Откуда берутся неуверенные в себе люди, особенно женщины? Откуда у зрелой леди 55 лет куча комплексов, заниженная самооценка и испорченная жизнь? Когда не хватает любви в детстве, во взрослой жизни приходится бросаться на каждого, кто одарит добрым словом, вместо того чтобы сохранить свое достоинство и выбирать зрелые отношения. Очень важно, чтобы душа была заполнена любовью и принятием, которые могут обеспечить только родители.
Причины всех неурядиц кроются в детстве. К сожалению, у многих мам и пап существует странный принцип никогда не хвалить ребенка. Они считают, что похвала вызывает зависимость от чужого мнения и постоянную нужду в одобрении. Так ли это?
© DepositPhotos
Отношение к ребенку в семье
Дело в том, что маленький ребенок еще не знает, как относиться к себе. От природы никто не обладает такой изначальной опцией, поэтому первую оценку ребенок получает из внешнего мира — от родителей.
Так формируется самооценка. Если девочке говорят, что она самая красивая, самая умная, талантливая, постоянно хвалят и восхищаются ею, то от этого она отнюдь не станет зазнайкой и самовлюбленной эгоисткой.
Эгоистами становятся не оттого, что их перехвалили в детстве. Наоборот, у тех девочек, которые росли без родительской поддержки, которым всегда указывали на их недостатки, формируется внутренняя неуверенность в себе, и они всю жизнь пытаются получить признание других людей. У них нет вообще никакой самооценки, они ждут, чтобы все ими восхищались. И, не получив желаемого, нередко спиваются.
© DepositPhotos
«Не сутулься», «Втяни живот», «Почему не пятерка?», «Ты не стараешься», «У всех дети как дети, а ты…» — этими фразами родители уничтожают в ребенке здоровое восприятие себя. История одной из наших подписчиц многим покажется знакомой.
«Меня никогда не хвалили. Знаете, как больно: вроде бы папа и мама тебя любят, но никогда не говорят этого. Как же мне этого не хватало! А потом подростком я шла за любым мужчиной, который мне сказал хоть одно ласковое слово. Даже замуж вышла в 18 лет за первого, кто позвал, боясь что “такую” меня никто больше не позовет.
Будучи уже взрослой, не верила комплиментам — считала, что это лесть со злым умыслом. Очень тяжело с мужчинами. Одновременно и недоверие, и шок от приятных слов».
© DepositPhotos
Почему, казалось бы, любящие родители так калечат души своих детей с раннего возраста? Разве нельзя просто любить, дружить, помогать, поддерживать? Ведь детям неоткуда больше получить похвалу, у них нет других родителей, которые могли бы это сделать. Стоит выйти за рамки в воспитании и осознать, что родительское отношение очень влияет на ребенка и ему может быть от этого тяжело.
Ведь ребенок не навязался сам: маленький человек приходит в этот мир по воле родителей, для них и ради их любви. Но как же быть, если он всё же сутулится, косолапит, медлительный?
© DepositPhotos
Если это не вредит здоровью и не является опасным, то надо принять любую особенность. Ребенок не будет специально сидеть и ходить так, как ему неудобно. Это в его природе, и нужно любить его таким, каков он есть. Для более серьезных проблем существует помощь врачей.
Дети в школе проходят этап иерархического распределения. И если девочку уже воспитывают сомневающейся в себе, то первые попытки сверстников ее задеть или обидеть увенчаются успехом.
Она не сможет дать отпор и будет принимать издевательства как должное. Каждый раз девочка будет получать подтверждение своей «ущербности» и считать себя никем.
Еще хуже, если ребенок при этом носит очки или полноват.
© DepositPhotos
Неуверенной в себе женщине тяжело принимать самостоятельные решения. Ей будет трудно даже выбрать в магазине платье, определиться у шкафа, в чём выйти на улицу. Неуверенность мешает выйти ненакрашенной в булочную, ведь внутри живет страх: «такую плохую себя надо прятать», скрыть внешность за одеждой и косметикой, нужно быть кем-то другим, стать той, которая нравится.
© DepositPhotos
Уверенная в себе женщина, открыв шкаф, берет вещь, надевает и идет. Она не мучается с выбором платья в магазине, она может выйти за хлебом в пальто поверх пижамы, не причесываясь и без макияжа. Она знает, что уже хороша и не тратит время на дополнительные прихорашивания. Кстати, если присмотреться к мужчинам, то они именно так и поступают всю жизнь — не заморачиваются.
Дефицит одобрения в детстве — частое явление в советской модели воспитания. Ужасаешься тому, сколько дров наломали «старорежимные» родители, вырастив целое поколение травмированных людей!
«Мне было стыдно плакать перед родственниками, — признается 30-летняя Алиса. — Из-за этого я всем казалась черствой, хотя это не так. С появлением собственных детей я осознала причину проблемы.
Однажды я услышала слова своей мамы, адресованные моей дочке на улице: “Какой позор! Как не стыдно так плакать, сейчас все увидят!” То же самое она говорила и мне в детстве.
Подобные фразы мешают детям прорабатывать и выражать свои эмоции.
Родители не были со мной близки: не обнимали, не интересовались вечерами, как прошел мой день, не говорили, что они меня любят, что я умная, красивая, старательная. Я постоянно сомневалась в себе».
© DepositPhotos
«Меня били ремнем — в советские времена это было очень популярным наказанием. И я не понимаю этот метод воспитания: как можно бить беззащитного ребенка? Показать свое физическое превосходство? Помнят ли дети, что их пороли? Да. А помнят ли за что? Нет».
© DepositPhotos
К счастью, со временем меняются подходы к общению с детьми. Ребенок в современной семье получает больше внимания, чем раньше. Пропаганда уважительного отношения к детям дает шанс прервать это травмирование поколений.
Запрещается давать ребенку негативные комментарии по поводу его внешности или умственных способностей. Ребенок должен научиться принимать и любить себя таким, каков он есть, а родители обязаны его в этом поддержать.
© DepositPhotos
Радует то, что даже во взрослом состоянии есть возможность вылечить детские потрясения и научиться жить счастливо без обид и боли. Несколько сеансов психотерапии позволяют устранить такие травмы, которые с детства не давали нормально существовать.
И не стоит относиться к этому предосудительно: ведь со сломанной ногой и кровоточащими ранами мы тоже обращаемся за помощью к специалистам. Так почему же мы отказываем себе в помощи психотерапевта?
© DepositPhotos
Даже если с детства родители не вложили уверенность, ее вполне можно воспитать самостоятельно. Важно помнить, что универсального стандарта красоты не существует и невозможно всем угодить. Поэтому пытаться себя с кем-то сравнивать — это пустая трата сил.
Как стать увереннее в себе
© DepositPhotos
«Никогда не сделаю так, как поступали мои родители», — нередко утверждают молодые мамы и папы. К сожалению, это еще не дает гарантии от совершения ошибок. Но уже хорошо, если получается вовремя останавливаться и обращать внимание на правомерность своих действий.
Место ребенка в семье должно быть всегда рядом с родителями. Потому что именно с ними он может решить свои возрастные вопросы и преодолеть кризисы.
Если в этих историях ты узнала себя, расскажи в х, как родительское отношение в детстве повлияло на твое поведение во взрослом возрасте. Необходимо ли ребенку адресовать минимум критики и только позитив?
published on cemicvet.ru according to the materials
takprosto.cc
Опубликовал: Инга Прознич
Источник: https://kaprizulka.mediasole.ru/menya_nikogda_ne_hvalili_kak_oshibki_roditeley_razrushili_mnogo_detskih_sudeb
Почему важно хвалить детей
Давайте разберемся в вопросе, как правильно хвалить ребенка и умеют ли это делать родители.
Основные секреты похвалы
Все без исключения люди нуждаются в хороших словах, похвале, поощрении за свои поступки. Труды школьников и студентов можно оценить по баллам или положительным оценкам.
А как хвалить за старание малышей? Психологи утверждают, что все без исключения ребятишки желают услышать словесное одобрение от воспитателя, друга или близкого человека.
Это хорошо, так как похвала стимулирует людей на новые свершения, к успешной жизни.
Как правильно хвалить детей
Хвалить ребенка нужно.
Для дошкольников поощрение родителей имеет огромное значение, ведь добрые слова дают понимание правильности собственного поведения, формируют уверенность в своих силах, чувство значимости и нужности.
Но все ли родители смогут положительно ответить на вопрос: часто ли вы хвалите своего ребенка? Для того, чтобы научиться правильно хвалить ребенка, надо знать правила и способы похвалы.
Важно! Некоторые мамы и папы бросаются в крайности, когда бывают очень сдержанны в проявлении одобрения или, наоборот, склонны захваливать свое дитя. И то, и другое вредно для воспитания, так как есть опасение, что чадо может перестать стремиться к развитию своих талантов, постоянно будет нуждаться в одобрении и бояться сделать нечто самостоятельно.
Например, если малыш разбрасывает игрушки, то требуется объяснить, как поступать правильно, для этого и существуют поощрения и порицания. А когда он начал самостоятельно собирать игрушки, нужно обязательно сказать ему, какой он молодец, тем самым побудить на дальнейшие положительные действия.
Важно! Следует корректно использовать похвалу и порицание, которые помогают малышу сориентироваться в жизненных и общественных установках, общепринятых правилах.
Как часто нужно хвалить детей?
Как правильно хвалить ребенка? Этим вопросом задаются все родители. Это касается не только способов и слов поощрения, но и чувства меры. Похвале необходима мера и нет необходимости постоянно говорить слова поощрения малышу.
Многие мамы и папы уверены, что постоянное выражение одобрения стимулирует чадо стараться еще больше, но обычно получается обратная реакция ребенка на похвалу. Малыши начинают испытывать потребность в одобрении, не могут без него обходиться в принципе. Даже могут ждать поощрения, бездействовать, постоянно дергать родителей и обижаться, если вовремя не слышат поощрительных слов.
Часто используемое поощрение становится формальным действием и уже не несет важной эмоциональной нагрузки. Кроме того, одобрение должно быть уместным.
Психологи считают, что захваленные с детства личности будут всегда томиться в ожидании хороших слов от окружающих и положительной оценке действий. Они не смогут правильно реагировать на критику, ведь будут уверены, что их должны всегда гладить по голове.
Несколько важных правил правильной похвалы
- Малыша нужно хвалить за старания и определенные действия, стремиться объяснить, что именно он сделал хорошо. К примеру, если ребенок нарисовал красивую картинку, то можно похвалить его за аккуратность и правильно выбранные цвета. Однако не стоит убеждать его в том, что он истинный художник, ведь следует учитывать ситуацию.
- Похвала должна сопровождаться объятием или поцелуем, так как малышу важно чувствовать искренность и радость мамы за его хорошие поступки.
- При поощрении нежелательно проводить сравнение чада с другими детьми. Например, не нужно указывать, что он нарисовал рисунок или сложил игрушки быстрее и лучше своего друга или братика. Нежелательно воспитывать ощущение превосходства над другими.
- Повседневно выполняемые действия не нуждаются в похвале, иначе потеряется весь ее смысл. Если малыш должен убираться в игровом уголке каждый день, это уже не требует поощрения, а должно восприниматься, как данность.
- Нужно различать в похвале, что дается ребенку легко и без усилий, а над чем ему пришлось потрудиться. Лучше похвалить за истинные достижения, тогда и одобрение будет цениться намного больше. Например, если малыш научился аккуратно складывать свою одежду, нужно указать именно на это.
- Если родители хвалят свое дитя за определенные поступки, то не рекомендуется по прошествии времени сообщать, что его успехи слишком малы, что нужно стремиться к большему, ведь ребенок в состоянии это осознать самостоятельно. Наоборот, нужно предлагать ему более сложные задания, выражая надежду, что он справится с этим обязательно.
- Похвала должна быть своевременной. Если чадо занято важной работой, то можно показать одобрение сразу, это поможет активизировать детскую деятельность.
- Естественно, похвала находится в зависимости от возраста любимого карапуза. Маленьких ребят хвалят более эмоционально за любое самостоятельное действие, например, догадался подать маме тапочки, взялся за сумку, чтобы помочь бабушке. С более старшими детьми следует учитывать другие нюансы. Можно похвалить за самостоятельно придуманные решения и способы выполнения задания, чтобы школьник и дальше продолжал идти в этом направлении.
- Со старшими ребятами не стоит давать оценку действию, нужно обращать внимание на качественное выполнение задачи. Ведь дети моментально запоминают формулировку «Молодец», делают ее привычной для себя, и обижаются, когда не дожидаются приятных слов в свой адрес. Ребенок начинает зависеть от оценки окружения, так как сам не в состоянии оценить свои действия, ждет обязательную похвалу от других людей.
- Иногда дети начинают обращать внимание на собственные недостатки, понимать, что раньше их поступки одобряли всегда, а теперь почему-то этого не происходит. Нужно знать меру похвале, объяснять, почему родители так считают.
Способы похвалы
Важно! Взрослые, старайтесь хвалить не только при помощи хороших слов, но и придавайте значение действиям. Для маленьких детишек большое значение имеет интонация, объятия, эмоции.
Наверняка многие родители слышали, что люди овладевают определенной информацией по-разному.
Для некоторых важно визуальное восприятие, для других большую значимость имеет звуковое звучание, третьим нужно чувствовать объятия.
Именно поэтому при произнесении хороших слов нужно делать правильную интонацию, улыбаться и обнимать чадо. Ведь только так малыш правильно оценит ситуацию и почувствует одобрение близких.
Важно! Если определенное поведение ребенка родители хотят закрепить и придать ему постоянство, или оказать помощь в освоении новых навыков, следует хвалить его с сильными эмоциями: «ты большой молодец», «как же я тебя люблю, ты мой помощник», «ты замечательный сын», «ты самая внимательная девочка на свете».
Близкие должны понимать, что требуется не только сообщать ребенку, какой он молодец, а развернуто отвечать и оценивать действия. Например, обратить внимание на красивый рисунок или чисто вымытую посуду.
Малышу важно понимать, за что он получает одобрение, только тогда сможет оценить его в полной мере. Однако не стоит за все поступки хвалить именно таким образом. Главное, посмотреть на значимость поступка, а повседневные действия обходить стороной.
Иначе на постоянную похвалу малыш скоро не будет реагировать.
Важно! Похвалы требует не только конечный результат, но и непосредственный процесс работы, которая исполняется ребенком старательно.
Требуется ли выражать одобрение домашней работе? Не секрет, часто домашняя обязанность выполняется чадом довольно неохотно. Взрослым приходится прикладывать массу усилий, чтобы добиться от дошкольника самостоятельной уборки своих вещей, игрушек.
При этом замечено, что «взрослые» домашние дела выполняются им более охотно: например, вместе с мамой готовить ужин, гладить белье, ухаживать за комнатными растениями, мыть полы.
Но ведь такая работа не может стать повседневной обязанностью дошкольника, так как слишком сложна для него. Что делать? Мама может включать элементы ухода за игрушками, детскими вещами в домашнюю работу, вовлекая дошколенка в этот процесс.
Когда малыш, выполнив мамино поручение, спешит поделиться своей радостью, то да, одобрение уместно. Но повседневная уборка своих вещей, игрушек, книжек уже не должна зависеть от похвалы.
В реальной жизни далеко не все добиваются успеха, поэтому если хвалить только за отличные оценки, то школьник быстро потеряет интерес к учебе, ведь не все могут учиться на одни пятерки.
Следует отмечать старания и стремления к лучшему результату — так можно настроить чадо на успех.
Иногда ребенку нужно прикладывать большое количество сил и времени для достижения результата, а если не подкреплять его старания положительными словами, то он быстро сдастся и перестанет пытаться совершенствоваться.
Формы похвалы бывают разные, в каждой семье существуют собственные традиции и особенности. Некоторые в конце каждого дня подводят итоги поведения малыша и его стремлений, а затем еще раз хвалят чадо.
Другие — отмечают достижения дитя на субботних домашних вечерах.
Главное, что дети именно от родителей получают оценку собственного поведения, что является мотивом дальнейшего продвижения и достижения целей.
А какими словами хвалить ребенка, можно взять на вооружение из советов психологов:
Советы психологов
Рассмотренные приемы, помогут родителям разобраться, как хвалить своего ребенка. Каждый родитель может использовать тот прием, который будет уместен в сложившейся ситуации. Но существует табу, которого должны придерживаться все взрослые, если хотят сделать похвалу действенным приемом в воспитании детей.
Какие «нельзя» должны учитываться в воспитании
- Нельзя использовать сравнение между ребятами.
- Нельзя ставить собственных детей выше остальных, говорить, что ребенок рисует или убирает лучше, чем его сверстник. Ведь в дальнейшей жизни чадо будет стремиться избежать сложных задач, чтобы не совершить ошибки, которые совершили его сверстники.
- Категорически нельзя сравнивать между собой детей одной семьи, сестер и братьев. Если старший ребенок легко воспринимал математику, то не нужно говорить младшему об этом. Возможно, что у него совершенно другие способности, ведь все дети не могут быть одинаковыми. Тем самым родители будут оказывать плохое влияние на обоих детей, у старшего будет неоправданно повышаться самооценка, а у младшего произойдет обратный эффект.
- Нельзя смешивать похвалу и критику. Иногда родители могут похвалить, а потом указать на совершенные ошибки и сообщить, где нужно было сделать лучше. Критику ребенок обязательно запомнит надолго, а от похвалы не останется следа.
- Нельзя ждать совершенства или идеального поведения от своего чада, чтобы затем не получать разочарование.
- Нельзя льстить или преувеличивать заслуги, главное выбрать правильный способ выражения одобрения. Поощрение должно быть наполнено искренностью.
- Нельзя перехваливать ребенка, у всего должны быть границы. Если чрезмерно захваливать дочь или сына, то дети не будут стремиться делать что-то хорошо, ведь будут уверены в очередной похвале от родителей.
- Нельзя вспоминать промахи, совершенные в прошлом.
Важно! Дети, которые постоянно ощущают родительскую поддержку, обретают уверенность в собственных силах, могут раскрыть свои таланты и способности. Причем поощрять нужно правильно и грамотно, обращать внимание на небольшие успехи, показывать оценку действиям.
Рекомендации родителям
- Так нужно ли хвалить детей? Может вообще ничего не говорить, как утверждала Мария Монтессори. По мнению итальянского психолога, ребята, в принципе, не нуждаются в похвале. Дети стремятся к познанию мира и созданию нового, поэтому положительные слова не влияют на их потребности. В некоторых детских учреждениях принципиально не поощряют детей, ведь они привыкают к этому, и не в состоянии оценить собственные результаты и достижения. Ребенок может самостоятельно себя проверять, сверять с образцами, чтобы избавиться от сомнений в правильности выполненного поручения. Преподаватели полностью исключают выражение оценки деятельности ребенка.
- Можно продемонстрировать собственное присутствие только взглядом или жестом. В некоторых ситуациях ребятам просто требуется понимание, что родители видят их деятельность, они не испытывают потребности в произнесении слов. Главное — мама и папа одобряют его действия.
- Можно сообщить малышу, что папа обращает внимание на его деятельность, мама хвалит ребенка за красивые цветы на рисунке. Главное, детям требуется понимать, что родители видят их достижения и старания.
- Можно поинтересоваться у чада, что он сам думает о собственном рисунке или выполнении домашнего задания. Вопросы помогут малышу размышлять о собственном труде, правильно оценить ситуацию и конечный результат работы.
- Похвалу нужно выражать при помощи собственных чувств и ощущений. Нужно при похвале выразить собственное отношение к труду малыша, не стоит использовать безличные формы положительной окраски, например: «хорошо-хорошо, иди поиграй».
- Важно показывать одобрение стараниям и усилиям детей, а не обращать внимание только на итоговый результат. Необходимо оценивать старания, так чадо увидит, что мама оценила его действия и поняла, что ему непросто совершить определенный поступок.
- Можно разными способами выражать родительское одобрение действиям малыша, не стоит мыслить строго по стандартам. Естественно, родителям следует говорить слова: «Молодец, хорошо, прекрасно». Ведь все это показывает исключительно положительные эмоции, не стоит их сдерживать. Однако необходимо расширять диапазон хороших слов, адресованных малышу, а также обязательно сообщать малышу о своей любви и чувствах.
Источник: https://myintelligentkids.com/umeyut-li-roditeli-pravilno-xvalit-rebenka
Почему ребёнок хвастается: 5 советов, которые помогут с этим справиться — Телеканал «О!»
Есть такие дети, у которых рот, кажется, не закрывается ни на секунду — именно их мы ласково величаем «болтушками». Они говорят намного больше сверстников и чаще остальных придумывают всякие поводы, которыми можно похвастаться. Обычно среди их рассказов встречаются такие небылицы, за которые их могут прозвать «фантазёрами». Помните одноимённый рассказ Николая Носова, когда мальчишки соревновались в том, кто кого переврёт? Но одно дело, когда это фантазии, и совсем другое — когда враньё. Как отличить одно от другого и помочь ребёнку сформировать правильную самооценку рассказывает детский психолог Светлана Пятницкая.
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Это норма или пора бить тревогу?
В возрасте 3−5 лет хвастовство происходит, как бы, само собой.
Малыши-хвастунишки в силу возраста не всегда отделяют реальность от вымысла и поэтому все дорогие гаджеты, игрушки и остальные предметы детского вожделения автоматически ими присваиваются.
Они могут рассказывать о том, что родители отвели их в пиццерию, купили самое вкусное мороженое и целое ведро поп-корна, подарили красивый телефон и многое-многое другое. Не стоит ругать ребёнка за факт приукрашивания действительности.
В 6−8 лет ребёнку уже может не хватать чувства признания от значимых взрослых, поэтому он начинает выпрашивать похвалу любыми доступными способами. Так, если для вас крайне важны школьные успехи, он может начать хвастаться своими оценками.
Нередко бывает так, что особенности и стиль воспитания в семье накладывают отпечаток на формирование самооценки, что, в свою очередь, может повлиять на возникновение желания хвастать. Сравниваете ли вы ребёнка с другими детьми? Обращаете внимание на чужие успехи и достижения в его присутствии? Это тоже очень важно!
Стоит помнить и о том, что в разных образовательных учреждениях существует разная культура. В некоторых местах принято ходить в дорогой одежде, пользоваться дорогими аксессуарами. И тогда ребёнок хвастает материальными ценностями, которые есть у вашей семьи, чтобы оставаться на одном уровне со сверстниками.
Советы родителям хвастунишек
Не обзывайтесь
Воздержитесь от обидных прозвищ «врун», «обманщик», «выдумщик». У вашего ребёнка очень хорошо развито воображение, что говорит о благополучном развитии психики.
Вспомните, о чём вы мечтали в собственном детстве, поделитесь своими воспоминаниями, помечтайте вместе с ребёнком.
Иногда даже самые необычные детские идеи воплощаются в жизнь, и мы имеем возможность выбирать разнообразные наполнители для мороженого, посещать аквапарки, кататься на каруселях и делать, что только пожелается.
Обсуждайте проблему наедине
Постарайтесь не делать ваши диалоги достоянием общественности. А если посторонний человек стал свидетелем хвастовства вашего ребёнка, не стоит делать замечание, отложив разговор до тех пор, пока вы не останетесь наедине.
Используйте сказки и поговорки
Используйте в диалогах художественную литературу. У Дмитрия Мамина-Сибиряка есть замечательное произведение «Сказка про храброго зайца — Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост», где заяц-хвастунишка не боится волка, пока тот сам не приходит на крик.
Порассуждайте вместе, чем опасен путь, на котором мы выдаём желаемое за действительное? Чем он так привлекателен? Существуют ли альтернативные способы, с помощью которых можно завоевать уважение в коллективе товарищей? А рассказ Носова «Фантазёры» учит отличать гадкую ложь от доброй фантазии.
От светлой мечты никому не станет плохо.
Также, можно обсуждать смысл пословиц и поговорок. Когда можно сказать: «Хвастовства — полный мешок, а в мешке пусто»? Иногда люди производят впечатление умных и воспитанных, а начинаешь с ними говорить, оказываются пустыми.
Почему в народе говорят: «Не тот дурак, кого люди хвалят, тот дурак, который сам хвалится»? О своих сильных сторонах говорить можно, но стоит знать меру.
Как ты понимаешь: «Хвастать — не косить, спина не болит»? Рассказывать о своих заслугах можно долго, но важно, чтобы за словами не оказалось пустой болтовни, чтобы они подтверждались делами.
Хвалите за достижения
Возможно, вы разглядели не все таланты и способности вашего ребёнка.
Что у него получается лучше всего? К чему он испытывает тягу и интерес? Где сможет добиться успеха? Предложите заниматься тем, к чему он расположен.
И тогда признание заслуг на любимом поприще станут приносить положительные эмоции, не вызывая желания говорить об этом каждому встречному и придумывать поводы для их получения.
Найдите возможность проявить себя
Создайте для ребёнка возможность проявлять свои сильные стороны, почувствовать себя успешным. Постарайтесь находить самые небольшие достижения, которые уже получаются и которыми можно гордиться уже сегодня.
Помните о важности безусловной любви. Для ребёнка особенно ценно, когда родители любят его без условий: «если хорошо себя ведёшь», «победил в соревновании», «принёс пятёрку» и так далее.
Хвалить ребёнка необходимо, но вместе с тем, не стоит забывать, что и без достижений и успехов он останется всё тем же любимым и важным человеком в вашей жизни.
Тот, кто чувствует себя любимым, и потребность хвастаться испытывает меньше.
- Пятёрка — не главное достижение в жизни: секреты правильной мотивации от «ленивой мамы»
- Как построить отношения с учителем
- Что такое детский стресс и как с ним бороться?
- EvgeniiAnd, Yulia Prizova/Shutterstock.com
психологияразвитиевоспитаниеполезные советы
Источник: https://www.kanal-o.ru/news/11639
Что делать, если ребенок хвастается и как отучить его от этого? — Дети-чудо
Во время прогулке на площадке очень часто можно заметить, что многие детки хвастаются, соперничают, ревнуют и завидуют. Моя дочка тоже не исключение. Сейчас для нее очень важно всегда и везде быть первой, сильной, ловкой, красивой… Не понаслышке знакомы и такие ситуации:
- У меня новый велосипед, а у тебя старый
- Зато у меня больше, а ты по лужам не сможешь проехать. А я…
- Я первая забралась на «паутину», а ты еще маленький!
Почему практически все дети ведут себя таким образом, и что делать, если ребенок хвастается?
Примерно с полутора лет у детей появляется инстинкт соревнования среди других таких же членов общества. Самооценка у маленького ребенка еще не сформирована, поэтому дети разными доступными для них способами стараются найти самоутешение и самоутверждение. Постепенно развивается дух соперничества, и они начинают стремиться к лидерству во всем.
С трех лет хвастовство является естественным этапом взросления. С его помощью ребенок себя утверждает. Бывают и так, что ребенок хвастает на протяжении нескольких лет.
Они очень болезненно реагируют на преимущества других детей, при этом они не просто пытаются доказать свое превосходство, но и принижают достоинства других детей.
Отсюда возникают подобные фразы: «Вот я умею, а ты нет!», «У меня есть, а у тебя нет!» и т.д.
Хвастовство детей усиливается, когда родители хотят видеть своих детей самыми лучшими и самыми успешными.
Установка, которую дают мамы и папы, вызывает у ребенка необходимую потребность в похвале и превосходстве над другими и это становится главной движущей силой для его поступков.
Он начинает оценивать себя и больше всего его пугает возможность оказаться хуже других. Повышенная тревожность и неуверенность в себе компенсируется хвастовством.
Чтобы сгладить такие ситуации и отучить ребенка от хвастовства, нужно перестать его постоянно оценивать, а тем более сравнивать с другими детьми. Лет до 5 лучше вообще избегать игр соревновательного характера, там, где победа является главной целью. Понаблюдайте за ребенком.
Оцените, достаточно ли он играет, рисует, лепит, строит и т.д. Поиграйте с ним сами. Покажите, что можно строить сюжетные линии, одушевлять кукол и другие игрушки, делать аппликации и поделки. В процессе творчества мы оцениваем результат, а не личность ребенка.
Также творчество помогает получать удовольствие только от процесса, не зацикливаясь на конечной цели.
Дети-дошкольники, хвастаясь, не думают о реальной победе или поражении. Они даже не стремятся сознательно сравнить себя с кем-то. Но они призывают обратить внимание, посмотреть на них.
Пик такого демонстративного поведения приходится примерно на шестилетний возраст. Ведь в это время дети готовятся к школе. Они чувствуют, что с них больше спрашивают, серьезнее относятся, если они достигли определенных высот.
И хвастовство в этом случае является лучшим способом обратить на себя внимание, показаться в лучшем свете.
Дети учатся воспринимать себя от своих родителей. Позитивное отношение к ним создает положительную самооценку. Но при этом не стоит забывать, что такие положительные оценки должны соответствовать реальности. Лучше вообще ничего не говорить ребенку, чем приписывать им несуществующие успехи.
Ребенок может постоянно хвастаться, выдумывать небылицы, чтобы скрыть свою слабость и беззащитность. Если ваш ребенок приписывает себе выдуманные достижения, то здесь нужно предоставить ему возможность делать то, что его действительно удается и хвалить его за это умеренно, игнорируя то, что он хвастается.
Например, на восторженные возгласы о том, что он лучше всех пинал мяч, отреагируйте спокойно: «Хорошо, родной. Я очень рада, что ты уже дома». Но когда ребенок действительно чем-то отличится, похвалите его искренне и от всей души.
Постепенно ребенок поймет, что от выдумок нет никакой пользы, а настоящие достижения поощряются и одобряются.
Дети со здоровой высокой самооценкой растут в тех семьях, где родители могут четко обрисовать желательные стандарты поведения, где царит любовь и взаимопонимание. Добиться этого несложно, когда у Вас есть совместный досуг, когда вы делитесь друг с другом переживаниями, мечтами, разделяете интересы друг друга. Когда члены семьи искренни и открыты друг другу.
Обратите внимание на то, что у ребенка должно быть несколько источников поощрения. Важно, когда не только мама хвалит своего сына или дочку, а когда есть возможность показать себя окружающим, услышать их мнение или замечания.
Чтобы ребенок научился признавать свои ошибки и был способен исправить их, не стоит критиковать его за ошибки, которые он сделал не специально. Например, если он пролил стакан с молоком, то это не значит, что он криворукий. Дайте ему тряпку, пусть уберет за собой. Естественные последствия научат его гораздо большему, чем вечно орущая и недовольная мама.
Учитывайте особенности своего ребенка. Четырехлетний ребенок может хорошо считать, а вот для того, чтобы освоить чтение ему еще нужно потрудиться или даже немного повзрослеть. Играйте и занимайтесь с ним, и в свое время он научится и читать, и умножать, и кататься на двухколесном велосипеде.
Создайте в доме теплую доброжелательную атмосферу, учите замечать хорошее не только в себе, но и в других людях. И ваш ребенок обязательно вырастет добрым, ответственным и чутким человеком.
Источник: https://deti-chudo.ru/rebenok-khvastaetsya-chto-delat/index.html
Ребенок хвастается постоянно – как отучить?
Сам факт хвастовства – это не самая серьезная проблема, он является естественным механизмом развития личности, хвастовство может появиться на определенном этапе взросления малыша. Хотя на это стоит обратить внимание, ведь в период развития ребенка происходят важные процессы: формируются основы нравственности и самооценки, личностная конкурентная позиция среди окружающих его людей. Понятно, что у каждого человека, а тем более у ребенка возникает желание представить себя в лучшем свете, в этом нет ничего зазорного, любому человеку нравится, когда его хвалят. Вот если ребенок начал хвастаться своими умениями или способностями перед сверстниками, такое поведение чаще всего неуместно, и совсем плохо, если похвала является причиной самолюбования и самовосхваления. Психологи считают, что хвастовство — это своеобразный способ самоутверждения, пик самовлюбленности — возраст 6-7 лет, когда ребенок начинает хвастаться постоянно. Уже двухлетний малыш различает, когда его собственные действия хороши, а когда плохи. Очень четко дети запоминают то, за что их больше всего хвалят. Скажем, достаточно кому-то из родителей признать, что малышу очень хорошо удаются рисунки, и ребенок начнет в следующий раз демонстрировать их самостоятельно. Переломный момент, если малыш хвастается каждой черточкой и начинает рисовать исключительно ради того, чтобы заслужить похвалу. Основные причины, способствующие развитию стремления ребенка к самохвальству |
Если в воспитательном процессе имел место какой-то промах, родители должны определить причины появившейся самовлюбленности и принять меры по корректировке поведения ребенка.
Когда ребенок соперничает с кем-то, завидует кому-то, хвастается перед кем-то, он выстраивает свои собственные статусы, инстинкт соревнования – самоутверждения, дух соперничества вызывает осознанное стремление к лидерству: «А я умею делать вот так!», « Смотрите, что у меня есть!».
Сравнительному анализу поддаются внешность, имеющиеся игрушки, способности, особенности семьи, квартира, одежда и многое другое. Пока самооценка малыша еще не сформировалась, он возмещает ее ущерб по любому поводу: досталось от мамы, отшлепал папа — зато бабушка подарила новый мячик.
Потерял игрушку, не смог зашнуровать ботинок – зато нашел красивый камушек. Малыш в раннем возрасте хочет показать нам и окружающим собственную ценность. Хвастовство, как уже говорилось, это некий этап взросления и самоутверждения. Тяготение к конкурентной стабильности среди сверстников является абсолютно нормальной потребностью для каждого человека.
Конкурентоспособность – это естественный процесс. Взрослея, ребенок, конечно, захочет занять свое достойное место в обществе. Маленький хвастунишка обычно вырастает у родителей, которые хотят, чтобы их чадо было лучшим всегда, во всем и везде.
Осознанная или нет, установка взрослых на успех способствует развитию у ребенка «ненасытной» потребности в похвале и превосходстве над другими. Стараясь оправдать родительские надежды, этим он мотивирует все свои поступки.
Он начинает относиться к себе и к окружающим исключительно оценочно, ему необходимо добиться похвалы и достичь превосходства над всеми. В этом случае, страх быть в чем-то хуже преобладает, потому хвастовство превращается в «инструмент», благодаря которому можно компенсировать тревожность и собственную неуверенность.
Самая частая и грустная причина – плохой микроклимат в семье, недостаточное внимание или отсутствие родительского внимания. Благоприятная почва для развития комплекса ненужности ребенка — это, к сожалению, работа, высокая занятость родителей в течение дня, недостаточное общение с малышом.
В попытках обратить на себя как можно больше внимания, ребенок выбирает позицию самохвальства – «никто так не может, как я», «я самый лучший», «смотрите, как у меня получилось». Причиной развития хвастовства является также невозможность ребенка поддерживать знакомство со сверстниками, в этом случае трудно справедливо оценить его успехи, сравнить их с достижениями других детей. Часто и сами родители тенденциозно оценивают действия ребенка со стороны, в этом случае их одобрение выглядит преувеличенным, искажая, таким образом, в сознании малыша истинную оценку ценностей и достижений.
Как отучить ребенка от того, чтобы он не хвастался постоянно
Если в своем стремлении выделиться и привлечь к себе внимание ребенок постоянно хвастается, то очевидно, что в этом случае родителям лучше вмешаться, иначе хвастовство подавит остальные немаловажные черты характера. Во-первых, не правильно, если родители постоянно сравнивают своего малыша с другими детьми.
Необходимо акцентировать внимание только на личных успехах ребенка. Не лишним будет знать, что до пятилетнего возраста психологи даже рекомендуют избегать игр, где детям приходится конкурировать друг с другом, с целью победить. Игра должна доставлять удовольствие и приносить радость, а не заставлять кого- то обгонять.
Младший дошкольный возраст – отличная пора для развития творчества и интеллекта. В этот период надо стараться воспитывать у ребенка правильное отношение к возможному успеху, концентрировать его внимание на самом процессе, а не на достижении результата.
Похвала и критика – это способ оценки поступков и действий, а не человека, ребенок должен это понять. Научите ребенка принимать свою победу должным образом, объясните ему, что зазнайство может обидеть окружающих. Ребенка надо учить радоваться успехам своих товарищей, их победа ни в коей мере не ущемляет его собственное достоинство.
Задача родителей вырастить эмоционально стабильного и уверенного в себе человека. Ребенок должен уметь нормально относиться к своим ошибкам, и в любой ситуации быть спокойным и уравновешенным. Ребенка надо хвалить заслуженно, только если он добился каких-то значимых результатов и побед.
Тому малышу, который часто хвалится выдуманными поступками или склонен преувеличивать свои достижения надо предоставить возможность делать то, что у него хорошо получается, но за это хвалить его умеренно, причем игнорируя его собственное хвастовство.
Например, сын, пытаясь получить ваше одобрение, радостно заявляет вам, что он сегодня лучше всех бросил мяч, скажите ему в ответ, что это очень хорошо, но для вас особенно радостно, что он пришел домой вовремя. А вот когда он действительно чем-то отличится, надо его сердечно и от всей души похвалить.
Со временем ребенок привыкнет, что в его выдумках и бахвальстве нет никакого толка, а вот настоящие достижения вызывают искреннюю похвалу и благодарность родителей. В этом деле не повредит некоторая строгость и требовательность, зато ребенок будет знать, что его оценили как личность. Открытое и искреннее общение поможет малышу почувствовать, что папа и мама считают его добрым, хорошим и интересным человеком.
Материал опубликован 30.01.2015
Источник: https://detkino.ru/node/12019
Психологи выделили 8 признаков кризиса воспитания и рассказали, что с этим делать
- 15+ красавчиков, к внешности которых прилагаются ум и профессионализм
- 20+ раз, когда о покупателях и клиентах позаботились как о родных
- Пользователи сети рассказали о глупых вопросах и поступках, которые однажды поставили их в тупик
- 7 веских причин, по которым мужчине так сложно спорить с женщиной
- 19 человек рассказали, какие курьезы могут случиться, даже если у тебя простое имя или фамилия
- 15 твитов от людей, которых выпустили во взрослую жизнь, а инструкцию выдать забыли
- 14 работ талантливого визажиста, которая знает, как из любой женщины сделать королеву
- История одной ночи, которая вернет веру в лучшее даже тем, кто ее окончательно потерял
- 16 историй, за которые стыдно так, будто они произошли с нами
- Я переехала во Францию и словно попала в другую вселенную (Тут страхуются от засора туалета)
- Я на себе опробовал, каково это — быть отцом-одиночкой, и теперь готов рассказать о жизни за гранью порядка
- 18 перлов от читателей AdMe.ru, чья жизнь похожа на сценарий голливудской комедии
- 13 историй о предательстве друзей, после которого люди еще долго приходили в себя
- Не страшно, если вы уделяете больше времени работе, а не семье. И у нас есть этому 5 доказательств
- В сети поделились историями о съеме квартиры, сюжеты которых круче всяких блокбастеров
- 13 историй из практики юриста, над которыми не знаешь, смеяться или плакать
Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/psihologi-vydelili-8-priznakov-krizisa-vospitaniya-i-rasskazali-chto-s-etim-delat-1700515/
Как научиться хвалить ребенка, а не оценивать
О том, как правильно хвалить ребенка, рассказывает Анастасия Кокеева, постоянный автор и колумнист «Летидора».
Воспитывать — это хвалить, а не ругать. Воспитывать — это видеть, подмечать и называть лучшие качества и стороны вашего ребенка. Давать им раскрыться, создавать почву для самореализации ребенка в этих лучших качествах. Уметь видеть хорошее, уметь верить в ребенка, даже самого «трудного».
Хороший детский психолог вам скажет: трудные дети — это трудные родители. Дети, особенно до 10 лет, очень часто «зеркалят» поведение, тревоги, эмоции и реакции мамы и папы. Поэтому, если вам трудно, хвалите своего ребенка. Если вам легко, тоже хвалите. Он вырастет психологически здоровой, успешной, уверенной в себе личностью.
Когда мы высвечиваем лучшие качества в человеке, слабые стороны, не получая подпитки, отходят на второй план.
Психологически в них словно отпадает необходимость. Со временем критиковать или призывать к порядку приходится все реже. Это непростой путь, который требует усилий от родителей, но он стоит того.
Давайте разберемся, что значит хвалить. Как не вырастить избалованного, самовлюбленного тирана? Где грань между хвалить и оценивать? Как хвалить так, чтобы не захвалить?
Многие из этих моментов применимы, конечно же, не только к детям. Половину из того, что вы здесь прочтете, преподают на различных тренингах по личностному росту, искусству переговоров и психологии отношений.
Вычищайте из своего лексикона выражения типа «Какой же ты у меня замечательный». Хочется спросить: какой?
Эти слова на самом деле не хвалят, а ставят в тупик. Что я такого сделал, что я такой замечательный? Вот на этот вопрос вы и отвечаете своей похвалой: «Как же ты красиво раскрасил эту картинку», «Как быстро ты убрал сегодня игрушки», «Как приятно, что ты помог бабушке разобраться с телефоном».
Самое худшее, что могут сделать родители, — это привести ребенку в пример других людей. Сверстников, взрослых — это не столь важно. «Посмотри, как Петя быстро съел суп, а ты чего сидишь?», «Послушай, как Маша красиво поет. Когда ты уже так научишься?».
Родители при этом думают, что они подстегивают тем самым ребенка, что он мотивируется этим сравнением и начнет заглатывать суп удобными родителю темпами. Может, и начнет. Но заработает гастрит или аллергический кашель, который ни один врач не сможет потом вылечить.
Тем более неуместны сравнения со взрослыми профессионалами своего дела — дела, которое малыш только начинает осваивать.
Если приводить в пример девочке, которая пошла в балетный класс, как танцует прима Большого театра, естественной реакцией не только малышки, но и большинства взрослых будет «Эх, я так никогда не смогу».
Поощряйте то, как получается у ребенка уже сейчас, а не ругайте то, как у него не получится, если он не будет то, и се, и пятое, и десятое по вашему списку.
Не нужно льстить или переигрывать — дети моментально распознают фальшь.
Если рисунок, который протягивает гордый малыш, не совсем в вашем вкусе, честно обозначьте, что вас смущает, но обязательно найдите, что можно похвалить.
«Ты знаешь, мне кажется, цветы не бывают размером больше дома, но это, наверное, вопрос перспективы. А вот сочетание цветов у тебя удивительное.
Такой цвет неба был буквально на днях, и я еще пожалела, что не сфотографировала этот закат. Вот, теперь есть твой рисунок с этим небом».
Важно так подбирать слова, чтобы у ребенка не складывалось впечатление, что он прав, талантлив и гениален во всем, что бы он ни сотворил.
«Ты гений!», «У тебя талант, которого нет у других» или, еще хуже, «Как же ты будешь жить с таким талантом? Всем гениям живется ох как непросто!».
Никаких «ты самый умный, ты самый красивый, ты самый добрый»!
Во-первых, это не так. А во-вторых, жизнь его быстро вернет с неба на землю. И это будет больно. Смотрим пункт 1 — и хвалим поступки, действия.
Как хвалить, если хвалить не за что? Взялся ребенок помешивать кашу, отвлекся, каша сгорела. Вроде хвалить не за что, но и здесь найдется, чем подбодрить малыша.
«Слушай, как хорошо, что ты хотел мне помочь с кашей. У меня тоже первые 20 каш сгорели, когда я начинала готовить. Если человек не совершает ошибки, он не идет вперед. Значит, ты сегодня многому научился».
Говорите о своих позитивных чувствах и эмоциях, называйте их как есть. Если вы испытываете гордость за ребенка, который прочитал стишок на детском утреннике, так и скажите: «Горжусь тобой! Ты так красиво прочитал стих!».
Если у вас мелькнула мысль, что ваша дочь невероятная красавица, нужно говорить не «Ты у меня самая красивая», а «Я любуюсь тобой» или «Как же тебе идет этот фасон/цвет!».
Благодарность — лучшая форма поощрения как ребенка, так и взрослого. Родители очень много требуют от своих детей.
Отследите, часто ли вы обращаетесь к ребенку, чтобы дать очередную команду: вставай, садись, ешь, заканчивай уроки, надевай пижаму, почисти зубы.
Представьте, что вам приходится выполнять такое множество поручений, и вам даже никто не говорит за это спасибо! Обидно, правда? И совсем не мотивирует исполнять эти команды завтра.
Другое дело, если убрал за собой посуду в раковину и услышал: «Спасибо тебе за помощь! Мы теперь быстро закончим все дела, и у нас останется время поиграть».
Старайтесь исключить из своего лексикона слова «молодец», «молодчина», «молодца» и иже с ними.
Очень тяжело жить в состоянии, когда тебя постоянно оценивают — молодец или не молодец, двойка-пятерка.
А если завтра я буду «не молодец», меня разлюбят?
Найдите свои естественные формы выражения радости, восторга. Например: «Красота!», «Как здорово!», «Вот это да!», «Это ты так интересно придумал?».
Не забывайте, что хвалить можно не только словами. И в этой невербальной коммуникации очень нуждается ребенок.
Улыбнитесь малышу, обнимите его крепко, с теплом посмотрите на него, погладьте ласково по волосам или плечу. Это тоже способ сказать «Я хвалю тебя», «Я рада», «Я поддерживаю тебя».
Современные дети очень ориентированы на гаджеты. И современные продвинутые мамы часто удачно используют столь близкий детям наглядный язык эмодзи и иконок.
Источник: https://letidor.ru/psihologiya/tolko-eti-10-pravil-sdelayut-pohvalu-poleznoy.htm