Изобразительное искусство было очень важным для человека даже в тот момент, когда он не умел говорить — в пещерах, на скалах мы четко различаем фигурки человечков, животных, орудий труда. Художники во всем мире уже давно научились переносить реальность на бумагу, а вот малыши по мере своего развития все также начинают с этих человечков с ручками-ножками в виде палочек. По рисункам ребенка можно увидеть, как растет, как развивается, как понимает этот мир маленький человечек.
Рисунок растет вместе с ребенком
Настоящими художниками вырастают лишь единицы, но в детстве практически у всех было желание рисовать, водить фломастерами или карандашами по белому листу, по обоям, невпопад раскрашивать раскраски.
Всё это происходит благодаря тому, что ребенок стремительно развивается — его зрение, восприятие, мелкая моторика рук, умственное развитие.
И в зависимости от возраста и этапа развития малыша можно видеть эволюцию его рисунков.
Незамысловатые каракули
Когда ребенка начнут интересовать такие предметы, как карандаши и ручки, нужно быть бдительным и стараться не отходить от ребенка далеко, всегда держать его в поле зрения. Малышу примерно в 2-х летнем возрасте еще сложно хорошо удерживать предметы в руке, и он может карандашом или ручкой соскользнуть с листа или же просто играясь, тыкнуть остриём предмета себе в глазик или в носик. Поэтому, мамочки, будьте бдительны!
Первые шаги в изобразительном искусстве будут самыми обыкновенными каракулями, ведь малыша не заботит ни форма, ни конечный результат — сейчас для него главное сам процесс.
Причем ему даже не столь интересно как из-под карандаша получаются линии, сколь процесс движения этого предмета в его руках.
Хаотичные линии, спирали, испещренный каракулями листок — это действительно первый шаг вашего ребенка в изобразительном искусстве.
Очень важно в этом возрасте не отбить у ребенка охоту рисовать, но сделать это очень сложно, поскольку фантазия малыша не имеет границ, и он никогда не остановится на обычном листе бумаги — его интересуют и обои, и стены, и пол, и даже поверхности стола, малыш будет рисовать на всем, что попадется в данный момент под руку. Кричать, ругать за это не стоит, поскольку именно родители должны были предоставить малышу безграничное пространство для творчества: когда малыш еще находится в утробе матери, желательно поклеить недорогие обои во всей квартире, чтобы потом их не жалко было переклеивать года через 2–3 после рождения маленького чуда.
На начальном этапе жизни ребенок не дает никаких точных обозначений своим рисункам — он просто водит карандашом по поверхности. Но чем старше он становится (примерно к 3-м годам), тем более осмысленны его движения, и постепенно он учится давать характеристику своим каракулям.
Теперь, прибежав к маме, ребенок расскажет, что вот эта каракуля — это папа, а рядышком — это мама.
Конечно же, взрослому человеку сложно понять что-либо в этих линиях, но ребенку нужно верить и поддерживать его стремление.
И пускай папа выглядит как несколько вертикальных черточек, а мама похожа на спиральный ураган, зато малыш уже осознанно не просто ведет линии, но и ассоциирует их с окружающим миром.
Почему так важна стадия каракуль?
- Ребенок учится держать в руках тонкий предмет (ручку, карандаш, фломастер) и двигать им, что прекрасно развивает мелкую моторику ручек.
- Малыш учится проводить не только линии, но и замыкать их, создавая формы.
- Кроха старается закрепить в своем сознании некие образы и перенести их на бумагу. Это чрезвычайно важно в развитии ребенка, поскольку он начинает осознанно мыслить.
Схематические изображения
Человек — это «палка-палка-огуречик», а дом — это квадрат с треугольником сверху. Именно так схематически (можно даже сказать «доисторически») ребенок начинает свою изобразительную деятельность. Искусство для детей в этом возрасте еще не имеет столь глубокого смысла, но им очень нравится, когда, наконец, в их рисунках люди узнают те или иные предметы. Так, излюбленным рисунком малыша практически всегда является солнышко-круг с лучиками-палочками, человек (но скорее всего несколько людей — мама, папа и ребенок) рядом с домиком. У человека ребенок обычно рисует глаза и ротик, но про уши, пальцы, нос и волосы он частенько забывает, не говоря уже об одежде. Сейчас малышу главное изобразить объект, а не детализировать его.
Пока что ребенок не сопоставляет размеры объектов и цвета — он все делает так, как хочется ему, а не так как нужно и есть на самом деле: солнце он может нарисовать синим или зеленым, а домик будет в 3 раза меньше папы или мамы. И это вполне нормальные навыки ребенка в рисовании. Но их нужно развивать, рассказывать, чем папин образ может отличаться от маминого (например, у мамы кучерявые белые волосы и она носит бантик, а у папы короткие черные).
Реалистические изображения
Что нужно объяснять ребенку? Для начала расскажите ему, что можно рисовать одежду (пуговицы, галстуки, ремни), у каждого человека обязательно есть волосы и какая-то прическа, на небе кроме солнышка есть еще и облака, окна в доме могут быть с красивыми ставнями. Малыш все это видит сам, но у него еще, возможно, не хватает знаний и логики для воплощения реальности на бумаге. У каждого человека на руке 5 пальцев, на лице 2 глаза и 1 рот, 2 уха, 2 руки и 2 ноги — с этим малыш никогда не ошибется, хоть и считать еще не умеет, поэтому его познания в изобразительном искусстве нужно дополнять той информацией, которую он еще не осмыслил.
Теперь ребенку нравится не просто рисовать узнаваемые объекты, но и приукрашивать их, особенно если он рисует свою семью. Тех, кого малыш любит особенно сильно, он прорисовывает с особой тщательностью, делает силуэты большими, а те, кто ему не очень-то и нужен либо не будет изображен вообще, либо будет выглядеть как незаметный непрорисованный персонаж.
Психологи отмечают, что именно с 5-ти летнего возраста по рисунку ребенка можно определить его психоэмоциональное состояние, отношения в его семье, его наклонности и желания. Искусство для детей в этом возрасте играет роль показательную, поскольку ребенку может быть трудно сказать что-либо вслух.
В рисунках малыша отображаются его мысли, и для дальнейшего развития полноценной личности нужно обращать внимание на то, что рисует ваш ребенок. Если его рисунки светлые, позитивные, то беспокоиться не о чем.
Если же вы часто видите каких-то монстров на его рисунках, темную цветовую гамму, значит, с вашей крохой что-то не так — возможно, это последствие частых ссор в семье, а может родители развелись или в семье случилось несчастье, или ребенка постоянно ругают.
Правильные изображения
Если у человека от природы есть дар к рисованию, он проявится именно в дошкольном возрасте. Таким самородкам просто необходимо покупать книги по искусству для детей, особенно если родители не могут похвастаться художественной натурой.
Многое даст ребенку энциклопедия для детей по рисованию, в которой искусство зачастую преподносится весьма доступно — показано, из каких геометрических частей состоит тело животного или человека, как правильно рисовать карандашом и красками.
Если упустить этот момент и не развивать дальше у ребенка желание творить, он и во взрослой жизни будет рисовать домики в плоском пространстве, а люди так и останутся человечками-палочками.
Однако даже детей с не слишком выраженным художественным даром можно научить рисовать реалистичные объекты. Под влиянием учителей, правильных подсказок и систематическом обучении детский рисунок с каждым разом будет все совершеннее.
Чем больше с ребенком заниматься, тем правильнее изображения у него будут получаться.
Причем не у всех детей одинаково хорошо получается рисовать черно-белые картинки и цветные изображения — одни очень любят передавать свето-тени черным обычным карандашом, другие обожают рисовать яркие красочные картинки пастелью или акварелью.
В этот момент важно дать ребенку самому выбрать себе «инструмент», делая некоторые подсказки. В этот момент ребенок почувствует себя ответственным, это придаст ему внутренних сил и уверенности в своих способностях, в своем выборе. Для развития полноценной личности очень важно не навязывать ребенку что-либо, а подводить его самого к определенным решениям.
Почему так важно изобразительное искусство в жизни ребенка?
Без музыкального слуха ребенку нечего делать в музыкальной школе, при чрезмерной стеснительности малышу будет очень трудно на театральной сцене, а вот рисунок подходит для любого малыша — в нём можно выплеснуть свои эмоции, для этого не нужны грандиозные умения, и это не менее увлекательно, чем играть со сверстниками в игры. Вот почему изобразительное искусство для детей играет такую важную роль.
Однако заставлять ребенка рисовать, насильно водить его в художественные кружки не стоит, ведь это отобьет у него любое желание погрузиться в мир эстетики и искусства. Помните, что рисование должно приносить радость самим детям, а не только вам.
Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребенка, поскольку:
- Вырабатывается эстетический вкус малыша;
- Улучшается мелкая моторика рук;
- Ребенок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи;
- Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста больше напоминает игру, где каждый хочет быть первым, нарисовать лучше, разукрасить ярче. Такие безобидные, но очень интересные игры воспитывают в ребенке стремление к первенству, к желанию сделать рисунок лучше, чем у других. А когда детей хвалят за их успехи, в следующий раз они будут стараться еще больше;
- Маленькие художники учатся таким понятиям, как свето-тени, сочетание цветов, холодные и теплые цвета, оттенки, основные правила перспективы, оптические законы (удаление предмета к горизонту), идеальные пропорции тел и предметов. Как это может пригодиться в жизни? Во-первых, малыш будет еще на капельку умнее своих сверстников, что возвысит его на ступеньку вверх по образовательной лестнице. А во-вторых, применение этих законов в жизни будет весьма кстати в том возрасте, когда наши дети становятся самостоятельными и начинают подбирать себе одежду, правильно сочетая цвета и оттенки;
- Рисунок — это дело не 5 минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;
- Возможно, именно изобразительное искусство станет для ребенка главенствующим родом занятий во взрослой жизни. Кто знает? Может, именно ваш малыш станет именитым художником или реставратором, всемирно любимым скульптором или простым учителем рисования, который будет получать массу удовольствия от своей работы. Учите детей рисованию, и даже если вы не увидите шедевральных результатов, не опускайте руки, ведь изобразительное искусство для детей, как и для взрослых, полезно, прежде всего, для души и для морального удовлетворения, а удовлетворенная своими успехами личность априори не может быть несчастливой.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉
Gnomik.ru ©
Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-vliyanie-izobrazitelnogo-iskusstva-na-razvitie-lichnosti-rebenka/
Как рисование влияет на развитие ребенка
По определению психологии, познавательные процессы – это ощущение, мышление, память, восприятие, внимание и наблюдательность. Иными словами – все, что напрямую связано с сознанием. Познавательные процессы у человека развиваются всю жизнь, но активнее всего это происходит в детстве, особенно в первые десять лет. Основы зарождения творческой личности закладываются еще раньше – до 6 лет. Одним из наиболее полезных занятий является рисование.
Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.
Благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи. Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся посредством рисования или идентификации конкретных образов.
Как именно рисование влияет на разные стороны развития ребенка?
Влияние на интеллект
В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу.
Уникальное свойство человеческого мышления – креативность – развивается в детстве, в творческой деятельности.
Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями.
Поиск ассоциаций и генерация образов – отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.
Влияние на фантазию и воображение
Рисование развивает воображение – способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.
Фантазия нужна будущему взрослому – она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить.
То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, – они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках.
Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком.
Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.
Оживить свои фантазии ребенок может с помощью инновационной творческой разработки. 3D-раскраски совместно с приложением на мобильном телефоне делают цветные картинки объемными, пробуждая интерес к процессу раскрашивания и результату. Ведь чем более неожиданные цвета использует художник, тем необычнее становится оживший на страницах персонаж!
Влияние на развитие речи
Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.
Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать.
В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивает менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.
Влияние на развитие восприятия
Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, – очень полезное для развития мышления.
Нетрадиционные техники рисования
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы.
Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.
На занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развиваются ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность, ребенок экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации.
К нетрадиционным техникам относятся:
- рисование пальцами по бумаге картону и прочим материалам;
- рисование по стеклу;
- роспись ткани;
- рисование мелом по бархатной бумаге;
- роспись камней, кружек и других предметов;
- рисование ватными палочками, зубной щеткой и прочими подручными предметами;
- рисование по песку и рисование песком.
Список можно долго продолжать, т.к. рисовать можно многими предметами и материалами по еще большему количеству предметов и материалов. В данном вопросе мы предлагаем вам, дорогие родители, проявить уже свои фантазию и изобретательность и подключить ребенка к придумыванию того, «на чем бы и чем нам с тобой еще порисовать». Дерзайте, и у вас все получится!
Как приготовить краски самостоятельно
Даже совсем маленькие дети могут рисовать красками, если эти краски пальчиковые (ребенок макает палец в краску и рисует пальцем). Родители могут самостоятельно приготовить безвредные краски для детей.
- Для этого понадобится:
- — 2 чашки комнатной воды; — 3 столовые ложки сахара; — 1/2 чашки крахмала из кукурузы;
- — пищевые красители.
- Все, кроме красителя, необходимо смешать и на тихом огне варить 15 минут, затем охладить, разлить по небольшим емкостям и добавить пищевые красители.
- Использована информация из книги «О детском рисовании» Марины Озеровой, с сайтов «Наши дети» и «Мир учителя».
Цыплакова Светлана Специально для https://inteltoys.ru
Источник: https://inteltoys.ru/articles/cat2/article507.html
7 причин отдать ребенка на рисование
Рисование – один из методов развития детей. Каждый родитель хоть раз получал в подарок рисунок малыша, и для многих это является предметом гордости. Интересно, что в данном случае важен сам процесс, а не результат. Именно процесс развивает память и внимательность, мелкую моторику и речевой аппарат.
Кроме того, рисование положительно воздействие на психику малыша, делает детей устойчивыми к стрессам и помогает лучше учиться. Поэтому оно обязательно входит в программу детских садов и начальной школы. Кроме того, занятия удобно, легко и интересно проводить дома. Давайте узнаем подробнее, чем полезно рисование для детей.
Что развивает рисование
- Рисование развивает мелкую моторику, а именно мелкие и точные движение кистей и пальцев рук. Быстрая и развитая моторика положительно влияет на внимательность и память, зрение и речь, состояние нервных клеток. Занятия формируют координацию между руками и глазами.
Также мелкую моторику прекрасно тренирует и развивает лепка;
- Формируется красивый почерк, развивается ловкость и скорость реакции. Рисуя конкретный предмет, ребенок вспоминает его, а, значит, стимулирует работу памяти.
Рисуя с натуры, он учится определять цвет, фактуру, объем, пропорции и прочие физические свойства;
- Регулярные занятия рисованием учат ребенка структурировать и рассчитывать время.
Они вырабатывают усидчивость и формируют дисциплинированность;
- В творческом процессе рисования ребенок подмечает нюансы, фантазирует и преобразует, ищет решения и варианты развития событий.
Это развивает наблюдательность и внимательность, фантазию и воображение, креативность, нестандартное, пространственное и ассоциативное мышление;
- Учит ориентироваться в пространстве и развивает глазомер, объясняет, что такое двух- и трехмерные изображения.
В дальнейшем ребенку станет легче осваивать физику и математику;
- Приобщает к изобразительному искусству и мировой культуре, воспитывает вкус и любовь к эстетике. Ребенок начинает различать мелкие детали и элементы, сравнивать и обобщать, выявлять частное и общее;
- Дети учатся заканчивать начатое, выявлять и исправлять ошибки, анализировать. Ребенок ставит перед собой цель и идет к результату. При необходимости можно нарисовать заново уже с учетом опыта и предыдущего опыта, при этом работа пойдет легче и быстрее, а результат порадует даже больше чем, если бы первый рисунок получился сразу.
Психологическая польза рисования
Польза рисования для детей выявляется и в психологической, эмоциональной сфере. Творчество помогает побороться со стрессом и переживаниями, помогает отпустить негатив и отвлечься. Занятия успокаивают ребенка и нормализуют психологическое состояние и дает эмоциональную устойчивость, что особенно полезно для нервных и капризных малышей.
Рисование поднимает настроение и нравится детям. Оно может увлечь малыша надолго, тем самым давая взрослым свободное время. А совместное рисование поможет наладить контакт с ребенком и узнать друг друга ближе. Это создаст комфортную атмосферу и доверительные отношения. Кроме того, вы весело и интересно проведете время.
Творчество, в том числе и рисование – прекрасный способ рассказать и заявить о себе. Через рисунки можно понять желания и потребности, проблемы и страхи, текущее эмоциональное состояние ребенка. Не зря психологи просят нарисовать что-либо, например, дом, дерево, семью, человека, несуществующее животное и так далее.
По рисунку и взрослого, и ребенка можно многое рассказать о человеке. Чем он любит заниматься, в какой семье он живет и воспитывается или воспитывался, какие проблемы его волнуют. Определить его пол и примерный возраст, характер и темперамент, семейный статус и положение в обществе.
Рисование помогает осознать ребенку себя, как личность, как человека, который творит и создает. Это повышает самооценку. Интересно, что мальчики и девочки рисуют по-разному. Девочки мыслят образно, здесь развиты эмоции и воображение. Поэтому они уделяют внимание мелочам и деталям, тщательно прорисовывают персонажей, декор, лица людей и так далее.
Для мальчиков же характерно схематическое рисование и буквальное восприятие символов, логичность и стремление к анализированию. На рисунках вы найдете больше технических деталей и архитектуры, но меньше декора или лиц.
Как рисовать с ребенком
Чем раньше малыш возьмет в руки карандаши, фломастеры или краски и начнет рисовать, тем лучше. Рисовать смело можно даже с малышом до года. Для маленького ребенка берем бумагу большого размера, так как на маленьком листке крохе рисовать трудно. Подходящим решением станут старые и ненужные обои.
В этих целях организуйте творческий уголок. Выделите в детской комнате место, где разместите старые или ненужные обои, которые можно разрисовывать. Здесь также можно разместить меловую или маркерную доску, на которой рисуют цветными мелками или фломастерами.
Мел, фломастеры, краски и другие предметы творчества удобно хранить в организаторах, банках или ведерках, которые также развешиваем или расставляем в творческом уголке. Важно надежно зафиксировать емкости, чтобы они не падали или не переворачивались, и содержимое не вываливалось. Еще больше идей для хранения детских игрушек вы найдете здесь.
Если у вас нет возможности оформить творческий уголок, возьмите ватман, старые или специальные обои и разложите на полу. А для маленьких детишек подойдут пальчиковые краски. Для детей постарше можно приобрести специальные обои для рисования с готовыми контурами, которые нужно обводить, дорисовывать и прорисовывать. После двух-трех лет можно предлагать ребенку раскраски.
Как поддержать интерес к рисованию
Даже если ребенок не хочет быть художником или связать жизнь с изобразительным искусством, в процессе он приобретет важные и полезные навыки, которые пригодятся в школе и во взрослой жизни. Такое творчество положительно влияет на физиологическое развитие и психологическое состояние. Поэтому эксперты советуют обязательно поощрять детское стремление и желание рисовать.
Чтобы не отбить у малыша желание рисовать, а, наоборот, поддержать интерес к творчеству, всегда хвалите полученный результат. В процессе поддерживайте кроху и при необходимости подсказывайте. Обязательно проявляйте интерес, спрашивайте, почему он выбрал такой цвет, что он нарисовал, посвящен ли этот рисунок кому-нибудь и так далее.
Не ругайте кроху, если у него что-то не получается. В этом случае помогите малышу или начните рисунок заново. Если вы видите ошибку, укажите и подскажите, как исправить, как смотрелось бы лучше.
Ни в коем случае не смейтесь над рисунком и не критикуйте ребенка! Развешивайте рисунки на стене или складывайте в специальную папку. Это поможет отмечать творческие находки и умения ребенка, заметить положительную динамику. Хвалите малыша и говорите, что каждый новый рисунок получается лучше предыдущего.
Не заставляйте кроху заниматься насильно. Он сам должен приходит к творчеству и рисовать по собственному желанию и вдохновению. Если он не хочет рисовать, предложите малышу другие развивающие занятия. Можно лепить, читать, вырезать и клеить поделки, учить алфавит и цифры, учиться писать и считать, собирать конструкторы или мозаики и так далее. Но подбирайте занятия по возрасту ребенка.
А научиться рисовать и раскрашивать помогут развивающие тетради Kumon. Данная серия предназначена для деток 2-5 лет.
Кроме того, методика помогает освоить все необходимые навыки для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Подробнее о тетрадях Кумон читайте по ссылке https://vskormi.ru/children/tetradi-kumon/.
data-matched-content-rows-num=»9, 3″ data-matched-content-columns-num=»1, 2″ data-matched-content-ui-type=»image_stacked»
Источник: https://vskormi.ru/children/chto-razvivaet-risovanie-u-detei/
Развитие ребенка через рисование: польза рисования для детей
Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры».
К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант.
Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.
Роль рисования в развитии ребенка
Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.
Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:
- Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
- У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
- В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
- Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
- Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
- Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
- Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
- Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки — а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
- Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
- Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
- Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания — приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
- Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.
Как рисуют мальчики и девочки
Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.
У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.
Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.
Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей.
Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города.
Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.
Важность уроков рисования в школе
Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам.
Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.
Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели.
Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий.
Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.
Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:
- точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
- без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
- развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.
Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.
Источник: https://fruktoviysad.ru/articles/dosug/chto-daiet-risovaniie-dietiam/
Производительные виды деятельности дошкольника, Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте, Рисование и стадии его развития в дошкольном возрасте — Детская психология Библиотека украинс ских учебникахів
Главная Психология Детская психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Типичными для дошкольного возраста является продуктивные виды деятельности. Дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают, строят. Эти виды деятельности направлены на создание определенного продукта, требуют овладения особыми способами действий и осуществляют специфическое влияние на психическое развитие детейтей.
Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
Производительные виды деятельности, как и игра, имеют моделировочный характер.
В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми; в продуктивной деятельности, моделируя предметы окружающего мира, она приближается аеться к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явления, ситуации приобретает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемные изображенияі.
Детская изобразительная деятельность направлена ??на отражение окружающей действительности
Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти художественный образ максимально субъективен и отражает определенные свойства личности его авт тора.
К изобразительной деятельности принадлежат рисование, лепка, аппликация, их взаимосвязь прослеживается в выразительных средствах (форма, линия, объем), которые используют при создании продукта декор ивне рисование, аппликация и лепка предусматривают использование цветовой гаммы и гармонии, сюжетное — композицийції.
Реальный мир ребенок отражает не механически.
Этот процесс является сложным, обусловленным психическим развитием ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями, условиями жизни, воспитанием, обучением самых насущных вишою психологической особенностью изобразительной деятельности является ее творческий, продуктивный характер, использование не только имеющихся предметов, но и создание определенного продукта путем реализации замысла, возникшего у младенцевни.
Замысел продуктивной деятельности воплощается посредством изобразительных средств. Усваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете стороны, которые могут быть отображены ней.
Итак, в признаки и качества предметов являются опорными точками в познании ребенком действительности.
У дошкольника формируется умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, он постепенно овладевает обобщенные сп лица изображения объектов окружающей миріту.
Рисование и стадии его развития в дошкольном возрасте
Виды изобразительной деятельности дошкольника разнообразные. Особое место среди них принадлежит рисованию, в котором проявляется личность ребенка и которое существенно влияет на формирование этой личности. Феномен н детского рисунка заключается в его ценности для ребенка, его родителей, специалистов в области дошкольного образования.
Для ребенка рисунок является формой и средством коммуникации с другими людьми и сверстниками, ее самовыражения м, самоутверждением, а также своеобразной картиной мира, для родителей — это путь к взаимопониманию с ней и гармонизации семейных отношений, для специалистов по дошкольному образованию, педагогов и психологов — матриц я внутреннего мира, развития всех сфер личности ребенка, его социологизации,. Я-концепцииції.
Благодаря изучению детского рисунка взрослый открывает путь к диалогу с ребенком, развивающего общения с ней. Рисунок представляет ребенка в социуме как компетентный и успешно социализированы, положительно (не егативно) настроенную личностьь.
В рисовании ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания.
Чем лучше у него развита восприятия, наблюдательность, чем шире запас представлений, тем пов внише и точнее она отражает действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее ее рисунки.
Дошкольник в своей изобразительной деятельности отражает такие специфические особенности своего мышления, как ко нкретнисть, образность. Его изобразительная деятельность связана не только с отдельными психическими функциями (восприятие, память, мышление, воображение), но и с личностью в целом.
В ней проявляются интересы, темп ерамент, некоторые половые различия ребенка: мальчики любят рисовать транспортные средства (машины, корабли, поезда, самолеты), тяготеют к динамическим построений; девочки — дома, природу, используют в своем рисунке орнаментальное и декоративное оформление, украшенийраси.
- Особенностями детского рисунка являются:
- — схематизм: изображая человека, дети часто рисуют»головоногие»(голову, руки, ноги); схематично изображают они и другие предметы;
- -«прозрачность»предмета: рисуя дом, ребенок изображает его одновременно как бы из нескольких точек зрения (стены, крыша, забор, люди, мебель — через»прозрачные»стены);
- — несовершенное изображение динамики предметов: дети, особенно младшие дошкольники, используют для этого звукоподражания, жесты, от моторной динамики, прежде непроизвольной, постепенно переходят д к зрительной, изобразительной, а также изображения перспективы, соразмерности отдельных частей предмета тощ.
- При отсутствии целенаправленной работы по развитию изобразительной деятельности детей, эти особенности можно наблюдать в их рисунках и в конце дошкольного детства
На качество рисунка влияет на здоровье, физическое и психическое состояние ребенка. Характерные особенности имеют рисунки детей с больной психикой.
Например, рисункам детей, больных шизофренией, присущие незавершенного енисть в изображении предметов и действий, резкая деформация форм, увеличение анатомических частей, диспропорция, геометризация, смешанная проекция, необычная тематика, патологическое влечение к изображению определенных пре дуете, парадоксальное изображения героев сюжета и др.. Поэтому специалисты нередко используют детский рисунок в диагностировании ее здоровьев'я.
- В своем развитии детский рисунок преодолевает следующие стадии:
- 1) лишение смысла штрихов. Ими ребенок еще не пытается выразить что-то конкретное, а лишь воспроизводит действия взрослого;
- 2) бесформенность изображений (начало 3-го года жизни). Ребенок уже стремится выразить на бумаге определенный образ, однако ей не хватает творческих сил, поэтому без помощи»художника * трудно определить содержание нарисовано огоаного;
3)»схематичность изображения»(4-5-й год жизни). В ней выделяют этапы, которые зависят от наполнения примитивных схем существенным содержанием. Например, сначала малыш изображает человека упрощенно, из двух частей (головы и опоры), и постепенно он включает в рисунок новые части человеческой фигуры, прежде туловище и рукиулуб і руки;
4) правдоподобие изображений, для которой характерны постепенный отказ ребенка от схемы, первые попытки воспроизвести подлинный облик предметов.
Однако, как и раньше, все рисунки являются в основном контурами предметом етив, с присущей им»непропорциональностью»и»прозрачностью»Однако в этих рисунках уже налицо перспектива.
Хотя детские рисунки на этой стадии еще несовершенны, художественно не одаренный ребенок редко самостоятельно пи днимаеться на следующую ступень его развития. Только получая наставления взрослых о способах совершенствования рисунка, она выходит на новый уровень изобразительной деятельностибражувальної діяльності;
5) точность изображений. На таких рисунках не только ребенок знает, что изображено, но и те, кто без ее комментариев рассматривает их
По утверждению исследователей (О.
Смирнов), невозможно проследить четкую зависимость стадий художественного творчества от возраста ребенка, поскольку значительную роль играют его индивидуальная одаренность, влияние доступны их для нее образцов изобразительной деятельности.
Несмотря на то, просматривается такая тенденция: 6-летние дети»дают сплошь чистую схему», которая постепенно исчезает на границе 11-летнего возраста, уступая место доскон. Алиша способам изображения правдоподобный рисунок появляется после 13 рокисля 13 років.
Во многих исследованиях выделяют также дозоб-ражувальний и изобразительный этап развития детского рисунка стадии каракулей, следующей интерпретации, рисунки с примитивной изобразительностью, схематы ични рисунки. Детей, которые предпочитают рисованию предметов и развернутых сюжетов, называют»коммуникаторами»и»визуаторамы»(Л. Обуховаами» (Л.. Обухова).
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/produktivni_vidi_diyalnosti_doshkilnika.htm
Значение рисования для развития детей дошкольного возраста
Значение рисования для развития детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность — специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Интерес к детскому рисунку возник в 80-х годах XIX века, и ученые разных направлений продолжают его изучать по настоящее время. Анализируя детские рисунки, искусствоведы ищут подтверждение своим концепциям. Педагоги намечают наиболее эффективные пути обучения и воспитания дошкольников.
Психологи, используя метод качественного и количественного анализа не только рисунка, но и самого процесса изображения, изучают общие и индивидуальные особенности детей.
Врачи, психотерапевты считают, что процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему, оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка.
Он тесно связан со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру.
Утробина К.К. в одной из своих работ указывает, что рисование является одним из важнейших средств познания мира, развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач: во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни; во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Т.С. Комарова отмечает, что «в тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти».
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Большое значение рисование имеет для формирования и развития мышления дошкольников.
Лебедева Е.Н. особо подчеркивает, «что рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения »
Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей. Создание образа невозможно без обобщения, без целостного восприятия предметов. На основе умственных операций ребенок представляет результат своей работы, учится оперировать понятиями.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
- При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению — память.
- Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
- Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Р.Г. Казакова в своих работах отмечает: « Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима.
Они учатся слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать работу, находить и исправлять ошибки, планировать деятельность, доводить начатое до конца.
Кроме того, учатся содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы».
Таким образом, рисование имеет особое значение для развития дошкольника. Чтобы использовать рисование в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, важно изучить этапы становления рисования и его особенности в период дошкольного детства.
Источник: https://multiurok.ru/files/znachieniie-risovaniia-dlia-razvitiia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta.html
Рисование помогает детям развиваться, и как реагировать на рисунки. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру
Рисование — это первая художественная деятельность, которой ребёнок занимается осознанно и самостоятельно. Это не просто весёлое занятие, а сложный процесс, в котором мысленному образу или чувству придают видимую форму. Рисование необходимо детям, чтобы полноценно развиваться.
Что же развивает рисование?
В раннем возрасте, конечно же, рисование способствует развитию мелкой моторики рук. Во время рисования задействованы двигательные, зрительные, мускульные и осязательные анализаторы, развивается зрительно-моторная координация, память и сосредоточенность.
Рисование развивает творческое мышление, т.е. креативность, потому что во время рисования ребёнок создаёт множество образов, которые можно изменять по своему усмотрению, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов — это отличная тренировка творческого мышления.
Рисование отлично развивает фантазию и воображение, которые являются важными сторонами жизни ребёнка и особенно развиваются в возрасте от 5 до 15 лет.
Воображение — это способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.
Фантазия — необходима будущему взрослому. Она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать что-то принципиально новое. В рисовании ребёнку нужно детально продумать образ до того, как он сможет его нарисовать.
Если ребёнок перестаёт выдумывать, у него обедняется личность, понижается потенциал творческого мышления, а затем и заинтересованность в искусстве и творческой деятельности.
Рисование стимулирует развитие восприятия в детском возрасте, заставляя ребёнка изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал.
Тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что также способствует развитию мышления, так как все психические процессы взаимосвязаны и имеют друг на друга взаимовлияние.
Таким образом, по рисункам ребёнка можно сделать выводы о развитии моторики и интеллекта.
Рисование влияет на развитие речи.
В раннем возрасте ребёнок во время рисования проговаривает свои действия («сейчас я возьму синий карандаш и нарисую…»), что помогает ему их осознавать и лучше координировать.
Родителям очень важно внимательно слушать рассказы ребёнка о своём рисунке, задавать наводящие вопросы о героях, сюжете и деталях изображения, тем самым стимулируя развитие связной речи и словарного запаса.
В возрасте от 7-ми лет очень важно придумывать сюжет для рисунка. Многие дети, привыкнув, что на занятиях по рисованию даётся определённая тема или пример, начинают испытывать трудности при самостоятельном выборе сюжета.
Вы, как родитель, можете помочь ребёнку, если будете чаще водить ребёнка в музеи, на выставки, театры или даже, когда гуляете, идёте в магазин, обращайте внимание ребёнка на происходящее вокруг вас и сами озвучивайте это.
И постепенно приучайте ребёнка к тому, что каждое интересное наблюдение может лечь в основу нового сюжета для рисунка.
Чем разнообразнее и богаче жизненные впечатления ребёнка, тем ярче и необычнее будет его фантазия.
Можно устраивать домашние выставки из детских и совместных работ, придумывать названия картин. Такие выставки можно приурочить к какому-нибудь празднику, чтобы дети могли увидеть итог своих занятий рисованием.
Отсутствие рисования обедняет психическое развитие и говорит о наличии в нём каких-то затруднений и страхов.
По цветовой гамме рисунков можно тоже сделать выводы о проблемах ребёнка. Преобладание серых и черных тонов в рисунках говорит об отсутствии жизнерадостности и пониженном фоне настроения, о большом количестве страхов, с которыми ребёнок не может справиться самостоятельно. Яркие, светлые и насыщенные краски свидетельствуют об активном жизненном тонусе и оптимизме.
Как правильно реагировать на рисунки?
При помощи рисования дети реализуют свой жизненный опыт, перерабатывают свои переживания и фантазии. Рисунок — это внутренний мир ребёнка и поэтому надо очень осторожно относиться к оцениванию рисунков взрослыми. Ни в коем случае нельзя критиковать рисунки. Критика является одной из главных причин низкой самооценки и страха ошибки.
И даже похвала может пагубно отразиться на самооценке ребёнка и вызвать зависимость от мнения окружающих, А ребёнка надо учить опираться не на чужое мнение, а на свои собственные ощущения, мысли и чувства. Только так можно вырастить уверенного и самостоятельного человека. Как критика, так и похвала — это тоже оценивание.
А так как рисунок — внутренний мир ребёнка, он не нуждается в оценке.
Если к вам ребёнок подошёл со своим рисунком и спрашивает: «Ну как, красиво?», — вы можете его спросить: «А тебе нравится? Что тебе здесь нравится больше всего?».
Если родители сразу выдадут свою оценку, ребёнок не успеет осознать своё отношение, удовлетворён он или нет работой.
Поищите в рисунке ребёнка какие-то необычные детали, которых раньше не было, обратите внимание ребёнка на это и скажите: «Как здорово ты это придумал!».
Однажды на семинаре для родителей одна мама рассказывает, что её восьмилетняя девочка говорит, что рисунок плохой и у неё не получилось, а мама начинает ей доказывать, что это не так, у тебя всё красиво. Девочка продолжает спорить, она не верит маме. А мама не верит ощущениям ребёнка и тем самым мысленно говорит ей: «Твои мысли и чувства неправильные. Не верь себе».
Как лучше поступить маме? Принять чувства ребёнка, спросить: «Что тебе здесь не нравится? Что и как ты хотела нарисовать? Как ты думаешь, что помешало тебе нарисовать так, как ты задумала? Нужна ли тебе моя помощь, или ты сама ещё раз попробуешь? Я верю, что у тебя получится!».
Дорогие родители, не торопитесь с оценками! Это поможет вам вырастить успешного человека, который верит в себя и доверяет собственному мнению.
Проблема левшества возникла в глубине веков в связи с выполнением крестьянами различных сельскохозяйственных операций: косьба угодий, жатва зерновых, обмолот зерна цепами, пилка брёвен и т.п. Именно при таком ручном труде выявлялись особенности двигательных функций левши и правши. Левша мог ненароком… Читать дальше
- Раннее развитие — это всего лишь перенесение стандартных программ обучения на более ранний возраст.
Раннее развитие не имеет прямого отношения к обучению в «школьном» понимании этого слова. Раннее развитие — это создание благоприятных условий для развития его потенциала: правильному питанию… Читать дальше
Современные дошкольники явное предпочтение отдают просмотру мультфильмов или компьютерным играм. Время, проведённое около телевизора или компьютера, по данным социологов, составляет от 20 до 40% всего свободного времени ребёнка. По данным ЮНЕСКО, дети 3–6 лет смотрят телевизор, в частности мультфильмы… Читать дальше
Есть много сказок про мачеху и пасынка или про мачеху и падчерицу. Но сказки про отчима и пасынка вспомнить или найти непросто. Потому что сюжет этот несказочный. Про мачеху тоже, конечно, сюжеты не вдохновляющие, но, вероятно, отношения отчима и пасынка… Читать дальше
Ограничения существуют во всяких отношениях. Любые отношения без ограничений не будут иметь для участников этих отношений никакой ценности.Установление границ в отношениях с детьми и особенно последовательность установок и поведения родителя помогает детям чувствовать себя в безопасности, и эта внутренняя… Читать дальше | В Ведах говорится о том, что у каждого человека есть 7 психических энергетических центров, самых активных, их часто называют чакрами. На самом деле их больше, но основных — 7. Мы устроены так, что у мужчин и у женщин энергия в этих центрах движется по-разному. У кого-то по часовой стрелке, у кого-то… Читать дальше |
Источник: https://samopoznanie.ru/articles/risovanie_pomogaet_detyam_razvivatsya_i_kak_reagirovat_na_ri/