Важнейшим этапом в жизни малыша является пятилетие. Именно в это время ребенок начинает более активно готовиться к школе – недаром данный период носит название старшего дошкольного возраста. Каждый малыш индивидуален, но есть определенный перечень того, что должен уметь делать и хорошо знать ребенок в 5 лет, чтобы соответствовать нормам.
Возрастные особенности психики
Дошкольник 5 лет, как установили психологи, очень восприимчив к обучению, поэтому сейчас самое время не только передать ему какую-то конкретную информацию, но и развить любознательность, стремление учиться, желание знакомиться с новыми сведениями. Это очень пригодится ему во взрослой жизни. В этом возрасте дети с удовольствием пересказывают сказки или истории, услышанные от родителей, иногда добавляя что-то свое, у них постепенно улучшается память и мышление:
- ребенок должен запоминать до 10 картинок;
- одновременно удерживать в поле зрения около 10 предметов;
- находить между ними отличия;
- выявлять лишний предмет из ряда и пояснять, почему именно он является лишним.
Логика выходит на новый уровень – теперь ребенку не составит труда закончить предложение: если Маша выше Пети, то Петя… (ниже Маши).
Для развития мышления стоит задавать малышу вопросы по только что рассказанному, используя слова «почему», «отчего», – это заставит дошкольника самостоятельно размышлять.
Достигший 5 лет ребенок пока не может делать одновременно несколько дел, не в состоянии запомнить длинную смысловую цепочку, поэтому не стоит перегружать его.
Все задания лучше разбивать на небольшие блоки, выполнение которых по очереди, с одной стороны, поможет ребенку развить навыки и умения, а с другой – не вызовет переутомления.
У малышей продолжает формироваться самооценка, поэтому, чтобы ребенок не вырос закомплексованным и неуверенным в себе, следует почаще его хвалить, иногда закрывая глаза на промахи. Но и переусердствовать нельзя, в противном случае сформируется самоуверенный эгоист, убежденный в своей постоянной правоте. В диапазоне 5-7 лет завершается формирование характера.
Особенности физического развития
Родители малыша, достигшего 5 лет, должны знать, что для этого возраста имеется несколько особенностей.
- Рост – от 100 до 120 см у мальчиков и 105-115 см у девочек.
- Вес – до 25 кг (мальчики), до 20 кг (девочки).
- За год большинство детей вырастает на 5 см, но в весе не прибавляют, отчего родителям начинает казаться, что их малыш сильно похудел. Однако подобное явление является нормальным и соответствует возрастной специфике.
- У детей наблюдается увлеченность движением, желание постоянно прыгать, резвиться.
- Могут пробежать без остановки до 200 метров, не падая и не спотыкаясь.
- Прыгают через скакалку и на одной ножке.
- Способны сохранять равновесие, стоя на одной ноге или во время ходьбы на гимнастической доске. Многие малыши могут ловко лазать по канату.
- Умеют ловить и подбрасывать мяч, попадать им в запланированную цель.
В этот период многие дети отличаются повышенной активностью, поэтому можно смело отдавать их в различные секции и спортивные кружки.
Движения пятилетки становятся более скоординированными и четкими, чем год назад, он хорошо управляет своим телом, поэтому к числу любимых забав этого периода относятся прятки, догонялки, жмурки, занятия со скакалкой, лазание по шведской стенке. Именно в этом возрасте можно предложить малышу начать уроки езды на двухколесном велосипеде.
Для полноценного роста и развития малыша следует включать в его рацион продукты, обогащенные кальцием, прежде всего рыбу и творог.
Речь
Ребенок в 5 лет должен уметь составлять развернутые предложения, помогающие ему донести мысль до собеседника, использовать не только конкретную лексику, но и абстрактные слова.
Особенности речевого развития следующие:
- минимальный словарный запас – 2500 слов;
- все звуки произносятся правильно;
- ребенок в состоянии подробно рассказать о себе: описать прожитый день, передать, чем именно он занимался, получал ли от этого удовольствие. В итоге должен получиться связный рассказ из 5-6 предложений, объединенных между собой единой тематикой.
О нормальном развитии памяти свидетельствует способность ребенка выучить несложный стишок из 2-3 четверостиший, пересказать в подробностях услышанную сказку. Пятилетки способны объяснять своими словами содержание простых пословиц («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
Мелкая моторика
В развитии ребенка 5 лет особое значение играет мелкая моторика, ведь именно сейчас ведется активная подготовка к школе. Какими же навыками должен обладать малыш?
- Лепить из пластилина.
- Вырезать ножницами (не просто по прямой линии, но и по кругу).
- Правильно держать в руках кисточку, ручку, пользоваться ими.
- Писать цифры, буквы. Регулировать силу нажима на карандаш.
- Раскрашивать и заштриховывать картинки, не выезжая за контур.
- Рисовать иллюстрации с сюжетом.
- Завязывать и развязывать шнурки.
- Складывать пазлы.
- Собирать фигурки из конструктора.
Все движения пальцами и кистями становятся более ловкими, четкими, скоординированными.
Родителям очень важно приучать ребенка к самостоятельному решению проблем, поэтому без крайней необходимости помогать ему не стоит.
Общение с детьми и взрослыми
Малыш в 5 лет должен понимать, в каких случаях ему необходимо поздороваться, попрощаться, сказать «спасибо». Очень часто дети стремятся во всем быть похожими на взрослых, поэтому играют в игры, имитирующие жизнь родителей, – в дочки-матери, магазин, доктора и похожие.
Дети 5 — 6 лет очень доверчивы к взрослым, поэтому родителям важно объяснить им правила поведения с незнакомыми людьми. Ребята должны четко уяснить, что нельзя разговаривать на улице с чужими «дядями и тетями», а главное, понимать, почему — это несет опасность.
Какими знаниями должен обладать ребенок?
- Уметь называть свою фамилию и имя.
- Знать свой адрес (начиная со страны и города) и дату рождения.
- Помнить фамилию и имена родителей полностью, знать, где они работают.
К этому возрасту у детей уже образуется определенный круг общения, появляются настоящие друзья (те дети, которых он выбрал самостоятельно, которые ему интересны, а не навязаны родителями), образуются определенные роли – лидеры, ведомые, аутсайдеры, это в дальнейшем определит социальный статус ребенка. Поэтому если взрослые видят, что их малыш не может наладить отношения со сверстниками, всегда играет в одиночестве, следует ему помочь.
Специфика интеллектуального развития
Какими же общими знаниями обладают пятилетки?
- Разбираются в направлениях – вперед и назад, лево и право, вверх и вниз.
- Они хорошо понимают части суток, не путают ночь и вечер, утро и день.
- Ориентируются во временах года и знают, что за весной следует лето.
- Знают, что все в мире делится на живое и неживое, могут определить, относится ли конкретный предмет к живому либо неживому.
- Многие дети этого возраста знают алфавит.
5- летние дети очень любопытны, постепенно их знания об окружающем мире начинают расширяться, они задают родителям огромное количество вопросов, на которые необходимо предоставить исчерпывающие ответы.
Если то, что интересует малыша, маме или папе неизвестно, не стоит оставлять этот вопрос. Родителям следует подготовиться, а потом поделиться информацией с сыном или дочерью в доступной им форме.
Бытовые умения и навыки
Ребенок в возрасте 5 лет отличается тем, что умеет сам находить себе занятие. Родителям не нужно больше ломать голову над тем, как именно ему сегодня поиграть, дошкольник придумает все сам.
Кроме того, ребята этого возраста обладают практически всеми необходимыми навыками самообслуживания:
- они сами едят;
- могут одеваться и обуваться;
- помогать родителям, выполняя несложные задания (например, прибирать свои игрушки);
- умеют чистить зубы, умываться;
- причесываются полностью самостоятельно.
Детям свойственно предлагать родителям свою помощь и с удовольствием выполнять некоторые поручения: поливать цветы, протирать пыль, расставлять игрушки по местам.
Математические знания
Пять лет – возраст очень важный, это время активной подготовки к школе, поэтому в арсенал знаний ребенка входит следующее:
- счет минимум до 10 и в обратном порядке – до 1;
- сравнение чисел (малыш должен ответить, какое число больше – 5 или 7);
- представление о простейших арифметических действиях – сложении и вычитании;
- знание основных геометрических фигур (круг, прямоугольник, квадрат, линия, треугольник) – дошкольник должен понимать, чем они отличаются друг от друга, уметь их рисовать, находить на картинке, делить круг и квадрат на равные части – две и четыре.
Эти знания в дальнейшем пригодятся для успешного постижения школьной программы.
Чтение, письмо
5 лет – самый лучший возраст, чтобы научить ребенка читать. Многие родители отмечают, что если такие уроки начинались в 3-4 года, то чаще всего оказывались малопродуктивными, ребенок плохо запоминал буквы и не понимал, как складывать из них слоги. Но в пять лет ситуация изменилась, чтение становится доступным, малыши делают успехи.
Очень важно заниматься с ребенком развивающими играми, формирующими у него умение читать и писать, постепенно наращивая продолжительность занятия: 5-10 минут в день постепенно увеличатся до 30-40 минут.
Информация об окружающем мире
Достигшие 5-6 лет дошкольники уже обладают достаточными знаниями о мире, который их окружает. Но родителям стоит обратить наибольшее внимание на следующие моменты.
- Умение различать основные цвета и их оттенки. Нужно не только знать названия цветов, но и приводить примеры (лимон – желтый, кошка – белая).
- Перечислять основные профессии (врач, воспитатель, повар, водитель), понимать, чем занимаются их представители.
- Отличать хищных животных от травоядных, приводить примеры тех и других.
- Знать названия всех месяцев и порядок их расположения в году, соотносить месяц и время года.
- Приводить примеры садовых и полевых цветов, перелетных и оседлых птиц и мотивировать свой выбор.
- Называть явления природы, понимать, что сейчас происходит одно из них: снегопад, ветер, дождь.
Все это говорит о том, что развитие ребенка соответствует возрастным нормам и он нормально готовится к школе.
Родителям пятилетнего дошкольника важно помнить, что их ребенок – это отдельная самостоятельная личность, которая может быть совершенно непохожей на маму или папу, как бы тем ни хотелось обратного.
Необходимо с уважением относиться к желаниям малыша, не пытаясь его переделать, и навести на нужное направление, помочь развиваться и получать необходимые навыки и умения, а не бороться с теми чертами характера, которые взрослым попросту не нравятся.
Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/umeniya-v-5-let
Мамам и папам мальчиков на заметку: нормы развития ребенка в 5 месяцев
После появления на свет и адаптации к новым условиям жизни, малыши начинают развиваться и расти. У мальчиков и девочек данный процесс проходит по-разному.
Считается, что представители сильного пола быстрее набирают вес, растут, но немного отстают в психическом развитии. Родителям важно следить за тем, какие изменения происходят у младенца каждый месяц. Это поможет выявить отклонения и вовремя их устранить.
Необходимо знать особенности развития ребенка в 5 месяцев, мальчиков и девочек.
Нормы физического развития малыша
Под физическим развитием ребенка понимают увеличение его веса, длины тела, изменение окружности головы и груди. Масса тела детей во многом зависит от особенностей питания.
Третья часть малышей в пятимесячном возрасте уже начинает получать прикорм в виде фруктовых и овощных пюре, соков. При хорошей переносимости, матери включают в рацион грудничка каши.
Младенцы, в меню которых присутствуют злаковые культуры, набирают вес быстрее, чем те дети, которые питаются исключительно материнским молоком. Мальчики растут быстрее девочек. Груднички, находящиеся на искусственном типе вскармливания набирают больше веса, чем те, которые питаются грудным молоком. Это объясняется тем, что адаптированные смеси более питательные.
Тело пятимесячного мальчика становится более пропорциональным. О правильном физическом развитии говорит превышение объема грудной клетки над окружностью головы. Разница может достигать 3 см. Это означает, что у малыша отсутствуют скрытые внутренние патологии, мозг функционирует нормально.
Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, быстрее набирают вес
Физическое развитие мальчика в 5 месяцев зависит от таких факторов:
Параметры тела (масса и длина) пятимесячных мальчиков в таблице:
Показатель | Вес в килограммах | Рост в сантиметрах |
Очень низкий | 5,3 | 59,6 |
Низкий | 6,0 | 61,7 |
Ниже среднего | 6,7 | 63,8 |
Средний | 7,5 | 65,9 |
Выше среднего | 8,4 | 68,0 |
Высокий | 9,3 | 70,1 |
Очень высокий | 10,4 | 72,2 |
Нормы окружности грудной клетки и головы для мальчиков 5 месяцев в таблице:
Показатель | Значение |
Окружность грудной клетки, см | 41,2-45,0 |
Окружность головы, см | 41,9-43,8 |
К пяти месяцам проходят кишечные колики, улучшается процесс пищеварения. Стул у мальчиков, получающих прикорм, более редкий и стабильный. У детей, которых кормят только грудным молоком, опорожнение кишечника происходит чаще.
У пятимесячного малыша улучшается качество зрения, слух. Усиливается работа слюнных желез. Это объясняется подготовкой организма к прорезыванию зубов.
Что должен уметь делать 5-месячный мальчик?
Пятимесячные мальчики подвижнее девочек. Они лучше ориентируются в пространстве. Существует специальный календарь развития, в котором указаны навыки и способности детей по возрастам.
Мальчики в пять месяцев должны уметь:
Недоношенные дети отстают в развитии. Возраст 5 месяцев для них является переломным. В это время они начинают догонять своих сверстников, появившихся на свет в срок. Показатели роста, веса, психики недоношенных мальчиков приближаются к норме.
Приближение показателей к норме дает возможность недоношенным малышам овладевать такими навыками и умениями:
- удержание головки;
- нахождение взглядом источника звука;
- переворачивание.
Многие пятимесячные мальчики делают первые попытки садиться из положения лежа. Некоторые родители для совершенствования и закрепления данного навыка покупают сидячую коляску, стульчик для кормления. Пользоваться такими приспособлениями еще рано, поскольку мышцы живота у малыша еще очень слабые.
Позвоночник недостаточно окрепший, поэтому нужно следить за тем, чтобы на него не оказывалась большая нагрузка. Раннее присаживание способно привести к ряду серьезных проблем, которые могут проявиться в подростковом возрасте (остеохондроз, сколиоз, гипоксия внутренних органов).
Психическое развитие грудничка
У пятимесячных мальчиков наблюдаются определенные изменения в психоэмоциональном плане. У них появляется выраженная реакция на общение со взрослыми людьми. Грудничок улыбается в ответ на ласковый голос родителей и плачет, если с ним разговаривают строго и громко.
Он уже хорошо различает голоса родных людей. Если мальчик слышит, что в доме находится незнакомый человек, то сразу настораживается.
Оставшись один, грудничок начинает разговаривать сам с собой, пытается схватить рядом расположенные предметы, разглядывает свои руки и ноги.
Психическое развитие ребенка во многом зависит от влияния таких факторов:
- атмосфера в семье;
- наличие болезней психического характера;
- стресс;
- достаточность внимания со стороны родителей.
Малыши активно изучают окружающий мир. Они внимательно рассматривают незнакомые им предметы, тянут их в рот. Дети в 5 месяцев стремятся к общению со своими сверстниками.
Рекомендации по уходу и развитию
Важно направлять их энергию в нужное русло. Малыш бодрствует днем около 1-2 часов. В то время рекомендуется проводить обучающие занятия. Многие родители интересуются тем, как организовать развитие и уход за малышом.
Специалисты дают такие советы по уходу за пятимесячными детьми:
- не укутывать малыша. Рекомендуется чаще оставлять его голым (при условии, что в комнате оптимальная температура и влажность). Это предотвратит появление потницы;
- использовать одежду и постельное белье с мягкими швами;
- менять памперс каждые три часа. После смены подгузника мальчика следует подмывать;
- ежедневно купать ребенка. Мыло при этом надо использовать не чаще двух раз в 7 дней. Водные процедуры лучше делать перед сном;
- утром после пробуждения умывать лицо малыша, протирать глаза;
- нос и уши следует чистить по море физиологической необходимости.
Полезно играть с малышом в ладушки
Занятия с малышом стоит проводить в виде игры. Полезно развивать его мелкую моторику. Для этого хорошо подходят пальчиковые игры: например, «Ладушки», «Сорока-ворона». Такие занятия не только улучшают ловкость рук, но и развивают интеллект, воображение, способствуют нормальному становлению речи.
Развивающие занятия для мальчиков в 5 месяцев:
Название игры | Суть игры | Польза игры |
Прятки | Взрослому следует спрятать лицо за куском материала, а потом убрать ткань и с восклицанием сказать «ку-ку». Когда ребенок уловит суть игры, тогда можно поменяться с ним ролями | развивает мышление |
Покажи части тела, предметы | Маме следует называть свои части тела, показывая их при этом. Далее нужно спросить у мальчика, где у него глаза, ножки, нос, руки. Также можно показывать и называть предметы | учит соотносить части тела и предметы с их названиями |
Футбол | Надо положить перед ногами мальчика надувной мяч. Малыш будет осознанно отталкивать его | укрепляет мышцы живота и ног |
Поймай игрушку | Требуется разместить перед малышом яркую игрушку и предложить ему поймать ее. Когда ребенок потянется за предметом, нужно немного его отодвинуть, и снова предложить догнать игрушку. В конце надо дать мальчику поймать интересующий его предмет | повышает двигательную активность, учит ползанию |
Волшебные мешочки | Необходимо взять тканевые мешочки и заполнить их разной крупой. Поочередно давать такие изделия в руки ребенку. Он будет их мять и прислушиваться к шуршанию зерен | развивает мелкую моторику, тактильные ощущения |
Для развития слуха и формирования пассивного лексикона полезно рассказывать малышу стишки, слушать с ним детские песни.
Важно приобрести для мальчика развивающие игрушки, помогут овладеть новыми навыками и умениями:
- игрушки с неровной поверхностью;
- предметы с зеркальными элементами;
- музыкальные игрушки;
- мобиль;
- шуршащая книжка;
- слингобусы;
- инерционные и обычные машинки;
- неваляшка;
- погремушки.
- Также полезно купить грудничку развивающий коврик.
- О развитии 5-месячных детей в видеоролике:
Таким образом, мальчики в 5 месяцев достигают определенных успехов в физическом и психоэмоциональном развитии. Важно стимулировать появление у ребенка новых умений и навыков. Для этого необходимо в период бодрствования уделять малышу больше внимания, проводить с ним обучающие занятия в виде игры.
Источник: https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-0-1-goda/4-6-mes/v-5-mesyacev-malchik.html
Развитие ребенка в 5 месяцев: что должны уметь делать мальчик и девочка
В пять месяцев малыш уже многое умеет. Наблюдая за крохой, внимательные родители замечают, что карапуз стал очень активным и с каждым днем обретает новые навыки и умения. Чтобы не переживать, соответствуют ли умения его возрастной норме, родителям необходимо знать, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, и при надобности своевременно обратиться за консультацией к педиатру.
Пятимесячный малыш улыбается
Умения и навыки малыша в 5 месяцев
К концу пятого месяца жизни ребенок обретает следующие навыки и умения.
Способности ребенка 5 месяцев жизни
Может хорошо удерживать голову и держит ее ровно. Лежа на животике, умеет делать «ласточку»: вытягивая ручки и ножки, приподнимает головку и прогибает спинку. Может кувыркаться, раскачиваться и сгибаться. Легко переворачивается со спинки на живот. Любит сосать пальчики на ножках. Уверенно хватает находящиеся рядом предметы. Умеет хватать руками кольцо большого диаметра. Любить играть с погремушкой, если вложить ему ее в ручку. Хорошо держит бутылочку одной или двумя ручками. |
Любит улыбаться или вокализировать, привлекая внимание родителей и показывая свое желание пообщаться. Может протестовать и сопротивляться взрослому, который хочет отнять у него любимую игрушку. Узнает маму и папу, а также других родственников, которых часто видит. Может с опаской относиться к незнакомым людям. Часто имитирует выражения лица мамы или папы. Очень любит играть во время кормления. |
Умеет произносить все гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м), а также пытается объединять их в слоги. Попав в непривычную обстановку, начинает осматриваться и все вокруг с интересом разглядывать. Малышу хочется все подержать, потрогать, повертеть, потрясти и запихнуть в рот. Наклоняется, чтобы посмотреть на тот предмет, который упал на пол. Может осознанно имитировать различные звуки и движения. Глядя в зеркало, может узнавать свое отражение и отличать себя от других людей. |
Ребенок пытается все попробовать на вкус
Девочки и мальчики в 5 месяцев: отличия развития
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Как утверждают отечественные педиатры, основными показателями правильного развития ребенка считаются рост и вес. Отличия в физическом развитии между пятимесячными мальчиками и девочками не очень большие.
По данным ВОЗ, диапазон нормы массы тела для мальчиков в пять месяцев составляет от 7,000 до 8,400 кг. В 5 месяцев девочке нужно весить в пределах 6,200-8,000 кг. Что касается роста пятимесячных мальчиков, то он должен быть в пределах 65-69 см.
Диапазон нормы роста для девочек в 5 месяцев составляет 62-67 см.
Как утверждает известный педиатр Евгений Комаровский, от 10% до 20% абсолютно здоровых детей не соответствуют общепризнанным нормам.
Некоторые мальчики в 5 месяцев уже пытаются сесть. Девочки же садятся намного позже, зато у них быстрее развивается речь. Поэтому от девочки можно раньше услышать гуление и пение, чем от мальчика. Что касается остальных физических и психологических навыков, то мальчики и девочки в пятимесячном возрасте развиваются одинаково.
Малыш лежит на животике и играет с игрушками
Новые навыки в развитии пятимесячного младенца
Существуют определенные критерии, которые позволяют оценить нормы развития грудничка. Не все малыши овладевают определенными навыками в одно и то же время. Каждый ребенок развивается по своему индивидуальному графику, это вполне нормально.
Что должен уметь ребенок в 1 месяц
Если отсутствие каких-либо умений беспокоит родителей, стоит обратиться к участковому врачу-педиатру за консультацией. Малышей до года можно легко всему обучить, многое исправить и откорректировать.
Поэтому, если что-то идет не так, сидеть и ждать до последнего не стоит, лучше своевременно обратиться за помощью.
Родители должны обращать внимание не только на физическое и речевое развитие ребенка, но и на его социальное и эмоциональное состояние.
Речевое развитие
В пять месяцев малыш уже активно пытается подражать тому, как разговаривают взрослые, а именно копирует интонацию. Также продолжает формироваться и совершенствоваться речь крохи, он долго и с радостью «гулит».
Расширяется количество произносимых гласных и согласных звуков, появляются даже целые слоги, такие как ма, на, га, па, и ребенок пытается экспериментировать с их комбинацией.
Так как малыш произносит слоги не с помощью губ и языка, а при помощи гортани, то они могут звучать как мх, бх, гх, сх и так далее.
Обратите внимание! Каждая молодая девушка должна знать, если с ребенком постоянно разговаривать, рассказывая обо всех своих действиях, а также про все, что его окружает, это положительно скажется на речевом развитии и слуховом восприятии.
Радость и улыбка малыша в 5 месяцев
Новые движения и возможности
Грудной ребенок в 5 5 месяцев что должен уметь:
- Лежа на животе, переворачиваться на спину и качаться с боку на бок;
- Перекатываться и вертеться по кругу на животике (эти умения нужно всячески стимулировать и поощрять, так как, благодаря им, малыш быстрее поползет);
- Брать в ручку понравившийся предмет и довольно долго его удерживать, а также проделывать с ним различные манипуляции: тянуть в рот, стучать по поверхности, трясти;
- Быстро хватать предмет, который движется;
- Ручкой захватить свою ножку и пытаться засунуть ее в рот;
- Делать «лодочку», лежа на животике – поднимать одновременно голову и ножки и оставаться в таком положении 2-3 секунды, двигая при этом руками и ногами;
- Лежа на животике, уверенно поднимать туловище, опираясь на руки и предплечья;
- Если взять малыша за ручки и слегка потянуть вперед, он должен присесть;
- Если поставить кроху на твердую плоскость, он будет ровно стоять, практически полностью выпрямив ножки;
- Придерживать одной или двумя руками бутылочку во время кормления.
Дополнительная информация.
Ребенок в 5 месяцев становится очень активным, родителям необходимо побеспокоиться о дополнительных мерах безопасности: если малыш будет находиться на диване, кровати или другой поверхности, кроме пола, то нужно позаботиться о том, чтобы он не упал. При выкладывании ребенка на пол стоит убрать все опасные, хрупкие и мелкие предметы из зоны доступа малыша.
Ребенок грызет свои пальчики
Социальное и эмоциональное развитие
Пятимесячный грудничок уже довольно хорошо различает близких и чужих людей. Между мамой и младенцем устанавливается очень прочная эмоциональная связь. У крохи начинают появляться новые реакции:
- Может отличить выражения лиц людей, которые его окружают и интонацию в их речи;
- С явным интересом начинает реагировать на различные мелодии;
- У малыша появляются любимые игрушки;
- На громкий и резкий звук может отреагировать сильным плачем;
- Плачет не только, когда хочет кушать или пить, но и когда ему одиноко;
- Привлекает к себе внимание не только плачем;
- Проявляет самые разные эмоции: радуется и обижается, проявляет любопытство и страх;
- Узнает свою любимую игрушку по фрагменту;
- Умеет длительное время задерживать внимание на интересующих его предметах;
- Ребенок может начать бояться незнакомых людей;
- Начинает интересоваться едой, которую кушают мама и папа.
Важно! В пятимесячном возрасте ребенок умеет громко смеяться. Нужно всячески развивать эту его эмоцию, строить смешные рожицы, прищелкивать языком, раздувать щеки.
Как определить отклонения от нормы
Сколько должен весить ребенок в 8 месяцев
Родителям стоит насторожиться, если у пятимесячного ребенка имеются следующие признаки:
- Гипертонус, и не исчезли врожденные рефлексы – это значит, что у малыша имеется неврологическая патология, и нужна консультация детского невролога, который сможет поставить точный диагноз и пропишет лечение;
- Плохо держит голову;
- Не пытается дотянуться до игрушки;
- Не может перевернуться, особенно с животика на спинку;
- Очень плохо прибавляет в весе: если прибавка за месяц составила менее 500 г., нужно начинать вводить прикорм;
- С началом введения прикорма появились проблемы со стулом: если ребенок мучается от запоров, это может быть сигналом того, что ему не хватает жидкости, или не подходит белковая и молочная пища.
В любом случае, если в поведении ребенка что-то настораживает, нужно в обязательном порядке обратиться к доктору.
Ребенок на массаже
Нюансы развития недоношенного ребенка
К концу пятого месяца физическое и эмоциональное развитие недоношенного малыша начинает выравниваться. К этому времени у деток, которые родились раньше положенного срока, полностью исчезает спастический тонус ручек и ножек, который так пугал родителей в первые месяцы после рождения.
Ребеночек уже хорошо реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону, откуда они доносятся. Движения рук и ног становятся более осмысленными. Кроха начинает издавать разнообразные звуки, интересуется окружающими его людьми, очень часто улыбается.
Хорошее настроение все чаще проявляется веселым смехом. Малыш может захватить ручками интересную для него игрушку.
Недоношенный ребенок нуждается в гораздо большем внимании и заботе со стороны родителей, только так он со временем сможет догнать своих ровесников.
Анализируя информацию о необходимых навыках и умениях крохи, не стоит забывать, что есть индивидуальные особенности развития, и один 5-ти месячный малыш будет уметь больше, другой – меньше.
Родителям всегда нужно помнить, что своевременно выявленные проблемы в развитии малыша помогут справиться с ситуацией с наименьшими последствиями и сделать так, чтобы в будущем ребенок ни чем не отличался от своих ровесников, рос здоровым и счастливым.
Видео
Источник: https://kpoxa.info/uxod-razvitie/umet-rebenok-5-mesyacev.html
Развитие ребенка в 5 месяцев
Глядя на развитие 5 месячного ребенка, родители невольно умиляются. Ведь кроха выглядит уже весьма окрепшим, а по его лицу уже можно сказать, что это уже личность со своим характером и полным любопытства взглядом. Сейчас ваш малыш уже умеет многое:
- гулит и лепечет;
- смотрит с интересом на картинки;
- может щупать предметы, хватать их и тянуть к себе;
- настороженно относится к незнакомым людям;
- приветствует веселой улыбкой знакомых;
- может сам себя развлекать игрушками в течение 10-15 минут;
- пытается сесть;
- переворачивается на живот из положения лежа;
- подтягивается на руках;
- может играть в «ку-ку».
Ребенок в 5 месяцев уже может не только агукать, но и произносить долгожданные, но зачастую не осмысленные звуки, «Ма-ма», «Па-па» и т.д. Эти сочетания звуков являются самыми простыми, поэтому вы сможете наслаждаться лепетом на протяжении всего дня.
Социальное и психологическое развитие
В этом возрасте дети уже с легкостью различают знакомых и незнакомых людей. Причем, последние вызывают у них неоднозначную реакцию – страх и интерес.
Чтобы гости имели возможность подержать кроху на руках, они должны некоторое время с ним пообщаться на расстоянии. Это необходимо для того, чтобы малыш мог их осмотреть и убедиться в их безопасности.
Но если мама находится рядом и держит его на руках, тогда появление незнакомца скорее всего не вызовет истерику.
В пятимесячном возрасте дети начинают вызывать на контакт взрослых, протягивая ручки или улыбаясь. В этот момент важно ответить ему тем же, поскольку отсутствие нужной для него реакции может вызвать у него обиду, и как следствие, горький плач.
Пятимесячная хватайка
Пятый месяц развития ребенка связан с его постоянным обучением, которое проходит через хватание. Это не только целенаправленное действие, но жизненно важное для общения с окружающим миром. В этом возрасте кроха активно познает не только мир вокруг себя, но и различные действия.
Поэтому вы можете наблюдать, как ваш ребенок качает, вертит, тянет к себе, толкает, удерживает и опускает различные предметы. Ему интересно не просто взять предмет, но и изучить его характеристики – температуру, структуру поверхности и пр. Поэтому вы можете предложить малышу игры, позволяющие удовлетворить его интерес.
Дайте ему бутылочку с теплой водой, охлажденный прорезыватель для зубов, мягкую губку, пластиковый кубик и т.д.
Если вы заметили, что ваш кроха без конца бросает игрушки на пол, не ругайте его за это маленькое хулиганство. На самом деле, он просто учится разжимать ручку в нужный момент, то есть делать это осознанно. Лучше поддержите малыша, затеяв с ним игру – он бросает, а вы поднимаете.
Хватательную активность у малыша можно наблюдать и тогда, когда он, цепляясь за ваши пальцы, начинает пытаться сесть. Такие подтягивания очень полезны, они тренируют мышцы живота и спины. Но не в коем случае не сажайте малыша. Он должен сделать это самостоятельно. Многие родители усаживают свое чадо в подушки, что может привести в дальнейшем к проблемам с развитием малого таза.
Когда малыш подтягивается на ручках, обратите внимание на равномерность данного действия. Если одна рука слабее другой, то вам следует начать массаж, чтобы «слабая» сторона тоже развивалась.
Знакомимся с телом
Вводить или не вводить прикорм
Некоторые мамочки в 5 месяцев уже дают своим малышам разные вкусности – каши, супчики и пюре. Но современная педиатрия советует вводить прикорм не ранее 6 месяцев.
Исключение составляют только дети на искусственном вскармливании, которые могут попробовать новое блюдо на месяц раньше. Показанием к введению прикорма в пять месяцев может стать и пониженный гемоглобин.
В таком случае врач может порекомендовать употребление яблок в виде пюре и сока.
(1 голос, оценка: 3.00 из 5)
Источник: https://razvitierebenka.info/do1goda/razvitie-rebenka-v-5-mesyacev.html
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев ????: критерии развития мальчика, девочки
В 5 месяцев любимая поза ребенка – лежа на животе. Он хорошо держит головку и в таком положении прекрасно обозревает окружающий мир.
В десять раз радостней малышу, когда взрослые берут его на руки, он обожает «ходить» по дому с папой или мамой, ведь так можно заглянуть в самые дальние уголки и разглядеть все предметы обстановки.
К этому возрасту малыш вполне самостоятельно справляется с различными игрушками: бросает их, переворачивает, обязательно «пробует на вкус», внимательно рассматривает, перекладывает из руки в руку.
В 5 месяцев активность ребенка возрастает в разы, он чувствует себя настоящим первооткрывателем. Задача родителей – помочь крохе увидеть и почувствовать окружающий мир, адаптироваться к немуЧИТАЕМ ТАКЖЕ: режим дня и питания ребенка 5 месяцев
Расширение двигательных навыков
К 5 месяцам значительно расширяются двигательные способности ребенка. Кроха уже не лежит спокойно на спинке или животике, не пытается просто приподнять голову, он начинает познавать свое тело и его возможности. Рассмотрим основные позиции в положении лежа:
- Балансировка на животике. Великолепно освоив «лежку» на животе, ребенок идет дальше. Младенец расширяет амплитуду движений рук и ног, а не просто опирается на предплечья, в его арсенале появляется фигура «лодочка»: ребенок приподнимает вверх согнутые ножки и ручки, балансируя на животике. Новое упражнение помогает развитию мышечного аппарата.
- Малыш начинает делать толкательно-разгибательные движения, готовясь к ползанию. Если к 5 месяцам малыш еще не может балансировать на животе, это не означает отставании в развитии моторики рук и ног. Ребенок еще не умеет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, но в моменты повышенной активности он может сделать это случайно. Такие случайные перевороты могут привести к падению с высоты – в этом возрасте не оставляйте кроху без присмотра ни на минуту. Начните обучать малыша пассивному переворачиванию: покажите ребенку игрушку, отведя ее вверх над головой, постепенно отводите руку с игрушкой за спину крохи. Следя за вашим движением и за игрушкой, малыш повернет голову и корпус, совершив переход со спины на живот.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие детей по месяцам?
- Голова в вертикальном положении. В 5 месяцев вертикальное положение головы полностью закреплено. Ребенок ровно держит голову и лежа на животе, и сидя на руках мамы (рекомендуем прочитать: видео-пояснения о том, как ребенок должен держать голову). При подъеме со спины за ручки голова не запрокидывается, она сохраняет прямое положение в одну линию с шеей и позвоночником.
- Положение сидя. 5 месячный ребенок не умеет садиться самостоятельно (см. также: нормальные рост и вес ребенка в 5,5 месяцев). Родителям не стоит опережать время и учить его это делать. Вы можете усадить малыша для того чтобы понаблюдать за некоторыми движениями. Посадите кроху на коврик, поддерживая за плечи, и слегка разведите плечи в сторону. Удерживая ребенка в такой позиции, наклоните его влево и вправо, обратите внимание на положение головы. Если голова держится ровно, не движется в сторону наклона, – это огромное достижение. Не отпускайте руку ребенка при наклоне, кроха еще не сможет использовать ее в качестве опоры и упадет. Этот прием ребенок освоит позже. О том, как и когда высаживать ребенка, можно узнать на видео, где доктор Комаровский красочно об этом рассказывает (см. также: что говорит Комаровский о развитии ребенка в 7 месяцев?).
Дополняющие навыки
- Совершенствуем координацию «глаза-руки». Научившись к концу 4 месяцев захватывать игрушки или какие-нибудь предметы, в 5 месяцев ребенок должен закрепить навык. Возьмите небольшую, около 3 см, игрушку в ярком цвете, покажите ее ребенку, держа в 30 см от его лица. Теперь посмотрите на реакцию малыша: он должен ненадолго сконцентрировать внимание на показанном предмете, затем потянуться за ним одной или двумя ручками. Все эти действия говорят об осмысленном поведении крохи. Не всегда младенец станет хватать предмет, он может просто дотронуться до него, но это важно.
- Подготовка к ползанию. В положение «лежа на животе» малыш уже пробует ползковые движения. Опирается грудничок на предплечья, потому что еще не готов стать на четвереньки. Положите перед крохой любимую игрушку, она сыграет роль привлекательного стимула чтобы двинуться вперед и взять игрушку.
- Выпрямляем ноги при опоре на них. Очень полезное упражнение: приподнимите малыша за подмышки, поставьте его вертикально, чтобы он опирался на стопы. Кроха не сможет стать на всю стопу, но будет опираться на кончики пальцев.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как развивать ребенка в 5 месяцев по мнению Комаровского? Подготовка к полноценному ползанию – важный этап в этом периоде развития. Для поощрения малыша маме следует использовать специальные упражнения, развивающие игры
Окружающий мир и его восприятие ребенком
Эмоции ребенка – это его реакция на окружающий мир. Они показывают его отношение ко всему, что происходит вокруг маленького человечка. Грудничок воспринимает мир с помощью зрения, слуха и тактильных ощущений. Выглядит это так:
- Развитие эмоциональной сферы. Как и моторика, эмоции проявляются у ребенка постепенно. В первый месяц малыш морщится, плачет, строит рожицы неосознанно, реагируя на органические процессы внутри него. В пять месяцев малыш готов к проявлению эмоций как правильной реакции на социальные факторы – он реагирует на ситуации вокруг него. Особенно эмоционально малыш воспринимает общение с близкими людьми. Эмоции и движения в этот период очень тесно связаны между собой.
- Тестируем слух. Всех грудничков можно отнести к аудиалам. Они живут в мире звуков и через шум, звон, голос, музыку, тембр, интонацию оценивают его, однако в грудном возрасте закладывается основной канал, по которому человек в дальнейшем будет воспринимать этот мир. Для проверки слуховой реакции ребенка можно провести простой тест. Выложите малыша на спину, встаньте за его головой и пошуршите листом бумаги сначала возле правого уха, потом возле левого. Кроха должен поворачивать голову, следуя за источником шума. К пяти месяцам он уже хорошо реагирует на музыку, звонки в дверь, шум пылесоса и других бытовых приборов.
- Тактильные ощущения. Подросший малыш уже умеет сравнивать игрушки, он отличает их поверхность, ощущая, твердая она или мягкая, пушистая или гладкая. Для тренировки тактильных ощущений в игрушечном арсенале ребенка соберите игрушки разной формы из различных материалов. Кроме того, кроха распознает температуру предметов и отвечает смехом на щекотание.
Новые звуки в речевом запасе
Пятимесячный малыш еще не лепечет, но уже освоил артикуляцию звуков, неуклонно ее расширяет. Появление новых звуков ведет к развитию речевых навыков. Что может произносить ребенок к пяти месяцам:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: еще об особенностях развития пятимесячного ребенка
- Ребенок активно воспроизводит гласные звуки: «и», «а», «э», «у», «ы», «о».
- Уже появляются и согласные: «г/к/х», «д/т», «с/з», «м», «б/п», «в/ф».
- В голосе проявляется интонационная окраска. Ребенок голосом выказывает свои эмоции, выражает радость и тревогу, восторг и беспокойство.
- Формируются слоговые цепочки, состоящие из таких слогов: «ма-ма», «ба-ба», «дай-дай», «ме-ме», «да-да», «мем-мем».
Малыш активно растет и развивается, улучшаются его двигательные навыки и другие умения. Хорошо координирует свои движения, ручки ловко захватывают предметы, тянут и толкают их, увеличивается амплитуда движений ножками.
Больше всего малыш любит все хватать.
Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/dolzhen-umet-rebenok-5-mesyacev.html
Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев
Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев
Малыш осваивает новые движения
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему опробовать новые позы и новые виды активности.
- В этом возрасте кроха поднимает головку и плечи из положения «лежа на спине».
Вам может показаться, что малыш пытается сесть, однако это не так. Садиться ребенок начнет позже, и будет делать это из положения «стоя на четвереньках».
Узнайте, когда ребенок начинает сидеть?>>>
В пять месяцев можно ненадолго сажать малыша, только не с прямой спиной, а под углом 45°-60°. Усаживайте его в специальное кресло с уклоном c учетом особенностей присаживания мальчиков и девочек. Опора на подушку вредна для позвоночника, так как мягкая поверхность не поддерживает спину.
- Малыш уже уверенно поднимается на предплечья, лежа на животе. Ваш малыш осваивает новую позу: опирается на выпрямленные ручки. В этом возрасте зрение развито уже очень хорошо, и из этого положения малыш с удовольствием оглядывает всю комнату.
- Начинается развитие навыка ползанья – в положении лежа на животе, кроха пытается подтолкнуть свое тело вперед. В пять месяцев наиболее активные детки уже ползают по-пластунски. Подробнее о том когда ребенок начинает ползать?>>>
Как вы можете помочь малышу ползать?
- Кладите интересные игрушки в некотором отдалении от малыша. Только если кроха не сможет добраться до них, дайте их ему сами, чтобы не расстраивался;
- Снимите с малыша носочки, если позволяет температура в помещении. Так он быстрее поймет, что нужно отталкиваться пальчиками;
- Поиграйте с малышом: когда он лежит на спине, положите свои руки ему на стопы и подведите колени к животу. Ребенок оттолкнет вас ножками. Тут нужно картинно раскинуть руки, как будто крошка толкнул очень сильно, и похвалить детку. Эта игра тренирует мышцы, нужные для ползанья.
- Детки уже хорошо переворачиваются; некоторые умеют перемещаться перекатами.
Важно! Не оставляйте малыша одного на диване или кровати.
Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике. Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее.
- Психомоторное развитие ребенка в пять месяцев идет в тесной связке с игрой. Малыши хорошо определяют расстояние до игрушки, могут ее захватить хоть правой, хоть левой рукой, переложить из руки в руку. Полезно будет поиграть с крошкой в пальчиковые игры: «белобока-сорока», «мы делили апельсин» и т. д.
На фоне освоения новых навыков могут начаться проблемы со сном.
Ребенок может отказывать от дневного сна, плакать при засыпании или засыпать очень долго.
Ночной сон тоже может стать более чутким и тревожным. Ребенок может хныкать, беспокоиться, вертеться и не уходить в глубокий сон.
Это — возрастные нарушения сна, вызванные новыми навыками.
Чтобы помочь малышу крепко и сладко спать, посмотрите интернет-курс «Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний» >>>
Полезные игры
На пятом месяце жизни бодрствование малыша проходит, в основном, в игре. Постепенно расширяется спектр того, что умеет ребенок; и его взаимоотношения с окружающим миром выходят на новый уровень. Эта пора – очередное испытание для родителей, так как развитие малыша требует постоянного контакта с новыми предметами.
Маленький человечек отправляет в рот все, что находит. Нужно все время следить, чтобы крошка не съел что-то мелкое или вредное. К тому же, в этом возрасте у малыша могут начать резаться зубки. Предлагайте ему специальные прорезыватели; чистыми пальцами с коротко остриженными ногтями можно делать массаж десен.
Это интересно! Дети все тянут в рот, так как его слизистая оболочка намного чувствительнее пальцев. Именно так они изучают новые предметы.
В пять месяцев малыш активно играет со своими ножками: ощупывает их, облизывает, тянет в рот. Не надо ему препятствовать; знакомство с собственным телом – важная веха развития ребенка пятого месяца жизни.
В этом возрасте крошка – полноценный участник взаимодействия со взрослым. Малыш поддерживает совместные игры: берет из маминых рук погремушку и дает ее обратно, радуется, когда мама прячется и играет с ним в «ку-ку».
Подробнее о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, какой ритм снов и кормлений нужно ему обеспечить, как развивать ребенка этого возраста, но при этом успевать делать дела по хозяйству, смотрите в интернет-курсе «Мой любимый малыш: секреты развития ребеyка до года» >>>
Сейчас малыш интересуется книжками. Очень важно читать крохе, рассказывать, что изображено на страницах. Это способствует общему эмоциональному развитию ребенка и развитию его речи.
Маленький человечек обожает купаться. Делайте с крохой в воде разнообразные упражнения, и у малыша будут крепкие мышцы и хороший сон.
В какой воде купать новорожденного ребенка>>>
Пятимесячные дети любят разглядывать в зеркале свое отражение. Устройте ребенка так, чтобы он хорошо себя видел. Это занятие увлечет его надолго
Какие изменения происходят в умениях ребенка в этом возрасте, смотрите в моем видеоуроке:
Эмоции и общение
Психическое развитие ребенка позволяет ему испытывать и воспроизводить широкий спектр эмоций.
Кроха умеет:
- хохотать;
- требовать;
- сердиться, радоваться;
- малыш может выразить свое хорошее настроение или недовольство не только смехом или плачем, но и интонацией лепета.
Социальное, семейное развитие ребенка выражается в том, что в 5 месяцев жизни он охотно проводит время с близкими людьми, узнает их, радуется им. Но если его попытается взять незнакомый человек — может насторожиться и даже заплакать.
В пять месяцев ребенка психическое развитие не различается у девочек и мальчиков: что должен уметь мальчик, то могут и девочки.
В это возрасте наступает переломный момент в психоэмоциональном развитии недоношенных деток. Именно тогда большинство из них начинает гулить, брать игрушку, переворачиваться, активно контактировать со взрослыми.
Развитие недоношенного ребенка на пятом месяце жизни должно проходить в атмосфере физического и эмоционального комфорта. На первом месте у таких деток должен стоять сон, а уже затем различные виды физической активности.
Речевое развитие крохи
В 5 месяцев ребенку приходит время переходить с гуления на лепет; произносить слоги – это то, что должна уметь девочка в этом возрасте. Речевое развитие мальчиков идет немного медленнее.
Малыши четко произносят гласные и некоторые согласные звуки. Могут многократно повторять слоги: «ба-ба», «па-па-па». Пока что ребенок делает это неосмысленно, просто тренирует речевой аппарат.
Чтобы ускорить развитие речи, разговаривайте с детками, рассказывайте малышам обо всем, что их окружает.
Анализируя информацию о необходимых навыках крохи, не забывайте, что существуют особенности развития ребенка, и в пять месяцев кто-то будет уметь больше, а кто-то – меньше.
Заботьтесь о своем малыше, проводите с ним больше времени, и он будет постоянно радовать вас своими успехами в развитии. Ведь главный залог формирования любых навыков – любовь и поддержка членов семьи.
:
Людмила Шарова
Источник: https://uroki4mam.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-5-mesyatsev