Чем меньше ребенок, тем проще ему усваивать информацию и расширять границы своего мышления. Маленькие дети схватывают на лету любое сказанное слово, звук, ощущение, опыт. Однако, существует распространенное мнение, что раннее развитие не всегда полезно для малыша. Это мнение ошибочно – предлагая малышу развиваться и получать новые знания и опыт в игровой форме, вы не «отнимаете у дитя детство», а наоборот, делаете его насыщенным и закладываете прочный фундамент для развития гения. Если вы еще в раздумьях, прочтите 10 причин, почему стоит развивать малышей, и вы сможете окончательно убедиться в том, что это здраво и полезно!
1. Раннее развитие способствует развитию мозга.
Как известно, мозг малыша не прекращает формироваться после момента рождения. Наоборот, с рождения и до 3 лет формирование мозга протекает наиболее активно, и дополнительные нагрузки на этот орган сделают данный процесс более эффективным. Благодаря ежедневному получению новых знаний и опыта будут формироваться новые нейронные связи.
Ученые заметили разницу между детьми, которые получали максимальное количество информации с самого раннего возраста и теми, развитием которых занимались менее активно. Мозг первых был намного развитее и сложнее, нежели у вторых. Конечно же, многие могут возразить, что никогда не поздно наверстать упущенное.
В принципе, не поздно, но в будущем на это удет в десятки раз больше времени и усилий.
2. Раннее развитие повышает уровень интеллекта.
Казалось бы, что общего у щупанья гречки и складывания пирамидок с уровнем интеллекта. Но, именно такие простые развивающие занятия закладывают хорошее основание для развития гениального интеллекта.
Если наблюдать за детьми, которые с раннего возраста развивались под наблюдением родителей или учителей, можно отметить, что у них очень гибкий, живой ум, способность мгновенно реагировать, творчески подходить к решению любой задачи.
Раннее развитие – это основа, на которой будет строиться весь последующий опыт.
3. Раннее развитие – это весело!
Те взрослые, которые говорят, что раннее развитие отнимает у ребенка детство, наверняка, ни разу не организовывали развивающее занятие. Детство – пора игр и веселья, беззаботности и стопроцентного родительского принятия, в котором малыши чувствуют себя комфортно и безопасно.
Развивающие игры – это именно то, что подходит под это описание. Более того, веселиться развиваясь, могут не только малыши, но и взрослые, которые занимаются с ними.
Каждое занятие не только приносит пользу интеллекту, но также положительные эмоции, которые не менее важны для формирующейся личности.
4. Развивающие занятия сближают родителей с детьми
Делая что-либо вместе, вы выстраиваете отношения, учитесь лучше понимать друг друга. Конечно же, есть множество других способов выстроить близкие отношения со своим малышом, но совместное времяпровождение в развивающих занятиях точно не будет лишним.
5. Раннее развитие помогает малышу приобрести уверенность
Информированность, поощрение и похвала от родителей, осознание своих способностей – все это формирует здравую самооценку у ребенка.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш рос уверенным в себе, без страхов, комплексов и заниженной самооценки, вам просто необходимо помочь ему, как можно раньше, понять, что у него есть таланты и способности, он может быть успешным, пусть пока только на развивающих занятиях.
6. Ранее развитие делает жизнь ребенка интереснее.
Неугасимое любопытство и страсть к познанию мира – это отличительная характеристика всех здоровых детей раннего возраста.
Развивающие занятия помогают утолить жажду знаний и восполнить потребность в получении новой информации и опыта.
Занимаясь развивающими играми с малышом, вы не угасите его любопытства, наоборот, еще больше стимулируете его к познанию мира, но вам удастся направить его познавательную энергию в правильное русло.
7. Раннее развитие помогает ребенку пройти возрастные кризисы.
Каждого малыша ожидает не один возрастной кризис. Это такие периоды, когда личность ребенка созревает, происходит ее трансформация и переход на новый уровень.
Возрастные кризисы многими детьми переносятся тяжело, не говоря уже об их родителях, которые часто даже не знают, что происходит и как помочь развивающейся личности. Но, раннее развитие помогает малышу быстрее и легче переносить такие этапы взросления.
Развитый ребенок проще выражает свои эмоции, потребности и желания, раньше становится самостоятельным.
8. Раннее развитие – залог успешного будущего
Все мы желаем своим детям самого наилучшего. Мы хотим, чтобы они стали успешнее нас, смогли большего достичь и жили лучше. Раннее развитие помогает родителям сделать вклад в будущий успех своих детей. Ведь люди с развитым интеллектом в любой сфере деятельности смогут достичь высот.
9. Раннее развитие – идеальная подготовка к дальнейшему обучению
Если развивать ребенка с самого раннего детства, ему будет проще усваивать образовательную программу в детском саду, школе и всех остальных заведениях.
Малыши уже будут знакомы с механизмом усвоения знаний, и учеба не станет для них непосильной ношей, как часто бывает.
Более того, уже к школе малыш будет опережать своих сверстников по многим параметрам и сможет чувствовать себя уверено и свободно в новой среде.
10. Раннее развитие прививает любовь к учению
Детские психологи в клиниках и образовательных учреждениях слышат жалобы на отсутствие интереса к обучению у детей, чаще приветствий. А все почему? Потому что не был заложен правильный фундамент. Развивающие занятия проходят в игровой форме, что только стимулирует интерес малыша к учебе. Такой подход позволяет «с пеленок» привить крохе любовь к образовательному процессу!
Елена, www.kraskizhizni.com
Источник: https://www.kraskizhizni.com/edu/develop/6256-10-prichin-zanimatsya-razvitiem
Необходимость развития ребенка в раннем возрасте
В последние годы все чаще можно слышать о том, что ранний возраст — это период, когда с ребенком «надо заниматься», то есть, всесторонне развивать.
Популярны мнения о том, что все самое важное ребенок впитывает до трех лет и это самый главный период в его жизни, ведь мозг интенсивно растет преимущественно в этот отрезок времени, и нельзя тянуть с «развитием», следует по максимуму использовать это время.
Что такое развитие, и каким оно должно быть в раннем возрасте?
Физиологически это действительно так: чем младше ребенок, тем более интенсивно его развитие, тем более стремительны изменения, малыш все схватывает на лету и результаты видны довольно быстро. Однако стоит вспомнить, что такое «развитие» в принципе, и что подразумевает словосочетание «раннее развитие детей».
Развитие — это процесс закономерного изменения, в результате которого возникают какие-либо новые качества или состояние. Интенсивное развитие в раннем возрасте предполагает, что эти изменения происходят раньше положенного срока: раньше, чем организм созрел для этих изменений, раньше, чем человек захотел бы этим заниматься.
В понятие развития часто вкладывают совсем другие значения: интеллект, образованность, эрудированность.
Однако забывают, что развитие — это не просто закономерный процесс (естественный, само собой разумеющийся), но еще и многогранный, сочетающий в себе массу аспектов.
И на каждом возрастном этапе есть аспекты, преобладающие в настоящее время: это так называемые задачи развития, те сферы, которым должен отдаваться приоритет.
Классически приняты следующие этапы развития и приоритетные задачи:
- 0-3 года — двигательные навыки
- 3-7 лет — эмоциональное развитие
- 7-13 лет — интеллектуальное развитие
Ранний возраст для ребенка — это период с 1 года до 3 лет. Учитывая это, выходит, что не стоит двухлетнему ребенку дарить азбуку и учить его читать, лучше подарить ему велосипед. И также не стоит отрывать четырехлетнюю девочку от игры в куклы, потому что «пора почитать».
Вероятно, многие возразят, что ранний возраст — это идеальное время для всестороннего развития малыша. И вполне можно чередовать виды деятельности, и распределять время между всеми занятиями.
Однако опыт показывает, что успеть все не получается: у родителей, которые уделяют внимание исключительно интеллекту, не хватает ни времени, ни сил на что-то другое, часто только одно направление становится преобладающим.
У кого-то это может быть даже спорт, казалось бы, физическое развитие полезно.
Однако если трехлетку «муштровать» в спортивной секции каждый день, добиваясь от него дисциплины и спортивных результатов, то на игры, развивающие эмоциональную сферу, у него просто не останется сил, а часто и времени. Но родители будут искренне полагать, что если их ребенок будет заниматься всем с раннего возраста, то он будет намного успешнее в будущем.
Раннее развитие детей — залог их успешного будущего?
Из сказанного выше понятно, что раннее развитие детей не является необходимостью, этот процесс закономерен, и должен соответствовать актуальным задачам развития в соответствии с возрастом. Так почему же все стремятся растить «гения с пеленок»? Зачем это нужно взрослым?
У каждого взрослого есть представление об успешности: материальный достаток, уверенность в себе, благополучие в личных отношениях. Все это достигается с помощью саморазвития: высокий интеллект, лидерские качества, выдающиеся способности. Конечно, взрослые хотят только лучшего для своего ребенка.
Так вот такая ориентация на будущее, на успешность во взрослой жизни заставляет родителей забыть об актуальных потребностях ребенка.
Фраза «детство одно» понимается совсем в другом контексте: нужно сейчас вложить по максимуму, чтобы потом были плоды, иначе время будет упущено.
Действительно детство одно, но расценивать его следует как уникальный период, а не как исключительно подготовку к будущей жизни.
Интересно ли ребенку?
Многие полагают, что интерес ребенка определяет, что представляет собой занятие — раннее развитие или натаскивание на результат, навязывание. То есть, если ребенку интересно рассматривать цифры в 11 месяцев, то ему ничего не навязывают. Но для малыша важно внимание взрослого, его эмоциональное участие, и неприятно, когда родитель безразличен. Так что ему остается делать, если родитель проявляет эмоциональное участие только в интеллектуальных играх? Разумеется, малыш начинает стремиться к этим занятиям, с целью привлечь внимание близких взрослых, продлить совместное времяпрепровождение. А у взрослых складывается ложное убеждение, что ребенку это занятие действительно интересно.
Постоянное общение — лучшая помощь родителей
Можно заметить, что суть многих методик раннего развития детей — это тренировка механической памяти, ведь малыши прекрасно запоминают информацию. Но если ребенок запомнил что-то, это не значит, что он стал умным. Ум подразумевает мышление, способность логически мыслить.
А этому можно научить в простом общении. Ежедневно решать простые задачи типа «куда спрятался мишка?», «что будет, если покатить мяч, и если покатить кубик?», наблюдать окружающие явления погоды, уделять внимание последовательности событий (что сначала, а что потом).
Показатель интеллектуального развития кроется в умении решать подобные задачи. Именно в общении родители могут добиться отличных результатов — скачки развития не заставят себя ждать.
Важные компоненты общения — это выразительные эмоции («заразительные», показательные, яркие), подогревающие интерес к окружающему. Кроме того важен тактильный контакт — это тоже аспект общения, невербальный. Ведь можно одним прикосновением, без слов показать свое отношение, свое настроение.
В ходе общения ребенок начинает чувствовать себя любимыми, самоценными, нужными, формируется эмоциональный контакт, и в ответ у малыша формируется потребность в общении, через которое в свою очередь и идет развитие.
Ранний возраст для детей — это время, когда они начинают познавать окружающий мир.
Поэтому с ними нужно разговаривать обо всем на свете, спрашивать и выражать свое отношение к происходящему, свое мнение, перечислять события, которые были и будут, наблюдать за пространством вокруг, подкреплять любопытство ребенка.
Каждый малыш любопытен от природы, его любознательность — это врожденный рефлекс, потребность познавать окружающий мир. И без усиленных занятий ребенок сам начнет задавать вопросы, что означает его естественную готовность к построению новых понятийных связей, к освоению новых навыков.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/ranniy_vozrast/razvitie_rebenka_v_rannem_vozraste_tak_li_ono_neobkhodimo/
Раннее развитие ребенка
Раннее развитие ребенка
Что предполагает раннее развитие ребенка, какие цели оно ставит? Зачем родителям заниматься ранним развитием детей.
Ранним развитие ребенка — что это такое
В отношении раннего развития нет единого мнения. Впрочем, нет и единого мнения о том, что это такое — раннее развитие, что под ним понимать сегодня.
Надо ли вообще заниматься ранним развитием ребенка и не окажет ли это отрицательное воздействие на здоровье ребенка.
Ведь в погоне за ранним развитием можно перегнуть и палку, когда интеллектуальное развитие идет в ущерб физическому развитию.
Многие согласятся с тем, что раннее развитие — это не есть специальное обучение ребенка в раннем возрасте чтению, письму, счету, музыке, запоминанию энциклопедических знаний при помощи различных методик.
Все-таки развитие и образование- это разные понятия. Развивающие игры развивают конкретные структуры мозга. А образование несет социально-просветительскую нагрузку. И это совершенно разные вещи.
Раннее развитие предполагает формирование предпосылок к успешной учебной деятельности в дальнейшем.
Оно способствует развитию логического мышления, речи, памяти, внимания, воображения, ведет к познанию мира, через творчество, игру.
Почему раннее развитие называют ранним? По отношению, к какому развитию оно является ранним?Становится очевидным то, что сегодня относить к раннему развитию занятия, проводимые по различным методикам, не совсем верно. Помним, в какое время мы живем.
Объемы информации увеличиваются день ото дня. Ребенку необходимо успевать адаптироваться к таким условиям, а именно: учиться «навигации» в бурном потоке информации. Весьма часто перестраиваются и усложняются образовательные программы. Плохо это или хорошо, но так есть.
И в такой среде надо жить, учиться, работать, быть счастливым, здоровым, успешным. С этой позиции важно ребенка научить спокойно воспринимать все новое, уметь ориентироваться в этом информационном океане, не теряться, находить для себя нужное и полезное.
И раннее развитие уже не кажется ранним, а скорее своевременным.
Кто может помочь ребенку освоиться в потоке информации? Кто будет заниматься ранним развитием? Разумеется, родители. Ибо кто лучше них знает своего ребенка, его потребности, располагают большим временем для общения с собственным ребенком.
Переложить эту задачу на педагогов различных детских развивающих клубов и детских садов не удастся. Два-три занятия в неделю не смогут решить задачу раннего и полноценного развития ребенка. Ознакомить с тем, как заниматься развитием ребенка дома — это да.
Однако и сами педагоги отмечают, что цель их занятий состоит в том, чтобы показать родителям, как заниматься с детьми, а родители уже должны сами каждый день уделять внимание ребенку.
Поскольку большую часть времени мы с ребенком проводим вместе и дома, то соответственно и заниматься развитием ребенка необходимо дома тоже.
Многие родители сделали выбор в пользу раннего развития своего ребенка. Они знакомы с существующими методиками по развитию детей и стараются претворить их в жизнь, обмениваются мнениями и достигнутым опытом. Думается, что это нормальная ситуация. Почему бы и не воспользоваться знаниями и достижениями в обсуждаемой здесь области.
Занимаясь развитием ребенка, родители способствуют раскрытию его способностей и максимальной их реализации в будущем. Ребенка знакомят с разными видами творческой и интеллектуальной деятельности, уделяют внимание одновременно и физическому развитию.
Основные моменты в методиках раннего развития
Бывает часто такое, когда, не достигнув особых результатов при применении той или иной методики по раннему развитию ребенка, разочарованные родители подвергают критике авторов. В погоне за интеллектуальным развитием упускаются моменты, которые проговариваются авторами методик. Основными из них являются следующие:
- предлагается не механическое заучивание информации и вдалбливание, а проведение занятий с ребенком в игровой форме, чтобы у ребенка был неподдельный интерес к таким игровым занятиям;
- занятия должны приносить радость ребенку, проходить исключительно при хорошем настроении у ребенка;
- отсутствие системы оценки ребенка в соответствии с какими-нибудь стандартами; каждый ребенок индивидуален;
- раннее развитие — это физическое развитие наряду с интеллектуальным развитием;
- напомним и то, что некоторые методики раннего развития разработаны были для детей, отстающих в развитии. Например, методика Глена Домана. Изначально стояла задача активизации умственной деятельности больных детей через обучение. По традиционной методике не получалось научить читать детей. Дети не понимали, как из букв получаются слова. Простым для понимания слаборазвитых детей оказалось запоминание целых слов. Занятия по методике Домана с детьми, отстающих в умственном развитии, приводили к тому, что дети догоняли в развитии своих здоровых сверстников. С этой позиции раннее развитие приносит, без сомнения, пользу.
Таким образом, целью раннего развития является не опережение своих сверстников на год или два, или даже больше. Не это главное.
Как соотнести раннее развитие ребенка с его потребностями и интересами
С самого рождения мы все не похожи друг на друга. У каждого ребенка свой темп развития. Каждый ребенок индивидуален и бесспорно обладает способностями и талантами в какой-то области.
Ребенок, в отличие от взрослого, стремится заниматься, прежде всего, тем, что ему интересно.
Поэтому в деле раннего развития ребенка нужно все-таки в большей степени исходить из интересов ребенка, его потребностей.
Как открыть эти способности и таланты, как понять потребности и интересы ребенка? Исходя из этого, для развития ребенка необходимо предоставить по возможности разнообразный материал для исследования и изучения.
И даже если ребенок, знакомясь с чем- то новым, не может повторить также или выполнить идеально,- это не так уж важно. Главное — это заронить интерес, чтобы ребенку было не скучно, показать ему разные направления и перспективы.
А дальше малыш сам будет ориентироваться и определять, что ему из предоставленного нравится или подходит.
Стоит отметить то, что в последнее время распространено проведение среди взрослых всевозможных тренингов и семинаров, где в попытках найти предназначение человека в этой жизни, раскрыть дремлющие способности и таланты — отправляют к воспоминаниям детства.
Ставится задача — вспомнить то, что человеку больше всего нравилось делать в детстве, какие виды деятельности приносили радость.
Так предпринимаются попытки выяснить наши способности и таланты, данные нам от природы, и в какой сфере деятельности можно их потом реализовать.
Все это помогает сориентироваться человеку и в выборе профессии, и в смене профессии, таким образом, чтобы наша профессиональная деятельность приносила нам радость и мы сами были бы востребованы.
К тому же человек только сам может определить, что ему подходит, что интересует. А для такого выбора должна быть подготовлена почва еще в детстве. Поэтому- то раннее развитие ребенка стоит родительского внимания.
Чтобы в будущем наши дети могли уметь делать выбор в соответствии со своими истинными потребностями и были счастливы.
Источник: https://moyamamma.ru/razvitie_rebenka
Раннее развитие ребенка: да или нет?
Эти странные, противоречивые рекомендации о раннем развитии детей могут сделать безумным даже самого адекватного родителя.
А как тут не сойти с ума, когда одни педагоги утверждают, что все нужно успеть до трех, другие — до шести, третьи — призывают вообще никуда не спешить и ни в коем случае не начинать образование до семи. Новые теории опровергают старые, затем предлагается вспомнить опыт прошлых поколений и взять его на вооружение.
Во всей этой чехарде возникает непреодолимое желание отодвинуть в сторону бесконечные гипотезы и предположения и выяснить наконец-то, что же мы на самом деле знаем и чего не знаем о развитии детей.
Сказка об упущенных возможностях
Давайте вначале разберемся с самым спорным и часто опровергаемым утверждением, что все нужно успеть до часа Х, а иначе мозг ребенка, как карета в известной сказке, превратится в тыкву.
Идея о критическом периоде, когда множество функций должны сформироваться, возникла не на пустом месте. Опыты на мышатах и котятах показали, что если после рождения их лишить зрительной стимуляции, то взрослые особи навсегда теряют способность видеть.
В медицине известны случаи, когда у детей, рожденных с катарактой, зрительная функция глаза утрачивалась навсегда, если операция не была проведена вовремя.
Картину дополняют сообщения о детях-маугли: лишенные нормального воспитания в человеческой среде, они, как правило, не могут во взрослом возрасте освоить речь и прямохождение.
Как вы думаете, можно ли на основе этих примеров делать вывод, что со всеми остальными способностями (например, способностью писать или считать) происходит то же самое?
Доктор психологии из Университета Северной Каролины Дональд Белей утверждает, что нет никаких доказательств, что существует, какой-то возрастной рубеж, преодолев который человек уже не может освоить чтение, письмо, счет и множество других полезных в жизни навыков.
Об этом он пишет в своем исследовании «Есть ли критический период для образования в раннем детстве?» Вы, наверняка, знаете людей, которые выучили, например, иностранный язык, будучи взрослыми.
Большинство детей обучаются азам математики и грамоты после шести-семи лет и не испытывают по этому поводу никакого дискомфорта. «Критический период» существует не для всех способностей вообще, а лишь для некоторых.
Выбирая, развивающие занятия для малышей, нужно четко понимать, чему именно важно уделить внимание в раннем возрасте, а что можно без всякого вреда отложить. Пособия по возрастной психологии помогут разобраться в вопросах — что, когда, зачем и почему нужно развивать в ребенке. Впрочем, к.м.н.
, профессор, детский и подростковый психиатр Нина Кузьминична Асанова советует относиться к этим пособиям, как к навигатору, а не как к инструкции, ведь каждый человек, даже маленький, развивается по своей индивидуальной траектории.
Все ли дети гениальны?
Родители редко способны оценивать свое чадо объективно. Чуть ли не каждая мама (да и папа тоже) видит в своем ребенке Эйнштейна, Моцарта, Анну Павлову, а иногда и всех троих сразу. К сожалению, в реальности гениальные люди рождаются на нашей планете гораздо реже, чем нам хотелось бы.
Как распознать одаренного ребенка?
Американский исследователь, профессор Эллен Виннер объясняет, что всех одаренных детей, вне зависимости от вида одаренности (интеллект, спорт, творчество), отличает три признака: они опережают своих сверстников в развитии и быстрее учатся, они креативны и упрямо делают все по-своему (маршируют в своем ритме), они обнаруживают сильнейший интерес и мотивацию в той сфере, в которой одарены.
Особенностью жизни одаренных детей является их высокая загруженность в самом раннем возрасте: как правило, вундеркинды посвящают много времени оттачиванию своего мастерства, часто у них есть строгие наставники в лице родителей или учителей.
Некоторые одаренные дети могут проявить свои таланты и без интенсивных тренировок и помощи взрослых, но это редкость. Несмотря на то, что мы знаем множество деталей о ранних годах жизни гениев и можем вычленить какие-то общие закономерности, у нас, тем не менее, нет технологии, которая могла бы сделать из обычного ребенка вундеркинда.
Никакие методики развития не могут дать такой результат. Важно понимать, что обычный ребенок не в состоянии выдержать тот объем тренировок (может впасть в депрессию, заболеть), который выдерживают одаренные дети.
Дело в том, что вундеркиндам свойственно ощущение потока во время многочасовых занятий предметом, к которому у них есть склонность, они черпают энергию от тренировок, очень быстро продвигаются вперед и не устают так, как их обычные сверстники.
Быть одаренным ребенком непросто. Это не только подарок судьбы, но и тяжелая ноша. Как правило, одаренные дети испытывают сложности в социальной сфере и страдают от одиночества. И дело вовсе не в том, что у них отсутствуют коммуникативные способности.
Вундеркинды слишком сильно выделяются на фоне своих сверстников, в детском коллективе их часто воспринимают как «чужаков».
Ситуация усугубляется тем, что талантливым детям трудно найти товарища «по уму» и интересам в обычной школьной среде, в итоге они остаются без удовлетворяющего их общения практически в течение всех детских лет вплоть до старших классов, когда уже поступают в специализированные классы, которые есть во многих школах, и находят похожих на себя друзей.
Окружающие ждут от одаренных детей выдающихся достижений во взрослом возрасте. Но так происходит далеко не всегда, что приводит к тяжелым психологическим переживаниям. Эллен Виннер отмечает, что лишь незначительное количество одаренных детей, повзрослев, становятся гениями: чаще всего они могут претендовать лишь на то, чтобы быть хорошими специалистами в какой-то области и не более.
Вы все еще хотите сделать из своего ребенка вундеркинда?
Исчезающий эффект
Так эффективно ли раннее развитие для обычных детей? Конечно, многое зависит от того, как именно развивать ребенка, в каком режиме, при помощи каких методик.
Если же говорить в общем, не вдаваясь в эти детали, то эффективность развития, как правило, отмечают и родители, и различные исследования.
Дети, которые занимались по программам для дошкольников, показывают лучшие результаты на тестах, чем те, которые не занимались.
Однако этот эффект недолговечен. В 2015 году были опубликованы итоги масштабного, многолетнего исследования (метаанализ), которое показывает, что преимущества раннего развития нивелируются в течение нескольких лет.
То есть дети, с которыми занимались по программам раннего развития, в первом классе и последующие годы демонстрировали лучшие показатели на тестах, чем те, с которыми не занимались, но ко времени окончания школы в интеллектуальных результатах этих двух групп детей не было никакой существенной разницы.
Однозначно, дошкольное обучение облегчает детям начальный этап школьной жизни, однако не дает каких бы то ни было преимуществ впоследствии. Стоит ли овчинка выделки — решать вам.
Меня, как носителя русского языка, очень интересует один вопрос, на который вряд ли может ответить зарубежное исследование. Многие уже взрослые люди связывают свою «врожденную» грамотность с тем, что они в очень раннем возрасте научились читать.
Действительно ли это так? Не секрет, что грамотное письмо на русском языке нелегко дается школьникам. Если раннее чтение позволяет писать без ошибок, даже не зная правил орфографии и пунктуации, то это, по-моему, отличный лайфхак.
Правда, у нас, к сожалению, пока нет достоверных и объективных данных, чтобы утверждать существование связи между ранним чтением и грамотностью.
Есть ли вред от раннего развития?
Сейчас раннее развитие модно ругать. Ругают педиатры в поликлиниках, учителя в школах и родители в интернет-группах и форумах. Некоторые особо продвинутые мамы ругают даже занятия по лепке, мол, они приводят к отставанию. Спешу вас утешить: нейропсихологи и психологи вред от лепки и других творческих занятий не подтверждают.
Единственное, против чего специалисты (в частности, А. Семенович, М. Безруких и другие) активно выступают, — это обучение чтению и счету (точнее даже — буквам и цифрам) в раннем возрасте.
Свое негативное отношение они объясняют тем, что необходимые для чтения и счета функции мозга у дошкольника еще не сформированы и несвоевременная нагрузка может привести ко всевозможным проблемам.
Вот, что об этом пишет кандидат психологических наук, профессор Анна Владимировна Семенович: «Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает ее, происходит энергетическое и информационное обкрадывание.
Наиболее вредоносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и цифрам.
Указанная неадекватность такого акта определяется прежде всего тем, что он входит в противоречие с основополагающими, широко известными закономерностями психического развития, обозначаемыми представителями разных психологических школ (А. Фрейд, М. Клайн, Л.С. Выготский, К. Левин, Д.Б. Эльконин и др.) как кризисный период. Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной во времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях».
Анна Владимировна предупреждает, что при раннем обучении буквам и цифрам у ребенка могут возникнуть психологические трудности и различные болезни, при этом появиться все эти неприятности могут не сразу, а спустя какое-то время. Заметим, что Анна Семенович хоть и пишет, что это «многократно эмпирически доказано», но, к сожалению, не приводит этих эмпирических доказательств: ссылок на них нет нигде.
О вреде раннего академического образования говорит и доктор биологических наук, психофизиолог Марьям Моисеевна Безруких.
Когда ребенок получает слишком сложные для своего возраста задания (для которых мозг еще не в достаточной степени сформировался), то он испытывает чрезвычайно сильное напряжение, считает эксперт.
Марьям Безруких уверена, что такие напряжения имеют чрезвычайно негативные последствия для развития ребенка.
У нас, конечно, нет оснований не верить уважаемым специалистам, но пока нет исследования, которое не гипотетически, а эмпирически показало бы вред от чтения и счета в раннем возрасте.
В частности, нет ответов на вопросы: почему многие взрослые, которые рано научились читать и считать, не обнаруживают каких-то негативных последствий в течение жизни? Можем ли мы предположить, что ранний счет и чтение вредно не всем детям, а лишь некоторым? Или, может, вредны не счет и чтение, а общая перегруженность детей и неправильный подход к их обучению?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно сравнить две достаточно большие группы детей: в одной дети обучались чтению и счету в раннем возрасте, в другой — нет. На основе многолетнего наблюдения за этими группами и их анализа мы могли бы сказать об однозначном вреде или безвредности академического образования для дошкольников. Пока же вопрос об опасности чтения и счета остается открытым.
Источник: https://n-e-n.ru/develop/
Раннее развитие ребенка дома: 5 важных советов эксперта
Специалисты уверены, что раннее развитие играет очень важную роль в воспитании ребенка и его будущей жизни.
Каждому человеку 1 раз в жизни дается период, когда все знания и навыки даются совершенно легко и быстро, когда можно заложить любовь к процессу обучения и познания мира, к спорту. Этот возраст от 0-6 лет.
Именно в этот период времени активно формируются нейронные связи мозга. Активно развиваются все органы чувств, благодаря которым ребенку будет проще обучаться в школе. Важно помнить, что успешное и легкое обучение, которое приносит удовольствие и радость, возможно только при хорошем фундаменте, заложенном в первые 6 лет жизни.
- О раннем развитии
- Нужно активно тренировать ребенка с рождения (для этого существуют специальные упражнения), чтобы дальнейший процесс обучения был легким и приятным, а родители не мучились с вопросами плохой успеваемости в школе, нежеланием учиться, проблемами с поведением, здоровьем и так далее.
- Чтобы ребенок развивался гармонично, важно не упускать ни одно из 5 основных направлениях всестороннего развития: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное, духовно-нравственное.
Немаловажным моментом является и отработка базовых рефлексов. Если этого не сделать вовремя, следуют такие последствия, как:
- проблемы с вниманием и концентрацией;
- проблемы с организацией;
- плохая координация тела;
- трудности с чтением;
- неряшливость при приёме пищи;
- неуклюжесть;
- медлительность при выполнении заданий;
- сложность при письме, неграмотность, плохой почерк;
- нарушение мелкой моторики;
- плохо развитая речь;
- укачивание в транспорте;
- проблемы с поведением (агрессия или стеснение, импульсивность);
- плохая осанка, скалиоз;
- малый запас физических сил, бодрости;
- неумение справляться с паническими реакциями и фобиями;
- неумение контролировать свои реакции в стрессовых ситуациях;
- неумение оказать себе и другим поддержку и помощь.
Что нужно успеть в раннем возрасте
Раннее развитие ребенка поможет достичь следующих результатов:
- развить вестибулярный аппарат, мозжечек, все органы чувств, координацию;
- сформировать нейронные связи мозга;
- сформировать мотивацию к обучению и познанию мира;
- привить любовь к спорту;
- заложить фундамент для здоровья;
- сформировать активную жизненную позицию;
- выработать умение концентрироваться;
- выработать самостоятельность;
- развить коммуникабельность.
Чтобы развивать маленького ребенка, действуй в трех направлениях.
Развитие подвижности
Как можно чаще выкладывай новорожденного на животик (на ровную и твердую поверхность). Это укрепляет его мышцы спины, шеи, ручек и ножек, стимулирует ребенка поднимать головку. Готовит ребенка к следующему уровню развития – ползанью. Помогает перейти к осознанным движениям. Кроме того, это отличная профилактика коликам.
Как можно меньше держи ребенка в местах, ограничивающие подвижность: коляски, манежи, мягкие кровати.
Не закутывай малыша и не одевай на него много одежды. Это затрудняет его движение и затормаживает процесс развития.
Развитие мануальных навыков
Эти тренировки развивают внимание, воображение, мышление, все виды памяти, наблюдательность, речь, способности к изучению иностранных языков, улучшает координацию, улучшает снабжение мозга кислородом за счет увеличения объема грудной клетки ребенка, способствует созреванию мозга и достижению следующей стадии развития, ускоряет психофизическое развитие малыша, закладывает активную жизненную позицию.
Положи малыша на спину, подставите 2 своих больших пальца под его ладошки, остальной частью руки придерживайте ручки.
Как только он ухватится – медленно начинайте приподнимать (под спинку подложите подушку или что-то мягкое и обязательно страхуй его пальцы своей рукой, на случай, если он отпустит ручку). Через несколько секунд опусти. Делайте это упражнение от 10 раз в день.
Мы просили бабушек и дедушек, чтобы они выполняли это упражнение с внуками, когда приходят в гости. Таким образом они эффективно проводили с ними время и дети развивались.
Развитие баланса и вестибулярного аппарата (который находится рядом со всеми чувствами человека (слух, зрение, вкус, осязание, обоняние).
Когда мы развиваем вестибулярный аппарат, автоматически развиваются все остальные органы чувств.
Он отвечает за: походку, легкость движения, координацию тела в пространстве, способности к разным видам спорта и физической деятельности и т.д. Активно развивается с 6-14 месяцев.
Развитие мозга в первые месяцы жизни резко ускоряется, если подвергнуть ребенка мягкой вестибулярной стимуляции, которая весьма приятна новорожденным.
Существует 15 основных упражнений на развитие баланса у новорожденных. Начать можно с легкого кружения вокруг своей оси с новорожденным на руках, качания в гамачке, танцев мамы с малышом на руках, плавных и медленных движений вниз и вверх, катаний на мате (или большой подушке) вперед-назад и влево вправо.
Источник: https://www.nur.kz/1715373-rannee-razvitie-rebenka-doma-5-vaznyh-sovetov-eksperta.html
Раннее развитие детей дошкольного возраста. Польза и вред
Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Ничто не происходит в отрыве от нервной системы. Все наши проявления в жизни, поведение, деятельность – это результат работы нашей нервной системы.
Значит, если мы говорим о развитии, значит, мы говорим в первую очередь об изменениях, которые происходят в нервной системе. В частности, о тех изменениях, которые происходят в центральной ее части, представленной головным и спинным мозгом.
Ранее развитие детей дошкольного возраста – это изменения в нервной системе ребенка в самый ранний период его детства.
Развивать малыша, это значит, способствовать созреванию его нервной системы. Логично ставить вопрос – а что помогает созревать нервной системе в самый ранний период?
Если мы начинаем заниматься ранним развитием, не зная, и не учитывая законы созревания нервной системы, наше влияние далеко не всегда может быть полезным.
«Современный» взгляд на ранее развитие
Когда малыш рождается на этот свет, его нервная система не зрела. Она лишь предуготована к тому, чтобы освоить все, что его окружает в этом мире. Разумеется правы те, кто утверждает, что в первые годы жизни ребенок осваивает огромные потоки информации.
И по утверждению авторов методик по раннему развитию, до 3-5 лет можно обучить множеству слов, названий. Современный мир породил множество ранних методик обучению чтению, иностранным языкам, магазины заполнены множеством картинок с написанными словами.
Однако, основу раннего развития составляет не сама по себе информация.
Потоки речевой информации «затопляют» и чрезмерно активизируют функции левого полушария, обедняя процессы созревания правого полушария.
В результате чего многие процессы, которые должны сформироваться и созреть у ребенка в раннем возрасте «обедняются», оставаясь не зрелыми.
Ранее чтение, преобладание «учебной» деятельности над игровой в дошкольном возрасте приводит к мощному перекосу в формировании личности, обедняя многие возможности нервной системы.
Воображение, фантазия, способность решать задачи, связанные с общением становятся недоступными для детей, переполненных знаниями городов и иностранных слов. Обедненность двигательной, социальной, творческой составляющих интеллекта серьезно ограничивают возможности социальной адаптации повзрослевших интеллектуалов.
Истоки раннего развития. Историческая справка
К слову сказать, многие методики раннего развития в основу свою взяли коррекционные программы стимуляции детей с особенностями, когда специалистам приходилось находить «обходные» пути для того, чтобы запустить компенсаторные процессы в поврежденном мозге. Так, например, известная многим методика раннего развития Домана была создана американский нейрохирургом для развития малышей с травмами мозга с целью восстанавливать утерянные функции.
Более близкими к формированию функций нервной системы ребенка-дошкольника в норме являются игры методики Монтессори и Никитина. Монтессори разрабатывала свои программы в школах для сложных детей.
Никитин взял за основу разработки Сегена, Кооса, которые занимались исследованиями развития интеллекта у детей с особенностями в развитии.
Эти методики хорошо зарекомендовали себя в развивающей сфере, но для применения этих игр важно понимать закономерности развития познавательных процессов у детей.
Интересные и более близкие к развивающим играм современные разработки Даниловой и Борчан. Сегодняшние авторы все больше учитывают возрастные особенности созревания познавательной деятельности, закладывая в основу развития игровую деятельность ребенка.
Чтобы заниматься с ребенком дома и развивать его достаточно понимать, что в норме мозг ребенка развивается по иным законам, нежели в случаях, когда специалисты вынуждены искать «обходные пути» и способы стимулировать развитие нервной системы ребенка.
Развивая малыша в раннем возрасте лучше всего опираться на здравый смысл и наблюдения за тем, что важно для ребенка в разных возрастах. Ведь мы можем наблюдать именно то, что находиться в активном развитии.
Внешняя деятельность ребенка отражает процессы созревания, происходящие внутри его нервной системы.
Смысл Детства и его значение для развития
Сегодня отношение к раннему развитию меняется. Специалисты и родители начинают понимать, что главным для раннего развития все-таки является то, что называют «Детством». В детстве ребенок должен много двигаться, играть, общаться со сверстниками и взрослыми. Активно осваивать этот мир через предметную и игровую деятельность.
Принято выделять следующие периоды дошкольного детства, которые качественно отличаются друг один от другого. Ведущая деятельность ребенка отражает особенности формирования возможностей его нервной системы, а те возраста, которые отмечаются, как возрастные кризисы в первую очередь связаны с качественными скачками – изменениями в функционировании детского мозга.
Приоритетами в развитии нервной системы ребенка является то, что соответствует законам ее физиологического созревания. Другими словами, что в данный период наиболее активно созревает, такая деятельность и важна. К чему у ребенка в большей степени проявляется интерес, то и созревает наиболее активно.
Период от 0 до 1 года
Возраст – от 0 до 1 года. Это момент преобладания непосредственного эмоционального общения ребенка и взрослого. Но этот же период связан с активным усложнением сенсомоторной сферы. За год его двигательная активность изменяется до неузнаваемости.
Новорожденный, который не может держать головку и годовалый ребенок, который зачастую уже ходит и произносит первые слова – это гигантский скачек и первый кризис. Первое социальное отделение от мамы. Ребенок обретает возможности для самостоятельного передвижения и самостоятельных действий.
Качественно меняются отношения между ребенком и взрослыми.
От 0 до 1 года приоритет в развитии принадлежит отделам головного мозга, которые в дальнейшем будут обеспечивать ребенку устойчивую активацию нервной системы. Созревание стволовых и подкорковых структур происходит во время двигательной активности ребенка.
Именно эти структуры обеспечивают устойчивость внимания, произвольной деятельности и развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная восприимчивость, необходимая для нормальной жизнедеятельности и развития личности ребенка привязанность, также связана с созреванием подкорковых структур.
Развитие двигательной сенсомоторной системы в раннем возрасте является фундаментальным и основным.
Вывод: существенную составляющую раннего развития в первый год жизни составляет развитие двигательной и эмоциональной сфер. Развитие и укрепление сенсомоторной базы. Развитие и углубление привязанности и формирование доверия.
Период от 1 до 3-х лет
В возрасте от 1 года до 3-х лет происходит следующий качественный скачек. Ребенок теперь не только может передвигаться, ему доступны многие действия и возможности, связанные с развитием речи. Наступает время инициативы и активного познания.
С момента появления ребенка на свет начинают постепенно развиваться зоны, связанные с восприятием сигналов внешней среды – сенсорные зоны. В возрасте 1 года усложнение связей в сенсорных зонах мозга начинает преобладать.
Зрительный, слуховой, тактильный анализаторы и другие виды чувствительности обогащаются чувственным опытом. В период до 3-х лет активно созревают межсенсорные связи, обеспечивающие связь рука-глаз, слух-артикуляция и многие другие системы, обеспечивающие межсенсорную интеграцию.
Развитие сенсорики составляет важную часть раннего развития в возрасте от 1 года до 3-х лет.
Любознательность ребенка, его активная жажда исследования мира и деятельности также связаны с доминирующими в созревании функциями нервной системы.
Гормоны, которые вырабатываются при переживании восхитительного чувства «Получилось!» поддерживают эту познавательную активность и стремление всюду залезать, пробовать, трогать, делать… Мышление переживает революционные перестройки в своем развитии.
Вывод: в возрасте от 1 до 3-х лет базу раннего развития составляет богатство сенсорного восприятия и предметно-манипулятивная деятельность. Непосредственный познавательный интерес, инициатива. Эмоциональная и сенсомоторная сферы также остаются крайне активными в своем созревании.
Период от 3 до 5 лет
3-5 лет — это обогащение возможностей. Время активного развития множества процессов, которые потом станут основой для учебной деятельности. Игра усложняется, становиться сюжетной, появляются ролевые игры, и социальная активность захватывает развитие ребенка.
Воображение, внимание, память, мышление, речь, моторные навыки находятся в периоды бурного созревания.
Этот процесс обогащения опытом продолжается вплоть до 7 лет, когда количество переходит в изменение качества и ребенок созревает для учебной и сложной произвольной деятельности.
В период от 3 до 5 лет в развитии преобладают функции правого полушария. Правое полушарие в норме активнее развивается у большинства детей, независимо от латерального предпочтения с рождения.
Когда родители наблюдают выделение предпочтения правой или левой руки – это свидетельствует о том, что левое полушарие у правшей начинает активизироваться, но функции правого полушария в норме, преобладают вплоть до 5 лет.
У левшей правое полушарие зачастую продолжает доминировать в дальнейшем. В этом возрасте Ребенок бурно фантазирует, придумывает, сочиняет, переживает окружающий мир в образах, которые наполняют его мир. В этом возрасте дети увлечены конструкторами, сюжетными играми.
Эти процессы очень важны для того, чтобы вырастая, человек был психологически подвижным и пластичным, мог легко воспринимать изменения окружающего мира и адаптироватся к ним.
В это же время закладываются основы социального взаимодействия со сверстниками. Происходит усвоение социальных правил и норм через чувства. Многие родители отмечают, что дети словно понимают друг друга без слов.
Лопочут что-то, говорят каждый свое, но при этом игра может продолжаться и развиваться. В этот период ребенок учиться решать свои первые конфликты и встречается с тем, что люди его окружают разные.
Одна из важных задач данного возраста — научиться находить общий язык с другими детьми, и со взрослыми. Уметь заявлять свою позицию и договариваться с другими.
Моторная сфера также продолжает свое развитие. Движения в игре обретают ловкость и точность. Дифференциация и усложнение моторных зон коры мозга открывают для малыша новые возможности. Активно созревает способность к графической деятельности.
Улучшение ловкости в движениях пальцев рук открывают для ребенка возможности творческой деятельности.
В этом возрасте многие дети с увлечением лепят, рисуют, рвут, мнут, ковыряют, закапывают, приклеивают… Когда мозг ребенка созревает, то малыш стремиться найти вокруг себя все, что ему становиться доступно и с упоением делает то, что у него получается.
Вывод: возраст 3-5 лет важно наполнять различными видами игр, двигательной и творческой активностью, общением со сверстниками. Раннее развитие детей дошкольного возраста — это в первую очередь создание условий для созревания множества межсистемных связей в нервной системе.
Период от 5 до 7 лет
К возрасту 5-7 лет начинают активно созревать структуры регулирующие поведение ребенка. В играх ребенок осваивает правила, границы. Закладываются основы эмоциональной и волевой регуляции поведения. В этом возрасте ребенок осваивает те социальные нормы, условия, которые его окружают.
Возможности ребенка позволяют ему участвовать в посильной трудовой деятельности, что оказывает влияние на созревание волевой регуляции поведения. Потенциально ребенок готов к освоению причинно-следственных связей, которые возникают вследствие его поведения, он может брать на себя ответственность за порученные дала и за свои домашние обязанности.
Его возможности в самостоятельных действиях также расширяются. Через общение в семье ребенок осваивает ценности и ориентиры в отношениях. Сознательно или неосознанно мы, взрослые, своим отношением к ребенку и своими реакциями и чувствами неизбежно показываем ему, какие социальные законы работают в этом мире. В возрасте 5-7 лет появляются предпосылки к освоению навыков саморегуляции.
Ребенок продолжит осваивать социальный мир и его законы еще долгое время, но чувственная база для переживания и оценивания мира закладывается в дошкольном возрасте.
Вывод: к семи годам, если ребенок достаточно двигался, рисовал, играл, общался, осваивал трудовые навыки, познавал мир в деятельности – его мозг в большей степени созревает для усвоения более сложной учебной деятельности.
Роль взрослых в раннем развитии
На мой взгляд, ошибочно полагать, что ребенок «развивается сам», без участия взрослого. Мнение, что «взрослый должен не мешать, а лишь создавать условия» не в полной мере учитывает реальность.
Раннее развитие детей дошкольного возраста происходит в социальной среде, и жить ребенку в среде тех норм и правил, которые уже установлены социумом.
И осваивать этот порядок необходимо также, как и насыщать себя различными моментами, доставляющими удовольствие.
«Не мешать», грубо вмешиваясь и подавляя познавательную активность и самостоятельность ребенка – конечно важно. Позиция наблюдателя или просто «другого человека», который не вмешивается с гиперопекой и желанием «освободить» от всех «трудностей» очень нужна. Побыть с миром один на один – крайне важный опыт для развития.
«Создавать условия для развития» — обязательно. Среда вокруг ребенка может способствовать раскрытию его способностей, может подавлять их. И создавать среду, которая наилучшим образом поможет ребенку раскрыть свои способности надо уметь.
При этом важно понимать, что мозг также адаптируется к социальным нормам и правилам. Источниками их является мир взрослых, которые окружают ребенка.
Бережным к внутреннему миру чувств и ощущений и потребностей быть важно, но также важно, чтобы ребенок в глубокой чувственной привязанности переживал доминанту взрослого и осваивал правила жизни в социуме.
Трудно себе представить, что в природе медвежонок будет командовать медведицей…
медицинский психолог Попкова Светлана.
Источник: https://psy-razvitie.ru/rannee-razvitie/