 14 блестящих вариантов переделки старой мебели, которые помогут сэкономить на покупке новой
- 20 человек, которые со временем словно превратились в других людей
- 20+ человек, которым пришлось побороться за новую внешность и жизнь
- 20+ вещей, о предназначении которых так просто не догадаешься
- Читатели AdMe.ru рассказали, какие поступки они совершили, когда их мозг будто отключился
- 15+ деталей, которые мы почему-то проглядели в любимых сериалах
- 18 поступков людей, которые точно подрабатывают в министерстве добрых дел
- 15 братьев и сестер знаменитостей, которые могли бы затмить самых ярких звезд, но выбрали тихую жизнь
- 18 примеров людской смекалки, которые сначала вызывают снисходительную улыбку, а потом — восторг
- 12 комиксов о том, что женщиной быть непросто, но безумно весело
- История одной ночи, которая вернет веру в лучшее даже тем, кто ее окончательно потерял
- Психоаналитик дал 5 советов молодым родителям (Но не все педиатры с ними согласятся)
- 25 питомцев, которым так нужна наша любовь
- Я была продавцом-кассиром в супермаркете 3 года. И хочу рассказать об изнаночной стороне этой работы
- 11 обычных действий за границей, которые могут превратить поездку в страшный сон
- Женщина копирует фотографии знаменитостей, чтобы показать, что размер не должен влиять на стиль
Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/11-oshibok-kotorye-dopuskayut-prakticheski-vse-roditeli-otdavaya-rebenka-v-detskij-sad-2106865/