Как научить ребенка правилам общения с незнакомыми и не вырастить его социопатом
Одна из основных ошибок родителей — попытаться запугать ребенка, вместо того чтобы научить его основам безопасной коммуникации. Самое первое правило, которому мы учим детей, — не разговаривать с незнакомыми, ведь они могут украсть, причинить вред, сделать больно.
В результате мы получаем напуганного ребенка, при этом не умеющего противостоять потенциальной опасности. Вместо того чтобы научиться общаться и выстраивать границы, говорить «нет» и быть уверенным в себе, ребенок начинает бояться вообще окружающих.
Другой вариант развития событий — ребенок вообще не усваивает это правило: не так просто осознать разницу между знакомым и незнакомым.
Если ты общаешься с детьми на детской площадке, можно ли говорить с их родителями? А с другими взрослыми на той же площадке? Как определить, кто родитель, а кто нет? Если человек назвал тебя по имени, он уже знакомый?
The Village поговорил с Ольгой Бочковой, руководителем Академии детской безопасности Safekids Academy, о том, как научить детей безопасному поведению и какие навыки для этого необходимо привить детям и их родителям.
— Недавно мы провели эксперимент «Не волнуйся, мама». В эксперименте приняли участие 38 детей в возрасте от 4 до 11 лет.
Сценарий: незнакомый человек уводит ребенка из магазина или с площадки фактически на глазах других родителей и детей. Результат: 28 из 38 детей ушли, причем произошло это в течение считанных секунд.
Аргумент, с помощью которого уводили детей, мы не раскрываем по понятным причинам. Тем не менее общая картина выглядит устрашающе.
Одна из вещей, поразивших во время эксперимента, — то, что взрослые, видя, что что-то происходит, никак не реагируют. Максимум уводят с площадки своих детей. Один папа качал на качелях своего ребенка. За это время с соседних качелей наш «незнакомый человек» увел троих детей. А мужчина вообще никак не отреагировал.
Этот эксперимент был не первым. И всегда ситуация одинаковая — люди не реагируют. Даже если все происходит заметно, очевидно. Только один раз вызвали полицию. Но ведь полиция — это долго. Намного проще схватить за руку здесь и сейчас. Спросить ребенка, знает ли он этого человека. Так что важно вообще менять культуру отношения к безопасности: учить не только детей, но и взрослых.
— Когда я решила заняться темой детской безопасности, я сдружилась с одной американской организацией. И мне очень понравился их подход.
У нас в обществе еще не назрела эта потребность: родители не знают и не думают о том, что маленького ребенка можно и нужно научить безопасному поведению. Они уверены, что достаточно объяснить через страх, что может случиться.
В Штатах же, конечно, знают, что страшные вещи случаются. Но не пугают ими детей, а дают конкретные инструменты безопасного взаимодействия, определения потенциально опасной ситуации и ухода от нее.
— Дело в том, что аналитический ум — это прерогатива взрослых людей: мы хотим знать предысторию, причину и последствия. У детей все устроено немного иначе. Маленькие дети очень доверяют родителям. Им вполне достаточно того, что так сказала мама. И это нормально.
Мы даем набор правил безопасного поведения: не трогать горячее, не выбегать на дорогу, определенным образом вести себя с посторонними людьми. Вполне достаточно объяснить, что если мы не знаем человека, то не можем предугадать заранее, как он себя поведет.
Так что безопаснее переспросить родителя.
Детям постарше уже можно рассказать больше. Что бывают люди, которые делают плохие вещи. Но, на самом деле, их не много. Нужно быть осторожным, потому что по внешности и поведению человека невозможно понять его настоящие намерения.
Чтобы ребенок понял это, с ним нужно работать. Нужно дать ему возможность попробовать на примере сказок и мультфильмов определить, кто положительный герой, а кто отрицательный. Подобрать сюжеты, когда человек кажется хорошим, а потом неожиданно совершает плохие поступки. Дать ребенку самому сделать вывод о непредсказуемости поведения других людей.
— Первый и главный момент — это то, что где бы ни находился ребенок, он должен знать, где у него безопасный тыл, куда ему безопасно убегать. Если он вышел из школы — возвращаться обратно в школу, если из дома — домой. Если он один в городе — в ближайший магазин, людное место, где можно обратиться к сотруднику учреждения.
Дальше мы учим выдерживать дистанцию. Общение с незнакомым не должно быть долгим, разговор не должен быть подробным. При ответах на вопросы нужно ограничиться парой слов, а затем уходить в безопасное место.
Для проигрывания такой ситуации мы используем на тренингах взрослых. Спрашиваем их: если есть выбор, к кому на улице обратиться с вопросом или за помощью, к другому взрослому или ребенку, к кому вы обратитесь? В ответ всегда звучит: к взрослому. И дети слышат это.
А если нет взрослых, а есть только ребенок, что тогда? Одни отвечают, что к ребенку не обратятся в любом случае, другие — что только с простым вопросом вроде: «Где здесь, как пройти?». Это — в пределах безопасной коммуникации.
Когда можно коротко ответить «в той стороне» — и уйти.
Мы учим держать и физическую дистанцию. Ребенок должен понять, на каком расстоянии от человека ему комфортно находиться и научиться не подпускать ближе: важно объяснить ребенку, где заканчивается его личное пространство и что вторжение другого человека в это личное пространство — тревожный звонок.
— Наверное, большая часть родителей предпочли бы такой вариант. В этом есть что-то победное: ребенок закричал, и его спасли, а похитителя поймали. Но это не похоже на правду в реальности.
Как психолог и как тренер, я не думаю, что ребенок будет кричать. Даже взрослому трудно крикнуть. Да и до последнего не ясно, нужно ли это делать. Поэтому и учить его нужно не кричать (он все равно этого не сделает), а правильно уходить. Учить надо тому, что для ребенка естественнее и скорее будет использовано.
— Чаще всего это даже не похищения, а преступления против детей, по большей части, сексуального характера. Причем это могут быть и незнакомые, и знакомые люди.
И иногда знакомые даже опаснее: сосед по дому, взрослый, с которым здороваются на улице родители.
Именно поэтому нужно делать упор не на «не говорить с незнакомыми», а на выработку определенных навыков и правил безопасного общения в целом, с любым человеком.
— В первую очередь это «подумай» и «спроси». Мы идем не от запрета конкретного действия, потому что ситуации могут быть слишком разными. Мы идем от общих принципов. Безопаснее всего спросить родителя.
— По-хорошему, чем дольше, тем лучше. Просто постепенно «спросить» перерастает в «предупредить». Да, подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то». Ребенка нужно учить предупреждать, а родителя – слышать и благодарить за соблюдение этого правила.
— Да, обязательно. И мы всегда приглашаем совместно детей и родителей. Они работают в парах. Почему важен родитель? Потому что он должен уметь сказать ребенку «спасибо» за то, что тот спросил и предупредил.
За каждое уточнение «можно?» нужно говорить ребенку «спасибо». Благодарить за соблюдение договоренности, правил. Причем не хвалить — в похвале есть что-то иерархичное, как будто родитель оценивает действия ребенка, — а благодарить.
Это более равная позиция.
— Развитию самостоятельности это не мешает. Ребенок сам решает, что он будет делать. И ставит в известность родителя. Он принимает решение, он о нем уведомляет. И тут наши родители совершают еще одну очень частую ошибку.
Они начинают ругать ребенка за то, что он пошел не туда, сделал не то. Но ведь в следующий раз ребенок просто не предупредит и не расскажет.
А значит, выслушав нравоучения, он начнет вести себя не более безопасно, а, наоборот, подвернется лишней опасности.
Недавно в интернете ходила история о том, как папа с сыном договорились о специальном сигнале: если у ребенка что-то не так, и он не может об этом открыто написать, он присылает СМС-кой определенный значок. Например, смайлик с «поцелуйчиком».
Так, оказавшись в неприятной ситуации, он может попросить помощи, даже когда открытый звонок родителям воспринялся бы окружающими в штыки. И получив сигнал, родитель уже сам звонит с вопросом: «Ты нам срочно нужен. Где ты? Мы сейчас подъедем». Согласитесь, выглядит совсем иначе.
Ребенок имеет возможность сбежать, не став при этом предметом насмешек.
— Что очень важно и о чем забывают наши родители, — это то, что необходимо учить ребенка уходить от проблемы. У нас ведь что зачастую слышишь? Получил — дай сдачи. То есть родители учат конфликту. Но почему бы в той ситуации, когда ты уже «получил», не сообразить, что дальше может стать хуже.
Может стать реально опасно и закончиться, как угодно. Что есть моменты, когда нужно просто уйти. Всегда может найтись противник сильнее. Или несколько противников. Может, и здорово выглядит образ «наказания хулигана». Но ведь может статься и так, что в итоге сам и пострадаешь.
И ради чего?
Мы учим, как не реагировать на провокацию, агрессию. Как не допустить вспышки конфликта и контролировать свои эмоции. Отдавать себе отчет в том, что злишься, но сейчас уйдешь от конфликта, потому что он может представлять угрозу. Особенно это важно во взаимоотношении со сверстниками, для предотвращения буллинга, травли.
— Именно. На тренингах мы как раз обыгрываем разные ситуации, показываем разные исходы, проигрываем ситуации травли, когда все кричат на одного.
Это дает возможность почувствовать себя и тем, кого травят, и агрессором. Понять, как ты будешь выглядеть, если ты уйдешь, если не ответишь. Что будешь чувствовать ты, что будут чувствовать окружающие.
Мы проговариваем, какой из вариантов самый конструктивный.
— Нужно с самого малого возраста показывать все на своем примере, с объяснениями. Например, чем меньше ребенок, тем чаще его угощают на улице. Объясните, что если угостили, посмотри на маму, она скажет — можно или нет.
Также важно при ребенке показывать недопустимость нарушения личных границ. Многие жалуются, что малышей часто трогают, треплют за щечки. И родители в гневе срываются на оскорбления и недовольство.
В то время как намного конструктивней просто сказать «пожалуйста не надо, нам это неприятно». Спокойно и уверенно. Цель — не рассказать окружающим, что мы думаем о них, а избежать конфликта и неприятной ситуации. Таким образом мы даем ребенку инструмент.
Показываем, как он сможет сделать то же самое. Ведь оскорбить взрослого он все равно не сможет. А научиться спокойно возразить — вполне.
— Одно другому не мешает. Но абстрактный разговор с маленькими детьми не работает. Им нужно объяснять наглядно, на примерах, в действии. Иначе ребенок не соотнесет разговор с жизнью и никогда не применит на практике то, что услышал. Усадив ребенка напротив с намерением поговорить, можно только проверить, хорошо ли у него работает слух и память.
— Я не думаю, что стало намного опаснее. По крайней мере, мое детство не было таким уж безопасным. Вспоминаю разные истории, о которых просто не знали мои родители. Потому что родителям было страшно сказать.
Да, число преступлений растет, но растет и количество людей в городе. И в целом сейчас работает больше правил, за ситуацией больше следят.
Если раньше эксгибиционист мог гулять по улице достаточно долго, сейчас это все-таки пресекается.
Растет осведомленность. Раньше знали, что происходило во дворе и о чем писали в газетах. А в газетах писали далеко не обо всем. Теперь есть интернет, мы знаем очень много. И больше боимся. Есть в этом свои плюсы, есть и минусы. Опять же, преступники стали изощреннее: раньше заманивали на конфетку, потом на щеночка, теперь зовут к маме. Потом придумают еще что-нибудь.
Именно поэтому мы не пугаем детей конкретными ситуациями, а учим безопасным принципам поведения в целом. Приемам, которые сработают в любой ситуации, с какими бы новыми словами не подошел тот самый «незнакомый».
1. Держать безопасную дистанцию. Повторяющиеся попытки ее нарушить — это сигнал опасности.
2. Уточнить у взрослого, которому доверяешь. Если не спросить разрешения, то хотя бы поставить в известность.
3. Оценить ситуацию. Помнить: взрослый никогда не попросит помощи у ребенка, а родители никогда не пошлют за ребенком незнакомого.
4. Уходить в безопасное место. Домой, в школу, в любое учреждение (например магазин).
Источник: https://www.the-village.ru/village/children/children-interview/289750-det-bezopasnost
ТОП-4 совета, как научить детей правилам безопасности
[artlabel id=»220603″]
Часто бывает, что родители, объясняя ребенку правила поведения, только сильнее его запугивают. Как лучше говорить с детьми, чтобы они научились быть осторожными?
Источник: Shutterstock
Каждый хочет, чтобы его ребенок был общительным и любознательным. Чтобы рос активным и исследовал окружающий мир. Но при этом многие родители понимают, что, обучая малышей основам безопасности, только сильнее запугивают их. А ведь можно все сделать совершенно по-другому! Рассмотрим основные ошибки, которые совершают родители, и сформулируем правила безопасного обучения.
Самый частый аргумент, который родители приводят, чтобы ребенок усвоил какое-то правило безопасности, — это рассказ об ужасных последствиях, которые его ждут, если он не будет эти правила соблюдать.
Как обычно действуют взрослые «Если будешь от меня отставать, то потеряешься и больше никогда не увидишь маму и папу!», «Не разговаривай с незнакомцами, а то плохой дядя тебя заберет!», «Упадешь!», «Поскользнешься!», «Ударишься!», «Без шапки замерзнешь!», «Ногу сломаешь!», «Смотри по сторонам, а то сейчас тебя машина собьет!» — это классическое программирование ребенка на неудачу.
Как обеспечить безопасность ребенка на улице и дома
Как это воспринимают дети
По сути, у малыша закладывается страх перед подобными ситуациями. Вместо того чтобы его уберечь, мы, наоборот, вызываем боязнь конкретных событий. Ребенок начинает думать, что с ним может случиться что-то плохое. И если вдруг он попадет в потенциально опасные условия, вместо того чтобы действовать правильно, он будет просто бояться.
Правило безопасного обучения
Проговаривайте варианты решения сложных проблем в историях, которые произошли со сторонними героями (сказочными или вымышленными — «Жил-был котенок», «Есть одна девочка»).
В таком случае малыш не станет представлять себя в роли жертвы, а увидит ситуацию со стороны и сможет спокойно ее с вами обсудить.
На примере поведения этого персонажа он поймет, что стало причиной опасной ситуации и была ли возможность ее избежать.
Опасную ситуацию можно также слепить из пластилина, нарисовать, проиграть с игрушками, обсудить во время просмотра мультфильма или чтения книги.
Обучая поиску выхода из непростой ситуации, мы при этом еще развиваем у детей находчивость, креативность, умение принимать быстрые решения.
Источник: Shutterstock
2. Долой запреты!
Схватишь горячую кастрюлю — обожжешься, но больше брать ее никогда не будешь. Возьмешь неаккуратно иголку — уколешься, но трогать ее больше не захочется.
Пока у малыша нет своего опыта ошибок, родители хотят предостеречь и защитить его от всех возможных неприятностей. Конечно, самый простой выход — установить запреты.
Как обычно действуют взрослые «Нельзя открывать дверь чужим», «Нельзя залезать на подоконник», «Нельзя перебегать дорогу на красный свет». Родители почему-то уверены, что подобные фразы помогут ребенку избежать ошибок.
Как это воспринимают дети Малышам тяжело даются всяческие ограничения. Это происходит в силу того, что у них только начинают развиваться мыслительные процессы. Они не реагируют, не слушают не потому, что хотят сделать что-то назло, а просто потому, что не понимают значения каких-то слов или неправильно их истолковывают.
Безопасность детей дома: 15 предметов, которые могут навредить ребенку
Правило безопасного обучения Вместо категорического запрета формулируйте правильное разрешение с ограничением. Например: «Нельзя брать конфеты и сладости у незнакомых».
Так мы только напугали и запутали. У каких именно незнакомцев и почему? А печенье — это тоже сладость? Устанавливаем правило: «Если тебя чем-нибудь угощают, всегда спрашивай у меня разрешения».
Обязательно уточняем, все ли ребенок понял правильно.
Пусть повторит своими словами. Еще один пример.
Вы говорите: «Не убегай от меня!» Как это переделать в инструкцию? Скажите: «Всегда подходи ко мне и говори, если ты хочешь куда-то пойти один или с кем-то».
Важно, что это правило должно вводиться с трехлетнего возраста. Малыши, даже находясь с мамой в квартире, должны предупреждать ее, куда они ушли. Так вырабатывается привычка соблюдать эту установку.
Переформулируйте негативный сценарий, превратив свои негативные прогнозы в четкую инструкцию по поведению ребенка.
Источник: GettyImages
3. Контролируйте свои эмоции!
Для родителей волноваться за ребенка — совершенно нормально. Мир кажется опасным и недружелюбным, а детей хочется защитить от всего. Каждый несчастный случай мы склонны проецировать на свою семью. И эти переживания влияют на эмоциональное состояние, которое чувствуют дети.
Как обычно действуют взрослые Мама нервничает, рассказывая ребенку об опасной ситуации. Она запинается, говорит быстро, при этом у нее часто бьется сердце, тон голоса выше или ниже обычного.
Как это воспринимают дети Ребенок видит, что мама (взрослая и смелая), рассказывая о чем-то, очень напугана, и делает вывод, что этой ситуации и ему тоже стоит бояться.
Правило безопасного обучения К обучению безопасности стоит относиться как к любому другому занятию (развитию речи, мышления). Подберите время, когда ребенок с интересом воспримет информацию.
Пусть обстановка располагает к спокойному общению, не делайте это за пять минут до выхода из дома, в суете и спешке: не поможет! успокойтесь сами, прежде чем общаться с ребенком на сложную тему.
Ведь 80 % информации мы воспринимаем через эмоции, тон и только 20 % — через слова.
К своему пятилетию ребенок слышит в среднем 15–20 тысяч негативных установок, из-за этого у малыша порой развивается неуверенность в своих силах, в опасной ситуации ребенок может растеряться, впасть в панику, поддаться обстоятельствам.
Как обычно действуют взрослые Нам кажется, что мы применяем подобные запреты только в исключительных случаях. Но стоит понаблюдать за собой, и обнаружится, что частица «не» весьма популярна.
Как это воспринимают дети Запрещая, мы пробуждаем у ребенка интерес к «запретному плоду», а иногда и желание сделать что-то назло.
Правило безопасного обучения Большинство запретов можно перефразировать так, чтобы в них не использовалась частица «не» (подсознание ваше «не» не замечает). Формулируйте так, чтобы ребенок получил инструкцию, что делать. по одной из теорий, дети неосознанно выкидывают частичку «не» из того, что слышат. Мы говорим «не беги», а он… бежит!
Безопасность детей на дороге в темное время суток: правила от Комаровского
Как говорим обычно | Как можно сказать без запрета |
Не трогай собаку, а то она тебя укусит. | Мы на собаку только смотрим, и все. |
Не разговаривай с чужими людьми | Если ты захочешь с кем-то познакомиться и рассказать о себе, сначала спроси у меня. |
Не катайся на велосипеде вдоль дороги. | На велосипеде катайся только во дворе/ в сквере. |
Не наступай на люк. | Мы всегда обходим люки. |
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Источник: https://www.moirebenok.ua/age3-6/razvitie/top-4-soveta-kak-nauchit-detej-pravilam-bezopasnosti/
Как научить детей основным правилам безопасности?
Нет ничего важнее безопасности детей. Каждая трагедия это подтверждает. Но родители физически не могут постоянно находиться рядом со своим ребенком, не всегда могут их защитить. Большую часть времени дети проводят в садике или школе, в летнем лагере или с друзьями, далеко от родителей. Поэтому с раннего возраста и до совершеннолетия их постоянно нужно обучать правилам безопасности и поведения при пожаре или в чрезвычайных ситуациях.
Объяснить ребенку, как вести себя при пожаре, — это обязанность родителей. В школе проводятся уроки ОБЖ и учебные тревоги. Но систематически объяснять детям и напоминать, что делать, когда услышали слово «Пожар!», должны родители. Это их зона ответственности.
Ребенку необходимо объяснить, что, как только он почувствовал запах дыма или услышал пожарную сирену или крики: «Пожар!», срочно нужно убежать из помещения, где он находится. В этот момент нельзя бояться и прятаться от людей. Если родных нет рядом, не нужно стыдиться попросить о помощи окружающих.
Бежать следует вниз к выходам, куда бежит большинство взрослых.
Нужно подробно объяснить ребенку, что в этот момент, если что-то выпало из рук и потерялось, или вещи находятся где-то на вешалке, нельзя искать их, или возвращаться за ними.
Необходимо спасаться самому и не думать о вещах, телефоне, сумке. Родители потом точно не будут ругать за потерянные вещи, жизнь ребенка важнее, он должен это четко понимать.
Нужно научить ребенка защищаться от дыма. Больше всего дети страдают от отравления ядовитыми веществами в дыму. Малыш должен уметь прикрыть нос любыми подручными тканями: платком, футболкой, курткой, кофтой, рукавом, кепкой. Чтобы закрепить знания, можно поиграть в игру — за короткое время он должен найти на себе наибольшее количество вещей, которыми можно защитить нос.
Объяснять правила и тренироваться в их исполнении полезно с небольшой группой детей во дворе или в классе. Они могут искать вещи, которыми можно защититься от дыма на себе или друг на друге.
Чтобы ткань не пропускала дым, ее нужно смочить водой. Если воды нет, нужно пописать на эту ткань. Ребенку нужно объяснить, что в чрезвычайной ситуации не нужно думать о стеснении. Когда это объясняют группе детей, некоторые из них сами подтверждают, что нет ничего смешного и стыдного, когда пытаешься спастись. Нужно спасать жизнь, постараться успокоиться и делать все, чему учили родители.
Если есть возможность, нужно накинуть на себя, на голову куртку, плотную кофту, плащ. Так создается воздушный кокон, внутри которого сохраняется воздух, им можно дышать, пока не выберешься из здания.
Ни в коем случае нельзя заходить в лифт, он может сломаться и загореться в любую минуту. Спускаться нужно по лестнице вместе со всеми взрослыми.
Во время пожара в переходах и у выходов чаще всего случается давка. Люди в панике как можно скорее пытаются выйти. Здесь тоже очень важно научить ребенка сохранять спокойствие.
Стараться идти у края толпы, смотреть всегда вперед, осторожно огибать препятствия на пути, колонны, ступеньки.
Для того, чтобы малыша не задавили и он не упал, его нужно научить аккуратно выходить из толпы, постепенно двигаясь к выходу.
Руки нужно держать согнутыми в локтях и скрещенными перед грудью. Нужно показать ребенку, как сложить руки. В таком положении, если в помещении будет давка, он сможет свободно дышать.
Если ребенок упал, нужно как можно быстрее, встать и продолжать идти. Нужно научить и потренировать ребенка быстро вставать, держась за другого человека. Сначала упавший должен схватиться за стоящего рядом, за ногу, пальто или плащ.
Затем взобраться по нему, как по дереву, и встать. Дома дети могут потренироваться в этом друг на друге. Вне стрессовой ситуации это будет веселой игрой, которая запомнится надолго.
А во время пожара и давки этот навык, возможно, спасет чью-то жизнь.
Полезно привить ребенку привычку: каждый раз, заходя в новое помещение, искать глазами возможные пути выхода, запоминать, где находится выход. Об этом можно спрашивать ребенка во время прогулки по торговому центру, магазину, офисному зданию. Игра «Найди выход» интересна и эффективна для детей в любом возрасте.
Во время походов по магазинам, торгово-развлекательным центрам необходимо следить, чтобы ребенок был всегда рядом. Вместе нужно выбирать игрушки и вещи, ходить в кино, сидеть в кафе.
Даже если дети находятся в закрытой игровой зоне, мама или папа должны быть рядом. Это простые меры безопасности.
Потому что в случае чрезвычайной ситуации родителям не придется сначала бежать искать ребенка, а потом вместе с ним искать выход.
При пожарах или стихийных бедствиях важна каждая секунда.
Когда дым за несколько минут заполняет все помещение или провоцирует взрывы газовых баллонов, многие взрослые поддаются панике, дети могут испугаться и спрятаться в дальнем углу магазина, потерять сознание, задохнуться.
Поэтому важно, чтобы ребенок был в поле зрения сопровождающих его взрослых. Маленьких детей нужно крепко держать за руку, никуда в незнакомом помещении не отпускать одних, ни в туалет, ни за шоколадкой.
Нужно объяснить ребенку, что одному нельзя заходить в лифт с незнакомыми людьми. Нельзя разговаривать с незнакомцами, даже если они предлагают что-то вкусное или зовут куда-то поиграть со щенком или котенком.
Если ребенок потерялся в незнакомом здании или на улице, он должен знать свое имя, фамилию и адрес. Нужно научить ребенка никуда не уходить с того места, где он потерялся. Родители, скорее всего, будут искать его именно там. Ребенок должен знать, что просить помощь, когда он потерялся, можно только у полицейских, продавцов или охранников торгового центра.
Малыш должен знать, как позвонить в скорую, пожарную, полицию, газовую службу. В каких случаях и по каким телефонам нужно звонить. Номера телефонов 01, 02, 03, 04 или 112, с сотового телефона 010, 020, 030, 040 ребенок должен выучить наизусть.
Эти номера можно повесить дома рядом с домашним телефоном. Но малышу нужно объяснить, что баловаться и набирать эти номера на телефоне без причины нельзя ни в коем случае.
Нужно также рассказать о том, какие последствия будут для родителей, если ребенок ложно вызовет любую из этих служб.
Дети должны знать, в каком случае что нужно говорить. Как назвать свой адрес в случае пожара, или адрес того дома, где виден огонь.
Отдельно нужно рассказать, как вызывается скорая помощь для близких или незнакомых людей. Что нужно назвать возраст, фамилию, имя человека, объяснить, что произошло. Ребенок должен понимать, что он позвонил диспетчеру, который вызовет все необходимые бригады спасателей. Поэтому говорить нужно только правду, все, что знаешь, или можешь спросить у окружающих.
Безопасность детей зависит от взрослых. Любовь родителей проявляется прежде всего в защите своих малышей, заботливом и внимательном отношении к ним. Когда взрослые ответственно относятся к правилам безопасности, тогда дети чувствуют себя полностью защищенными.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/uchim_detey_pravilam_bezopasnosti/
Как научить детей безопасности
- Периодически то в одном, то в другом издании появляется информация о социальных экспериментах с неутешительными итогами: подавляющее большинство детей младшего школьного возраста уходит с незнакомцами, несмотря на все предупреждения родителей.
- Давайте разбираться, как этого избежать.
- Перед теми родителями, чьи дети начинают самостоятельно перемещаться по городу, стоят две важные задачи: найти правильные слова и правильный способ донести их до детей с максимальным результатом.
Для начала надо обозначить, что не существует универсального возраста, начиная с которого ребёнка нужно и можно отпускать без сопровождения. Для кого-то это может быть 7 лет, для кого-то 10, для кого-то 13 или больше.
Внимательные родители в состоянии почувствовать наступление нового этапа и помочь детям войти в него уверенно и безопасно. Иногда чувство тревоги заглушает остальные эмоции, тогда есть вероятность пропустить готовность ребёнка к самостоятельности и искусственно отодвинуть этот важный этап.
Излишне оберегая наших вчерашних малышей от потенциальных опасностей, мы можем сослужить им плохую службу.
Американский психолог, специалист по детской безопасности Пола Статмен в книге «Безопасность вашего ребенка. Как воспитать уверенных и осторожных детей» пишет: «Чрезмерно опекаемым детям, например, не позволено выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания опасных или подозрительных ситуаций.
Они так и не воспитают в себе «шестое чувство», предупреждающее об окружающих их людях. Чрезмерно опекаемые дети сомневаются в своих способностях и суждениях и чересчур полагаются на подсказку взрослых. В результате они в большей степени подвержены неприятностям, которые могут исходить как от доброжелательных, так и от не слишком доброжелательных людей.
»
Подготовка к тому, что ребёнок останется один на один с внешним миром, — это, безусловно, специальные правила и навыки. Чуть ниже в этой статье вы сможете прочитать советы экспертов из поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» и «Академии безопасности Ольги Бочковой».
Но, прежде всего, важно не забывать о важных принципах мировоззрения и общения в семье, которые могут являться достойным вложением в последующую детскую безопасность.
Вот эти принципы.
1. Сохраняйте доверие в семье, в том числе пусть ребёнок учится доверять и сам себе тоже.
Все психологи сходятся во мнении о том, что возможность ребёнка с самого маленького возраста делиться с родителями своими неудачами и рассчитывать при этом на адекватную реакцию – отличная профилактика будущих проблем взаимодействия ребёнка с миром.
Если ваш сын или ваша дочь не боятся рассказать дома о своих неурядицах, им будет легко обратиться к вам за помощью в самой неприятной ситуации, даже если им почему-то кажется, что они сами виноваты.
2. Научите детей говорить «нет» при необходимости абсолютно любому человеку, в том числе и взрослому, и незнакомцу, и приятелю папы, и коллеге мамы. Это отличный навык, который может спасти жизнь и здоровье. Все мы помним о том, как совсем недавно, в советское время, детей учили уважать и слушаться старших. Безусловно, уважение – это важно, но не всегда первостепенно.
3. Сделайте традицией телефонные звонки близким в том случае, когда вы задерживаетесь, даже ненадолго. Хорошо бы с того момента как у детей появляется телефон, иметь семейный чат в мессенджере, чтобы все члены семьи могли быть на связи. Не забывайте благодарить детей за их звонки и сообщения.
4. Объясните детям, что внешность человека может быть обманчива: незнакомая симпатичная девушка не обязательно безопасный человек. Демонстрируйте это детям в повседневной жизни, не судите людей по внешности.
5. Возможно, самый важный мировоззренческий принцип, который может сформировать семья: жизнь человека – самое важное для этого человека, и для её спасения можно выглядеть глупым, невоспитанным, больным, каким угодно. Твоя жизнь – безусловная ценность.
Теперь поговорим непосредственно о том, как и чему нужно учить детей, говоря с ними о безопасности.
Наш эксперт Ольга Бочкова на вопрос о максимально эффективном алгоритме, позволяющем добиться того, чтобы дети не общались с чужими и не уходили в неизвестность с незнакомцами, ответила:
«Нет такой таблетки, которая могла бы научить ребёнка никуда не уходить с незнакомым человеком. Поэтому максимально эффективный способ – это продолжать постоянно тренироваться с детьми.
Здесь нет одинаковых слов, нет единой инструкции, которую бы ты использовал, и она бы работала.
В противном случае мы впадаем в заблуждение, которое приведёт нас обязательно к ошибке, ведь ребёнок – не робот.
Навык формируется значительное количество времени. Он не формируется словами: можно сколько угодно обсуждать ситуации, и это будет полезно, но нет никакой гарантии, что ребёнок выполнит правила после обсуждения.
Особенно, если это ребёнок дошкольного или младшего школьного возраста, когда ещё невозможно иметь такой уровень абстрактного мышления, при котором слово обязательно переходит в дело. Поэтому с этой категорией детей обязательно тренироваться, одного разбора ситуаций недостаточно.
Лесные опасности: ппростые правила безопасного поведения на природе для детей
Правила и советы делятся на темы. Например, тема взаимоотношений с людьми: если знакомый приглашает, просит с ним пройти, — предупреди родителей, потом делай. Если незнакомый куда-то зовёт, угощает, просит помощи, предлагает помощь, — уходи от него в безопасное место, расскажи родителям, беги, кричи».
Поисково-спасательный отряд добровольцев «Лиза Алерт», который занимается поиском пропавших людей, тоже проводит тренинги по безопасности.
За время работы в отряде выработаны чёткие правила, которым нужно научить ребёнка. Вот основные из этих правил:
· Говорить «нет» незнакомым людям всегда, в ответ на любые предложения. Можно просто уйти – молча, или коротко объяснить, что мама не разрешает говорить с чужими.
· Кроме того, что нельзя ничего брать у незнакомого человека, нужно помнить о том, что взрослые люди не просят помощи у детей. Нельзя пытаться помочь взрослому человеку.
· Важно научиться громко кричать. В этот момент надо думать не о том, что ты кому-то мешаешь, а о том, что нужно сохранить жизнь и здоровье.
- · Если кто-то из знакомых хочет забрать тебя из школы, а ты об этом ничего не знаешь, обязательно позвони родителям.
- · Главное правило потерявшегося: оставайся на месте, подожди, потом подумай, к кому можно обратиться за помощью, но уходить никуда нельзя.
- «Лиза Алерт» также напоминает о том, что в распоряжении родителей сегодня целый арсенал технических средств: часы и приложения с GPS-локаторами, услуги сотовых операторов о местонахождении абонента.
- Если ребёнок задерживается, лучше перестраховаться и начать его искать буквально через полчаса после того, как он не вышел на связь.
Безусловно, правила и методы, перечисленные в статье, это только верхушка айсберга. Родителям сегодня доступно много информации по теме детской безопасности. Вы можете обратиться к услугам профессиональных тренеров-психологов, или заниматься с ребёнком самостоятельно, или использовать все имеющиеся возможности.
А в заключение хочется процитировать психолога Людмилу Петрановскую. Вот что она пишет о детском страхе и мужестве в своей книге «Что делать, если…»: «Бояться — нормально.
Смелый не тот, кто не боится, а тот, кто может быть хозяином своего страха, преодолеть его власть. Страх имеет право быть, а мы имеем право делать то, что считаем нужным. Например, идти к врачу.
Показав малышу, что вы понимаете и признаёте его страх, но при этом верите, что он сможет его преодолеть, не подчиниться ему, вы будете воспитывать настоящее мужество. Потому что ребёнок будет чувствовать от вас не осуждение, а поддержку и веру в его силы.
И конечно, когда у него получится и он храбро зайдёт в кабинет к врачу или впервые заснёт сам, не забудьте искренне восхититься своим героем. Ведь это действительно большая победа!»
- Виктория Свердлова-Ягур
- Фото depositphotos.com
- Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Источник: https://apteka.ru/info/articles/zdorovyy-rebenok/kak-nauchit-detey-bezopasnosti/
7 советов, как обеспечить безопасность ребёнка
Совет 1. Избегайте «серьёзных разговоров»
Морализаторство, пространные нравоучения не дадут ожидаемого результата. Напротив, из благих побуждений подробно описывая все ужасы, к которым могут привести детская неосмотрительность и доверчивость, родители создают стрессовую ситуацию, вселяют чувство тревожности.
Основы безопасности дома и на улице — такие же повседневные социальные навыки, как, к примеру, нормы общения со сверстниками или шопинг. А значит, и учить им надо соответствующе: непринуждённо, но систематически.
Гораздо эффективнее «серьёзных разговоров» окажутся:
- короткие беседы пару раз в неделю;
- дидактические игры;
- тематические тексты для чтения.
Совет 2. Откажитесь от понятия «подозрительный человек»
Уже в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с образами преступников и хулиганов. Обычно это карикатурные персонажи из детских фильмов и мультиков. Так малыши усваивают основы безопасного пребывания в обществе: не все люди добры.
Задача родителей — эту мысль развивать и закреплять. Но тут часто наблюдается неготовность взрослых доходчиво объяснить, кого надо опасаться, а кому можно доверять. В действительности всё несложно.
Доверяем только «своим», только тем, кого хорошо знаем, кому доверяют мама и папа.
Хулиган, преступник, подозрительный человек — при этих словах дети представляют мужчину средних лет с тяжёлым взглядом, в тёмной одежде, надвинутом на глаза головном уборе. Но на деле угроза может таиться в милой пожилой женщине или приветливом молодом парне с открытой, располагающей улыбкой.
Акцентируйте внимание: не разговаривать с незнакомцами без присмотра взрослых, которым точно можно доверять.
Совет 3. Безопасность важнее вежливости
Желая воспитать хорошего человека, мы учим детей соблюдать нормы поведения в обществе, не мешать окружающим, не шуметь и не баловаться. Зачастую эти установки так прочно вшиваются в детское сознание, что даже в экстренной ситуации малыш не в состоянии преодолеть психологический барьер и привлечь к себе внимание.
Будьте убедительны, рассказывая, как действовать в случае опасности:
- громко кричи;
- дерись и кусайся;
- падай на землю и хватайся руками за всё, что можно схватить.
Кричать нужно что-то, действительно привлекающее внимание:
- меня хотят похитить;
- я не знаю этого человека;
- срочно позовите моих родителей.
Ваш ребёнок должен чётко понимать: если незнакомый человек на улице, в магазине или ином общественном месте заговаривает с ним, просит о помощи или, тем более, предлагает куда-либо пройти с ним вместе, не надо бояться показать себя «невоспитанным». Нужно уметь говорить чёткое, не терпящее возражений «нет». Если незнакомец продолжает настаивать, ситуацию можно считать экстренной. А что делать в таком случае, мы только что рассмотрели.
Совет 4. Лучше горькая правда
Чтобы суметь вовремя отреагировать на опасность, подстерегающую ребёнка, родителям необходимо обладать максимально полной информацией о том, как малыш проводит своё время без мамы и папы: чем он занимается, где гуляет, с кем общается.
Иными словами, важно установить доверительные отношения. Но доверия не может быть там, где преобладают упрёки, неприятие и страх наказания. Будьте готовы получить неприятную информацию и отреагировать на неё максимально мягко и спокойно. Помните: потерять доверие очень легко, а восстановить его крайне сложно.
Совет 5. Правильно реагируйте на детскую откровенность
Откровенность ребёнка нужно всячески поощрять. Для этого:
- искренне интересуйтесь жизнью вашего чада;
- рассказывайте о том, как прошёл ваш день;
- если ребёнок признался, что совершил ошибку, не наказывайте без крайней необходимости.
Для начала спокойно и внимательно выслушайте детский рассказ. Не критикуйте и не осуждайте. А затем сообща проанализируйте:
- какова степень опасности, в которой оказался ребёнок;
- как следовало бы ему поступить;
- насколько он виновен в том, что произошло или чуть не произошло;
- как поступите вы, родители, если ситуация повторится.
Совет 6. Рамки важны
Прививая ребёнку навыки безопасного поведения, приучая его самостоятельно контролировать уровень угрозы, не забывайте, что возрастные особенности пока не позволяют адекватно оценивать все возможные ситуации. Не бойтесь показаться чрезмерно авторитарным, устанавливая рамки дозволенного. Не забывайте: демократичный стиль воспитания вовсе не отрицает высокий уровень родительского контроля.
Чтобы установленные вами правила не вызывали протеста, следуйте нашим рекомендациям:
- запреты должны быть разумными и обоснованными;
- чем старше и ответственнее ребёнок, тем мягче рамки;
- в случае нарушения запретов и/или попытки обмануть доверие рамки могут ужесточаться.
Совет 7. Подружитесь с интернетом
Перед современными родителями стоит острая дилемма: разрешать ли ребёнку пользоваться интернетом? Но если вы доверяете подросшему малышу достаточно, чтобы отпускать его одного на улицу, почему вы боитесь отпустить его во всемирную паутину? Конечно, не всякий контент, доступный в сети, подходит для ребёнка, но на это существуют специальные приложения (родительский контроль для компьютеров, планшетов и смартфонов), а также отдельные договорённости с ребёнком:
- незнакомцам в интернете нельзя сообщать свои персональные данные и отправлять фотографии;
- посещать можно только одобренные родителями сайты;
- нельзя самостоятельно устанавливать на компьютер новые приложения.
Чтобы ребёнок видел в вас союзника и здесь, не упускайте возможности подружиться с ним в интернете. Отправляйте ему приятные личные послания, смешные картинки, ссылки на интересные новости.
Коротко о главном:
- Обучая ребёнка правилам безопасности, соблюдайте базовые принципы.
- Обязательно уделяйте внимание правилам поведения на дороге, на водоёме, в многолюдных местах, при пожаре и пр.
- Договоритесь о кодовой фразе, которую обязан произнести незнакомец, если его действительно прислали родители (но без крайней необходимости не прибегайте к помощи людей, с которыми ребёнок не знаком).
- Если ребёнок уже ходит в школу самостоятельно, отработайте самый безопасный маршрут.
- Ребёнок должен знать наизусть свой домашний адрес и телефон, телефоны родителей (близких взрослых), экстренных служб.
- В случае опасности все правила поведения в общественном месте автоматически перестают действовать. Можно кричать и драться.
- Дорогие вещи у ребёнка могут привлечь к нему ненужное внимание.
Задумайтесь, с чем ваш малыш выходит из дома и что из этого ему действительно нужно.
Мы искренне желаем вам никогда не сталкиваться с опасными ситуациями, но быть всегда начеку просто необходимо. Пусть ваше родительство будет спокойным и счастливым!
Источник: http://nii-evrika.ru/7-sovetov-kak-nauchit-rebyonka-bezopasnomu-povedeniyu/