После родов новорожденный начинает проходить процесс адаптации к новым для него условиям.
Справиться с непростой задачей младенцу помогают особые умения, которые делятся на два вида — условные, безусловные. Первые даны малышу от рождения, вторые являются приобретенными.
Степень развитости рефлексов у новорожденного свидетельствует о характере его развития и может говорить о наличии проблем.
Условные и безусловные рефлексы — что это
Безусловными рефлексами малыши обладают с рождения. Они появляются как ответ ребенка на определенный раздражитель. Им характерно появление и исчезновение в определенный период развития.
Условные или приобретенные реакции появляются у новорожденного в результате получения опыта, при котором происходят изменения в клетках головного мозга, наблюдаются физиологические изменения, и происходит психоэмоциональное развитие.
Виды рефлексов у малыша
До 28 дней новорожденные обладают исключительно безусловными видами рефлексов, которые обеспечивают процесс их приспособления к миру.
У грудничка выделяют около 15 разновидностей безусловных реакций. По некоторым из них в момент рождения врачи оценивают состояние младенца.
Малыш в этот период не умеет держать под контролем собственное тело и движения, так как мозг не способен еще выполнять подобные функции.
Появление таких рефлексов и их постепенное угасание имеет определенную закономерность и расписание по месяцам.
Оральные
Оральные рефлексы дают возможность малышам обеспечить себя питанием, именно они отвечают за правильный процесс сосания. Группа состоит из нескольких видов, каждый из них имеет свое предназначение.
Выделяют:
- сосательный;
- глотательный;
- хоботковый;
- искательный;
- Бабкина.
Некоторыми из способностей могут наблюдаться уже у плода и визуализироваться при проведении УЗИ.
Например, при обследовании матери можно видеть, как ребенок прикладывает пальчик ко рту и осуществляет сосательные движения.
Подобная способность присутствует у младенцев с самого рождения, когда при попадании постороннего предмета в ротовую полость он обхватывает его губами и язычком, начинает интенсивное сосание.
Некоторые оральные реакции исчезают у деток к 3-4 месяцам. Другие способны сохраняться в течение 3 лет, например, сосательный.
Спинальные
Спинальные реакции представляют собой непроизвольные движения младенца, совершаемые телом, руками или ногами в ответ на воздействие внешнего раздражителя. К такой категории относится:
- хватательный;
- защитный;
- подошвенный;
- Бабинского и ряд других.
Подобные умения обеспечивают малышу безопасность и защищают его.
Позотонические
Позотонические виды реакций младенцев связаны с навыками удерживать голову, позу сидения и правильно стоять. Благодаря таким способностям малыш имеет возможность правильно распределять различные степени нагрузки на мышечные волокна, которая возникает и зависит от характера положения тела.
Как проявляются и чем характерны
Большинство врожденных реакций наблюдаются у детей до 1 года, после чего они исчезают. Большинство из них возникают на первых месяцах жизни, пропадая 4 месяцам.
Время их угасания различно, что обусловлено периодом, который необходим малышу для полной адаптации к новым условиям.
Среди них присутствуют и те, которые способствуют появлению новых навыков или наблюдаются в течение всей жизни.
Хоботковый
При прикосновении к губкам младенца они сворачиваются и образуют форму «хоботка». Такой сосательный рефлекс связан с автоматическим сокращением круговой мышцы, находящейся в области ротовой полости.
Поисковый
Рефлекс Куссмауля свойственен только новорожденным детям. При выполнении прикосновения и легком поглаживании пальцем по губкам ребенок активно пытается найти материнскую грудь, что выражается в опускании нижней губки и параллельном движении языка крохи в сторону нахождения раздражителя.
Сосательный
Важнейший из рефлексов младенцев появляется еще в утробе матери. Он выражается в осуществлении младенцем ритмичных сосательных движений сразу после попадания предмета в его рот, в качестве которого часто выступает соска. По выраженности такой способности педиатры оценивают степень зрелости у недоношенных детей.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина
Умеренное выполнение надавливания пальцами на ладони младенца приводит к открытию ребенком рта и выполнению движения головкой вперед. Подобный рефлекс обусловлен стремлением новорожденного искать себе пропитание.
Хватательный
Хватательная реакция выражается в способности младенца крепко удерживать предмет. При попадании в район ладони пальца взрослого или иного предмета малыш бессознательно производит сжатие пальцев ладони. Захват может быть такой силы, что младенца можно при этом поднять.
Рефлекс Моро
Реакция малыша на воздействие раздражителя протекает в два этапа. Сначала младенец делает разведение рук в стороны, после чего раскрывает ладони, выполняя движение, которое имитирует объятие. Вызвать подобную реакцию у новорожденного можно различными способами:
- одновременно хлопнуть по плоскости поверхности, на которой расположен младенец, приблизительно в 15 см от малыша;
- внезапно разогнуть ножки лежащего ребенка;
- приподнять за вытянутые ноги нижнюю часть туловища.
Подобная реакция проявляется у младенцев в первые месяцы жизни и по мере его взросления пропадает.
Ландау
Реакция Ландау может быть верхней иди нижней, она появляется у младенцев к 4 месяцам. Первый появляется у ребенка, когда он лежит на поверхности.
Он упирается руками, пытается приподнять голову и корпус. Нижний эффект Ландау можно наблюдать при нахождении ребенка в позе «пловца».
При приподнимании его и обращении лицом к полу можно наблюдать выгиб спины, поднятие головы и разгибание конечностей.
Кернинга
У лежащего на спине ребенка проводят сгибание ноги в тазобедренном суставе или колене. При нормальной реакции Кернинга сразу выпрямить конечность младенца не получится.
Бабинского
Реакция проявляется при легком движении и соприкосновении пальца с наружным краем подошвы ног по направлению от стопы к пятке.
Малыш отреагирует веерным раскрытием пальцев ног, сгибанием всех суставов с тыльной стороны стопы.
Рефлекс опоры
При нахождении младенца в вертикальном положении и соприкосновении поверхности стопы с опорой происходит выпрямление нижних конечностей и имитация позы стояния с обеспечением поддержки взрослого. Реакция характерна для младенцев первого года, при достижении возраста 8-12 месяцев дети начинают стоять на ровной поверхности самостоятельно.
Рефлекс автоматической ходьбы
Реакция также известна как шаговый, что выделяет главную реакцию младенца. Если обеспечить малышу соприкосновение стоп с поверхностью и немного отклонить его корпус вперед, то можно наблюдать имитацию ходьбы. Такое переступание ножками и называют эффектом шагания.
Некоторые дети при этом делают своеобразное перекрещивание на уровне голени. Такая ситуация является нормальной и связана с повышенным тонусом мышц бедра у малышей в возрасте 1,5 месяца.
Бауэра
Рефлекс ползания появляется у младенцев сразу после рождения. Ребенок в положении лежа на животе при ощущении прикосновения ладоней к подошвам его ступней начинает отталкиваться, используя руки взрослого как опору. В некоторых случаях ребенок способен продвинуться немного вперед, поэтому даже самых маленьких детей нельзя оставлять без наблюдения.
Галанта
При штриховом проведении пальцем вдоль позвоночника малыш изгибается в виде дуги, а голова делает поворот в сторону раздражающего воздействия. Нормой считается также отведение ноги в сторону.
Переса
Реакция проявляется при нажатии легким движением над остистым отростком позвоночника. При этом ребенок разгибает корпус, производит сгибание конечностей и начинает плакать. В связи с негативной окраской эмоций младенца к проверке работы нервной системы при помощи такого способа прибегают только в самую последнюю очередь.
Робинзона
Такое название можно встретить, когда речь идет о хватательном рефлексе. При попадании в зону ладошки младенца какого-либо предмета малыш сразу же вцепляется в него.
Даже в первый месяц жизни ребенок может настолько сильно ухватиться за пеленку, что разомкнуть кулачки бывает достаточно сложно.
По мере взросления такая реакция становится менее выраженной, и в итоге на ее смену приходят осознанные удержания.
Рвотный
Новорожденные дети не обладают умением правильно глотать. Когда малыш давится, то автоматически происходит рвотный рефлекс, при этом у младенца неосознанно высовывается язык, что и вызывает защитную реакцию.
Защитный
Способность обеспечивать себе защиту у здорового ребенка появляется с первых часов жизни. Положенный на живот младенец сразу делает рефлекторно поворот головы, что помогает ему избежать блокирования поступления кислорода.
Глотательный
При попадании в рот младенца какого-либо предмета он делает глотательное движение. Такой рефлекс помогает ребенку научиться координировать свои движения.
Малыш с каждым днем приобретает навык осуществлять дыхание и глотание.
Пока он учится приспосабливаться к новым условиям, можно наблюдать, что он ритмично осуществляет вдох и медленно выдыхает, пытаясь между этим проглотить пищу при кормлении.
Спонтанный
Спонтанным рефлексом называют реакцию Моро или испуга. Он наблюдается при неожиданном ударе по поверхности с двух сторон от лежащего на поверхности младенца. В ответ на него конечности ребенка раскрываются и тут же смыкаются, производя движение «объятия».
Таблица начала и угасания рефлексов
Оценка состояния здоровья ребенка, работы его нервной системы проводится на основании наличия и выраженности различных условных и безусловных реакций.
Отсутствие некоторых из них может говорить о нарушениях внутриутробного развития или родовых травм. Большинство из них появляется сразу после рождения. Некоторые наблюдаются через несколько дней жизни.
Например, реакция Бауэра появляется на 3-4-й день, Галанта на 5-6-е сутки. До какого возраста должны исчезнуть рефлексы, можно увидеть в таблице.
Рефлекс | Время исчезновения, месяц |
Сосательный | 3-4 |
Защитный | До 1,5 |
Хватательный | 3-6 |
Опоры | 1-2 |
Шаговый | 1-2 |
Поисковый | 3-4 |
Хоботковый | 2-3 |
Бабкина | 2-3 |
Бауэра | 4 |
Моро | 4 |
Бабинского | До 2 лет |
Галанта | 3-4 |
Переса | 3-4 |
Особенности развития рефлексов у недоношенных детей
По характеру врожденных автоматизмов, наличию рефлексов и их живости после рождения оценивают состояние нервной системы детей.
У недоношенных малышей значительная часть врожденных способностей отсутствует, так как процесс созревания мозга не был завершен до конца. Наиболее рано проявляющиеся ротовые реакции у них присутствуют, но затрагивают не все рецепторы.
Малыши обладают уникальным потенциалом, поэтому способны восстанавливаться и догонять своих сверстников в развитии за короткое время.
Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка
Для самостоятельной проверки наличия рефлекса у ребенка достаточно повторить действия, вызывающие подобную реакцию. Не стоит расстраиваться при отсутствии желаемого результата. Возможно, малыш устал, или время для проверки было выбрано неудачно. Например, отсутствие сосательного рефлекса может быть вызвано тем, что малыш попросту не голоден.
Проверять реакции младенца на раздражители необходимо в теплом помещении, при этом он должен быть сухим и не ощущать чувство голода. Прикосновения к малышу должны быть аккуратными, в противном случае рефлексы могут погашаться реакцией на дискомфорт.
Причины и признаки слабого развития рефлексов
- Изучить информацию о том, какие должны быть у новорожденного рефлексы желательно, в некоторых случаях они могут проявляться в недостаточной степени.
- Причинами такой ситуации могут быть следующие обстоятельства:
- полученные родовые травмы;
- нарушения функционирования нервной системы;
- преждевременное рождение ребенка;
- патологии позвоночника;
- предшествующая асфиксия.
Признаком ослабления является недостаточная выраженность или одностороннее проявление симметричных рефлексов. В некоторых случаях малыш не готов реагировать на раздражитель, например, при отсутствии у ребенка желания есть сосательный рефлекс не будет ярко выражен.
Симптомы
При выявлении аномалий в развитии ребенка анализируется несколько параметров проявления рефлекса. Оценке подлежат следующие моменты:
- выраженность;
- симметричность;
- равномерность проявления с каждой из сторон для симметричных реакций;
- быстрота получения ответа;
- длительность проявления.
При этом окончательный вердикт должен делать врач.
Полное отсутствие
Полное отсутствие рефлекса, особенно спинальных, является нехорошим признаком. Отсутствие «автоматического шага» наблюдается при парезах, снижении тонуса мышц и ДЦП.
Недоразвитость
При осмотре младенца врач анализирует симметричность некоторых рефлексов. Например, если хватательная реакция наблюдается у малыша только одной рукой, то это может сигнализировать о возможном ДЦП, кровоизлияниях в мозг или парезах. Если при проверке рефлекса Моро разведение рук ребенок проводит только одной конечностью, то это может говорить о проблемах с ключицей или парезах.
Лечение
Классификация и методика исследования рефлексов у новорожденных предполагает анализ общей клинической картины.
При полном отсутствии
Полное отсутствие рефлексов часто является следствием родовых травм или внутриутробных аномалий. В этом случае содержание терапии определяется в индивидуальном порядке и зависит от причин отсутствия реакций и характера патологий. В большинстве случаев лечение требует стационарного наблюдения и длительной терапии.
При частичной несформированности
При частичной несформированности рефлексов назначается наблюдение профильных специалистов. Часто такая ситуация наблюдается у детей с синдромом угнетения работы нервной системы. Они имеют низкий мышечный тонус и двигательную активность.
В тяжелых случаях наблюдаются проблемы в области сосательных движений, поэтому таких малышей кормят через зонд. Таких новорожденных нельзя оставлять в лежачем положении на животе, что связано с недостаточностью выраженности защитного рефлекса.
Лечение младенцев при частичной несформированности рефлексов предполагает медикаментозную терапию, массажи и физиопроцедуры.
Прогнозы
Детский организм обладает большими резервами, которые помогают ему восстанавливаться даже в самых сложных ситуациях.
При недостаточной развитости рефлексов хороший результат показывает комплексный подход, предполагающий назначение фармакологических препаратов, массажей и специальных физиопроцедур.
При этом важна регулярность и постоянное наблюдение у узкого специалиста с выполнением выданных рекомендаций.
Источник: https://grudnichky.ru/razvitie/refleksyi.html
Безусловные рефлексы новорожденных детей
Прежде чем начать ходить, малышу необходимо пройти ряд этапов, «уровней» развития. При нормальном развитии ребенка стимулирование, необходимое ему для освоения этих этапов, осуществляется в процессе обычного повседневного взаимодействия с людьми и предметами.
Ребенок может успешно овладеть одной группой навыков и отставать в овладении другой. Такая неравномерность в развитии может быть результатом маминого воспитания.
Одна мама считает, что главное — выработать у малыша навыки самообслуживания, а болтать нечего; такой ребенок может отставать в речевом развитии, но рано научится самостоятельно есть.
Другая мама все делает за ребенка, но очень много с ним общается и играет, соответственно, у него рано развивается речь.
Итак, имея ясное представление о нервно-психическом развитии малыша, можно разработать программу занятий. И мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить Вам и специалисту выбор того направления воспитательной деятельности, на которое нужно обратить внимание в первую очередь.
Уже в периоде новорожденности Вы можете оценить состояние нервной системы малыша.
Важным показателем созревания нервной системы ребенка является группа безусловных рефлексов. Из достаточно большого количества рефлексов мы выделили основную группу, которая может дать наиболее полную характеристику состояния нервной системы с первых часов жизни ребенка.
С точки зрения удобства осмотра мы приводим рефлексы по тем позициям (рефлексы в положении на животе, спине, в вертикальном положении), в которых их исследуют.
Безусловные рефлексы лабильны, легко истощаемы, поэтому осмотр лучше проводите через 2 часа после кормления, когда ребенок находится в спокойном состоянии.
Поисковым рефлекс Куссмауля
При поглаживании в области угла рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает рот и пытается дотронуться языком до места раздражения.
В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва.
Хоботковый рефлекс
Вызывается постукиванием пальцем или молоточком по верхней губе — в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры или губы складываются в виде хоботка.
В норме рефлекс угасает к 3-4-м месяцам. Рефлекс отражает сохранность функции тройничного и лицевого черепных нервов.
Сосательный рефлекс
Если поместить указательный палец исследующего в рот ребенка на глубину 3-4 см, то он совершает ритмичные сосательные движения.
После кормления рефлекс ослабевает или угасает и через 30 минут-1 час вновь оживляется. В норме он сохраняется до года жизни. При повреждении нервов, обеспечивающих акт сосания, рефлекс снижается или исчезает. При поражениях нервной системы рефлекс может быть и повышен, приобретая черты автоматизма.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина
При надавливании на ладонь ребенок открывает рот, иногда высовывает язык и закрывает глаза.
В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс Бабкина исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения.
Хватательный рефлекс
При надавливании на ладони ребенка его пальцы рефлекторно сжимаются, обхватывая и удерживая палец исследующего.
Важна оценка симметричности хватательного рефлекса и его выраженности.
В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Ослабление хватательного рефлекса может быть при нарушениях мозгового кровообращения. При вялых параличах на стороне поражения хватательный рефлекс снижается или отсутствует.
Рефлекс Робинзона
- Иногда ребенок удерживает пальцы исследователя так крепко, что его можно поднять кверху, — это рефлекс Робинзона.
- Для него характерны те же закономерности, что и для хватательного.
Нижний хватательный рефлекс
Вызывается легким надавливанием кончиков пальцев на переднюю часть подошвы — в ответ возникает подошвенное сгибание пальцев ног.
В норме рефлекс исчезает к 12-13-ти месяцам. Он является спинальным и выпадает прежде всего при поражении поясничного утолщения спинного мозга.
Рефлекс Моро (рефлекс обхватывания)
Чаще его вызывают различными путями: ударом по пеленальному столу в 20-30 см от головы ребенка или быстрым выпрямлением согнутых ног, а также подниманием таза и ног ребенка над кроватью.
В ответ происходят: разведение рук (первая фаза рефлекса) и их сведение с тенденцией к обхватыванию туловища (2 фаза). Иногда в течение первой недели жизни ребенка наблюдается только первая фаза.
Более позднее появление второй фазы не говорит о патологии.
В норме рефлекс исчезает к 4-5-ти месяцам. Отсутствие рефлекса Моро или стойкое исчезновение второй фазы — это подозрение на поражение вестибулярного нерва.
Запаздывание рефлекса отмечается у детей, родившихся в асфиксии, а снижение — у новорожденных при родовой травме. Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появление говорит о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности.
Асимметрия рефлекса свидетельствует о гемипарезе. Асимметрия и даже исчезновение рефлекса — о параличе Эрба.
Рефлекс Бабинского
Вызывается раздражением наружного края подошвы в направлении от пятки к пальцам. В ответ происходят: выраженное разгибание большого пальца и веерообразное расхождение и сгибание остальных пальцев.
Обычно рефлекс сохраняется у детей до 1 года. Важна оценка выраженности и симметричности рефлекса. При нарушениях двигательной сферы рефлекс может возникать спонтанно.
Рефлекс опоры
- Состоит из 2 фаз:
- фаза — если взять новорожденного ребенка под мышки, он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах;
- фаза — поставленный к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола.
В норме рефлекс сохраняется до 1,5-2-х месяцев. Он отсутствует при парезах и параличах ног.
Опора на носки, особенно с перекрестом, дает основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бедер, сгибателей голени); сила мышц и объем движений при этом уменьшены.
Автоматическая походка, или шаговый рефлекс
При легком наклоне тела кпереди и упоре стоп ребенок делает шаговые движения. Рефлекс автоматической ходьбы в норме исчезает к 2-м месяцам.
Снижение рефлекса отмечают у детей с поражением нервной системы, его отсутствие — у детей с поражением поясничного отдела спинного мозга.
Защитный рефлекс
Уложенный на живот новорожденный поворачивает голову в сторону и пытается ее приподнять.
В норме после 1-1,5 месяцев ребенок сам пытается удерживать голову.
У детей с поражением нервной системы защитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребенка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга.
У детей группы риска по развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъем головы и даже ее запрокидывание (за счет усиления тонуса разгибателей шеи).
Лабиринтный тонический рефлекс
В положении ребенка на животе под влиянием этого рефлекса нарастает тонус в сгибателях — голова приводится к груди, в руках нарастает сгибательная установка и они также прижимаются к груди, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу, спина выгибается. Через 20-30 секунд эта поза сменяется плавательными движениями, переходя в рефлекс ползания.
Рефлекс ползания Бауэра
Если новорожденному, уложенному на живот, слегка надавить на подошвенную поверхность ног, ребенок рефлекторно выполняет движения ползания.
В норме рефлекс сохраняется до 3-4-х месяцев. Его снижение отмечают у детей, родившихся в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать.
Рефлекс Галанта
При раздражении кожи спины параллельно позвоночнику новорожденный описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя (нога на стороне раздражения разгибается во всех суставах).
В норме рефлекс сохраняется до 2-3-х месяцев. Он может быть снижен или отсутствовать при вялых и спастических параличах.
Рефлекс Переза
Вызывается путем проведения штрихового раздражения по остистым отросткам от копчика к шее.
В ответ ноги ребенка одновременно сгибаются и приводятся к животу, спина выгибается, часто возникает открытие анального сфинктера, может быть мочеиспускание.
Если вызывать рефлекс в положении ребенка лицом вниз на ладони врача, в ответ у него возникают резкий крик, разгибание рук, ног, головы, выпячивание ануса и мочеиспускание.
В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Его лучше проверять последним. Угнетение его в период новорожденности или задержка обратного развития наблюдается у детей с поражением ЦНС.
Поматериалам книги Гончаровой О.В.
«Пособие по уходу за малышом»
Источник: https://www.dgorodok.ru/zdorove/novorozhdennyj/normy-razvitiya-rebenka-do-goda/115-bezuslovnye-refleksy-novorozhdennykh-detej
Какие рефлексы должны быть у новорожденных?
Врожденными рефлексами принято называть ответную реакцию ребенка на какой-либо раздражитель из вне. Их исследование используется, как правило, для оценки зрелости нервной системы малыша. У здорового, нормально развивающегося ребенка, рефлексы появляются и исчезают в определенное время.
Существует ряд рефлексов, которые являются врожденными. Они со временем угасают. И существуют рефлексы, которые с возрастом появляются. Поэтому мамы, придя с малышом на очередной осмотр к врачу, могут наблюдать, как педиатр или невролог проверяет наличие и отсутствие тех или иных рефлексов.
Так какие рефлексы у новорожденных считаются нормой?
Основные рефлексы новорожденного
В момент появления на свет у ребенка имеются лишь безусловные рефлексы, которые никак не зависят от его познаний окружающего мира. Со временем некоторые безусловные рефлексы заменяются на условные, которые уже появляются в виду созревания мозга малыша. Поэтому их иногда называют рефлексами личного опыта.
Безусловные (врожденные) рефлексы нужны малышу, как воздух. Часть из них используется лишь в момент появления малыша на свет и в первые дни его жизни. Другая часть рефлексов служит толчком для развития новых. Третья часть остается на протяжении всей жизни.
Таким образом, можно выделить несколько групп врожденных рефлексов:
- обеспечение нормальной жизнедеятельности (глотательный, сосательный и дыхательный рефлекс);
- защита детского организма от воздействий внешней среды – холода, яркого света и пр.;
- временные рефлексы, необходимые малышу для преодоления родовых путей.
Ослабление и усиление рефлексов
Проводя исследование рефлексов, необходимо учитывать то, что они могут применяться в качестве диагностики лишь при условии существования других симптомов. То есть изменение рефлексов при отсутствии у малыша иных неврологических нарушений патологией не является. Существует ряд проблем, о которых говорит усиление или ослабление тех или иных рефлексов.
- Повышение нервно-мышечной возбудимости может вызвать небольшое усиление главных врожденных рефлексов.
- Патология нервной системы, нарушение мышечного тонуса, инфекционно-воспалительные заболевания могут вызвать полное отсутствие рефлексов или их резкое угнетение.
Стоит отдельно обратить внимание родителей на то, что рефлексы у здорового малыша должны иметь симметричный вид. Другими словами они должны быть одинаковыми с обеих сторон.
Проверить это можно при исследовании хватательного рефлекса. Если кроха хватает ваш пальчик одной рукой крепко, а другой слабо, это повод показать малыша специалисту.
Так как данная ситуация может быть ассиметрией рефлексов.
Поэтому если вы заметили какие-либо отклонения в рефлексах ребенка, не стоит откладывать визит к специалисту. Только он может адекватно оценить ситуацию и назначить определенное лечение или гимнастику.
Часто врачи рекомендуют проводить вызывание врожденных рефлексов, которые для малыша являются своеобразной гимнастикой. К ним относится рефлекс опоры, ползанья и другие.
Как проходит исследование рефлексов
Определить, правильно ли развивается ваш ребенок, поможет проведение исследований рефлексов.
- Поисковый рефлекс. Для этого вам необходимо погладить кожу в уголке рта. Малыш в это время должен слегка опустить нижнюю губу и повернуть головку в сторону раздражителя. Первые дни своей жизни малыш с помощью этого рефлекса находит грудь мамы. Особенно хорошо поисковый рефлекс проявляется перед кормлением, угасать начинает в 7 недель, полностью исчезает к 12 месяцу жизни.
- Хоботковый рефлекс. Проверить, имеется ли у крохи хоботковый рефлекс, можно легким постукивание пальцем по его губам. При этом у ребенка сокращается круговая мышца рта, и кроха вытягивает губки хоботком.
- Сосательный рефлекс можно проверить при помощи пустышки. Для этого нужно положить в ротик крохи соску. Если он начинает ее активно сосать, то рефлекс имеется.
- Рефлекс Бабкина. Проверить наличие данного рефлекса можно при помощи надавливания на ладонь малыша возле начала большого пальца. В ответ на это ребенок открывает рот и сгибает голову. Проверять рефлекс Бабкина нужно на обеих ладонях. Если он сохраняется у детей старше 5 месяцев, стоит незамедлительно обратиться к врачу и выяснить причину.
- Хватательный рефлекс. Проверяют хватательный рефлекс путем вкладывания в его ладони своих пальцев. Малыш должен их прочно удерживать. Ослабевание данного рефлекса наступает к 3 месяцам.
- Рефлекс Бабинского. Проверить рефлекс Бабинского можно проведением по наружному краю подошвы малыша пальцем. Движение проводится от пятки в сторону пальцев, которые должны «ответить» веерообразным разгибанием. Физиологический рефлекс Бабинского олжен сопровождаться сгибанием в голеностопном, коленном и тазобедренном суставе.
- Рефлекс Галанта. Для его проведения необходимо провести пальцем по спине малыша вдоль позвоночника. При этом ребенок должен изогнуть спину дугой. Рефлекс Галанта проявляется с 5 дня жизни малыша. Однако у детей с проблемами нервной системы он может быть не ярко выражен, и его возникновение может быть отложено вплоть до 30-35 дня после появления на свет. Угасание рефлекса происходит к 4 месяцам.
- Рефлекс Робинсона похож на хватательный. Проявляется он в постоянном стремлении малыша что-нибудь схватить своими маленькими ручками. Если рефлекс Робинсона в норме, то ребенок будет удерживать в своих кулачках часть вашей одежды и волосы с невероятной силой.
- Рефлекс ползанья (Бауэра). Для его проведения необходимо уложить кроху на животик. Малыш должен в данном положении постараться приподнять голову и совершить ползающее движение. Рефлекс у детей наблюдается до 4 месяцев.
Полное отсутствие рефлексов
Когда у крохи отсутствует хватательный или хоботковый рефлекс, это еще не повод впадать в панику. Куда более страшно, когда у ребенка полностью отсутствуют все рефлексы.
В этой ситуации малыша стоит немедленно реанимировать и оставить под наблюдением специалистов. Рефлекторное отсутствие может быть вызвано родовыми травмами, удушением пуповиной или внутриутробными пороками.
Но в большинстве случаев врачам удается «завести» организм малыша. Главное, не упустить драгоценное время.
Источник: https://PomoshRoditelyam.ru/detskoe-zdorove/bezuslovnie-refleksi-novorozhdennih-hobotkovij-hvatatelnij-babkina.html
Безусловные рефлексы новорожденного
Рефлекс – (от лат. reflexus — повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].
Какими же способностями обладает новорожденный?
-
Набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:
- рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);
- защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);
- ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);
- атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).
Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов.
Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением.
Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга
На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных.
Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их.
Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.
Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:
- Сосательный рефлекс Самый главный и самый любимый педиатрами. Если этот рефлекс у ребенка отсутствует, то прогноз не очень хороший. Определить сосательный рефлекс легко: при прикосновении к губам и языку новорожденного или при помещении указательного пальца исследующего в рот ребенка на глубину 1-2 см, новорожденный совершает ритмичные сосательные движения.
Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.
Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.
- Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.
- «Хоботковый» рефлекс. Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.
- Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты.При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.
- Рефлекс задержки дыхания Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.
Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.
- Плавaтельный рефлекс Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.
- Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона) Хватательный рефлекс – это усиление подкрепления общего тонуса мышц ладони, предплечья, плеча и всей скелетной мускулатуры. Он может быть настолько сильно выражен, что новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять: его хватка выдерживает вес тела. Погладьте ладошку малыша или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок со стороны мизинца, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками. Обнаружить хватательный рефлекс можно, если вложить игрушку в руку ребенка, а потом попытаться забрать ее у этого маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс сильно выражен в первые два месяца. Если этот рефлекс не развивать, к третьему месяцу он ослабевает, а к полугоду исчезает. Стимуляция этого рефлекса ускоряет психофизиологическое развитие у младенца. Впервые целенаправленно его использовал в 70-х годах инженер Скрипалев, что и стало толчком к созданию знаменитого Скрипалевского спортивного комплекса для младенцев, который на сегодняшний день является самым лучшим и надежным спортивным комплексом для детей. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).
- Подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) Это рефлекторное движение вызывается раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, проявляется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных пальцев. Это сочетается со сгибанием ножек в коленном и тазобедренном суставах и усилением сокращения остальных мышц тела новорожденного.
- Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра) В положении на животе младенец отталкивается ножками от приставленной к его подошвам ладони и делает движение вперед словно ползет. Стимуляция рефлекса «ползания» укрепляет мышцы спины и живота, малыш на 2-3-й неделе уже начинает хорошо держать головку и с удовольствием лежит на животе. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам.
Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.
- «Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!». Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.
- Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского) Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.
- Шаговый рефлекс Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.
Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.
- Рефлекс испуга (рефлекс Моро) Если неожиданно убрать руку, поддерживающую ребенка, он мгновенно постарается уцепиться за что-нибудь и, не найдя опоры, с испуганным лицом зайдется в крике. Непроизвольное хватательное движение при испуге – защитный рефлекс малыша. Рефлекс испуга особенно заметен в течение первого месяца жизни и постепенно исчезает к 3-4 месяцам. Антропологи полагают, что этот рефлекс, как и хватательный, являются примитивными формами поведения, позволяющими детям «прикрепляться» к матери. Рефлекс также вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки – I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение – II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях.У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.
- Рефлекс Галанта.
- При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5-6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно.Рефлекс физиологичен до 3-4-го месяца жизни, при поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.
- Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.
- Рефлекс кляпа В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.
- Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика) Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.
- Рефлекс отдергивания Этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.
Источники информации:
- Уход за ребенком с рождения до 5 лет. – М., 2008.
- Участковый педиатр. Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – М., 2008.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.
- иллюстрации http://www.missfit.ru/
Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/266021937-186714870/
9. Безусловные рефлексы младенца
Врожденные
рефлексы –
дар природы, необходимые малышу для
выживания вне организма мамы, которые
помогают новорожденному в приспособлении
к жизни в окружающем его мире.
Еще в
родильном доме, сразу после рождения
малыша, врач-неонатолог проверяет
врожденные рефлексы и дает оценку
развитию нервной системы.
Если
физиологические рефлексы хорошо развиты
и мышечный тонус в норме, значит у ребенка
все в порядке.
Основные безусловные
рефлексы новорожденных
1 Дыхательный рефлекс
Первым, сразу после
рождения, включается дыхательный рефлекс
– раскрываются легкие малыша и он делает
первый самостоятельный вдох.
2. Сосательный рефлекс
Сосательный рефлекс
возникает у новорожденного в ответ на
раздражение полости рта, при прикосновении
к губам и языку новорожденного. Например,
при вкладывании в рот соска, соски,
пальца появляются ритмичные сосательные
движения.
3. Глотательный
рефлекс Если
что-то попадает в ротик малыша, то он
глотает. Первые дни ребенок учится
координировать дыхательные движения
с глотательными.
4. Рефлекс
кляпа. Рефлекс
заставляет ребенка выталкивать изо рта
языком любые твердые предметы. Рефлекс
кляпа появляется сразу после рождения.
Рефлекс не дает ребенку подавиться.
Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам.
Именно рефлексом кляпа объясняется то,
что малышу до 6-ти месяцев так трудно
глотать твердую пишу.
5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля
Поисковый рефлекс
помогает малышу найти сосок и хорошо
выражен перед кормлением.
В норме вызывается
у всех новорожденных и полностью должен
исчезать к 3 месячному возрасту. Затем
появляется реакция на зрительный
раздражитель, ребенок оживляется при
виде бутылочки с молоком, при приготовлении
матерью груди к кормлению.
6. Хоботковый
рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)
Вызывается быстрым
легким прикосновением пальцем, соской
или молоточком по верхней губе ребенка
— в ответ происходит сокращение
мимической мускулатуры новорожденного
-вытягивание губ в виде хоботка.
В норме хоботковый
рефлекс выявляется у всех здоровых
новорожденных, и постепенно угасает к
трехмесячному возрасту. Сохранение
хоботкового рефлекса его у детей старше
трехмесячного возраста является
признаком возможной патологии головного
мозга и наблюдается у детей с поражением
нервной системы.
7. Ладонно-ротовой
рефлекс Бабкина
Рефлекс имеется
в норме у всех новорожденных, ярче
выражен перед кормлением. После двух
месяцев этот рефлекс снижается, а к трем
— исчезает совсем.
-
Вялость рефлекса
наблюдается при поражении центральной
нервной системы (ЦНС), особенно при
родовой травме шейного отдела спинного
мозга. -
Быстрое становление
рефлекса и его угосание до 3 месяцев
является прогностически благоприятным
признаком у детей, перенесших родовую
травму. -
8.Верхний
хватательный рефлекс (Янишевского)
У младенца в норме
хватательный рефлекс хорошо вызывается.
Перед кормлением и во время еды
хватательный рефлекс выражен значительно
сильнее.
Рефлекс физиологичен
до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе
хватательного рефлекса постепенно
формируется произвольное захватывание
предметов.
9. Рефлекс
подвешивания Робинсона
К 3-4 мес этот
безусловный рефлекс трансформируется
в условный — ребенок начинает хватать
игрушки целенаправленно. Хорошая
выраженность хватательного рефлекса
и рефлекса Робинзона способствует
быстрому развитию условного рефлекса
и тем самым — развитию мышечной силы в
руках и способствует более быстрому
развитию тонкой ручной умелости.
-
10. Нижний
хватательный рефлекс (подошвенный,
рефлекс Бабинского) -
У здоровых детей
этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев
жизни. -
Отсутствие нижнего
хватательного рефлекса возникает при
поражении спинного мозга на поясничном
уровне.
11. Рефлекс
Бабинского.
Большинство
врачей сейчас считают рефлекс Бабинского
нормой для первого года жизни и что его
наличие не является признаком патологии,
и с возрастом он пройдёт. Они объясняют
тем, что это связано с недостаточным
развитием коры головного мозга и
соответственно системы центрального
двигательного нейрона в раннем детском
возрасте и что этот рефлекс встречается
сейчас очень часто.
-
12. Пяточный рефлекс
Аршавского -
При надавливании
на пяточную кость у ребенка вызываются
крик или гримасы плача. -
Отсутствие их,
снижение степени выраженности или
асимметрия могут указывать на поражение
нервной системы. -
13. Рефлекс
охватывания Моро
Рефлекс выражен
сразу после рождения. У всех здоровых
новорожденных рефлекс Моро всегда
симметричен(одинаков) в обеих руках и
выражен до 4-5-го месяца, затем начинает
угасать; после 5-го месяца можно наблюдать
лишь отдельные его компоненты.
10.
Комплекс оживления как основное
новообразование периода раннего
младенчества, его значение для психического
развития ребенка.
«Комплекс оживления»,
описанный Н. М. Щеловановым, возникает
с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца.
Он включает в себя группу реакций таких
как:
-
1) замирание,
сосредоточение на предмете, взгляд с
напряжением; - 2) улыбка;
-
3) двигательное
оживление; - 4) локализация.
После четырех
месяцев комплекс распадается. Протекание
реакций зависит от поведения взрослого.
Анализ возрастной динамики показывает,
что до двух месяцев ребенок одинаково
реагирует и на игрушку, и на взрослого,
но взрослому он чаще улыбается. После
трех месяцев формируется двигательное
оживление на увиденный предмет.
В первом
полугодии ребенок не различает
положительного и отрицательного
воздействий. У ребенка возникает
потребность во внимании, появляются
экспрессивно-мимические средства
общения. Чем внимательнее взрослый к
ребенку, тем раньше он начинает выделять
себя из окружающего мира, что является
основой его самосознания и самооценки.
К концу первого полугодия ребенок
проявляет богатую палитру эмоций. Акт
хватания в пять месяцев уже сформирован.
Благодаря взрослому ребенок выделяет
целостный предмет и формирует
сенсорно-моторный акт. Интерес к действиям
и предметам – свидетельство нового
этапа развития.
Во втором полугодии
жизни ведущим становится манипулятивное
действие (бросание, щипание, кусание).
К концу года ребенок осваивает свойства
предметов. В 7–8 месяцев ребенок должен
бросать, трогать предметы, активно вести
себя. Общение является ситуативно-деловым.
Меняется отношение к взрослым, преобладает
негативная реакция на замечания. Эмоции
становятся ярче, различаются в зависимости
от ситуации.
Развитие моторики
младенца подчиняется определенной
схеме: движения совершенствуются от
крупных, размашистых к более мелким и
точным, причем сначала это происходит
с ручками и верхней половиной тела,
затем – с ножками и нижней частью тела.
Сенсорика младенца развивается быстрее,
чем двигательная сфера, хотя они обе
связаны. Этот возрастной этап является
подготовительным к речевому развитию
и называется довербальным периодом.
1. Развитие
пассивной речи – ребенок учится понимать,
угадывает смысл; важен анемо-тический
слух ребенка, у взрослого важна
артикуляция.
2. Отработка
речевых артикуляций. Изменение звуковой
единицы (тембра) ведет к изменению
смысла.
В норме ребенок в 6–7 месяцев
поворачивает голову при назывании
предмета, если этот предмет имеет
постоянное место, а в 7–8 месяцев
отыскивает названный предмет среди
других.
К первому году ребенок понимает,
о каком предмете идет речь, и выполняет
элементарные действия. В 5–6 месяцев
ребенок должен пройти стадию лепета и
научиться произносить четко триады и
диады (три и два звука), уметь воспроизвести
ситуацию общения.
Источник: https://studfile.net/preview/3822344/page:8/