Развитие ребенка в 5 месяцев: питание, навыки и развивающие занятия

Пятый месяц жизни ребёнка — время, наполненное массой событий. Малыш уже многое умеет и продолжает осваивать то, что раньше ему было не под силу.

Он становится активным и общительным. Теперь кроха хочет быть рядом со взрослыми и подражать им во всём, ему нравится находиться в центре внимания.

Каким должно быть развитие ребёнка 5 месяцев и как помочь малышу овладеть всеми необходимыми по возрасту навыками?

Нормы веса и роста на 5 месяце жизни

Теперь кроха набирает вес и растёт не так интенсивно, как в предыдущие месяцы. Показатели роста и веса здорового малыша (с учётом верхней и нижней границы) указаны в таблице.

Мальчики Девочки
Вес (кг) 6,0-9,1 5,8-8,4
Рост (кг) 61,1-70,0 60,1- 68,0
Окружность головы (см) 41,0-45,0 40,1- 43,6
Прирост (см) 2,0 1,9
Привес (г) 430-580 390-580

В этот период младенец весит в 2 раза больше, чем при рождении, и подрастает на 15 см. Оптимальной считается ежемесячная прибавка в 550 г. Прирост может идти неравномерно из-за ряда факторов: питания, болезни, прорезывания зубов и др.

Опасными являются критичные отклонения от нормы. Например, если у крохи наблюдается сильное нарушение роста, то впоследствии могут развиться болезни опорно-двигательного аппарата или начнутся проблемы с сердцем.

У родителей нет действенных рычагов, чтобы повлиять на рост малыша. Но существуют некоторые закономерности. Установлено, что дети на грудном вскармливании набирают вес медленнее, чем искусственники.

Умеренно избыточный либо недостаточный вес сам по себе не опасен, но способен дать толчок тем болезням, которые можно было бы избежать, имей ребёнок нормальную массу тела. Например, обычная диарея у грудничка с дефицитом веса грозит перерасти в опасное истощение.

Оценку состояния детского здоровья и выявление отклонений от нормы проводит опытный специалист, который наблюдает все показатели в динамике, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.

Что должен уметь делать малыш?

Развитие 5 месячного младенца становится всё динамичнее, он уже умеет:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно. Когда ребёнок лежит на спинке можно положить рядом с ним игрушки, но так, чтобы карапуз не смог до них дотянуться: малютка быстро сообразит, что достать предмет можно перевернувшись набок. Если грудничок с этим заданием справляется плохо, следует посоветоваться с педиатром. Он подберёт для крохи специальные упражнения или массаж укрепляющий мышцы. Некоторые активные ребятишки осваивают перемещение перекатами;
  • подтягиваться на ручках, стараясь приподняться;
  • уверенно сидеть при поддержке спины;
  • ползать. Следует помочь младенцу, подставляя под его ножки свои руки в качестве опоры. Карапуз будет от них отталкиваться и активнее продвигаться вперёд. Ползание — отличная гимнастика для мышц спины;
  • стоять на ножках, если придерживать малыша за подмышки. Ноги младенца должны опираться на твёрдую поверхность и сильно не прогибаться. Задача взрослых — просто поддерживать равновесие. Малыши любят стоять на двух ножках, начиная подпрыгивать и веселиться. Этот навык очень важен для дальнейшего освоения ползания и ходьбы. Поэтому, если ножки у малютки слишком гибкие или, наоборот, «жёсткие», нужно обратиться к педиатру;
  • лёжа на спинке, может приподнять голову и плечи;
  • держать игрушку обеими руками и отдавать её по просьбе взрослого;
  • определять расстояние до предмета. Может схватить игрушку любой рукой. Все предметы, которыми играет малыш, должны быть чистыми, мало весить, не иметь мелких деталей и быть довольно крупными, чтобы исключить случайное их проглатывание и удушье.

Психическое развитие

Малыш подрос. Теперь, находясь на маминых руках, он непросто смотрит по сторонам, а вглядывается в её глаза, трогает волосы, одежду. Если, разговаривая с малюткой, сменить ласковое выражение лица на сердитое, карапуз тут же отреагирует – улыбнётся или нахмурится.

Психическое развитие ребёнка на 5 месяце жизни характеризуется следующими основными моментами:

  • малыш знает своё имя. Он повернётся к взрослому, когда услышит, что его позвали;
  • речь обогащается. В ней могут появиться слова «баба», «дада» или «мама». Пока младенец не осознаёт смысл сказанного, но он внимательно прислушивается ко всему, что говорят близкие люди. Пятимесячный карапуз всё чаще пытается имитировать слоги и слова. К детской болтовне добавляется интонация: ребёнок может менять высоту звуков и их громкость;
  • развивается привязанность к близким людям;
  • появляется страх перед незнакомцами. Кроха может расплакаться на руках у чужого человека, но быстро успокоится, когда вновь окажется в объятиях мамы;
  • осваивается совместное внимание. Теперь малыш может сосредоточиться на том же, что и взрослый. Это важно, поскольку так ребёнок начинает изучать язык. Младенец в 5 месяцев должен следить за мамиными глазами, если она куда-то смотрит;
  • ребёнок самостоятельно играет 5-10 мин;
  • кроха может узнать предмет, видя его частично;
  • младенец использует голос, чтобы выразить недовольство или радость. На крик нужно обязательно реагировать. Это позволит малютке чувствовать себя в безопасности и доверять взрослым;
  • знает шумы, которые слышит ежедневно: гул пылесоса, скрип двери. Начинает понимать новые звуки: лай собаки, рокот мотора при запуске машины;
  • улучшается зрение младенца. Он может заметить мелкую игрушку и движущиеся объекты. Цветовое восприятие совершенствуется. Теперь малыш способен различать оттенки, принадлежащие одному цвету.

Пять месяцев — время, когда младенцу можно вводить прикорм, если в этом есть необходимость. Важным является и режим питания — малыш должен знать часы кормления. Это улучшит функционирование кишечника.

Основу рациона грудничка по-прежнему составляет мамино молоко, а прикорм можно начать с 1-2 ложки яблочного пюре или овощного сока.

Малышам–искусственникам следует давать смеси с высоким содержанием железа. Питание крохи становится разнообразнее, а его организм готовится к последующему переходу к твёрдой пище. Новую еду рекомендуется включать в рацион постепенно, желательно во время 2 кормления.

Начинать следует с 1-2 ложек, и докармливать грудным молоком или смесью. Прикорм меняет перистальтику кишечника. Поэтому необходимо следить за состоянием кожи младенца и изменением стула. Если всё в порядке, порцию можно увеличивать.

Постепенно следует знакомить кроху с жидкими кашами, перетёртыми и отварными овощами: кабачком, цветной капустой, морковкой, брокколи. Малыши отдают предпочтение сладкой пище – банановому и яблочному пюре, мягкому печенью.

Другие вкусы могут им не понравиться. Если незнакомое блюдо не вызвало у крохи радости, и он отказался его есть, следует исключить этот продукт из рациона на 1-2 дня.

Затем попробовать снова. Малыш постепенно привыкнет и полюбит новую еду. Прикорм можно начинать и с кисломолочных продуктов. Хорошее решение — кефир или творожок, взятый на молочной кухне.

Не стоит спешить приучать ребёнка к взрослой еде. Если есть возможность, нужно кормить кроху грудью до года.

Занятия с малышом в этот период направлены на закрепление освоенных ранее навыков и умений.

Родителям следует уделять крохе больше времени, обучая в процессе игры:

  • на 6 месяце детки активно реагируют на музыку. Слушать можно любые композиции: от песенок-приговорок до классических произведений. Малыш будет махать ручками в такт музыке и «подпевать»;
  • ребёнок в 5 месяцев может смеяться: самое время развивать у него чувство юмора. Сделать это просто: щёлканье языком, смешные рожицы или раздувание щёк развеселят кроху;
  • нужно больше общаться с ребёнком. Если карапуз говорит «Ооо», следует повторить этот звук и дополнить его предложением: «Ооо. Мама тебя любит». Такой диалог способствует языковому и социальному развитию младенца;
  • чтобы расширить словарный запас ребёнка, пора читать книжки с выпуклыми деталями, показывая и озвучивая всё, что изображено на картинках;
  • нужно давать карапузу различные предметы, чётко и внятно произнося их названия и свойства: «Это кубик. Он маленький», «Это шапка. Она красная». Такие упражнения тренируют память ребёнка и развивают речь;
  • малыш в этом возрасте обожает бросать игрушки на пол. Не стоит сердиться на ребёнка, для него — это игра: «Я бросаю, мама поднимает». Следует набраться терпения и поучаствовать в затее полезной для психического и физического развития младенца;
  • следует давать крохе трогать различные предметы, чтобы он понимал значение слов «холодный», «горячий», «твёрдый», «мягкий»;
  • игрушки должны быть разными по фактуре и форме: деревянные, пластмассовые, в виде шариков, кубиков, цилиндров и пр. Можно использовать предметы домашнего обихода: кружки, ложки, баночки или миски. Главное, чтобы у вещей не было острых граней и мелких деталей;
  • крохе в 5 месяцев нравится рассматривать себя в зеркальце. Поэтому стоит приобрести игрушку с отражающим фрагментом. Можно показывать малышу фотографии, рассказывая, где находится нос, рот, глаза;
  • уяснить понятие «причина-следствие» младенцу помогут музыкальные игрушки, благодаря которым малыш осознает, что при нажатии на кнопку загорится лампочка, а если повернуть рычажок, то игрушка зазвучит.

Заниматься с крохой нужно когда он пребывает в хорошем настроении. Если игра малыша утомила, нет смысла её продолжать. Важно правильно оценивать способности ребёнка и подбирать занятия, развивающие наиболее сильные стороны его натуры, и помочь малютке там, где он чувствует себя неуверенно.

Советы доктора Комаровского

Вот основные моменты, которые, по мнению известного педиатра, должны присутствовать в развитии 5-месячного младенца:

  • эмоциональное общение выходит на первое место. Смех и улыбка маленького человека полностью осознанны. Малыш выразительно гулит и лепечет;
  • практически все детки обожают лежать на спине, вытягивать ножки вверх и без труда брать в рот большие пальцы ступней;
  • карапуз отлично распознаёт лица, разделяя людей на близких и чужаков;
  • младенец проявляет беспокойство, если мама выходит из дома;
  • координация малыша практически идеальна — он без труда дотягивается до интересующего его предмета и незамедлительно отправляет его в рот;
  • менять режим питания малютки в этом возрасте не рекомендуется.

Педиатр напоминает, что каждый ребёнок требует индивидуального подхода в воспитании. Некоторые детки не обходятся без помощи и поддержки взрослых, а другие предпочитают самостоятельность.

Следует помнить, что пятимесячный карапуз очень мобилен и риск падений с пеленального столика, дивана или кровати возрастает в разы. Поэтому нельзя оставлять малютку без присмотра ни на минуту.

Видео по теме

О развитии ребенка на 5 месяце жизни в видеоролике:

Очень хорошо, если с крохой занимаются все члены семьи. Каждый из них привносит в воспитательный процесс что-то своё, окружая малыша заботой и вниманием.

Источник: https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-0-1-goda/4-6-mes/v-5-mesyacev.html

Развитие ребенка в пять месяцев от рождения

Дети в первые месяцы после рождения развиваются очень быстро – оглянуться не успеете, как ваш малыш вырастет! А пока он требует особого, повышенного внимания с вашей стороны.

Пятимесячного малыша необходимо развивать в физическом плане, укрепляя его мускулатуру, так как он активно готовится к тому, чтобы вставать на ножки самостоятельно и ползать, осваивая пространство вокруг.

Изменения физиологии ребенка в 5 месяцев жизни

К 5 месяцам вы обратите внимание, что пропорции тела ребенка становятся все более похожими на взрослые. Ручки и ножки уже не такие пухленькие, а голова и окружность груди увеличиваются на несколько сантиметров.

Ребенок окреп настолько, что сам переворачивается со спинки на животик и обратно, разглядывая лежащие перед ним предметы.

Читайте также:  Как научиться не кричать на ребенка

Многие детки пытаются садиться на попу, а наиболее активные – вставать на ножки, удерживаясь руками за ваши пальцы.

Вставание малыша в 5 месяцев поощрять не нужно – всему свое время, а вот заниматься гимнастикой и делать массаж очень даже полезно для физического развития.

Можно начинать стимулировать ползание ребенка. Выложите его на животик, предварительно положив перед ним игрушки – немного, всего пару штук. Игрушки выберите яркие и контрастные. Пусть игрушки будут на расстоянии 2-3 см от ребенка. Под ножки малыша подставьте свою руку, на которую он будет опираться, стараясь оттолкнуться от нее и проползти расстояние до интересующих его предметов.

За предыдущие четыре месяца ваш карапуз набрал приличную массу тела. На 5 месяце прибавка будет столь же значительной – примерно 700-800 г. Вес вашего малыша варьируется от 5,5 до 8,5 кг. Но не изучайте дотошно показательные нормы. Цифры общие, а каждый ребенок в своем развитии индивидуален. И если вес малыша не слишком отстает, то причин для беспокойства нет. В противном случае нужно будет показаться педиатру.

Вы наверняка уже предлагали ребенку первый прикорм. Обычно малышам очень нравится вкус фруктовых соков и пюре. Также они с удовольствием пробуют кашу, молочную и безмолочную. Первый прикорм – дело ответственное. В первый раз можно дать ребенку несколько капель сока или чайную ложечку каши или фруктового пюре.

Организм малыша на 5 месяце еще недостаточно окреп для перехода на новые продукты, поэтому внимательно следите за реакцией на прикорм. В случае появления сыпи или покраснения на теле покажите ребенка педиатру и исключите продукт из рациона малыша на некоторое время.

Взрослая еда пока всего лишь дополнение к основному питанию крохи – материнскому молоку или смеси. Поэтому давайте прикорм только после того, как ребенок примет основное питание, или в качестве легкого перекуса днем.

Любого 5-месячного ребенка будет трудно накормить, если во время кормления его будут отвлекать какие-то интересные вещи. Усаживаясь кормить ребенка, оградите его от отвлекающих моментов. Отключите телевизор, уберите игрушки, отключите звук на телефоне. Из-за того, что малыш отвлекается во время еды, будет страдать в первую очередь его самочувствие, к тому же вес малыша может начать снижаться из-за нехватки в организме питательных веществ.

Психологическое развитие ребенка в 5 месяцев

В возрасте 5 месяцев дети вовсю пытаются контактировать с окружающими людьми с помощью лепета и движений руками. Так что они стремятся привлечь внимание взрослых.

Когда вы разговариваете с малышом, он с удовольствием откликается, улыбается и смеется.

Речевые навыки 5-месячного ребенка только начинают формироваться. Пока это только отдельные звуки, но с каждым днем развитие ребенка будет совершенствоваться, если вы, его родители, будете уделять должное внимание малышу. Разговаривайте с ребенком как можно чаще. Объясняйте все названия предметов и поясняйте действия, которые совершаете вы или он.

В первую очередь малыш будет исследовать самое интересное: ваше лицо, игрушки и свое тело. Называйте части тела ребенку, показывая их сначала на себе, а затем на нем.

Некоторые детки в возрасте 5 месяцев начинают с большей охотой сосать свой пальчик, нежели соску-пустышку. Не допускайте подобного. Дело в том, что ногтевая пластина на пальчиках, которые подвергались сосанию, может деформироваться.

Развитие 5-месячного ребенка подразумевает, что он уже умеет выражать различные эмоции, например радость, недовольство или страх.

Понаблюдайте за малышом, обратите внимание на его предпочтения – они уже имеются. Одному не нравится смена обстановки и окружения, другой равнодушен к определенным игрушкам.

Наблюдая, вы сможете понять пристрастия своего малыша, которые сейчас начинают формироваться.

Улучшается слуховое и зрительное восприятие ребенка. Пришла пора ярких контрастных игрушек, а также музыкальных или звучащих. Детки в 5 месяцев очень забавно выглядят, перекладывая предмет из руки в руку или стуча им по полу, при этом обворожительно улыбаясь или сосредоточенно нахмурив бровки.

Эмоциональная связь ребенка с мамой в 5 месяцев крайне высока. Он очень расстраивается, когда вы уходите, и ликует, когда видит вас рядом. Есть малыши, которые могут уснуть только тогда, когда рядом лежит мама. Это замечательно.

Не сетуйте на то, что ребенок отнимает у вас много времени – побудьте рядом с ним, спойте ему песенку. Это одни из самых счастливых моментов в жизни мамы, которые не смогут сравниться ни с чем.

Упражнения и занятия для развития ребенка в 5 месяцев

Так как активность вашего карапуза очень возросла и он стал более любознательным и подвижным, мы рекомендуем вам заниматься с ним специальными упражнениями.

Подобные занятия для физического развития ребенка очень важны, ведь впереди ему предстоит обучиться многим навыкам: вставанию, ползанию, ходьбе.

Мамы иногда говорят, что на упражнения у них просто не остается времени. Учитывая, что от ваших усилий зависит достаточно многое, придумайте, как можно исправить ситуацию. Например, когда вам некогда, проводить тренировки с малышом могут ваши родные. Подобные упражнения занимают всего 15-20 минут в день, а пользу приносят огромную.

Сгибаем и разгибаем ножки

Упражнение простое – проводите его, когда малыш лежит на спинке или на животике. Долго делать не нужно – 5-6 повторов будет вполне достаточно.

Массируем спинку и ягодички

Действуйте именно в таком порядке: поглаживайте, растирайте, «пилите», постукивайте и пощипывайте. Завершите процедуру поглаживанием. Не прикладывайте усилий – малышу должно нравиться то, что вы делаете.

Массируем животик

Круговыми движениями проводите массаж – по часовой и против часовой стрелки. Не нажимайте на животик слишком сильно – следите за степенью нажима.

Изображаем птичку

Возьмите малыша одной рукой под область таза, а другой под грудь. Приподнимайте малыша, покачивая вперед-назад. Так мы тренируем у ребенка умение держать голову и поднимать собственное тело из положения лежа.

  • Усаживаем малыша
  • Из положения лежа на спинке приподнимайте ребенка за руки, не усаживая по-настоящему, а только тренируя навык, который пригодится в будущем, потому что раннее усаживание на попу чревато искривлением позвоночника.
  • «Танцую с мамой»

Поднимите кроху так, чтобы он принял «стоячее» положение, покачивайте его из стороны в сторону и постарайтесь сделать так, чтобы он перебирал ножками, касаясь горизонтальной поверхности, как бы пританцовывая. Можно при этом петь песню.

Проводите подобные занятия ежедневно, и результат не заставит себя ждать. Развитие вашего ребенка будет проходить гармонично.

Играя с ребенком, следует учитывать несколько факторов

  • Какие бы замечательные развивающие игрушки вы ни приобрели для ребенка, ничто не заменит живого общения с родными людьми. Поэтому не оставляйте ребенка наедине с самим собой, играйте вместе.
  • В 5 месяцев малыш может очень испугаться резкого движения или внезапного появления человека перед ним, поэтому лучше исключить такие развлечения.
  • Когда вы поиграли с малышом, не спешите спускать его с рук и уходить. Поговорите с ним пару минут и приласкайте его, чтобы ребенок побыстрее успокоился после активной игры.
  • Не мучайте ребенка игрой, если видите, что он устал, не настаивайте на развлечениях.
  • Не стоит огорчаться, если у вашего малыша что-то не получается, и тем более не нужно переносить свое недовольство на него.

Проводя время с ребенком, главное – улыбаться, ласково разговаривать, смотреть ему в глаза и показывать, как сильно вы его любите.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/0-6-mesyatsev/razvitie-rebenka-v-pyat-mesyatsev-ot-rozhdeniya.html

Как развивать ребенка в 5 месяцев: игры и занятия с малышом

Пятимесячный кроха даже не подозревает, что всего через месяц его ждет «половина первого юбилея». Он развивается не по дням, а по часам, беспрестанно радуя своих родителей.

С этого месяца ребенок начнет меньше прибавлять в весе и росте, поскольку входит в этап повышенной двигательной активности. Постепенно он будет приближаться к освоению навыка самостоятельной ходьбы, а также речи.

Ну а пока на этом пути его поджидает первая неприятность: скоро полезут первые зубки. Кроха постоянно что-то тянет в ротик, чтобы унять зудящие десны.

Родители могут облегчить страдания своего чада специальными медикаментозными средствами, а также охлаждающими игрушками – прорезывателями. А вот как правильно развивать ребенка в возрасте 5 месяцев? Ведь это уже совсем не тот беспомощный комочек, который они, кажется, еще совсем недавно привезли из роддома.

Так много уже умеет

Да, карапуз значительно прибавил с того момента. И не только в весе или росте. Он стал довольно смышленым, умелым. Чего ребенок уже достиг к этому возрасту?

  • В положении на спине он умеет приподнимать головку и плечи, давая понять родителям, что скоро будет готов садиться. Но пока еще высаживать его рановато: позвоночник недостаточно окреп.
  • Умеет переворачиваться со спины на животик, с бока – на спину или животик.
  • Лежа на животике, ребенок отталкивается от опоры, стараясь ползти. Пока что получается только по-пластунски, но совсем скоро кроха научится вставать на четвереньки и даже раскачиваться.
  • Координация «рука – глаз» достаточно развита, и малыш уже в состоянии точно определить расстояние до игрушки, чтобы схватить ее. Он может делать это любой рукой, лежа на животе или спине, даже если игрушка находится над его головой, а если она падает – ищет ее глазами. Многие детки умеют перекладывать игрушку из руки в руку.
  • Кроха проявляет живой интерес к игрушкам: он подолгу их рассматривает, держит в ручках, ощупывает, может отдать взрослому, бросить, умеет нажимать на кнопки, если они есть.
  • Активно развиваются эмоции грудничка. Он уже научился выражать радость, недовольство, даже страх. Может требовать, сердиться, заливисто хохотать.
  • Заметен прогресс и в речевом развитии крохи. Он переходит от гуления к лепету. Ребенок уже научился повторять разные слоги, некоторые малыши умеют их удваивать (ба-ба, ду-ду). Ребенок активно приглашает взрослых беседовать с ним, выражает бурную радость, когда ему отвечают, учится повторять звуки за взрослыми.
  • Значительно окрепла нервная система малыша. Сейчас она в состоянии выдерживать достаточно интенсивные физические и эмоциональные нагрузки. Ребенок может бодрствовать не менее 2 часов между снами, поэтому их количество сокращается днем до 3.

Что нужно развивать?

Обычно к 5-месячному возрасту в арсенале любого малыша – множество самых разных игрушек. Какие из них для карапуза сейчас самые актуальные?

  • Прорезыватели для зубов.
  • Игрушки с зеркальными поверхностями.
  • Музыкальные игрушки или инструменты (барабан, бубен, дудочка, ксилофон, панели с кнопками, проигрывающими мелодии).
  • Прозрачные тубы с сыпучим содержимым.
  • Мячи разных размеров.
  • Неваляшки.
  • Погремушки в виде животных, фруктов, ягод.
  • Игрушки с нанизанными на основу мелкими предметами, колечками, шариками.
  • Развивающие коврики.

Но сами по себе игрушки не дадут ребенку необходимых навыков. Для этого с ним должны играть взрослые. Развивающие игры для детей 5 месяцев должны быть разносторонними – дающими стимул для развития и физических навыков, и речи, и органов чувств, и эмоций.

Читайте также:  Пищевое отравление у ребенка: симптомы и методы лечения детей

Что касается последних, то сейчас наиболее актуально развивать у ребенка чувство юмора. Не наше, взрослое, основанное на понимании сложных законов жизни, а то наивное детское, которое заставляет кроху реагировать смехом. Как можно это сделать? Довольно просто:

  • подбрасывать ребенка и ловить, если ему это нравится;
  • щекотать или дуть на животик;
  • строить смешные рожицы;
  • издавать забавные звуки (например, фыркать);
  • играть с мыльными пузырями, которые всегда вызывают у деток этого возраста бурный восторг;
  • трогать ручками малыша губы взрослого, когда он произносит разные слоги;
  • играть в прятки – ребенок будет визжать от восторга, когда мама, спрятав лицо руками, начнет искать свое чадо (а если спрятать под салфеткой его собственное личико, то совсем скоро он поймет, что маму можно найти, стянув салфетку);
  • иногда бывает достаточно просто бросать и поднимать какую-то игрушку (особенно мячик).

Весьма полезно сейчас знакомить ребенка с разными запахами. Это могут быть, например, фрукты, ягоды, молоко, выпечка, специи, кофе, даже мамины духи, если их нанести на ватку и дать время немного «выдохнуться».

Следите, чтобы запахи не были слишком резкими, не отталкивали кроху и не вызывали дискомфорта. Всегда говорите, что это так пахнет, комментируйте, понравилось крохе или нет. Но! Если ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям, игры с запахами лучше не проводить!

Общий и музыкальный слух, а также чувство ритма прекрасно развивают различные мелодии (а это пригодится для последующего речевого развития). Они могут быть бодрыми или медленными, тихими или громкими.

При этом мама обязательно рассказывает ребенку, какой темп и какая громкость у каждой мелодии.

А если при этом еще и потанцевать с малышом в такт музыке, то такие занятия с ребенком будут способствовать стимуляции вестибулярного аппарата, который нужно развивать для освоения ходьбы.

«Трогательно-хватательные» навыки

Для чего ребенок все трогает? Изучает мир. Но польза от прикосновений и в другом: так он развивает тактильные ощущения, а также мелкую моторику, необходимую для стимулирования речевых навыков.

Трогать малышу можно все, что угодно, если это не опасно (не обожжет, не поранит, не может быть проглочено) – игрушки разных форм и размеров, предметы обихода из разных материалов (дерево, металл, пластик, ткань, картон, вата, перья, мех). При этом важно следить, чтобы ребенок не тянул это в ротик.

Поэтому лучше, если мама будет сама касаться предметами ручек, пальчиков крохи, научит сжимать их, но не даст пробовать на зуб.

Весьма полезны в этом плане всевозможные развивающие коврики: ребенку обычно есть что трогать или ощупывать на них.

Что касается захвата предметов, то этот навык совершенно необходим малышу. Его нужно учить брать, отдавать, бросать предмет, стучать одной игрушкой о другую, открывать, нажимать, трясти.

Для этого важно, когда ребенок бодрствует, раскладывать перед ним разные предметы, подвешивать их на шнурках перед глазами, давать в ручки.

При этом обязательно называем, что дали, какого оно цвета, с какими свойствами (теплое, холодное, пушистое, гладкое, твердое).

Ни в коем случае не допускайте, чтобы ваш ребенок имел доступ к медикаментам. Даже пустые флакончики или тюбики могут содержать остатки просроченного средства, которое будет слизано. А таблетки он и вовсе может проглотить в любой момент!

И снова – к мелкой моторике

Развивать ребенка в 5 месяцев невозможно в отрыве от развития речи. А ее стимулировать нужно постоянно.

Здесь не зря все время говорится о необходимости все называть и комментировать для крохи: постоянная речевая среда – прекрасный стимул для речевых навыков малыша. Но не единственный.

Прекрасно способствуют развитию речи упражнения, стимулирующие мелкую моторику, в частности пальчиковые игры.

В этом возрасте кроме всем известных «ладушек», «сороки-вороны» и «козы рогатой» полезны специальные комплексы упражнений.

  1. Начинаются они с разогревающей разминки. В нее входят поочередное сгибание-разгибание каждого пальчика и всей ладошки, поглаживающие движения по ладошкам, массаж каждого пальчика с проработкой всех фаланг (так, словно ребенку надевают перчатку).
  2. Далее ребенку сгибают-разгибают кисти рук, затем сжимают и разжимают кулачки, прокручивают их в разные стороны. Все движения важно сопровождать ритмичными прибаутками, которые несложно сочинить самим (а можно подобрать готовые).
  3. Каждый пальчик немного потягивают, затем выполняют ним круговые движения в разные стороны.
  4. Поднимают ручки ребенка и стараются провести ими по волосикам на голове.
  5. В качестве дополнительных «тренажеров» могут выступать, например, грецкие орехи, массажные шипованные мячики, ребристые карандаши, которые катают между пальчиками и ладошками крохи.

Чтобы помочь ребенку быстрее освоиться с артикуляционным аппаратом, используйте зеркало. Поднесите к нему ребенка и начинайте медленно, утрированно имитировать какой-то звук (животного, птицы, ветра, мотора). Малыш не только начнет повторять за вами, но и сможет видеть одновременно ваши движения и свои.

Движение – не ограничивать!

Развивать малыша в 5 месяцев в физическом плане не менее важно.

Ведь чем крепче и сильнее его мышцы, суставы, скелет, чем лучше он научится держать равновесие, тем быстрее начнет ползать, вставать и – к радости родителей – ходить без их помощи.

Поэтому сейчас особенно важно стимулировать ребенка к движению. Пусть он учится садиться, ползать, топать ножками. Для этого подойдут следующие упражнения.

  • Когда кроха лежит на животике, пусть перед ним лежат яркие игрушки, за которыми он захочет потянуться. Возможно, это будет музыкальная игрушка, которую ему нравится нажимать. Ребенок будет барахтаться на поверхности, стараясь достать до предмета. Можно помочь ему, подставляя под пяточки опору. Когда у него получится достать до игрушки, обязательно похвалите!
  • Возьмите ребенка под мышки, поставьте ножками на опору и наклоняйте в стороны примерно на 45 градусов. Это тренирует вестибулярный аппарат. Также для этой цели хорошо кружить малыша, переворачивать, поднимать и опускать – то есть всячески менять его положение в пространстве.
  • Малыша нужно подтянуть за ручки в сидячее положение, а затем аккуратно толкнуть назад, чтобы он лег на спину. Он будет стараться снова сесть, укрепляя мышцы шеи, спины, бедер, а также вестибулярный аппарат.
  • Возьмите ребенка руками под грудь, приподнимите и опустите себе на колени. Как только он упрется и сделает толчок, снова приподнимайте его и опускайте. Следите, чтобы вес малыша не переносился полностью на ножки.
  • То же упражнение, только на твердой опоре. Малышу дают возможность, упершись в поверхность, сделать несколько шагов, а затем снова поднимают.

Кстати, многие родители сегодня спешат заменить пружинящие прыжковые упражнения качанием ребенка в прыгунках. Да, это ему доставляет эмоциональное удовольствие.

Но! Стоит иметь в виду, что чаще всего, находясь в прыгунках, детки отталкиваются от опоры только пальчиками ног, что приводит в дальнейшем к деформации стоп. А если малыш полноценно встанет на всю ступню, то его вес даст непосильную нагрузку на тазобедренные суставы.

И еще один довод против этого устройства – оно лишает ребенка полноценного телесного и зрительного контакта, а также общения с родителями.

Если вы не хотите препятствовать физическому развитию ребенка, сведите до минимума время, которое он проводит в «заточении» манежа, ограничивающего подвижность.

Забудьте о том, чтобы обкладывать свое чадо подушками и оставлять сидящим на кровати или диване. Во-первых, маленький позвоночник еще не готов к такой нагрузке.

Во-вторых, малыш будет стремиться к маме, поэтому перевернется и скатится, как умеет, на пол. То есть – упадет и ударится.

С того момента, как ребенок начал перемещаться (пусть даже на животе, перекатами или «по лягушачьи»), расчистите ему путь от всего, что может быть опасным (бытовые приборы, розетки и шнуры, лекарства и бытовая химия, стекло).

Итак, впереди ребенка ждет окончание первого полугодия жизни вне маминой утробы. А это значит – новые навыки, умения и победы. Малыш научится полноценно ползать, вставать на ножки, отпускать опору, сделает свои первые шаги, скажет первые слова… Все это уже не за горами. Чтобы этими навыками кроха овладел своевременно, важно постоянно развивать его во всех сферах. А главное – крепко любить.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvivat-rebenka-v-5-mesyatsev

Развивающие занятия для детей 5 месяцев

Развивающие занятия для детей 5 месяцев не потребуют от родителей много времени и сил. В этом возрасте активные крохи уже способны занимать себя самостоятельно. Ваше дело – обеспечить их безопасность и направлять усилия в нужное русло.

Развивающие занятия для детей 5 месяцев: примеры и подсказки

Говоря о развивающих занятиях для детей 5 месяцев, мы говорим о совершенно спокойном и естественном общении с ребёнком. Скорее всего, материнский инстинкт уже подсказал вам, что именно нужно делать. Проверьте себя, сопоставив ваше времяпровождение с тем, что советуют другие мамочки.

  • Настало время покупать специальные игрушки для купания – плавающие в ванне уточки и мячики приведут ребёнка в восторг. Он будет пытаться поймать их руками, а они будут выскальзывать – отличная тренировка хватательных рефлексов!
  • Разговоры с малышом выходят на новый уровень – обратите внимание. Ребёнок действительно случает вас и с беспокойством реагирует на неожиданные паузы. Это создаёт отличную базу для дальнейшей социализации ребёнка!
  • Меню ребёнка в 5 месяцев уже включает блюда, которые можно есть ложкой. Побуждайте его облизывать вымазанные едой губки и время от времени давайте ложку в руки – в этом возрасте малыши всё тянут в рот, а вам того и нужно!
  • Познакомьте ребёнка с новым способом общения, общения шёпотом на ушко — это поспособствует развитию слуха. А ещё, разговаривая с ребёнком, позволяйте ему класть свою ладошку вам на губы – он будет ощущать движение и вибрацию и сопоставлять их, делая свои первые логические выводы. А ещё это приятно!
  • Формируйте рефлексы, упрощая ваше общение с ребёнком. Всегда сообщайте ему, что вы собирайтесь делать и, например, перед тем, как взять его на ручки, поманите малыша словами и движениями – очень скоро он начнёт их узнавать и понимать!
  • Стимулируйте любознательность ребёнка – разрешайте ему брать в руки и изучать новые предметы: незнакомые игрушки, предметы домашнего обихода, цветы и листочки, сорванные на улице.
  • Учите ребёнка принимать решения. Старайтесь давать ему возможность выбирать между несколькими игрушками и смотрите, изучая его предпочтения. Вы узнаете о своей крохе много нового и интересного!
  • Используйте «цикличные игрушки» для того, чтобы занять ребёнка на некоторое время – приобретение «неваляшки» позволит вам спокойно пить кофе по утрам или делать маникюр не отрываясь целых 10 минут!
  • Такой же эффект даёт просмотр ярких книг и фотографий, а вот от телепередач или даже мультфильмов пока лучше отказаться – малыша лучше как можно дольше держать вдали от электромагнитного излучения.

Как видите, всё довольно просто! Любознательные и активные 5-месячные дети развивающими занятиями делают буквально каждое свое движение. И что самое приятное – это реально работает и даёт отличный результат!

Читайте также:  Колики у новорожденного - советы и лечение от доктора комаровского

Результаты развивающих занятий для детей 5 месяцев

Всё, чем упорно занимается 5-месячный ребёнок, обязательно даёт положительные результаты, но не стоит дотошно сравнивать его новые умения с нормами развития. Помните о том, что все дети разные и у каждого свой собственный график. Всё, что перечислено ниже – всё лишь ориентиры.

  • Физическое развитие 5-месячного ребёнка некоторым позволяет уже самостоятельно сидеть, но если ребёнок не готов – не настаивайте. Того, что он уверенно сидит с опорой, уже вполне достаточно. Зато у малыша уже вполне крепкие руки – он не только держит на них вес верней половины туловища, лёжа на животе, но и подтягивается, если, конечно, взрослые надёжно придерживают его ножки.
  • Самостоятельность ребёнка – его главное психоэмоциональное достижение. В этом возрасте возможность самостоятельно выбрать игрушку, отправить почти без промаха в рот хоть одну ложку с овощным пюре, в течение 10 минут мутузить неваляшку или заставлять говорящую игрушку раз за разом рассказывать весь свой репертуар – огромный успех. Признайтесь, вы ждали этого несколько долгих месяцев!
  • Важный момент развития 5-месячного ребёнка – занятия по развитию речи. Конечно, до первых слов ещё очень далеко, но зато лепет, гуление и рулады ребёнка уже вполне понятны тем, кто умеет слушать своего ребёнка. В этом возрасте дети проявляют огромный интерес к ритмичным потешкам. Старайтесь рассказывать их так, чтобы у малыша была возможность «подсказывать» вам – делайте паузы, выделяйте важные места интонациями, сопровождайте характерными движениями – и вы увидите понимание!

Не стоит ждать от своего ребёнка слишком многого. Развивающие занятия для детей 5 месяцев – это обучение в игровой форме, нацеленное на плавное, не слишком форсированное развитие ребёнка.

Источник: http://www.rebenokdogoda.ru/razvivayushhie-zanyatiya-dlya-detej-5-mesyacev.html

Развитие ребёнка в 5 месяцев: режим, питание малыша, навыки и умения

Основные физические, физиологические и психологические параметры развития ребёнка в 5 месяцев, что должны уметь мальчики и девочки. Особенности режима дня и питания.

В семье, в которой совсем недавно появился малыш, внимание взрослых привлекает каждый новый звук и навык ребенка. Но это совсем другой человечек: он уже не тот привезённый из роддома беспомощный грудничок, в 5 месяцев развитие ребёнка характеризуется множеством достижений. Он успешно осваивает окружающую обстановку и изучает игрушки, собственное тело и возможности.

Контрольные цифры

К пяти месяцам ребёнок набирает в среднем 700 г, а рост увеличивается на 2 см. У пятимесячного грудничка нормальный вес может находиться в пределах от 6,900 до 7,500 кг, рост — от 64 до 65,9 см.

Важно понимать, что ориентиром служат не точные, а усреднённые показатели роста и веса для детей этого возраста. В таблицах с указанием параметров для мальчиков и для девочек цифры более адаптированы.

Кроме того, на контрольные показатели оказывают заметное влияние такие факторы:

  • Наследственность — если родители рослые, высока вероятность того, что их отпрыск тоже будет выше своих сверстников;
  • Состояние здоровья — часто болеющие малыши нередко отстают и в росте, и в весе;
  • Характер питания — сбалансированная по максимально возможному количеству полезных компонентов пища поставляет все необходимые вещества для нормального развития ребёнка.

С анатомической точки зрения, активно формируются все внутренние органы: размеры лёгких за 5 месяцев становятся вдвое, а поджелудочной железы в полтора раза больше, чем они были при рождении, печень тяжелеет почти на 50 г.

Совершенствуется работа пищеварительного тракта, еда усваивается лучше, у ребёнка постепенно уменьшается потребность в ночном кормлении. В результате увеличивается длительность беспрерывного ночного сна. На сон по-прежнему приходится и большая часть дня.

Обычно малышу нужно поспать четыре двухчасовых периода, между которыми — интервалы бодрствования, длящиеся всего по 90 минут.

Российские педиатры установили нормы развития малыша в пять месяцев следующим образом:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,1 8,3
Вес девочек, кг 5,9 7,7
Рост мальчиков, см 61,1 67,0
Рост девочек, см 60,8 66,0
Окружность головы мальчиков, см 41,2 44,6
Окружность головы девочек, см 40,3 43,2
Окружность груди мальчиков, см 40,1 45,7
Окружность груди девочек, см 40,3 44,5

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, нормы выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 6,0 9,3
Вес девочек, кг 5,4 8,8
Рост мальчиков, см 61,7 70,1
Рост девочек, см 59,6 68,5
Окружность головы мальчиков, см 40,1 45,0
Окружность головы девочек, см 38,9 44,0

Детям на искусственном вскармливании можно давать прикорм, при этом родителям нужно быть очень внимательными и осторожными, особенно если организм пятимесячного малыша склонен выдавать аллергические реакции.

За сутки общий вес порции, в состав которой включены пюрированные фрукты и сок, доходит до килограмма. Кишечные колики ещё случаются, но всё реже.

Тем не менее расслабиться вряд ли получится: начинается период прорезывания зубов.

Физическая активность и физиологическое развитие

Каждый этап жизни малыша характеризуется определёнными успехами, которые становятся предметом гордости родителей. К 5 месяцам их появляется ещё больше.

Развивающие занятия

Малыш уже не пробует переворачиваться на живот и обратно на спину — он делает это всё увереннее. В связи с этим становится опасно оставлять егозу без присмотра на диване, пеленальном столе, поэтому лучшим вариантом будет расстеленный на полу плед или одеяло: даже если мама отлучится на минутку, ребёнок не упадёт.

Интересный опыт у маленького исследователя возникает, когда он, лёжа на животе, приподнимается на выпрямленных руках или локтях. Новый ракурс наблюдения за окружающими и ощущения ему определённо нравятся.

Кроме того, малыши в пятимесячном возрасте могут начать осваивать технику ползанияпо-пластунски. Конечно, с маминой помощью. Для этого занятия потребуется стимул — яркая игрушка, к которой у крохи есть интерес.

Её обычно ставят на таком расстоянии, чтобы маленькая ручка не могла сразу дотянуться. В стремлении получить ту же погремушку или неваляшку ребёнок постарается достать её, но взрослый слегка отодвигает предмет.

Как бы ни хотелось поскорее воспитать настойчивость и целеустремлённость, кроха быстро устаёт, поэтому лучше подобные упражнения делать не дольше минуты.

Поддерживая пятимесячного человечка подмышки, можно поиграть с пользой для физического развития мышц. Он будет болтать ножками, а это уже подготовка к ходьбе.

Первые попытки сесть

Как бы ни был велик соблазн поскорее научить малютку сидеть, торопиться с этим крайне нежелательно. В пятимесячном возрасте мышцы спины ещё недостаточно окрепшие, и существует опасность того, что искривится позвоночный столб.

Поэтому учить ребёнка новому навыку нужно, чтобы он мог подняться при упоре на одну ручку — за другую мама слегка помогает — и ненадолго присесть.

Можно усадить, приподняв за обе ручки (у детей хорошо развит хватательный рефлекс, они достаточно крепко держатся за пальцы мамы).

Кроха наклонён вперёд, и это правильно: максимальная нагрузка на спину возникает при стремлении придать позвоночнику положение, приближающееся к вертикальному.

На очень короткое время (секунды) можно усадить человечка к себе на колени, но так, чтобы ягодички оказались «в ямке», провисли и не расположились на ноге взрослого. Особенно важно соблюдать эту рекомендацию родителям мальчиков.

Недопустимо устраивать малышу уютное (по крайней мере, так думают некоторые бабушки) обкладывание из трёх подушек: сзади и по бокам. В такой позе сильно перегружается спина, детские мышцы быстро устают. Ребёнку нужно лечь, он нуждается в отдыхе, а подушки не позволяют принять горизонтальное положение.

Если ребёнок не хочет присаживаться, у него на это могут оказаться веские причины от слабых мышечных групп на спине до гипо- или гипертонуса.

Самое правильное, что может сделать мама в такой ситуации, это обратиться за советом к опытному педиатру. В случае необходимости он направит пациента к специалисту по лечебному массажу.

Для коррекции будет подобран комплекс физических упражнений, которые обязательны к исполнению.

Психоэмоциональные изменения

Если ещё в три и даже в четыре месяца младенец эмоционально реагировал на внимание к себе со стороны всех окружающих, теперь он начинает выделять тех, кого видит рядом особенно часто: маму, папу, братьев или сестёр, бабушек. А вот присутствие посторонних людей кроху заметно смущает.

Ребёнок радостно улыбается родным, энергично двигая ножками и ручками, издаёт звуки и, е, й, м, б, п. Кроме того, он улавливает эмоциональную окраску фраз и старается подражать мимике близких. Умения малыша вызывают у старших родственников бурю эмоций, ведь он уже, почти как большой, может:

  • Захохотать;
  • Потребовать;
  • Рассердиться, обрадоваться;
  • Выражать эмоции, лепеча по-разному, отвечая на разные события не только смехом или плачем, но и интонациями.

Услышав голос или другой звук, он поворачивает голову в эту сторону. Малыш с интересом осваивает новые игрушки, ему нравится музыка. Вполне можно такому крохе включать композиции, написанные композиторами для детей. У некоторых малышей может постепенно сформироваться привычка засыпать под нежную колыбельную мелодию, классическую или более современную.

Кроху привлекают яркие и движущиеся предметы. Он может наблюдать за перемещениями людей по комнате. Важной составляющей общения со взрослыми становятся игровые моменты.

Но не стоит чрезмерно увлекаться количеством погремушек и прочих ярких предметов: задействовать лучше не более трёх одновременно.

Ну а пальчиковые игры, например «Пальчики здороваются», начинают занимать особое место в развитии малыша, потому что центр речи и движения пальчиками тесно взаимодействуют и активно развивают друг друга.

Прогуливаясь на улице, родители могут привлечь внимание ребёнка к проезжающему транспорту, птицам, животным и прохожим. Но чтобы интерес был устойчивым, нужно рассказывать маленькому человеку обо всём, что он видит, например:

  • Кошка говорит «мяу»;
  • Собачка лает «гав»;
  • Птичка поёт «чик-чирик».

Развитие и питание, вес и рост — по-прежнему самые распространённые темы для общения мам на детской площадке и в интернете.

Как и во все времена, самое большое беспокойство родительницам доставляет вопрос о сроках и нормах: уж не отстаёт ли любимое чадо от сверстников, что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев.

Девочка может делать всё то же самое, что и её сверстник, только присаживать её не стоит торопиться. Дело в том, что у малышек изгибы позвоночного столба формируются на шестом или восьмом месяце, на 50—60 дней позже, чем у мальчиков.

Пятый месяц — важный период в маленькой жизни. Когда родители оценивают развитие ребёнка в 5 месяцев, они часто спрашивают, что должен уметь мальчик или девочка. Такая постановка вопроса немного некорректна. Дело в том, что на этом этапе у всех грудничков формируются одни и те же навыки. И не нужно забывать, что каждый человек индивидуален, маленький — в том числе.

Первые успехи малыша: развитие ребёнка в 5 месяцев

Источник: https://OurKids.ru/razvitie/do-goda/5-mesyatsev/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]