Ребенок устает в школе: что делать

Декабрь. Снега нет. Праздник не чувствуется. Даже взрослые пребывают в грусти и усталости. Что же говорить о детях, которые затемно уходят из дома и затемно возвращаются, ежедневно проходя квест из многочисленных секций, репетиторов и, конечно, уроков. Возвращаются, чтобы сесть за домашнее задание.

И родители удивляются: почему же погас огонек в детских глазах и где выискать в плотном расписании ребенка место для очередной секции? Не кажется ли, что пора остановиться и разобраться в происходящем? Как поддержать ребенка в период переутомления, что разрешить, а от чего следует отказаться? Что советуют профессионалы? О чем мечтают дети, когда нет сил? Мы обсудили проблему утомляемости со специалистами, родителями, детьми и учителями. Читайте и делайте выводы.

Три причины утомляемости

Организатор тренингов для родителей школьников, автор проекта «Наука — не мука, школа – не приговор» и мама шестерых детей Мария Шпилевич считает, что существует три причины усталости.

Мария Шпилевич

Причина № 1: природу не обманешь

Первая причина связана с физиологией человека, соблюдением режима труда и отдыха. И она не зависит ни от повышенной нагрузки, ни от программы. Есть два месяца в году, когда дети реально устают учиться. Это декабрь и конец апреля. Представьте себе: взрослый человек работает, ему положен отпуск.

Отпуск придумывается не просто так, а чтобы отдохнуть. То же самое происходит и с детьми: в сентябре они начинают работать, в декабре у них накапливается усталость, им реально становится тяжело, им требуется отдых.  Второй этап усталости  — апрель-май,  ситуация повторяется.

На новогодних каникулах дети отдохнули, потом снова учатся и вновь накапливается усталость.

Что делать?

Во-первых, ребенку нужно пересмотреть режим дня! Его нужно выгуливать, забирать гаджеты, чтобы организм физически отдыхал, ноги ходили, глаза отдыхали. Больше активного отдыха, меньше лежания с телефоном и сидения за компьютером.

Во-вторых, в начале ноября (апреля) нужно начать давать ребенку витамины (проконсультируйтесь с врачом). В семье своим детям я даю глицин и витамин D, можно подключить магний.

vogazeta.ru

Причина № 2: осторожно, перегрузка! 

Вторая причина самая распространенная – перегруз учебной деятельностью. Это я могу сказать на примере той статистики, которую мы собираем с участниц нашего марафона (а его прошло уже более 200 человек).

Примерно 98,9% мам, которых мы спрашивали о режиме работы ребенка в течение недели, говорили и писали следующее: ребенок в течение дня много раз, как я говорю, «превращается в ученика». Поясню: в школе он ученик, в музыкальной школе или у репетитора ребенок снова ученик, пришел домой – учит уроки.

И вечером он просто падает без сил, у него столько кружков, дополнительных к школе, что он устает учиться. Родители говорят, что ребенок ненавидит школу. Нет, просто он целый день учится, а это для него очень тяжело.

Однажды на консультацию ко мне из Коврова приехала семья, я спросила родителей про дополнительные задания. Мама, очень воодушевленная и гордая, ответила: «Сын ходит на 8 кружков, мы хотели еще пойти на 9-й, но у нас времени на него не хватает». Эта мама – яркий пример того, как сейчас взрослые загружают детей разными дополнительными заданиями.

Педагогическая наука и нормальная возрастная физиология говорит о том, что для ребенка оптимальный режим – 1 кружок в день, не больше. Идеально, если у него просто один кружок. Если ребенок очень активный и потянет два кружка в неделю, хорошо.

Что делать?

Родителям надо сесть с листком бумаги и посчитать, сколько раз в день ребенок учится: школа, домашнее задание, репетиторы, кружки. Если получаем цифру 3, это нормально. Если ребенок становится учеником 4-5-6 раз в день, то налицо явный перегруз. Безжалостно надо отменить лишнее. Здоровье вашего ребенка дороже, чем лишний поход в секцию!

Причина № 3: говорите меньше про школу!

Третья причина усталости лежит на поверхности, но часто ее не замечают. Это семейная ситуация, особенно когда касается поведения мамы в семье. Итак, ребенок встал утром, если мама дома и провожает его, она начинает говорить про школу: «Ты руку тяни! Будут спрашивать, отвечай! Слушай внимательно! К учительнице подойди!» Все утро она капает на мозги, что ему делать в школе.

Ребенок приходит из школы, не успевает переступить порог дома, мама ему звонит по телефону или встречает и начинается: «Ну что, в школе как дела? Какие отметки получил? А что сказала учительница? Что давали на завтрак? Какое домашнее задание?» Ребенок  слышит снова про школу.

Пошел он потом в секцию, кружок, мама его забирает или снова звонит. И что делает мама? Правильно, она снова говорит про школу: «Давай быстрее домой, нам надо уроки делать. Сколько и чего задали? Ты какие-то уроки вообще сделал? Делай на черновик, я приеду/посмотрю/проверю».

s.hdnux.com

Когда бедный ребенок приходит домой, ему нужно садиться делать уроки, мама снова: «Что ты написал? Что задали?» Они делают уроки, потом ужин. А потом снова начинается: «Собирай портфель на завтра. А что учительница сказала? Ах, золотой картон принести? А где я его возьму?»

Мария Шпилевич обращает внимание родителей:

— Следите за своими разговорами! Сами того не замечая, вы 24 часа в сутки разговариваете о школе! Я понимаю, почему детям не хочется учиться, да их уже тошнит от школы и уроков. Да рехнуться можно, честное слово! Возникает элементарная эмоциональная усталость от все этой ситуации.

Это выглядит примерно также, если бы наши мужья или родственники  все время (с утра до вечера, месяцами) разговаривали с нами об автомобильных двигателях (детали, поршни, бензонасос). Я бы выгнала мужа из дома, потому что так жить невозможно! А наши дети постоянно живут в такой истории.

Что делать?

Необходимо перестать говорить о школе и сдерживать себя. Дать такой совет легко, воплотить в жизнь трудно. Мария рекомендует делать следующее: для обсуждения школьных вопросов должно быть строго определенное время. И его определяет не мама, не папа, не ребенок.

Это время установлено автоматически с момента похода ребенка в школу, оно называется «выполнение домашнего задания». Когда ребенок начинает делать домашнее задание, это время для того, чтобы поговорить о школе.

Пытайте, интересуйтесь, задавайте любые вопросы. Сел ребенок делать уроки – спрашиваем, закончил домашнее задание – про школу больше не говорим.

Ребенок переступил порог дома, не надо о школе, спросите лучше его: «Как у тебя настроение?»

— Прислушаетесь к этому совету, — призывает Мария, — и через две недели не узнаете своего ребенка! Он изменится. Снимется также большое напряжение в отношении выполнения домашнего задания, за уроки он будет усаживаться легче.

Приучайте к самостоятельности, но контролируйте

Елена Калинина, психолог МБУДО «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр» города Владимира считает, что желание и интерес к учебе нельзя привить насильно. Всегда надо искать причину потери желания учиться, вычленяя, как давно это произошло:

— За 25-летнюю практику родители ни разу не обращались ко мне с проблемой — ребенок устал учиться. Обычно родителей волнует следующее: ребенок не хочет идти в школу, не хочет учить уроки, ленится, теряет интерес к учебе, — отмечает Елена.

Психолог Елена Калинина

Причины нежелания ребенка учится:

  • неусвоение программы школьного обучения (проблемы с развитием памяти, мышления, внимания, восприятия, соматические заболевания);
  • конфликты с педагогами;
  • отсутствие режима дня;
  • задержка в развитии волевой сферы;
  • ребенок не приучен преодолевать трудности.

Как правило, устают учиться дети, не усваивающие или с трудом усваивающие программный материал, а также соматически ослабленные. Желание родителей как можно больше дать ребенку в плане развития, занять все свободное время ребенка, в том числе субботу и воскресенье, приводит к усталости. И, как следствие, появляется нежелание ходить в школу.

Причиной неуспеваемости может выступать и легкость в усвоении учебного материала. Такие дети хорошо учились в начальной школе и привыкли к достижению результата малыми усилиями.

В среднем и старшем звене они понимают услышанное на уроках, но не стараются выполнять домашнюю работу.

Особенно заметно это становится в старших классах, когда значительный объем подлежащего усвоению материала приходится осваивать самостоятельно.

Подростковый возраст может стать причиной неуспеваемости в силу психофизиологических изменений. В данном возрасте учеба порой отходит на второй план, а на первом месте становится общение со сверстниками.

Приходится сталкиваться со случаями, когда ни мама, ни папа не испытывают ни малейшей тяги к интеллектуальной работе, а от своего ребенка ждут ощутимых успехов в учебе, забывая о том, что ребенок – это зеркало семьи. Ну вы хоть книжку в руки возьмите!

Что делать?

Чтобы помочь детям с низкой учебной мотивацией, нужен конструктивный диалог родителей и педагогов.

Родитель может видеть истинную картину успеваемости своего ребенка, нужно поддерживать контакт с классным руководителем и не ждать, когда ситуация зайдет слишком далеко, а школа вынуждена будет об этом информировать. Школьный психолог может быть посредником в организации такого взаимодействия.

Он может помочь выявить причины, организовать коррекционную помощь, рекомендовать обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию для определения адаптированной образовательной программы.

Задача родителей —  организовать режим дня, рабочее место, выработать привычки обязательного выполнения домашнего задания, приучить к самостоятельности, но обеспечить контроль за выполнением уроков.

Родители порой допускают две крайности: первая — чрезмерная опека, вторая — полное отсутствие помощи и контроля.

Во всем хороша «золотая середина»! Если ребенку трудно, помогите ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему самому.

И помните: продолжительность работы ребенка по выполнению домашних заданий должна быть такой:

  • во 2-3-м классе — 1,5 часа;
  • в 4-5-м классе — 2 часа;
  • в 6-8-м классе — 2,5 часа;
  • в 9-11-м классе — до 3,5 часа.

ak1.picdn.net

Иногда оставить дома

«Призыв» пообщался с учениками разного возраста. Конечно, чем старше классы, тем нагрузка больше, учиться приходится круглосуточно. Мы спросили, о чем мечтаешь, когда ты устал? И вот наш рейтинг:

  • Гулять и играть (так отвечали дети 3 – 8-го класса);
  • Спать и есть (9 — 11-го класса);
  • Остаться дома с мамой, пойти в кино с друзьями, забыв про школу, уроки, репетиторов. Мама или кино – тоже зависит от возраста.

Учителя говорят, что по многим детям уже в начале ноября и апреля видно, что все: батарейки сели, механизм заскрипел. У одиннадцатиклассников заряд и раньше заканчивается, потому что, кроме уроков, у них репетиторы и курсы каждый день и еще высокая психологическая нагрузка. Поразительно, но открыто никто из учителей не захотел комментировать сложившуюся ситуацию.

Читайте также:  Кружится голова при беременности: причины

— Ты же понимаешь, что мы должны детям и родителям говорить правильные вещи: соблюдайте режим, не перегружайте секциями, кружками, репетиторами, не давите на ребенка.

В 1-м и 2-м классе некоторым детям нужно поспать днем, а некоторым старшеклассникам, вернувшись из школы в 4-5 часов или от репетитора в 7-8 вечера, нужен тоже сон элементарно. 2-3 часа сна дают отдых мозгам, а потом они садятся за уроки до полуночи и позже.

 И так каждый день… Кто-то из родителей пишет записку на 1-2 дня, якобы приболел ребенок, но просто оставляют дома, перевести дух, и мы закрываем на это глаза. Кто-то из детей прогуливает субботы. Мы все понимаем, самим тяжело и хочется порой остаться дома.

Главное, чтобы ребенок осознавал, что это передышка, не система, и у него не было провалов в обучении, — поделился один из педагогов на правах анонимности.

После всего этого остается только один вопрос: зачем эти издевательства, если качество современного образования и его эффективность под большим вопросом?  У системы явные сбои.

Отдыхать в движении

 Лилия Никашкина и ее дочь Настя отдыхают от школы, развлекаясь. Для Насти самый лучший отдых – движение.

—  Мы с мамой в выходные забываем про школу, едем в театр, на танцы, в кафе, батутный центр или просто гуляем, — рассказывает девочка. — А мои подружки иногда днем спят. А я спать днем не люблю.

Лилия Никашкина с дочкой Настей. Фото из личного архива

У мамы Лилии подход к своим детям разный:

— Настя так устает морально в школе, что самый лучший отдых для нее – физическая деятельность. Ей надо пар выпустить, набегаться, напрыгаться. Мы живем в Радужном, на развлечения приезжаем во Владимир. Часто, когда возвращаемся обратно, дочь спит в машине, умаявшись.

 А старшему сыну я иногда писала записки, оставляла дома. Он подтягивал материал, просто отдыхал. Он у меня мальчик самостоятельный, ответственный, я ему доверяла, знала, что проблем не будет.

Летом он поступил в вуз, теперь сам, без мамы будет свой учебный процесс контролировать.

Но я думаю, что в начальной школе и среднем звене надо поаккуратнее с тем, чтобы оставлять детей дома, это может отрицательно сказаться на учебе и мотивации. 

Какое бы решение и метод вы для себя и своего ребенка не выбрали, надеемся, что советы специалистов и родителей помогут. И уже со следующей четверти вашему ребенку будет проще садиться за уроки и ходить в школу.

Елена Середина

Заглавное фото: tvgazete.com

Источник: https://www.prizyv.ru/2019/12/rebenok-ustal-uchitsya-prichiny-i-vyhod/

Почему ребенок устает после школы и как ему помочь?

Дорогие друзья, здравствуйте. В разгаре учебный год, но вместо новых знаний и радостных открытий школьника преследует безразличие, усталость, апатия.

Что же с ним происходит? Неужели он не хочет учиться? На самом деле ваш малыш просто устает. Игнорировать такое состояние нельзя, иначе оно может привести к психологическим, а также физическим заболеваниям.

Так почему ребенок устает после школы, а главное, как ему можно помочь? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Ребенок устает после школы: основные причины усталости

Вспомните свои школьные годы… Отчего вы уставали за стенами школы? Я хочу выделить несколько основных причин:

  1. Постоянный гвалт, шум, крики, галдеж, которые иногда доходят до 100−150 децибел, причем не только на переменах, но иногда и на уроках. Специалисты давно доказали, что существует «шумовая усталость». За пару минут отдыха между уроками ребята не успевают отдохнуть, а наоборот, получают дополнительную порцию усталости.
  2. Вторая причина — это постоянные мини-стрессы. Из-за них организм ребенка находится постоянно в состоянии напряжения. Представьте периодические вызовы к доске, десяток звонков с урока на урок, дребезжание мобильных телефонов, очереди в туалет, столовую, упреки сверстников, потери ручек и прочее — это только минимальный набор стрессов. Мы, взрослые, иногда не выдерживаем таких проблем, а ребенок тем более. Естественно, к концу дня ваше чадо просто вымотано.
  3. В усталости могут быть виноваты неинтересные уроки. Не все учителя могут рассказывать так, чтобы деткам не было скучно. Если еще в первом классе все проходит в виде игры, то чем дальше, тем только хуже. Не засыпали ли вы от скукоты, сидя на последней парте на уроке истории или географии? От такого можно сильно переутомиться.
  4. Неправильно организованный распорядок дня тоже влияет на усталость школьника. В какое время вы ложитесь спать и сколько в общем спит ваш ребенок? Педиатры утверждают, что 7 летнему ребенку необходимо спать примерно 11−12 часов. По мере взросления школьника, от этого количества отнимаем по одному часу. Укладываться надо на ночной сон не позднее 21.30. Так во сколько вы спать ложитесь? Вот вам и ответ. Сейчас в некоторых школах детки учатся посменно, что также негативно сказывается на их состоянии.
  5. Нерациональное питание. Постоянные перекусы, бутерброды вместо горячего питания, булочки, пирожки, пиццы в школьной столовой… ребенок должен питаться правильно.
  6. Заболевания и недостаток витаминов. Увы, эти факторы затрагивают практически всех школьников, особенно в осеннее время.
  7. Недостаток свежего воздуха. В классах и коридорах редко открывают окна для проветривания. Представляете, чем дышит ваш ребенок в классе, когда там 30 человек?
  8. Психологические факторы. Иногда у ребенка в школе бывают конфликты с другими ребятами и учителями. Это сильно выматывает кроху в эмоциональном плане.
  9. Сильная перегрузка. Уроки, продленка, кружки, секции, домашние задания… К ночи ваш ребенок будет просто измотанным.

Сейчас многие родители хотят воспитать «гения» из своего ребенка, нагружая его по максимуму. Вводятся новые уроки, учебники заменяются компьютерами, сокращается количество уроков физкультуры. Опять же целый ряд кружков и секций. Вместо прогулки ребенок чаще садится на кровать с планшетом или ноутбуком. От всего этого и страдает ваше чадо.

Что делать родителям?

В первую очередь вам стоит определить причину утомления ребенка. Также советую пройти медицинское обследование, чтобы исключить патологии и заболевания.

Обратите внимание на то, что ест ваш малыш. Возможно, он не питается в столовой, покупая бесполезные перекусы. Попросите своего классного руководителя понаблюдать за тем, что ест школьник.

Дома старайтесь больше давать ему фрукты, овощи, рыбу, поговорите с ним о вреде и пользе определенных продуктов. Также посоветуйтесь с врачом о приеме поливитаминов.

Компьютерный образ жизни — проблема подрастающего поколения. Вам надо постараться заинтересовать ребенка активными видами спорта, прогулками, другой познавательной деятельностью.

Будьте сами примером для подражания: ходите вместе на фитнес, бассейн, театры, кино, музеи. Все эти виды времяпрепровождения только улучшат ваши отношения с ребенком, а также зарядят вас позитивом и хорошим настроением.

Также старайтесь сделать так, чтобы школьник сам выбрал то, чем он хотел бы заниматься. Занятия «из-под палки» точно не смогут принести положительного результата.

Распределите внеурочное время школьника. Подумайте, а не слишком ли ваш ребенок нагружен? Куча кружков после уроков и недостаток времени для отдыха могут только навредить.

Полезные советы по планированию внешкольного времени

  • Помните об обязательной прогулке на свежем воздухе, которая должна длиться не менее 1 часа;
  • Контролируйте правильное полноценное питание ребенка;
  • Не перегружайте ваше чадо дополнительными секциями;
  • Ограничьте время перед компьютером или планшетом;
  • Узнайте о наличие проблем со сверстниками или учителями, чтобы исключить психоэмоциональную перегрузку.

Помните, дорогие родители, что часто жалобы на усталость не являются очередными капризами ребенка. Вам следует внимательно, с понимаем отнестись к его проблемам и выяснить причину их появления.

Школьная жизнь любого маленького человечка должна быть наполнена новыми открытиями, достижениями, полноценным развитием, общением и, конечно же, радостью, а не переживаниями с усталостью, и в ваших силах сделать эту жизнь прекрасной.

Рекомендую каждому родителю посетить Сайт детского психолога. Бесплатные консультации, семинары, тренинги, книги — это малая часть того, что есть на данном сайте. Здесь каждая мама и папа найдут идеальный подход к воспитанию счастливых деток.

Советую вам посмотреть видео об отдыхе с ребенком:

Ну что, дорогие друзья, понравилась статья? Советую поделиться ею с другими мамами школьников, которые, возможно, также не знают почему ребенок устает после школы. Также рекомендую подписаться на обновления блога и регулярно получать порцию новых и познавательных статей. Удачи вам!

Инесса Жебрякова

Источник: https://malishandriya.ru/pochemu-rebenok-ustayot-posle-shkoly/

Ребенок устает в школе: причины и план действий

  • Ваш маленький ученик приходит после школы вялый и жалуется на усталость?
  • Если это происходит чаще раза в месяц, стоит обратить внимание на его здоровье.
  • Многие родители считают, что ребенок просто не хочет идти в школу, поэтому придумывает отговорки об усталости.
  • Врачи же рекомендуют тщательно следить за самочувствием школьника и вовремя его корректирровать, потому что, согласно исследованиям, всего лишь 3% выпускников заканчивают школу без каких-либо патологий.

Причин ухудшения детского здоровья довольно много.

Отразиться на самочувствии могут как объективные факторы (плохая экология, снижение иммунитета и т.д.), так и субъективные (несбалансированное питание, неправильный режим дня, сильные учебные нагрузки, низкая физическая активность).

И если с объективными причинами справиться довольно сложно, то устранить субъективные – вам под силу.

Перегрузка в школе

Современная система образования стремится сделать из каждого ребенка гения, постоянно добавляя новшества в школьную программу. Родители лишь усугубляют ситуацию несколькими кружками и секциями в расписании отпрыска. Чрезмерные нагрузки могут привести к стрессам, неврозам, негативно отразиться на общем психическом и физическом состоянии школьника.

Врачи доказали, что существует прямая связь между количеством хронических заболеваний, приобретенных в школе, и интенсивностью учебной программы. Помните, что режим школьника нужно правильно организовывать, у него обязательно должно быть свободное время. Пусть кружки и секции ребенок выбирает сам, чтобы они эмоционально заряжали его.

Светлана Подорожняк, психолог: «Часто дети очень быстро устают в школе из-за того, что их слишком рано туда отдали. Ребенок может быть не готов к учебе даже физиологически. Проверить это можно, попросив его проставить точки в клеточки. В норме ребенок за минуту проставляет 70 точек.

Если результат ниже, то кости его руки еще не готовы к такой нагрузке. К тому же, к моменту поступления в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 вверху и 2 внизу. Биологическая неготовность к школе приводит к тяжелой адаптации, когда ученик быстро утомляется и не справляется с заданиями.

Дальше он может даже начать ненавидеть школу».

Школьные болезни

Довольно часто у детей с поступлением в школу появляются: нарушение работы пищеварительной системы (гастрит), проблемы со зрением (близорукость) и искривление позвоночника (сколиоз).

Причиной гастрита является несбалансированное и нерегулярное питание ребенка во время учебного года. Вы, конечно, можете проконтролировать завтрак дома, но вот рацион дня – практически невозможно.

Кто мешает ему на переменке сбегать за чипсами вместо предложенного в обед «невкусного супа»? Поэтому родителям важно донести до своего сорванца, насколько важны для его здоровья и самочувствия именно эти «невкусный суп» или каша.

Ограничьте карманные деньги ребенка до минимума, оплачивайте обеды в школе заранее, на ужин готовьте побольше овощей, кисломолочной продукции и поменьше жирной и тяжелой пищи.

Ухудшение зрения влечет за собой головные боли, усталость, снижение внимания. Нужно снижать нагрузку на глазные мышцы за счет вредного телевизора или компьютерных игр.

Позаботьтесь о том, чтобы уроки ребенок делал в хорошо освещенном месте, не читал лежа и чередовал зрительные нагрузки с физическими (дадут отдых глазам).

Время перед компьютером и телевизором ограничьте до 30-60 минут в день, кормите своего маленького ученика морковкой, рыбой, творогом, капустой, красными ягодами, зеленью. Также следите за осанкой во время домашнего задания, ведь неправильное положение тела тоже может снизить зрение.

Читайте также:  Симптомы кори у детей: признаки и лечение заболевания у ребенка

Читай также: Какие продукты полезны для зрения ребенка

Сколиоз, который приобретают в школе многие дети, касается не только эстетической или психологической проблемы, но и физической.

Только правильное положение тела, при котором мышцы напрягаются оптимально, способствует нормальной работе внутренних органов.

Поэтому так важно следить за тем, в каком положении ребенок сидит, выполняя домашнюю работу, или за компьютером. Выберите ему подходящий стол и стул.

Что касается осанки во время ходьбы – подскажите ребенку, в каком положении должно находиться тело. Ежедневно проделывайте одно упражнение: прислоните школьника к стене, прижмите к ней одновременно пятки, икры, ягодицы, лопатки и затылок.

Занимайтесь зарядкой для укрепления мышц спины – тело само будет подсказывать ребенку, как ему удобнее держаться. Если же ребенок будет сутулиться, то организм будет испытывать недостаток кислорода – отсюда и быстрая утомляемость, и снижение скорости мышления.

Мамочка-форумчанка Инга рассказывает: «Моя дочь абсолютно не хочет учиться. Говорит, что сильно устает, ничего не запоминает, болеет постоянно. Ленивая стала какая-то. Я даже не знаю, что с ней делать. Может, витамины какие попить?».

Мама Вера считает так: «Если ребенок устает, значит нужно сменить режим и приобщить ребенка  к спорту и частым прогулкам. Пересмотрите рацион, может, вы дочу свою перекармливаете или ей не хватает фруктов-овощей. К сожалению, нет волшебных витаминов, которые могли бы сразу наладить здоровье и самочувствие ребенка».

Иммунитет

Крепкий иммунитет позволит ребенку сохранить активность и бодрость духа. Чтобы поддерживать свой организм в тонусе, нужно заниматься спортом и принимать поливитамины.

Укрепят иммунитет и полезные продукты. Недостаток определенных микроэлементов замедляет мозговую деятельность, снижает внимание и ухудшает оценки в школе. Замените сладости на фрукты, обеспечьте ребенку достаточное количество белка, омега-3 жирных кислот, йода (все это есть в рыбе). Следите за тем, чтобы ребенок выпивал не меньше 1,5 литра воды в день.

Помните, что от вас зависит то, каким вырастет Ваш ребенок. Уделяйте ему как можно больше времени, интересуйтесь его проблемами и не откладывайте их решение «на потом». Через несколько лет проблема лишь усугубится, и справиться с ней будет гораздо сложнее.

Следите за здоровьем своего школьника – тогда он будет бодрым и здоровым, а хорошие оценки станут его постоянными спутниками.

Читай также: Талассотерапия: как повысить иммунитет ребенка

Источник: https://www.uaua.info/ot-6-do-9/zdorovye-ot-6-do-9/article-31950-rebenok-ustaet-v-shkole-prichiny-i-plan-deystviy/

Почему школьники сильно устают?

Не раз в школьные годы у меня возникала мысль, что я больна чем-то серьезным. Нет, я так думала не для того, чтобы испугать родителей и не ходить в школу. Такие мысли у меня возникали, потому что практически каждый день я чувствовала себя уставшей. Сильно уставшей. 

Сейчас это стало расхожей идеей – школьники перегружены, их здоровье под угрозой, надо уменьшать количество уроков и домашних заданий.  Знаете? Нет, не надо. Дело не в уроках и не в домашних  заданиях.

Если вспоминать школьные годы, то вот что странное становится понятным: сильно уставая изо дня в день в течение четверти, я довольно легко и без усталости справлялась со сравнимой, а то и большей нагрузкой в каникулы.

Обычный учебный день в старших классах – это 7-8 уроков в школе плюс 2 часа на выполнение домашних заданий дома.  И к ночи сил не было вообще. Хотелось уткнуться в подушку и плакать от усталости и жалости к себе.

Но наступали каникулы и случалось чудо! Я могла и 10, и 12 часов в день усердно заниматься той же математикой, чтобы нагнать отставание или отработать то, что не давалось, но при этом к ночи выжатой как лимон я себя не чувствовала. Почему?

Я поговорила на эту тему со своими бывшими одноклассниками и нынешними одногруппниками в колледже и убедилась в том, что описанная мной выше ситуация – не следствие моих индивидуальных особенностей, а очень распространенная штука.

Итак, почему же обучение в школе так выматывает? У меня есть несколько предположений, которыми я и хочу поделиться.

Уровень шума

В школе очень шумно. Мы, конечно, привыкаем и даже не очень замечаем этот постоянный шум на переменах, но он сказывается на нашей работоспособности. Ведь недаром людям, которые работают на производстве, рекомендуют надевать заглушающие наушники, и считают такую работу вредной. Вот обычный учебный день.

15 минут до первого урока и потом 7 перемен по 10-20 минут, всего 2 часа в день существования в очень шумных коридорах . В кабинеты ученикам заходить нельзя, потому что они проветриваются. В коридорах школы одновременно находится 800 человек. Даже, если они просто будут разговаривать, не будут кричать, вопить, визжать и хохотать, все равно будет шумно.

А где вы видели школьников, которые не орут и не визжат на переменах? 

Уровень стресса

«Спросят или не спросят?», «Сегодня контрольная,  а если трудный вариант?», «Ленка опять про меня гадость какую-то сказала, вон как они все ржут», «Тамара Петровна в плохом настроении, опять орать будет, а я на первой парте, вот на меня и будет», «Игорь снова наезжает на новенького. Вступиться? Тогда и я огребу.

Не реагировать? Так противно же», «А где моя тетрадь по физике?! Дома забыла? Или оставила где-то? Ох!» ну и т.д. Сколько стрессовых моментов происходит в течение одного школьного дня? Да десятки! Да, это все мелочи, но мелочи, которые вызывают эмоциональный отклик, иногда даже выброс адреналина.

И когда вот так каждый день, понятно, что за неделю устаешь так, что хочется натереть градусник и поболеть хотя бы три дня дома.

Резкое переключение

Сидишь ты на уроке литературы. Ольга Владимировна  рассказывает про Чехова, мы обсуждаем «Вишневый сад», спорим, приводим в доказательство цитаты, кто-то защищает Лопахина, кто-то жалеет Раневскую, в голове уже сами собой складываются строчки сочинения, которое ты уже рвешься написать… И вдруг звонок. «Все, ребята, закончим на следующем уроке в пятницу».

И ты идешь на химию. И первые 10 минут урока прикладываешь максимум усилий, чтобы выбраться из вишневого сада, чтобы перестать слышать удары топора и начать хоть как-то въезжать в то, о чем говорит учитель. И ровно в тот момент, когда ты полностью погрузился в тему, и даже задача вроде бы стала решаться, снова звенит звонок. И так 7-8 раз в день. Каждый день.

А уж если ты после урока физкультуры приходишь на математику, то даже попыток не делаешь понять то, о чем идет речь, – бесполезно. Мозг начинает нормально функционировать только к концу урока. 

И эти постоянные качели, когда ты то понимаешь, то не понимаешь, когда ты то в вишневом саде, то по уши в логарифмах, они тоже выматывают. А в голове остается каша, которую тебе вечером предстоит разбирать на составляющие ее части, раскладывать по полочкам.

Мне могут сказать, что так учились всегда, и в последнее время дети не стали громче кричать, учителя не стали чаще вызывать к доске, а уроки не стали короче. Да, это все так. Но 20-30-50 лет назад не было такого информационного поля, в которое мы постоянно погружены.

 К нашему школьному шуму, к нашим школьным стрессам и резким переключениям добавляется огромный массив информации, которую мы получаем из интернета в ежедневном режиме.

И не можем не получать, потому что это требование сегодняшнего дня – быть в курсе, быть в теме, кушать большой ложкой статусы, твиты, посты, комментарии и новости. Это то, от чего уже нельзя отказаться. 

Я не знаю, насколько я права в своих предположениях.

Сейчас я учусь в колледже, где нет маленьких детей, поэтому нет шума, где преподаватели видят в нас взрослых людей, поэтому моментов стресса очень мало, где у нас не уроки, а пары, длящиеся по полтора часа, поэтому нет резких переключений.

И хотя предметы у нас серьезные, требования в колледже высокие, а домашних заданий немало, я устаю существенно меньше. И по вечерам мне не хочется плакать в подушку от усталости и жалости к себе.

Смею предположить, что и учителя ощущают постоянную усталость по тем же причинам. Мы-то 11 лет отучились и ушли, а они всю жизнь так работают. Можно только посочувствовать. 

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/pocemu-skolniki-silno-ustaut

Повышенная утомляемость детей. Почему ребенок быстро устает?

Переутомление возникает вследствие чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка, нарушения режима дня, недостаточного пребывания на свежем воздухе, высокой температуры или повышенной зашумленности помещения.

Усталость сначала возникает в нервных клетках организма, а потом переходит на мышечную систему.

Для лечения усталости важно отследить условия жизни ребенка — домашнюю обстановку, атмосферу в школе, детском саду, в детском дворе и внести коррективы в процесс обучения и воспитания.

Как проявляется утомляемость ребенка?

  • Плач на пустом месте без видимых причин;
  • Ребенок начинает тереть глаза, активно зевать;
  • Движения рук и ног становятся неловкими и неуклюжими;
  • Общая вялость на фоне спада настроения;
  • Агрессивные реакции на вполне обычные явления (отказывается давать руку, отбирает игрушки и разбрасывает их);
  • Повышенная отвлекаемость, частная смена позы.

Почему одни дети устают быстрее?

Каждый ребенок по-своему реагирует на усталость. Некоторым детям свойственно зажаться в уголок, опустив голову, другие же отнюдь проявляют яркие эмоциональные реакции. Нужно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы понять истинную причину его поведения.

Почему же одни дети спокойно переносят некомфортные условия, а другие с трудом к ним адаптируются. Давайте разберемся в этом вопросе, определив, от чего зависит выносливость детей.

  • Во-первых, уровень выносливости определяется возрастом ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее ему привыкать к меняющимся условиям, так нервная система еще неустойчива.
  • Во-вторых, от темперамента, заложенного природой. Дети с меланхолическим и холерическим типами темперамента устают гораздо быстрее, нежели дети-сангвиники и флегматики.
  • В-третьих, от состояния физического здоровья и крепости иммунной системы. Ослабшие дети или дети после болезни быстро утомляются.
  • В-четвертых, от опыта ребенка, его тренированности. Так, если ребенок ведет активный образ жизни, посещает различные секции и кружки, участвует в развлекательных мероприятиях (театр, цирк и др.), ему гораздо легче перенести изменившиеся условия.
  • В-пятых, от того, насколько окружающие люди используют такие меры воспитательного воздействия, как похвала и одобрение.

Важно помнить, что утомление возникает как и из-за интеллектуальных перегрузок нервно-психической деятельности, так и из-за общей физической усталости и не соблюдения гигиены и распорядка дня. В каждом возрасте продолжительность умственной и интеллектуальной активности разная. Давайте отметим, какое количество времени необходимо отводить ребенку на активную деятельность в разных возрастах:

Читайте также:  Можно ли лук и чеснок при грудном вскармливании

Ребенок быстро устает, если с ним слишком долго занимаются без перерыва на отдых.

Устраняем причины высокой утомляемости

Справиться с появлением быстрой утомляемости ребенка поможет выполнение этих рекомендаций.

  1. Соблюдать режим дня.
  2. Ежедневно гулять на свежем воздухе.
  3. Проветривать помещение, в котором пребывает ребенок в течение дня.
  4. Разнообразить деятельность ребенка — включать в различные игры, знакомится со сверстниками;
  5. Соблюдать режим дневного сна — во время сна жизненные силы ребенка восстанавливаются. Но не стоит принуждать ребенка спать, достаточно просто полежать рядом с ним или почитать ему вслух.
  6. Чередовать умственные и физические виды деятельности. Так, например, если ребенок активно складывал мозаику, необходимо сменить деятельность на подвижную игру, например, покидать мячик.
  7. Не рекомендуется резко отрывать ребенка от занятия. Так, если ребенок рисовал любимого персонажа из мультфильма, а вам уже пора ужинать, то нужно заранее предупредить об этом ребенка и дать время на завершение.
  8. Нужно дозировать доступ ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми.
  9. Важно осуществлять разнообразие досуга ребенка — по возможности посещать занимательные и спортивные кружки, секции, ходить в цирк, зоопарк и др.

Если утомление возникает слишком часто, то такое состояние может привести к серьезным нарушениям поведения, снижению успеваемости в школе и даже задержке психического развития. При регулярной усталости возможно возникновение синдрома хронической усталости, которая не проходит даже после сна.

Такие синдромы сопровождаются потерей интереса к играм или школе, жалобами на головную боль, потерей аппетита.

Если утомление длится более двух недель, у ребенка появились темные круги под глазами, он испытывает трудности засыпания или же, наоборот, сон очень долгий и частый, то необходимо обратиться за консультацией детскому психологу или терапевту.

Екатерина Афанасьичева.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Источник: https://pedsovet.su/publ/108-1-0-5143

Ответы@Mail.Ru: Ребенок сильно устает в школе

Во-первых, режим!На ватмане вместе с ребенком начертите весь день разноцветными фломастерами — когда что делать — и четко следовать расписанию.Этот прием создаст у ребенка ощущение комфортности, уверенности в себе, заодно научит важной функции планирования.

Во-вторых, разумно чередовать нагрузки интеллектуальные и физические, продумать СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ отдых с Вашим участием.Больше общайтесь с ребенком, будьте в курсе его проблем и переживаний.
В -третьих, есть смысл поговорить с педагогом о нагрузках.Не ставьте успеваемость ребенка выше его здоровья.

Хроническая усталость и переутомление чревато нарушением психического здоровья.
В- четвертых, питание — д.б. разнообразным, богатым йодом (морепродукты) + витамины и здоровый сон!

Свяжитесь со мной-подскажу.

Попробуйте ложить его в обед спать,а вечером уже делать уроки.Просто нужна какая то разгрузка.

давать побольше витаминов и следить за его правильным питанием

На каникулах — обязательно санаторий. Врачу показать стоит, витамины попринимать, спортом позаниматься, чаще гулять. Может, его в школе ребята обижают… Может, стоит ему помочь в выполнении уроков.

Гулять с ним в выходные на свежем воздухе и витамины есть макровит — для снития усталости, помогают только дозоровку не переборщите

не профессионал конечно в области детей, но думаю комплекс поливитаминов и наверное побольше фруктов, содержащих глюкозу (соответственно, гликоген для мозгов)
наверное надо бы какой-нибудь спорт кружок, но если на самом деле все так тяжело, то можно и потерпеть…

давать ребенку витамины и утром делать белковый тонизирующий коктель. В школе нагрузки у всех одинаковы, значит вашему ребенку не хватает сил просто в физическом плане, а не от нагрузки школы.

витамины ему дайте попить, это не обязательно от перегрузки усталость

Ложите пораньше в постель. Пусть он не сразу заснёт,зато расслабится,отдохнёт.Побольше фруктов,овощей.

Во-первых сходить к врачу быстрая устоваймость часто признак серьезных заболеваний.А во вторых пропейте курс витаминов.Сейчас зима взрослым то витаминов не хватает и они устают,а дети подавно тем более они растут.А поход врачу не откладывай

Переводите ребенка в другую школу. Если качество так себе. Найдите хорошего семейного психолога. Который подберет тип обучения. У меня дети учатся на семейном ( первые четыре года учились в обычной школе) Небо и земля! качество выше в сорок раз! Усталости и болезней нет! На музыкальную школу вагон времени!

А может, причина психологическая? если врач не найдёт причин для беспокойства, может, обратиться к психологу?
Посмотрите здесь интересные статьи на эту тему [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Попробуй подавать ему «Биокальций для детей»- у детей практически у всех сейчас недостаток кальция, а тот который мы в них «впихиваем» типа «творог кальцинированный» организмом не усваивается, поэтому так и происходит — быстрая утомляемость, плохой сон, снижение памяти, частые простуды. Нужно кальций в ионной форме. 1/3 пакетика на 100 мл. воды за 30 минут до завтрака. Даже лучше не с водой , а с настоем шиповника.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/1567474

Нагрузка в школе или когда ребенок устает, что делать?

Нагружать всё больше нас стали почему-то.
Нынче в школе первый класс – вроде института.
Я ложусь в двенадцать спать, силы нет раздеться.
Вот бы сразу взрослым стать, отдохнуть от детства.

То ли ещё будет, то ли ещё будет, то ли ещё будет, ой-ой-ой!

В 1978 году впервые прозвучала «Песенка первоклассника» на слова Игоря Шаферан, музыка Эдуард Ханок в исполнении Аллы Пугачевой.
 
Сколько лет прошло с тех пор? Года летят, а проблемы остаются! И не только не решаются, но еще и усугубляются. С каждым годом требования, которые выдвигает система образования к школьникам, становятся выше и выше, а школьная программа труднее и труднее.
 

Куда деваться бедным детям и их родителям? Можно ли в такой ситуации все успеть, не потеряв качество знаний и сохранив здоровье? Почему в современной школе так трудно учиться?

Нагружать все больше нас…

Раньше, не так много лет назад, родители старались записать ребенка во все престижные кружки. Сейчас тоже немало тщеславных родителей, которые и в спецшколы с различными уклонами отдают своих чад. Речь сейчас не об этом.

Дело в том, что нагрузка в школе, просто сумасшедшая! И это касается в первую очередь учеников младших классов.
Каждый год ученикам вводят все новые и новые предметы. Дети помимо школьных занятий занимаются в различных секциях и девочки, и мальчики.

Модно заниматься восточными единоборствами, тайским боксом, да и танцами восточными тоже. Но в школе ввели третий час физкультуры.
 
Вышивать крестиком, смастерить домик для кошки, слепить из пластилина слоника, бесспорно полезно. Поэтому добавлен урок технологии.

 
А история религии или основы светской этики в младших классах? Интересно! Но нужно ли это 7-8 летнему малышу? Для религиозного воспитания есть мечети, церкви, синагоги.
 
Во многих школах есть и дополнительные факультативы по психологии, актерского мастерства, компьютерные, шахматы.

Да всех и не перечислишь! Это все очень даже здорово!
 
И, безусловно, для общего интереса это даже очень полезно, но в сутках всего 24 часа! А детям и уроки еще учить, да с родителями не мешало бы пообщаться, не говоря уже о сверстниках. Когда ребенок устает, ему уже не до общения.

Вот такая школьная нагрузка, да еще и требования родителей ложатся на юные головы!

Нагрузка в школе может привести к неприятным последствиям

К чему приводят последствия необъятных знаний, или большая нагрузка в школе? Нетрудно догадаться!
Многие дети к 10 годам теряют интерес к учебе, не говоря уже о каких-либо достижениях. Когда ребенок устает, и устает постоянно, развивается синдром не успешности, и начинают развиваться частые и различные заболевания.

Здоровье детей за последние десять лет катастрофически ухудшилось. Многие школьники страдают гипертонией, хроническими заболеваниями и даже психическими расстройствами.

  • Изменить школьную программу родителям не удастся, это не в их компетенции, но помочь малышу преодолеть все тяжести нелегкой школьной жизни, по плечу любому родителю.
  • Что нельзя оставлять без внимания или тревожные симптомы
  • Дети все индивидуальны, но все же есть общие черты, по которым можно определить, когда ребенок устает.
  • Родители должны обратить внимание если:
  • Произошли изменения в поведении ребенка. Малыш стал раздражительным, беспокойным, плаксивым. Очень быстро утомляется, особенно при ярком свете, шуме, духоте. Нарушаются контакты не только с родителями, но и со сверстниками.
  • Малыш стал часто болеть. Участились жалобы на головную боль, беспричинно поднимается температура.
  • У ребенка наблюдается нарушение сна: плохо засыпает, сон беспокойный, а иногда наоборот чрезвычайно глубокий.
  • Ухудшается почерк, при письме ребенок делает много ошибок, причем глупых.
  • Иногда бывает нервное перевозбуждение. Проявляться оно может даже в неумении расслабиться.

Что предпринять родителям от усталости ребенка

Нагрузка в школе, ребенок устает, что делать? Прежде всего, подумайте и грамотно составьте для ребенка режим дня. Хорошо было бы написать красочно распорядок дня и повесить его в комнате малыша. Больше общайтесь с ребенком, будьте в курсе его переживаний, меньше нагружайте дома, и больше гуляйте с малышом.

Самое главное не убрать нагрузки из жизни малыша, а сделать оптимальными.

Если ваш ребенок учится в спецшколе с углубленным изучением какого-нибудь предмета, к примеру, математической, попробуйте оценить правильно обстановку, и возможно лучше будет, если вы переведете малыша в обычную школу.

Постарайтесь больше уделять внимания своему дитю и помогайте ему во всем, в особенности с выполнением домашнего задания. Больше общайтесь, разговаривайте.
Но не позволяйте брать в школу электронные игрушки.

Да и дома пусть лучше больше гуляет на свежем воздухе, чем нажимает на кнопочки, пусть даже познавательной игры.

Чаще хвалите малыша, а на выходные давайте хорошо выспаться.

Крайние меры от школьной нагрузки

Большая нагрузка школьной программы или когда ребенок устает и от этого у него начались проблемы со здоровьем, можно решить официальными способами. К примеру, уменьшить время пребывания в школе.

Что можно сделать:

  • По рекомендации врача, можно взять дополнительный выходной для ребенка.
  • Можно перевести на индивидуальное обучение
  • Можно написать заявление на имя директора школы, и перевести на экстернат.

Экстернат — это форма обучения, которая предполагает самостоятельное обучение и сдачу потом экзаменов.

Экстернатом можно проходить один или несколько предметов.
Главное любите своего ребенка, и доверяйте ему. Ребенок должен чувствовать вашу любовь и доверие, и твердо знать, что вместе вы сила!

Успехов Вам!

Источник: https://po-zhenski.ru/ya-mama/nagruzka-v-shkole-ili-kogda-rebenok-ustaet-chto-delat

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]