Развитие ребенка в 1 год: кризис первого года, развивающие игры и речь малыша

2015-08-11

Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий.

Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее.

Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.

В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.

Подробные планы на другие возраста вы можете найти здесь:

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Итак, как развивать ребенка в 1 год (Чтобы прочитать подробнее о каждой игре и о ее различных вариациях, нажимайте на ссылку-название):

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

  • Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;

  • Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.

  • Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;

  • Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;

Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)

  • Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
  • Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
  • Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
  • Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
  • Учимся расстегивать липучки, молнии;
  1. Примеры полезных в этом деле игрушек: 
  2. Развивающий коврик своими руками
  3. Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
  4. Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
  • Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;
  • Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;

Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Уже знакомые игры:

  • Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;
  • Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;
  • Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;
  • Составляем кубики друг на друга;
  • Играем с сенсорными коробками;

2. Лепка

  • Развивающие игры с тестом;

3. Рисование

4.Развитие речи

  • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

5.Чтение книг

Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ

6. Первые уроки

  • Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

7.Первые сюжетные игры

8.Прослушивание классической музыки

9.Двигательная активность

  • Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
  • Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
  • Катаем/бросаем мяч.

10.Развитие навыков самообслуживания

  • учимся пить из кружки,
  • учимся мыть руки,
  • учимся есть ложкой.

На первый взгляд может показаться, что очень много тут всего написано и опробовать все эти развивающие игры нереально, но это впечатление обманчивое:) Стоит только начать заниматься, и мысли «Какую бы еще интересную игру нам попробовать?» сами будут атаковать вас. Поэтому желаю вам творческих успехов!

Конспекты занятий и на другие периоды развития ребенка вы можете найти в этом разделе.

Источник: https://jili-blog.ru/razvivayushhie-igry-i-zanyatiya-dlya-detej-1-god-1-god-3-mes-podrobnyj-plan.html

Кризис первого года жизни ребенка – на бэби.ру!

Первый юбилей малыша — важное событие в жизни родителей. Именно в этот период они замечают существенные изменения в поведения ребенка, именуемые кризисом первого года.

Что такое кризис развития?

Кризисом называется переход ребенка на качественно новый, неизведанный этап развития. Обычно начало кризиса связано с появлением новых физических навыков или иного взгляда на окружающий мир и свое место в нем. В психологии детского возраста выделяют пять основных кризисов:

  1. Кризис рождения (четвертый триместр беременности).
  2. Кризис первого года.
  3. Кризис трех лет.
  4. Кризис шести-семи лет.
  5. Кризис подросткового возраста.

Кризис первого года жизни обычно протекает наиболее мягко для родителей и ребенка по сравнению с остальными. Он может возникать в период с девяти месяцев до полутора лет и продолжаться в течение одного-трех месяцев.

Почему возникает кризис первого года?

В возрасте около девяти месяцев малыш начинает активно осваивать важный для него навык ходьбы. В этот момент ребенок осознает свою физическую независимость от родителей.

У него появляется стремление всё делать самостоятельно, иметь право выбора, расширить границы дозволенного. В то же время речевые навыки у ребенка еще плохо развиты, он наталкивается на непонимание со стороны родителей.

Кроме того, большое число мам и пап просто не готовы к переходу ребенка на новую ступень развития. Как следствие, проявляются все признаки кризиса первого года.

Признаки кризиса первого года

Выраженность признаков варьируется у разных детей. Для одних родителей кризис проходит практически незаметно, для других становится серьезным испытанием. Рассмотрим признаки кризиса, характерные для всех малышей :

  1. Ребенок становится упрямым. Родителям сложно его воспитывать, он хочет всё делать по-своему. При этом малыш может отказываться от еды, ношения привычной одежды, прогулок в коляске, купания.
  2. Происходит регресс сна. В возрасте одного года время бодрствования ребенка увеличивается и составляет уже не менее четырех часов. Малыш переходит на два (а иногда даже на один) дневных сна
  3. Возникают первые обиды. Ребенок может обидеться на любой запрет со стороны родителей или даже простое непонимание его просьб.
  4. Мгновенные перепады настроения. Только что смеявшийся ребенок может внезапно расплакаться, казалось бы, без видимой причины.
  5. Ревность. Именно в этот период малыш начинает ревновать родителей к другим взрослым, детям и даже домашним животным. Ребенок может ревновать мать к отцу, и наоборот (первые проявления эдипова комплекса).
  6. Желание всегда быть рядом с мамой. Ребенок не терпит гиперопеки, но мама всегда должна находиться в поле зрения.
  7. Манипулирование плачем. До этого периода плач был основным способом сообщить маме о каком-либо дискомфорте и неудовлетворении базовых потребностей малыша. В возрасте одного года ребенок начинает осознавать, что плачем можно добиться желаемого.

Можно ли избежать кризиса?

Избежать кризиса нельзя.

Кризис –закономерный этап развития ребенка, необходимый для перехода на новый физический, интеллектуальный и эмоциональный уровень.

Он случается у всех детей, но выражен в разной степени. Неправильное поведение родителей в этот период может привести к отклонениям в развитии ребенка в будущем.

При этом кризис развития не является патологией или заболеванием, а значит, не требует лечения. Родители могут лишь выбрать правильную тактику поведения и придерживаться ее в течение всего периода.

Вне зависимости от выбранного поведения кризис заканчивается по прошествии трех месяцев. От тактики родителей зависит лишь поведение ребенка на новом этапе развития до следующего возрастного кризиса.

Как справиться с кризисом?

Прежде всего родителям нужно осознать возросшую самостоятельность своего малыша. Он перестал быть совершенно беспомощным человеком. Теперь это ребенок со своими желаниями и мнением. Отсюда главное правило преодоления кризиса первого года жизни – дать малышу больше свободы.

Создаем безопасную среду

С того момента, как малыш начинает предпринимать первые попытки самостоятельного передвижения, все опасные, дорогие, хрупкие предметы должны быть убраны на верхние полки и в закрытые шкафы. Необходимо обезопасить ребенка от электроприборов, розеток. Колющие и режущие предметы также убираются в закрытые высокие ящики.

Даем ребенку свободу передвижения

Из обихода исключаются приспособления, ограничивающие передвижения: манежи, детские стульчики, ходунки. Стульчик используется для еды и, по желанию ребенка, для спокойных игр. В качестве ходунков можно применять только специальные «толкатели».

Не нужно использовать защитные шлемы на голову и защитную одежду. Не надо застилать весь пол толстыми одеялами и подушками. Ребенок должен научиться падать, осознать, что неосторожные движения, быстрый бег приведут к падению.

Это поможет избежать более серьезных травм в будущем.

Разрешаем малышу исследовать мир

Большинству малышей гораздо интересней играть с обычными бытовыми предметами, чем со специально разработанными для них игрушками. Не нужно отбирать у ребенка предметы, которые, по общему мнению, не предназначены для игр, если они не опасны. Пусть он играет с небьющейся посудой, кастрюлями и ложками, пусть рвет бумагу и перебирает крупы. Все эти действия позволяют малышу исследовать мир, развивать моторику.

Не нужно ставить блокираторы на все ящики и шкафы. Следует оставить один или два ящика с безопасными предметами открытыми. Ребенку понравится вытаскивать вещи из ящика и складывать их обратно.

Налаживаем режим дня

К году у малышей в большинстве случаев уже есть режим дня, но в период кризиса этот режим может нарушаться. Задача родителей – восстановить его. Если ребенок следует режиму, он становится более дисциплинированным, уравновешенным и менее капризным. Ежедневная определенная последовательность действий и ритуалов помогает малышу преодолеть этот трудный период.

Принимаем помощь ребенка

В возрасте одного года малыш интересуется повседневными заботами мамы и папы. По возможности нужно позволять малышу помогать в этих делах. Если ребенок интересуется стиральной машиной, можно позволить ему помочь загрузить белье перед стиркой и развесить вещи сушить после.

Если ребенок хочет помочь мыть посуду, можно предложить ему помыть посуду для кукол. Во время уборки по дому мама может дать ребенку небольшой кусочек ткани и показать, как протирать пыль. Не следует губить инициативу у ребенка.

Если он хочет сам одеться и обуться, спуститься по лестнице, нужно разрешить ему это сделать, а затем в игровой форме предложить свою помощь.

Все запреты должны быть обоснованы

Каждый свой запрет родители должны объяснять ребенку. Нельзя запрещать малышу совершать те или иные действия только потому, что родителю неудобно или не хочется.

Например, если во время прогулки ребенок хочет встать с коляски и идти самостоятельно, нельзя это запретить только потому, что маме не хочется медленно идти и подстраиваться под шаг ребенка.

Однако если малышу нужно, например, к определенному времени в поликлинику, мама должна спокойно объяснить свой запрет и предложить пройтись после.

Даем ребенку выбор

Часто во время кризиса первого года малыш отказывается от еды, одевания. Что делать в этом случае? Нужно предоставить ребенку возможность выбора, например, во время обеда предложить малышу на выбор два вида овощей, перед прогулкой дать ему выбрать одну из двух футболок, на прогулке можно выбирать между двумя игровыми площадками или двумя дорогами домой.

Отвлекаем малыша на игру

Если возникла проблема с купанием, надеванием подгузника или укладыванием, можно предложить ребенку ролевую игру: искупаться вместе с любимой куклой, надеть подгузник на мягкую игрушку и уложить ее спать рядом с собой.

Во время кормления ребенка тоже можно использовать игрушки: предложить малышу сначала накормить их, а затем поесть самому.

Но не следует кормить ребенка насильно или разрешать ему есть под мультики: это может привести к перекорму и ожирению в будущем.

Разговариваем с ребенком

Именно в период кризиса первого года у малыша наблюдается большой скачок в речевом развитии. Он старается как можно быстрее научиться сообщать о своих желаниях. В этот период родителям нужно комментировать все свои действия и действия ребенка, правильно называть слова. Большое значение для улучшения навыка речи ребенка имеет развитие мелкой моторики – пальчиковые игры, игры с крупами и другими мелкими предметами.

Читайте также:  Когда можно давать сыр ребенку, с какого возраста

Отвлекаем внимание

Если ребенок капризничает, плачет и не может успокоиться, можно попробовать оставить его одного в комнате с игрушками на некоторое время. Большинство детей уже через пару минут успокаиваются и переключают свое внимание на игры.

Возможно, плач в этом случае — лишь желание привлечь внимание мамы. Важно отличать такой плач от плача, связанного с болью (например, при падении или прорезывании зубов), голодом, дискомфортом (например, при переполненном подгузнике).

Следим за собой

В возрасте одного года у малыша развит навык подражания. Ребенок будет копировать манеру поведения, речь, действия взрослых в той или иной ситуации. Именно сейчас, если это не было сделано раньше, родителям нужно пересмотреть свое поведение в присутствии ребенка.

Что делать нельзя?

Никогда нельзя на капризы ребенка отвечать агрессивным поведением, криком. Ни в коем случае нельзя бить ребенка. Эта мера воспитания не способствует преодолению кризиса, а лишь запугивает ребенка и отбивает у него желание продолжать развиваться и исследовать мир.

У всех взрослых в семье должна быть единая система воспитания и система запретов. Ребенок не должен на одно и то же действие получать одобрение мамы и запрет от папы.

Не нужно посвящать всё свое время малышу. В этот период он становится самостоятельнее, что оставляет родителям достаточно времени для решения других проблем. С этого момента ребенок начинает подстраиваться под жизнь всей семьи, а не наоборот, как было раньше.

Нельзя пытаться подкупить малыша новой игрушкой или вкусным ужином. Ребенок быстро привыкнет к такому обращению и будет требовать его всегда.

После кризисного периода наступает затишье вплоть до следующего кризиса трех лет. Скорость преодоления кризиса и навыки развития, которые получит ребенок, полностью зависят от поведения родителей в этот период.

Отрицательные черты характера, отклонения в поведении ребенка, нарушения эмоционального развития появятся только в случае гиперопеки, давления, агрессии или полного безразличия со стороны взрослых.

В остальных случаях в семье установятся доверительные отношения, а малыш продолжит развиваться, познавать мир вокруг себя и совершенствовать навык общения.

Рexels, Depositphotos

Источник: https://www.baby.ru/wiki/deti-do-goda/krizis-pervogo-goda-zizni-malysa/

Особенности развития ребенка в 1 год

Первый день рождения крохи – серьезная дата. Вы вместе с ним одолели непростое время, называемое младенчеством. Теперь малыш представляет собой настоящую личность – со своими желаниями, характером и привычками. Чтобы развитие ребенка в 1 год приносило всей семье только радость, необходимо активно заниматься с карапузом и обеспечить полную безопасность в квартире.

Физическое развитие крохи

Годовалый малыш вырос на 20-25 сантиметров за 12 месяцев жизни. Его вес увеличился почти в три раза. Вес мальчиков в норме составляет от 7,5 до 12 кг., вес девочек – от 7 до 11,5 кг. Рост мальчиков колеблется в интервале от 71 до 81 сантиметра, а рост девочек – от 69 до 80 сантиметров.

У детей к этому возрасту обычно вырастает 8-12 зубов. Если зубиков пока мало, удостоверьтесь, что в питании крохи содержится достаточное количество витамина D, фосфора и кальция. Многие мамы перестают кормить грудью детей в 12 месяцев. Хотя специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют продолжать грудное вскармливание вплоть до двухлетнего и даже трехлетнего возраста.

В 1 годик кроха уже созрел для начала хождения. Он без затруднений встаёт на ноги из любой позы и пробует делать первые шаги. Конечно, про уверенную ходьбу речи пока не идет. Карапуз расставляет ножки слишком широко, он не очень устойчиво себя чувствует. Падения пока случаются часто.

Если карапуз упал, не спешите бежать на помощь и жалеть его. Демонстрируйте всем своим видом, что ничего страшного не произошло. Просто поддержите малыша словами, приободрите и слегка обнимите, а потом переключите внимание на игрушки. В будущем его ждет множество падений до тех пор, пока навык ходьбы не закрепится.

Не все дети умеют ходить в годовалом возрасте. Если кроха уверенно ползает, проявляет двигательную активность, ходит, держась за мебель, то его развитие также находится в пределах нормы. Все малыши разные. Одни начинают ходить раньше, другие – позже. Через несколько месяцев и этот карапуз научится уверенно ходить.

Основные умения малыша

  • В речи годовалого ребенка появляются новые слова. Он уже умеет говорить «мама», «папа», «баба» и понимает этих смысл. Не может произнести, но понимает значения следующих слов: “спать”, “пойдем”, “играть”, “нельзя”, “нет”. Если малыш почти не говорит, необходимо заняться развитием мелкой моторики рук, делать пальчиковую гимнастику.
  • Карапуз умеет складывать пирамидки, ставить кубики один на другой, перелистывать страницы книги. Если вы спрячете его любимые игрушки, кроха начнет их искать. Он уже понимает, что игрушки не исчезли – они где-то есть, просто их не видно.
  • Малыш умеет ходить – либо полностью самостоятельно, либо с опорой на окружающую мебель. Увидев небольшое препятствие перед собой, переползет через него. Некоторые из детей способны даже бегать, держась за руку взрослого.
  • В 12 месяцев кроха обычно отдает предпочтение одной из рук – левой или правой. Исходя из этого можно определить, растет правша или левша. Современные педиатры не советуют переучивать маленьких левшей.
  • Ребенок умеет пользовать различными бытовыми предметами: чашкой, ложкой, блюдцем, зубной щеткой, расческой. Если развиты пока не все эти навыки, следует непременно их развивать.
  • Ребенок кушает самостоятельно. Необходимости в том, чтобы мама кормила из ложечки, больше нет. Исключение составляет кормление грудным молоком.
  • Во время одевания на прогулку малыш помогает маме – ставит ножку в ботинок или пытается сам просунуть ручку в рукав.

Кризис развития

Ребенок переживает так называемый кризис первого года. Он делает большие скачки в своем физическом и психическом развитии. Освоение новых навыков (например, хождения) может давать побочные эффекты в виде сбоев в поведении.

В годик истерика ребенка с катанием по полу – явление частое. Начинается она с проявления резкого упрямства, когда малыш отказывается выполнять обычные действия, например, купаться или кушать. Потом может произойти взрыв эмоций, топанье ногами. А затем сама истерика.

Педиатры считают, что для детей данного возраста это нормально. Не следует ругать или тем более шлепать карапуза. Он рыдает не из-за вредного характера. Истерика – это один из этапов приспособления к новым открытиям в окружающем ребенка мире.

Кроху необходимо пожалеть, успокоить, приласкать. Если истерика случилась на улице, необходимо сразу идти домой. Самостоятельно ребенок вряд ли успокоится, он пока недостаточно развит для этого. Поэтому мамочки должны проявить терпение и материнскую нежность в такой важный для ребенка период.

Учитесь договариваться с маленьким упрямцем. Говорите спокойно и тихо, пусть всхлипывания ребенка не выводят вас из себя.

Конечно, это сложно. Мамочке нужно запастись огромным количеством терпения. Однако умение договариваться с крохой поможет в следующие периоды его развития. А вот применение грубой силы только усугубит плохое поведение.

Игрушки для детей и развивающие игры

Ниже приведен перечень игрушек, которые будут наиболее полезны для годовалого ребенка.

  • Кубики, из которых можно складывать разнообразные постройки.
  • Пирамидка со стержнем, на который нужно нанизывать кольца.
  • Игрушка-сортер – представляет собой ёмкость, имеющую отверстия разной формы. Дополняют эту игрушку несколько фигурок, которые следует просовывать в отверстия. То есть карапуз будет сортировать фигурки в зависимости от формы отверстий.
  • Стаканчики разной формы. Карапуз может их вкладывать друг в друга или складывать из них постройки.
  • Игрушки для улицы – ведерко, лопата, машинка с кузовом на веревочке и т.д.
  • Шкатулки и коробочки. Их так интересно открывать и снова закрывать.
  • Большие мягки игрушки, которых можно одевать, кормить и укладывать спать.
  • Предметы для игр с водой – лейка, миски для воды, плавающие игрушки.
  • Бытовые предметы, с которыми кроха сможет играть, подражая вам. Например, детский телефон, пластиковая посуда, игрушечный утюг.
  • Картонные книги с крупными картинками.
  • Простые музыкальные инструменты – дудочка, металлофон, бубен.

Игра в «песочнице». Насыпьте в широкую кастрюлю манной крупы. Поставьте на пол перед малышом. Он с удовольствием начнет в ней возиться и просеивать сквозь пальчики. Когда карапузу это надоест, спрячьте в манке небольшую игрушку. Попросите малыша найти ее.

Игра «Волшебная сумка». Отыщите старую сумку. Это может быть и дамская сумочка, и походная. Перед игрой тщательно очистите ее от загрязнений. Подготовьте безопасные бытовые предметы. Разместите их в разных кармашках сумки. Малыш получит массу удовольствия, расстегивая замочки или кнопки на разных отделениях в сумке. Эта игра помогает развивать мелкую моторику рук.

Развитие речи

Понимание речи в возрасте 12 месяцев достаточно хорошее. Пассивный словарь детей растет день ото дня. Особенно если вы занимаетесь с ними, рассказываете о своих действиях, называете разные предметы. Играйте в игру с появлением предметов. Вы достаете из-за спины игрушку и сразу называете ее: «А вот и мишка, а вот и машинка, а вот и слоник».

В речи взрослых кроха уже узнает множество слов. Отдельное внимание обратите на следующие слова: “нет”, “нельзя”, “можно”. Их значение карапуз в 12 месяцев обязательно должен понимать. Он также знает, как называть членов семьи. Например, “мама”, “папа”, “баба”.

Учите малыша выполнять ваши просьбы, выраженные разными словами: “возьми”, “положи”, “подними”, “брось”, “отдай”, “принеси”. Используйте их в вашей речи чаще. Годовалого карапуза также необходимо обучать жестам, связанным со словами. Например, он может махать рукой на прощанье или разводить руками в ответ на слово «нет».

Активный словарный запас годовалых детей пока невелик. Обычно в возрасте 12 месяцев он составляет не более 15 произносимых слов.

В речи ребенка встречаются облегченные слова – он упрощает произнесение слов, глотает окончание. Ребенок с легкостью подражает речи взрослых. Он копирует интонацию и ритм слов, фраз.

Такой подражательный лепет полезен для развития крохи. Поощряйте его игровое общение по игрушечному телефону.

Чтобы развивать речь годовалого карапуза, необходимо выполнять упражнения на мелкую моторику рук. Приготовьте две миски. Наложите в одну их них крупу. Попросите кроху переложить ручками крупу в другую миску.

Полезны для развития речи также пальчиковые игры. Каждый пальчик руки может отвечать за зверюшку или за члена семьи. Ребенок поочередно загибает и разгибает пальчики. Если у него самого плохо получается управлять пальчиками, мама должна помочь.

Таким образом, кроха в 12 месяцев умеет ходить – самостоятельно или опираясь на мебель. В этом возрасте он становится более упрямым, начинается кризис первого года жизни. Для родителей это сложный период. Можно сразу запасаться валерьянкой и настраивать себя на спокойствие и позитив. В речи годовалого карапуза появляются имена членов семьи, а также такие простые слова, как «ням» или «бай».

Источник: https://RazvitieMalysha.ru/grudnichok/mesyacy/razvitie-rebenka-v-1-god.html

Кризис 1 года у ребенка ????: возрастная психология (мнение Комаровского)

Малыш растет, и к 12 месяцам родители начинают замечать некоторые несвойственные ему ранее огрехи поведения.

Он становится более капризным, даже нервным, чаще появляются слезы, не хочет спать и есть в положенное время, а маме очень трудно спокойно уйти от ребенка по делам, как это было совсем недавно.

Читайте также:  Малыш плачет во сне: причины, советы родителям

Такое поведение характерно для кризиса первого года жизни ребенка, который может начаться примерно с 9 месяцев и продолжаться около полугода.

Излишняя эмоциональность и резкая смена поведения малыша может быть симптомом начала кризисного периода

Как распознать личностный кризис у ребенка первого года жизни?

Тяжелое переходное состояние на жизненном пути будет еще не одно. Поведенческая перестройка происходит сразу же после рождения, когда идет адаптация к окружающему миру. Следующая наступает к первому дню рождения, потом нужно быть внимательным на 3 день рождения и в 6 лет. У подростков этот период отмечается лет в 12-13.

Годовалый малыш проявляет непослушание, капризничает, плачет, меняется его психология. Родители не могут вовремя осознать, что их ребенок уже не младенец, он вырос, стал более самостоятельным, любознательным – отсюда и все капризы. Нужно просто осознать переход карапуза на новую ступеньку развития и относиться к этому соответственно, но как отличить кризис 1 года от простого упрямства?

Отличительные признаки

  • Нежелание подчиняться, следы упрямства. Малыш совершенно точно осознает себя взрослым и отказывается выполнять требования родителей: налицо признаки кризиса первого года.
  • Настроение совершает изменения несколько раз за день. Кроха может проявлять даже агрессию при недовольстве, а недовольным он бывает в этот период часто.
  • Необъяснимое поведение. Обнимает и целует, а потом неожиданно может ударить. Без любимой игрушки плачет и отказывается засыпать, а через мгновение швыряет ее на пол.
  • Незамеченная раньше обидчивость. Малыша можно ранить даже словом – он будет плакать, обижаться, а за что, никто не сможет определить.
  • Мама всегда должна быть рядом. Эта установка ребенка порождает в нем страх потерять родного человека – малыш, словно пришитый, ходит за мамой.
  • Повышенное требование внимания к себе. При отвлечении мамы или папы на другой объект, проявляются признаки ревности.

Причины кризисного поведения ребенка

С каждым прожитым днем годовалый малыш все больше осваивается в окружающем пространстве. Он начинает брать в руки новые для него вещи, ощупывать их, сравнивать с другими. Развитие происходит огромными шагами как в физическом, так и в интеллектуальном плане, все новое познается благодаря новому умению ходить.

Кроха, по его мнению, достиг совершенства и стал взрослым. Он ходит так же, как и взрослые, а значит, должен быть таким же самостоятельным. Он уже стал большим и не обязан слушаться советов других. Это и обозначило важную причину кризиса первого года жизни ребенка – первый юбилей считается сложным для воспитания, его нужно прожить правильно.

Карапуз хочет ходить сам, без посторонней помощи, а мама крепко ухватилась за руку и не отпускает. За обедом мама продолжает кормить, как и раньше, с ложечки, а кроха требует самостоятельности. Отсюда – непонимание друг друга.

Взрослым невдомек, что ребенок вырос, и они продолжают обращаться с ним, как с младенцем. При виде с его стороны агрессивности или сопротивления, родители начинают требовать подчинения, иногда с помощью повышения голоса или даже силы. Такое поведение родителей является неправильным.

Что же делать взрослым в кризис первого года? Расти вместе со своим малышом: учитывать его нужды, видеть в нем личность, давать ему больше свободы. Не нужно пугаться возрастных изменений в ребенке. Это эволюционный шаг, совершаемый каждым.

Новообразование, которое приобретено карапузом в этот период, радует окружающих и удивительно для самого маленького человека – это умение говорить. Приятное новообразование: речь, сначала непонятная для всех, кроме родителей, звучит потом все яснее и четче. Как быстро научится говорить малыш, зависит и от взрослых.

Однако, не нужно повторять придуманные им слова, лучше сразу учить его говорить правильно.

Советы детских психологов и педиатров

Специалистами разработаны методы, которые помогут пережить кризис 1 года, нивелировать его отрицательное воздействие на отношения ребенка с родителями. Нельзя потакать всем капризам. Нельзя не реагировать на крики и агрессию, но неприемлемо также и воздействие на малыша с помощью силы. Комаровский, известный детский врач, подробно описывает основные советы в своих лекциях:

ИНТЕРЕСНО: консультация для родителей по поводу кризиса в 7 лет

  1. Запрещайте выборочно. Неправильно все огульно разрешать или запрещать. Ребенок должен знать принятые в семье или обществе правила, но запретов не должно быть много. Если что-то можно разрешить без больших проблем, то лучше сделать это.

  2. Не губите возникновение инициативы у малыша. Если он стремится что-то сделать сам, не запрещайте.
  3. Не кормите насильно. Опытные мамы знают, что малыш, когда голоден, сам об этом скажет.
  4. Прислушивайтесь к насущным просьбам, желаниям карапуза, ведь маме это не трудно сделать на интуитивном уровне.

  5. Лучше быть друзьями со своим ребенком, чем выполнять роль воспитателя. Совместная игра, просмотр детских фильмов сближает и объединяет.
  6. Разговаривайте со своим чадом обо всем, что ему интересно. Это разовьет общительность, правильно поставит речь, избавит от детского произношения слов.
  7. Не стесняйтесь попросить о помощи.

    Малыш с удовольствием примется помогать, особенно, когда его подбодрит материнская похвала.

  8. Кроха плачет и не хочет остановиться? Попробуйте оставить его ненадолго одного в комнате. Возможно, он быстро переключится на игру или что-то другое. Плакать в одиночестве станет не интересно.

Ребенку нужно позволить проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения – запреты нужны для действительно серьезных ситуаций или сохранения обычаев семьи

Какие действия нельзя совершать?

Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:

  1. Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
  2. Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
  3. Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
  4. Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
  5. Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
  6. Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста – подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
  7. Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
  8. Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.

Не стоит бояться

Как всегда, после бури наступает штиль. После кризисного периода обязательно придет время спокойствия, осознания крохой своего места во взрослом мире.

Он продолжит развиваться, расти, учиться неизведанному, получать навыки общения.

Негативные черты переходного периода могут перетечь в характер ребенка только в случае неправильного поведения родителей в это время: давление, проявление силы.

Будьте другом своему ребенку во все времена, постарайтесь преодолеть любые проблемы совместными усилиями. Это – верный путь воспитать гармонично развитую личность и заложить прочные основы взаимного доверия в семье, легче пережить последствия кризиса 1 года.

Источник: https://VseProRebenka.ru/vospitanie/psihologija/krizis-1-goda.html

5 способов, как пережить кризис первого года у ребенка

  • Его истерики с каждым разом становятся сильнее.
  • Нет такого места дома и на улице, где малыш не захотел бы проявить свою любознательность.
  • Вы и ваши близкие люди находитесь в полном недоумении: что могло стать причиной такого поведения ребенка  в 1 год?
  • Такая ситуация знакома многим родителям маленьких детей.
  • Стоит ли расстраиваться, а главное, как пережить кризис 1 года у ребенка — далее подробно обо всем по порядку.

Что такое кризис 1 года?

Любой кризис – это переход к чему-то новому, переломный момент в развитии.

Сущность кризиса 1 года заключается в новообразованиях и приобретениях.

  • Приобретением первого года жизни является ходьба. Эта новая функция в физическом развитии существенно расширяет возможности малыша;

Кстати, вас может интересовать вопрос, почему детка еще не ходит? Читайте статью Ребенок боится ходить самостоятельно>>>.

  • Еще одним новообразованием в 1 год является появление первых зачатков речи;

Ребенок хочет объясняться словами, но вот понять эти слоги и слова бывает чрезвычайно сложно. Малыш может обижаться в ответ на непонимание взрослых.

Все эти изменения и приводят к кризису года у ребенка.

  • Но главным является то, что это — важный и правильный этап в развитии малыша.

Он здоров и развивается по всем нормам. Понимание этого должно не огорчать, а, наоборот, вас радовать. Хотя это и непросто выдержать эмоционально.

Чтобы сохранять спокойствие в этот сложный период, смотрите интернет-семинар Мама, не кричи!>>>

Причины изменений в поведении годовалого ребенка

Изменившееся поведение является прямым следствием новых этапов в физическом развитии малыша (кризиса).

С приобретением навыка ходьбы в 1 год многое из того, что раньше было недосягаемым, теперь становится доступным.

  1. Игрушкой ребенка может стать все что угодно: пульт от телевизора, папин молоток и мамин смартфон. А это как раз далеко не всегда нравится взрослым;

Нет такого места на улице и в доме, где бы малыш не проявлял свое любопытство.

Только появляющаяся функция речи в 1 год слабо развита. Словарный запас малыша очень маленький на этом этапе жизни, поэтому он не может полностью объяснить свои желания.

  1. Такая ситуация заставляет нервничать ребенка – отсюда непонятные капризы и плач во время кризиса 1 года (читайте по теме важную статью: Когда ребенок начинает говорить?>>>).

Как проявляется кризис 1 года

Вот примерный список:

  • Постоянные капризы;
  • Отказ что-то делать (читайте по теме: Как заставить ребенка слушаться?>>>);
  • Ребенок требует того, что не просил раньше;
  • Проявление агрессии: в ход идут кулаки, зубы и т.д.;
  • В 1 год малыш начинает проявлять свое любопытство во всех местах дома. Он открывает все ящики, проверяя их содержимое, берет в руки все, что попадается на его пути, непременно проверяя это на вкус.

Длительность кризиса 1 года

Уставшие от вечных капризов родители, наверняка задаются вопросом: сколько длится кризис 1 года у ребенка?

1 год – это условная цифра и не означает, что ровно в 12 месяцев ребенок должен стать другим.

Кризис охватывает период с 9 до 18 месяцев. Это две крайние цифры, когда может начаться и закончиться кризис. Поэтому он может наступить как в 9 месяцев, так и в 1, 5 года – это зависит от индивидуальных особенностей физического развития малыша.

Как легко пережить кризис 1 года у ребенка?

Главная ваша задача в период кризиса 1 года — внимательно прислушаться к малышу и посмотреть на него с другой стороны.

Важно! Поведение родителей во время кризиса определяет дальнейшее психологическое развитие ребенка.

В 1 год он делает свои первые самостоятельные шаги.

Если родители начнут всячески пресекать самостоятельные проявления ребенка, то в зрелом возрасте он может стать безынициативным и безучастным ко всему человеком, не способным принимать самостоятельные решения и добиваться поставленных целей.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями. Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку.

  1. В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью. Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
  2. Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

  • Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

  • Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

Внимание! В период кризиса 1 года у ребенка все опасные предметы должны быть убраны из поля зрения малыша. За этим строго нужно следить.

У вас может возникнуть логичный вопрос: что делать, когда у ребенка кризис 1 года и он проявляет любознательность к опасным вещам (огонь, колюще-режущие предметы): тоже разрешать, не ограничивая его самостоятельность или запрещать?

Есть несколько вариантов, как поступать в такой ситуации.

  1. Можно использовать совет, описанный выше, по поводу строжайших запретов в 1 год;

Но можно пойти и по иному пути.

  1. Ребенку можно позволять пробовать все, включая и опасные вещи, но  только под вашим неусыпным контролем.

Можно приблизить руку ребенка к огню, чтобы он ощутил жар или дать потрогать острый гвоздь или нож, но аккуратно, чтобы ребенок не поранился.

Суть такого обучения малыша в 1 год быть осторожным заключается в следующем:

  • Тактильные болевые ощущения передают сигнал в мозг об опасности;
  • Это эмоциональное ощущение запоминается на уровне подсознания;
  • В следующий раз ребенок уже не потянется к огню или иголке, при виде опасных предметов он автоматически не подойдет к ним, обходя стороной.

Когда закончится кризис 1 года у ребенка?

  1. При правильно выстроенных отношениях, границах и вашей последовательности действий кризис не затянется надолго.
  2. 2-3 недели и ребенок перестает быть трудным, вы уже легко можете с ним договориться.

  3. Если же кризис у ребенка затягивается на месяцы, то это уже не кризис, а нарушения в процессе воспитания, которые нужно решать через повышение осознанности и своих родительских знаний.

  4. Можно начать с интернет-семинара Послушание без криков и угроз>>>
  5. Из него вы получите подробное объяснение особенностей каждого возраста от 1 до 5 лет + я вам дам целый арсенал методик, как договариваться с ребенком, чтобы воспитание было вам в радость.
  6. :

Людмила Шарова

Источник: https://uroki4mam.ru/krizis-1-goda-u-rebenka

Развитие ребенка: 1 год: кризис одного года

К этому возрасту большинство детей уже умеет самостоятельно ходить. Первый шаг позади, а впереди новые навыки и умения, покорение новых вершин. Ребенок уже учится преодолевать новые препятствия, перелезать через ограждения, взбираться на возвышения.

ЛюбахаЕщё меньше понимаю,что с малышомСоздавала тему недавно, что у малыша, 4 месяца, понос, сегодня была у педиатра( не Россия! Германия), всё объяснила и даже показала содержимое( сын как раз на приёме сходил жидким). Сегодня была слизь в подгузе, стул прям очень жидкий. Вчера только два раза сходил, позавчера раз 10ть. Сегодня пока что два раза с утра и до обеда.

Кушает хорошо, спит хорошо, живот не болит, дёсна не набухли….ведёт себя как обычно, активный, весёлый. Педиатр сказала не переживать, смесь не менять, ничего не прописала от поноса. Сказала, если через 2-3 недели не пройдёт, тогда придти ещё раз. Но, блин, это же долго!!!?? От такого стула уже и на попке сильные покраснения, хотя сразу всё меняю и подмываю.

Что делать то? Что в России в таких случаях прописывают?52

У большинства детей к возрасту 1 года есть 8 зубов. У кого-то больше, у кого-то меньше. Прорезывание зубов – дело индивидуальное. Следите, что ребенок получал достаточно витамина Д. Помните, что потребность ребенка в витамине Д после года увеличивается.

Сейчас потребность в витамине Д составляет 600 МЕ/сутки согласно ВОЗ.

К возрасту одного года ребенок спит днем меньше. Многие малыши переходят на однократный дневной сон, другие напротив, спят так же 2 раза в день.

В питании ребенка к одному году уже достаточно много продуктов. Многие дети часто питаются тем, что едят взрослые. Если вы еще не давали ребенку пищу кусочками, то сейчас самое время начать. Это очень важно для правильного развития челюстно-лицевого аппарата и обучения жеванию.

Если затянуть с приучением малыша к тому, что пища неоднородная и ее надо жевать, то позже может сформироваться рвота на любую негомогенную пищу. Согласно ОВЗ введение соков так же рекомендовано для детей, старше 1 года.

Так что если хотите, то можете ввести в питание сок.

Основная особенность психологии малыша в этот период – осознание собственного «я», отдельного от мамы, папы и другого окружения. Ребенок с его «хочу-не хочу», которое пока родители не готовы принять. Сейчас важный этап формирования у ребенка собственного мнения.

В этом же возрасте могут проявляться собственнические инстинкты, особенно если ребенок не первый. Он старается максимально удержать внимание мамы всеми доступными способами. Это нормальный этап развития психики малыша и завоевание собственного места под солнцем.

В возрасте 1 года у ребенка нередки капризность и раздражительность. Иногда это просто следствие переутомления, а иногда и отстаивание своего «я» и своей независимости.

Примите то, что ваш ребенок – это уже не часть вас, это отдельная личность и его надо уважать.

Самый простой способ успокоить ребенка – это ваши объятья и переключение внимания на другую деятельность или игру.

♦ Вставать и самостоятельно ходить.

♦ Произносить несколько упрощенных слов, пользуется звукоподражанием.

♦ Активно играть игрушками, начинает использовать игрушечные предметы по их назначению.

♦ В игре появляется сюжетная игра.

♦ Строить башенку из двух кубиков.

♦ Переворачивать коробку, чтобы выкинуть из нее содержимое.

Родителям следует обратить внимание на здоровье зубов малыша. Не за горами первый визит к стоматологу. Зубы нужно чистить дважды в день детской щеткой мягкой и детской зубной пастой. Если в вашем питьевом источнике мало фтора, то можно использовать зубную пасту, содержащую фтор в количестве с рисовое зерно.

Процесс воспитания всегда должен быть постоянным и последовательным. Если вы что-то запрещаете, то это должно быть запрещено всегда. Если один из родителей что-то запрещает, то другой не может разрешить.

Старайтесь чаще читать детям. Не переживайте, что ребенок слушает одну сказку по нескольку раз. Им это нравится. 

Старайтесь придерживаться установленного режима дня. Не забывайте гулять с малышом. Оптимально, если это будут 2 прогулки по 1-2 часа в день. Прогулки помогают защитить ребенка от простуды и укрепить его иммунитет. Даже во время болезни, при хорошем самочувствии ребенка гулять можно и нужно.

Ребенок учится подниматься и спускаться по лестнице. Научите его это делать безопасно. То есть когда сначала вниз опускаются ноги. Впоследствии этот навык пригодится для того, чтобы спуститься безопасно с дивана, а не упасть с него.

Обратите внимание, как ребенок танцует, когда слышит веселую музыку. Еще больше ему нравится танцевать рядом с вами. Не забывайте устраивать себе такие музыкальные перерывы.

Малыш имитирует вашу ежедневную трудовую деятельность: выкладывает белье из стиральной машины, складывает его в таз, моет пол (тем, что попалось под руку). Сейчас он повторяет абсолютно всё.

Понимать, что ребенок хочет, а чего не хочет и уважать его решение. Ребенок вполне осознает, когда он хочет есть или пить, хочет банан или яблоко.

Можно научить ребенка махать «пока-пока» или «привет». Он еще не может полноценно говорить, но проявлять свои эмоции таким образом может. Дайте возможность ребенку подражать вам – ему это интересно.

Помните, что ребенок никому ничего не должен. Он не должен говорить 10 слов в 1 год, он не должен оправдывать ваши ожидания (ожидания бабушек, врачей, соседей и пр.)

Одни детки говорят и повторяют много, другие напротив – крайне мало. Обратите внимание на речепонимание, то есть на то, как малыш понимает обращенную речь.  Старайтесь повторять то, что видите вокруг. Названия простых предметов – важны для ребенка. Но не перегружайте ребенка новыми словами и впечатлениями.

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

Источник: https://deti.mail.ru/calendar/childgrowth/1_god/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]