На Руси розги всегда были неотъемлемым атрибутом воспитания, причём в крестьянских семьях детей секли не только за провинности, но и порой просто для профилактики. Сегодня времена изменились, однако многие родители до сих пор используют физическое наказание, чтобы заставить ребёнка слушаться. Чем опасны такие меры? Что является альтернативой рукоприкладству?
Чем вредно силовое воздействие для ребёнка
К физическому наказанию ребёнка относится прямое использование взрослым своей силы с целью повлиять на детское поведение.
Для этого может использоваться не только непосредственно телесный контакт (удары, щипки, дёрганье за волосы и пр.), но и самые разные подручные средства: пресловутый ремень, тапки, полотенце, веник.
Сюда же можно отнести меры, унижающие достоинство ребёнка: стояние в углу, кормление через силу, резкое дёрганье за одежду и пр.
Физическое наказание — это и непосредственно телесный контакт, и использование подручных средств вроде ремня
Все эти способы в конечном счёте преследуют одну цель — продемонстрировать свою власть над малышом, указать на его слабость и даже причинить боль.
В быту распространено мнение, что лёгкая трёпка по отношению к ребёнку приносит пользу, а «метод кнута и пряника» довольно эффективен в воспитательном плане. На самом же деле телесное наказание не может принести никакой пользы, а только вред ребёнку.
Прежде всего, это потенциальный физический ущерб. Взрослый часто не рассчитывает силу удара, особенно если ребёнок маленький (некоторым родителям трудно остановиться в таких ситуациях).
В результате у малыша остаются синяки, а в более тяжёлых случаях — большие гематомы, переломы, разбитый нос, повреждения внутренних органов и пр.
При неудачном стечении обстоятельств не исключён и летальный исход, например, если ребёнка толкнули, и он ударился головой об острый угол мебели.
Во времена моего детства у нас в подъезде жила многодетная семья — у них была старшая дочь-подросток, а остальные пять или шесть детей — малыши-погодки. И однажды мать, наказывая одну из маленьких девочек, стала её «трепать» и непредумышленно толкнула. Ребёнок упал виском на угол стола и умер.
В результате женщину посадили в тюрьму, отец семейства сразу куда-то пропал (семья была не очень обеспеченная и благополучная, как это часто бывает), а малышей отправили в детский дом.
Через несколько лет в квартире стала жить старшая дочь, а спустя ещё какое-то время вернулась и мать из заключения, однако остальных детей я так больше и не видела.
Даже если у крохи не остаётся заметных повреждений (например, его просто постоянно шлёпают по попе), то вред от рукоприкладства для его психического здоровья может быть непоправимым:
- Появляется вполне обоснованный страх перед родителем, который осложняется двойственными чувствами: малыш и любит, и ненавидит папу или маму. Со временем такая раздвоенность часто перерастает в невроз.
- Происходит задержка общего психического развития, появление различных неврологических проблем (как заикание, нервные тики, ночные кошмары и пр.).
Физическое наказание может спровоцировать неврологические проблемы, например, нервный тик
- Регулярно происходит грубое вторжение в личное пространство ребёнка. В будущем это чревато коммуникативными проблемами: человек испытывает страх прикосновений, недоверие к людям, а значит, и сложности в личной жизни.
Из-за регулярного вторжения в личное пространство в будущем у ребёнка может развиться страх прикосновений и трудности с коммуникацией
- В детской голове подсознательно откладывается определённая модель поведения. И в 90% случаев такой человек, уже будучи сам родителем, станет так же поступать со своими детьми.
- Доминирование взрослого порождает у крохи низкую самооценку. Некоторые начинают думать, что заслуживают такого отношения. В будущем такой человек не пытается отстаивать своё «Я», подчиняется мнению и желаниям окружающих. Другой вариант — озлобление, вынашивание плана мести, причём его объектами могут стать совершенно посторонние люди (так появляются маньяки).
Доминирование взрослого порождает у ребёнка низкую самооценку — вырастает неуверенный в себе человек, который подчиняется мнению окружающих
- Ребёнок чувствует себя одиноким, никому не нужным (ведь его бьют самые близкие люди). Особенно опасны такие чувства в подростковом возрасте — сын или дочь может наделать много глупостей: связаться с дурной компанией (в надежде, что хоть там найдёт понимание), начать употреблять алкоголь, наркотики. Самое страшное — это, конечно, попытка суицида.
Чувство одиночества часто приводит подростка в плохую компанию, он может попробовать алкоголь, наркотики и даже предпринять попытку суицида
- У малыша складывается убеждение, что все конфликты в жизни нужно решать посредством физической силы. С годами все люди будут восприниматься только как «жертвы» либо «агрессоры». Например, женщины, которых били в детстве, интуитивно выбирают себе неуравновешенных мужей, которые так же будут поднимать на них руку.
Дети, которых били в детстве, часто воспринимают всех как агрессоров и жертв, женщины могут интуитивно выбирать себе в мужья агрессивных мужей
Американские учёные провели исследования и выяснили, что люди, которых в детстве регулярно физически наказывали, имели сниженные интеллектуальные способности (были повреждены центры ЦНС, отвечающие за речь, переработку информации и пр.). Кроме того, у жертв детского насилия была выявлена склонность к сахарному диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям, артриту.
Физическое наказание как воспитательная мера, конечно, оказывает видимый эффект в конкретной ситуации. Ребёнок начинает слушаться — начинает вести себя согласно требованию родителя, но это основано исключительно на страхе, но никак не на уважении или осознании своего неправильного поведения.
Однако часто результат является кратковременным: многие упрямые дети вначале боятся шлепков, одёргиваний и пр., но затем адаптируются к ним и продолжают «трепать нервы» родителям.
Кроме того, нужно помнить, что со временем ребёнок подрастёт и может начать давать сдачу (особенно если рукоприкладство использует мать-одиночка).
Видео: психолог объясняет, почему бить своих детей — подло
Что говорит закон
Нужно знать, что бить своего ребёнка запрещено и с точки зрения закона, ведь это действия, направленные на причинение вреда здоровью другого человека. В российском Уголовном кодексе предусмотрены соответствующие статьи:
- побои — ст. 116;
- истязание — ст. 117;
- умышленное причинение вреда здоровью: повлёкшее тяжёлый вред — ст. 111, средней тяжести — ст. 112, лёгкий вред — ст. 115.
Уголовное дело можно возбудить, если у ребёнка есть следы побоев или же есть свидетели избиения (второй родитель или кто-то ещё).
Избиение ребёнка запрещено и законодательно, ведь это действие, направленное на причинение вреда здоровью другого человека
Кроме того, согласно с. 156 УК РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей могут использоваться различные меры наказаний: начиная от штрафа и заканчивая лишением свободы.
Видео: ответственность родителей за преступления в отношении своих детей
Альтернативные способы воздействия на ребёнка
Многие родители не понимают, что наказывая ребёнка физически, они демонстрируют не свою силу, а, наоборот, слабость. Банальная отговорка «по-другому он не понимает» свидетельствует о полном непонимании детской психологии. Всегда можно найти альтернативу физическому насилию, каким бы упрямым ни был ребёнок:
- Важно выяснить мотив поступка. Возможно, малыш сломал вещь не из-за своей безалаберности — он хотел выяснить её устройство.
Всегда нужно выяснять мотив поступка, например, ребёнок разобрал игрушку, чтобы узнать её устройство, а не просто сломал
- Если малыш расшалился, нужно увлечь его каким-то увлекательным занятием. Конечно, для этого придётся пожертвовать частью своего драгоценного времени, например, оторваться от ноутбука и сделать поделку вместе с сыном или дочерью. Даже уборку игрушек можно превратить в забавное соревнование — кто первый наполнит свой ящик. Ведь очень часто непослушному ребёнку просто скучно, элементарно не хватает родительского внимания.
- Наказанием за провинность может быть лишение на время любимого занятия (прогулка на детскую площадку, провести один день без планшета). При этом взрослому важно доводить начатое до конца, держать своё слово, иначе ребёнок не будет воспринимать его серьёзно.
В качестве наказания можно на время лишить ребёнка любимого занятия, например, похода на детскую площадку
- Показать своё недовольство. Иногда ребёнку и невдомёк, что своим поведением он очень расстроил маму. Нужно обязательно рассказать малышу о своих чувствах и выразить надежду, что в будущем он поведёт себя иначе («ты ведь хочешь порадовать меня?»).
Нужно показать ребёнку своё недовольство, чтобы он понял, что своим поведением расстроил маму
- С раннего возраста приучать нести ответственность за свои поступки. Например, вымазал стол клеем — нужно взять тряпку и почистить его. Проблема будет решена, а ребёнок станет более самостоятельным.
Как взрослому успокоиться самому
В моменты детского непослушания взрослому очень важно самому взять себя в руки, чтобы не допустить рукоприкладства. Совладать с эмоциями помогут различные способы:
- поставить себя на место ребёнка, которого бьёт самый близкий человек, представить себе его чувства;
- задать себе вопрос: почему я не бью соседей, которые мешают своим шумом, или раздражающего самодура-начальника (получается, что собственное чадо хуже всех этих людей);
- уйти в другую комнату и там досчитать до десяти;
- умыться холодной водой;
- поделать медленные вдохи и выдохи;
- съесть плитку шоколада, выпить успокаивающего чая, настойки пустырника или валерианы (у каждого свой вариант).
У каждого есть свои способы успокоиться и справиться с эмоциями
Физическое наказание — совершенно неприемлемый метод воспитания, способный нанести непоправимый ущерб детской психике. Послушание должно основываться на неуважении родителя, но не на страхе перед ним. Взрослому нужно пытаться понять психологию поведения своего чада и использовать более адекватные методы воздействия. Причём очень важно уметь самому уметь успокоиться.
Источник: https://babyzzz.ru/parents/kids/26129.html
Можно ли бить детей
И все-таки вы сомневаетесь: можно ли бить детей? Многие психологи в интернете придерживаются мнения, что нельзя. Но приходится верить на слово — никто не утруждает себя объяснениями, почему это так.
1 1876 25 Апреля 2019 в 19:06
Старый дедовский ремень, проверенный временем подзатыльник и просто шлепок по пятой точке — соблазн воспользоваться этими средствами привлекает многих родителей. Почему?
- — Иногда просто не выходит унять ребенка другим способом.
- — Многие утверждают, что выросли нормальными людьми именно благодаря физическим наказаниям.
- — Советчики уверяют, что, если не наказывать вовремя, ребенок вырастет неуправляемым.
- И все-таки вы сомневаетесь: можно ли бить детей?
Многие психологи в интернете придерживаются мнения, что нельзя. Но приходится верить на слово — никто не утруждает себя объяснениями, почему это так.
В этой статье вы получите развернутый ответ на вопрос, как именно физические наказания влияют на развитие малыша. Сможете принять осознанное, обоснованное решение, насколько оправданы такие последствия.
Можно ли бить детей в целях воспитания: что происходит при физическом наказании
До пубертата развитие малыша полностью зависит от окружения. С мамой у него особая психологическая связь: от нее он получает чувство защищенности и безопасности. Это базовое условие, без которого развитие ребенка нарушается.
При физических наказаниях любой малыш утрачивает чувство защищенности и безопасности. И получает гарантированную психологическую травму.
Последствия зависят от врожденных качеств и свойств, заложенных в нем природой. Примеры рассмотрим ниже. Но бывает ущерб, который в одинаковой мере срабатывает для каждого.
Можно ли бить детей по голове
Например, широко известный подзатыльник. На первый взгляд невинное наказание. Речь не идет о том, чтобы нанести всерьез черепно-мозговую травму! Так, просто поучить, на место поставить, чтоб не зарывался. Но редко кто бывает в курсе последствий такого наказания.
Кости черепа у малышей еще податливы и эластичны. Ударная волна смещает основание мозга вместе с прилежащими к нему обонятельными луковицами. Утрачивается связь наружных рецепторов с обонятельными нейронами. Подробно этот механизм описан в статье Секрет подзатыльника. Как мы бессознательно бьем по самому больному месту.
Последствия такой травмы редко обнаруживаются сразу. Как это отразится на судьбе ребенка?
Запахи до сих пор играют огромную роль в нашей жизни. Подходящего партнера мы сначала «унюхиваем» именно по запаху, и только потом к нему возникает ничем не объяснимая симпатия. Ранжирование (попытка занять свое место в обществе) тоже происходит на запахах.
Битый по голове малыш, став взрослым, испытывает серьезные трудности с выбором подходящей пары и с тем, чтобы состояться в обществе. Конечно, ни один заботливый родитель не желает таких последствий.
Можно ли бить ребенка по губам
Причины, по которым малыш «получает по губам», разные:
- Иногда взрослые так пресекают его попытки все попробовать на вкус. Беспокоятся, чтобы чадо не получило отравление или инфекцию.
Оральную стадию развития проходят абсолютно все малыши: в этот период они все тащат в рот. Нет смысла бить по губам — достаточно просто не позволять брать опасные предметы. Оральная стадия проходит быстро, и малыш научится познавать мир другим способом.
Но есть ребята, у которых рот имеет особую чувствительность. Это обладатели орального вектора. Они дольше других могут тянуть все в рот, играть со слюной, пускать изо рта пузыри. Здесь важно знать, как правильно их развивать и воспитывать: удары по самой чувствительной зоне нанесут серьезный ущерб.
- Есть малыши, которые употребляют «туалетную лексику». Это повод не для наказания, а для серьезного анализа причин: такое состояние говорит о проблемах в развитии. Особенную тревогу и смятение у взрослых вызывают матерные слова в детской речи. Так и тянется рука дать по губам, чтобы сходу и навсегда пресечь эту гадость!
Впервые слышит мат еще дошкольник, он приносит его в семью из садика.
Мат — всегда о сексуальном. Но малыш еще не понимает смысла этих необычных слов. В смятении и возбуждении он бежит к родителям. Самая правильная реакция мамы — спокойно сказать, что это «взрослые» слова и он не должен ими пользоваться.
И переключить внимание на что-то другое. Если бить по губам и стыдить, во взрослом возрасте секс и парные отношения скрыто будут восприниматься человеком как что-то грязное, порицаемое, недостойное. Подробно об этом в статье Ребенок и матерное слово.
Как реагировать родителям?
Можно ли бить детей по рукам
Чаще других по рукам получают те ребята, у которых с рождения особо «хаптильные» ручки. Они хватают все, до чего могут дотянуться. В возрасте около года стартует ходьба, и маме становится непросто. Такой малыш исследует мир именно тактильным образом: любую вещь ему надо схватить, потрогать, пощупать.
Речь о ребятах с кожным вектором. Кожа — их сверхчувствительная зона. Любые прикосновения они чувствуют в разы ярче других. Они шустрые, подвижные, юркие, им не сидится на месте. Их притягивает и интересует все новое.
Такой малыш любит, когда его гладят, чешут, делают массажики. При физическом наказании маленький кожник испытывает мучительную боль, психический сверхстресс. Когда взрослые пытаются его шлепать и вообще бить любым образом — эта боль на порядки выше, чем у остальных.
Последствия физических наказаний для кожных малышей
При сверхстрессе мозг вырабатывает опиаты, чтобы погасить невыносимую боль. Боль — опиаты — внутреннее равновесие. Если физические наказания повторяются,со временем ребенок становится зависим от опиатов. Ведет себя провокативно: как специально «нарывается» на шлепки или ремень. Только после битья успокаивается — получил разрядку, свою дозу опиатов.
Это делает невыносимой жизнь в семье, но не только. Битый кожный малыш получает колоссальный ущерб для будущей судьбы:
- Возникает стремление к покраже, воровству (иногда клептомания). Это связано с тем, что социальная роль такого человека во взрослом возрасте — добытчик. Чтобы сохранить себя в условиях сверхстресса, психика слишком рано «запускает» процесс выполнения взрослой роли. Но добыть, заработать ребенок еще не может и начинает воровать.
- Скрытое стремление получать боль деформирует весь жизненный сценарий. Девочка с такой психологической травмой неосознанно выбирает в партнеры потенциальных садистов или другие варианты неблагополучных отношений, в которых страдает. У нее складывается сценарий на неудачу в парных отношениях. У мальчиков сценарий на неудачу проявляется в социальной реализации. При высоких амбициях такой человек патологически не способен достичь своих целей.
Мифы и легенды по поводу битья
Кожные ребята получают не только «по рукам». Часто взрослые не знают, как их унять и успокоить: малыш выглядит невменяемым, гиперактивным. Большинство вопросов — можно ли бить ребенка по попе, можно ли бить детей ремнем и каким-то еще образом — задают именно родители кожных малышей. Они пытаются найти хоть какие-то приемлемые формы наказания.
Но компромиссов тут нет: все кожные покровы такого ребенка имеют сверхчувствительность. Форма физического наказания не играет роли. Если вы не хотите нанести непоправимый ущерб развитию и судьбе ребенка — бить его нельзя.
Есть еще одна родительская попытка найти компромисс: взрослые часто спрашивают, можно ли бить ребенка по попе рукой или лучше ремнем и другими предметами.
Бытует легенда, что боль не должна наноситься именно рукой близкого человека, а неживым предметом — не так страшно. Наверняка вы уже поняли, что это тоже беспочвенный миф. Боль — это всегда утрата защищенности и безопасности.
Какие последствия это наносит хаптильному шустрику вы уже знаете. А другим малышам?
Последствия физических наказаний у разных малышей
Совокупные последствия зависят от полного врожденного набора векторов. Например:
- Обладатели зрительного вектора имеют огромный эмоциональный диапазон. У них переменчивое настроение, близко стоят слезы. Если физически наказывать таких ребят — они страдают страхами и фобиями, становятся истеричными и тревожными.
- Обладатели звукового вектора погружены в себя, это природные интроверты. Взрослые могут срываться, когда такие малыши попросту их не слышат, приходится многократно все повторять. Когда звуковик утрачивает чувство защищенности и безопасности — он уходит в себя еще глубже. Вплоть до потери контакта с внешним миром и психических заболеваний (шизофрения, аутизм). Особенно сильно на него влияет крик, которым частенько сопровождаются наказания. Он наносит непоправимый ущерб психике из-за особой чувствительности ушек маленького звуковика.
- Неторопливые, обстоятельные носители анального вектора от природы самые послушные и лояльные дочки и сыновья. Но когда они растут в некомфортном для себя ритме (их торопят, обрывают, подгоняют), то они бывают упрямыми, обидчивыми, спорщиками. И по этой причине попадают под горячую руку взрослых. При физических наказаниях у них формируется очень тяжелый жизненный сценарий: обида на мать. И уже взрослый человек видит весь мир в черном цвете: обижен на всех, думает, что ему везде недодали, не уважают, не ценят.
Любой малыш получает психологические травмы от битья. У современных ребят объем психики намного больше, чем у предыдущего поколения. И восприимчивость к любому воздействию намного тоньше. Так можно ли родителям бить своих детей? Просто знайте, что сегодня битые дети — это убитое будущее.
Как воспитывать без ремня, крика и шлепков
Психологические знания позволяют идеально вырастить развитых и реализованных членов общества. Например, при понимании, что перед вами маленький кожник, у вас не будет вопроса, можно ли бить ребенка по лицу или рукам. Вы будете точно понимать последствия боли и унижения. У вас будет альтернатива — точное знание, как правильно воспитать такого малыша.
В каждом векторе свои нюансы. Курс тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает гарантированные результаты, когда проблемное поведение малышей уходит навсегда и без всякого насилия. Начать можно с бесплатных вступительных онлайн-лекций:
«Я ЕЕ ПОРОЛА. Обожая свою дочь, я не могла ничего с собой поделать. Мой мозг застилала пелена. После я рыдала, обнимала ее, просила прощения, ощущая глубочайшее чувство вины. Но все повторялось. Результат получила после первого раза. Я прекрасно понимаю свою чудную девочку! И конечно же, и пальцем ее никто не трогает. И даже в перерыве между тренингами родила еще одну)) »
Анастасия Б., Пенза
Читать полный текст результата
«Я перестала физически наказывать сына, и он перестал меня бояться. Перестала кричать на него. И он ОТКРЫЛСЯ мне. Мы часто разговариваем, и он не вызывает у меня раздражения. Наоборот. Я люблю своего сына. Не потому, что он что-то делает или не делает, а потому, что он просто есть…»
Екатерина П., Луганск, Украина
Читать полный текст результата
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/t1-mozhno-li-bit-detej
По делу шлепать ребенка — можно — Психологос
Широкую популярность сегодня получила теория Мюррея А. Страуса, который доказывает, что наказание детей шлепками приводит к плачевным результатом в их взрослой жизни. Его доводы кажутся убедительными, но — только кажутся.
Никто из разумных людей сейчас не будет пропагандировать телесные наказания как единственно верный пути воспитания, речь не об этом.
Речь идет о страшилке «ужасный и непоправимый вред, наносимый психике ребенка от наказания детей шлепками», но эта страшилка, на которой настаивает Страуc, является мифом. Со Страусом спорит семейный психолог Джон К.
Роузмонд, уверенный, что данные об эффекте шлёпанья детей искажены и слишком раздуты.
На что опирается Роузмонд в своих рассуждениях?
(1) Страус в своих работах очень часто ссылается на исследования, подтверждающие, что дети, которые наказывались телесно, либо не отличаются от тех, кого не шлепали, либо имеют гораздо худшую судьбу, чем могли бы. Однако ни в одной работе, на которую он ссылается, нет доказательства прямой связи шлепанья и ухудшения жизни такого ребенка в будущем.
Довольно часто он так же приводит в пример свою работу, построенную на опросе студентов. Там молодые люди оценивали себя и рассказывали о своем детском опыте. Такое исследование можно привести только в качестве наблюдения, но никак не в виде работы, показывающей взаимосвязь шлепанья и каком-то влиянии на взрослую жизнь опрошенных.
По мнению Страуcа, если ребенка бьют, то у него развиваются антисоциальные тенденции. Но на самом деле, многие наши современники выросли в то время, когда родители не задавали себе вопроса о психологическом ущербе от шлепка по попе. Тем не менее, подавляющее большинство тех выросших детей живут вполне нормальной жизнью.
(2) Страус не отмечает различия между «бить» и «шлепать». Понятия схожие, но все же между ними существует значительная разница. Оба явления оцениваются Страусом как физическое насилие, и от родителей требуется равная ответственность за эти действия.
(3) Страус проводит параллель между шлепаньем в детстве и склонностью к насилию в будущем. Он считает, что ребенок не будет видеть разницы между любовью и болью. А, следовательно, «раз любит, то должен бить». Кроме того, пример родителей, спускающих свое раздражение и негативные эмоции на ребенка, может послужить развитию привычки точно так же реагировать на стресс, считает Страус.
Но возвратимся к опыту ныне взрослых людей, которые в подавляющем своем большинстве бывали-таки отшлепаны своими родителями. По теории Страуса, все эти люди должны бить своих супруг. Насколько широко в настоящее время распространена практика избиения жен? Ведь согласно постулатам Страуса, супруги должны быть избиваемы чуть ли не в 100% случаев.
(4) Страус часто выборочно цитирует работы.
Так, он довольно часто ссылается на работу Роберта Ларзелере, в которой он говорит, что объяснения родителей ребенку, за что он был отшлепан, значительно снижает риск негативных последствий для ребенка, но тем не менее, не устраняют его полностью. Хотя существует другая работа того же автора, в которой говорится, что тайм-аут и легкий шлепок по попе работают лучше, чем просто тайм аут, или просто шлепок.
(5) Шлепанье нельзя считать главным маркером, который влияет на все воспитание в целом. Ведь шлепки — это не просто изолированное действие, а обычно часть взаимодействия между родителями и детьми.
На самом деле, гораздо важнее именно общий стиль воспитания. Большая разница, кто дал по попе ребенку – любящий и поддерживающий родитель, или авторитарный и холодный, не признающий в ребенке человека.
И опять же, за что и в каких условиях ребенок получил этот шлепок? В чем была причина? Ребенок что-то не так сделал? Что именно? Не послушался родителей преднамеренно, или у него что-то не вышло по причине его возраста, или ситуация с его участием возникла невольно (мать спешила, а ребенок упал на дороге в лужу)? Или же родитель беспричинно разрядился на ребенке или поставил точку в своем неудачном взаимодействии с чадом?
(6) Страус приводит в пример исследования, связывающие физическое воздействие на подростков и их асоциальное поведение. Но и тут на самом деле неизвестно, на сколько эти вещи взаимосвязаны.
Какой стиль воспитания в целом имели данные семьи, ограничивается ли «шлепанье» подростка, только шлепаньем или есть какие-то другие виды насилия.
Какова личность подростков, которых шлепали родители? Были ли асоциальные тенденции в их поведении до фактов физического воздействия на них.
Мнения других исследователей
Роузмонд — не единственный критик теории Страуса. Джоэл Париже и Раймонд Жак считают, что связь между поркой и проблемами психического здоровья в будущем, возможно, отражает общие генетические причины.
Для того, чтобы объяснить результаты связи психических расстройств и шлепанья, надо учитывать, что родители, которые шлепают, могут быть психически больными (естественно, далеко не все, но они могут давать определенный перекос в статистике взаимосвязи психических расстройств и порки).
В 2009 году сам Страус уже не высказывал однозначного суждения о бесспорных плохих последствиях порки детей.
Так, комментируя свое последнее к тому времени исследование (о том, что дети, которых часто шлепали, имеют более низкий интеллект), Страус признается: не совсем ясно, что является причиной, а что — следствием.
Возможно, дети, которых шлепают, действительно развивают более слабые когнитивные (познавательные) способности. Но может быть и так, что имея более низкие интеллектуальные способности, дети чаще раздражают родителей своей несообразительностью — и потому их чаще наказывают.
Роузмонд считает, что движение против порки детей приобрело слишком большое влияние, и сторонники этой борьбы игнорируют все альтернативные мнения, избегая любых дискуссий на данную тему.
Сам он обращался в одну из организаций, представляющую движение против порки, для разъяснения слабых моментов теории, но не дождался никакого ответа.
И, действительно, если воспользоваться поиском Гугла, то запросы будут предлагать исключительно позицию Страуса.
И это еще не все. Хотя американская ассоциация педиатров в целом поддерживает Страуса, двое педиатров, Ден Трамбал и ДаБоуз Ревенел, внесли в это общее мнение раскол. Они приводят данные опроса более 100 американцев. В 4-х случаях из 5-ти опрашиваемые признали, что их шлепали в детстве — и выразили мнение, что им это пошло на пользу.
Конечно, такой опрос не может быть опровержением теории Страуса. Но в подкрепление своего мнения Трамбл и Ревенел предъявили дополнительные доводы:
(1) Взяв за основу работу Джона Лайонса, Рэйчел Андерсон и Дэвида Ларсона из Национального института исследований в области здравоохранения, авторы провели систематический обзор научной литературы, касающейся телесных наказаний.
Они обнаружили, что 83 % из 132 статей, опубликованных в клинических и психосоциальных журналах, были просто мнением, поддерживающем позицию редактора. А редактор, как правило, был за Страуса. Обзоры и комментарии лишены новых эмпирических исследований.
Кроме того, большинство эмпирических исследований были собраны методологически неверно, избирательно группируя последствия злоупотребления телесными наказаниями.
Исследования, собранные методологически более правильно, показали, что разницы между воспитанием при помощи шлепков и без шлепков практически нет. Очевидно, что нет и достаточных доказательств, чтобы осудить родительские шлепки и достаточных доказательств, и оправдать правильное использование этого вида воздействия.
(2) Вера в то, что «порка учит бить» за последнее десятилетие приобрела популярность, но тоже не поддерживается объективными доказательствами. Следует проводить различие между битьем и шлепками. Способность ребенка различать битье и дисциплинарные шлепки во многом зависит от родительского отношения к процедуре.
В медицинской литературе не существует никаких доказательств того, что мягкие шлепки по ягодицам непослушного ребенка любящим родителем учат ребенка агрессивному поведению. Таким образом, более важным вопросом представляется, как именно и в каких случаях используется порка, а не один только факт ее использования.
(3) Многие противники шлепанья детей утверждают, что порют ребенка только те, кто не может контролировать свои импульсы.
Одно из исследований, опубликованное в журнале «Педиатрия», показывает, что большинство родителей, шлепающие детей, не делают это под влиянием одного только импульса.
Они целенаправленно шлепают своих детей, веря в эффективность такого воздействия. Исследование показало, что нет существенной корреляции между частотой порки и гневом матерей.
(4) Реактивное, импульсивное шлепанье из-за потери контроля над гневом — безусловно, неверный путь воспитания, и не оправдывает телесное наказание. Но ликвидация всех видов телесных наказаний в семье не исправит все неблагоприятные жизненные сценарии выросших детей, и даже может привести к увеличению проблем.
Многие родители, отказавшись от шлепков, склонны использовать более дисфункицональные методы воздействия на ребенка – упрашивание, подкуп, потакание поведению и т.п. Это в итоге наносит больше вреда, чем пользы.
Не все родители готовы и имеют возможность вкладывать большое количество времени на решение иногда элементарных бытовых вопросов со своим чадом и идут на «быстрые способы», которые как раз и оказываются дисфункциональными.
(5) Любая дисциплинарная мера, физическая, словесная или эмоциональная, доведенная до крайности, может нанести вред ребенку. Практика родителей чрезмерно ругать ребенка и ситуация, в которой его ругает только один из родителей, наносит ребенку эмоциональный вред.
Чрезмерное использование изоляции (тайм-аут) на необоснованно длительные периоды времени может унижать ребенка и разрушать эффективность этой меры. Очевидно, что чрезмерное или неизбирательное физическое наказание является вредным и оскорбительным.
Тем не менее, управляемый и ситуационно обусловленный шлепок не является слишком вредной мерой.
(6) Все виды наказания первоначально вызывают разочарование и гнев ребенка. Усиление этого гнева зависит, прежде всего, от отношения родителей во время и после дисциплинарных воздействия, и способ его применения.
Любая форма наказания родителей в целях возмездия, а не в целях коррекции, может вызвать гнев и возмущение у ребенка. На самом деле, шлепок может остановить нарастание гнева непослушного чада и быстрее восстановит отношения между родителем и ребенком.
Использование термина «насилие» в отношении шлепков лишь углубляет терминологическую путаницу.
(7) Власть и контроль над ребенком порой необходимы для обеспечения безопасности, здоровья и правильного поведения.
Классические исследования по уходу за ребенком показали, что определенная степень власти, проявляемой родителями, и жесткий контроль, имеют важное значение для его оптимального воспитания.
Когда такая власть родителей проявляется в контексте любви и в интересах ребенка, то ребенок не будет воспринимать это как запугивание или унижение.
(8) Наказание шлепком — не является «насилием» по определению («применение физического воздействия для того, чтобы ранить или совершить насильственные действия над ребенком физического характера»).
Почему авторы, выступающие против порки, никогда не проводят различия между физическим насилием и мягким шлепком? Отсутствие этой разницы в их текстах позволяет предположить, что авторы используют эту ситуацию в пропагандистских целях, а не для прояснения вопросов.
Резюме
Таким образом, очевидно, что пока нет единого мнения о том, как должен воспитываться ребенок, и что принесет ему в случае шлепанья пользу, а что — вред. По этой причине каждый родитель должен ориентироваться на то, как он видит воспитание, и что будет полезно ребенку.
Действительно, существуют сложные и легкие дети. Некоторые легко включаются в обсуждение, другим обсуждение совершенно неважно, и они к нему не прислушиваются.
Противники шлепков должны обращать внимание на то, какие именно методы они используют в качестве «ненасильственного воспитания».
Не являются ли они дисфункциональными? Те же, кто считает, что от шлепка по попе ничего плохого не выйдет, должны обращать внимание, не шлепают ли они ребенка на пике своих эмоций, связанных с фрустрацией.
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/po-delu-shlepat-rebenka—mozhno
Почему нельзя шлепать детей: 8 весомых причин
Специалисты в один голос утверждают, что шлепать детей нельзя, поскольку рукоприкладство является не самым лучшим методом воздействия на ребенка. И все же многие взрослые уверены: проще один раз шлепнуть малыша по попе, чем много раз повторять, почему не следует что-то делать.
Сегодня мы обсудим доводы отечественных и зарубежных психологов, выступающих против физического наказания, и узнаем, почему нельзя шлепать детей.
Статистика неумолима – около 60% российских родителей время от времени применяют физическое воздействие по отношению к своим чадам. Безусловно, в большинстве случаев это не тяжелые побои, а пресловутые шлепки и подзатыльники, которыми мамы и папы щедро «одаривают» расшалившихся детей.
Почему же все-таки родители шлепают своих непослушных малышей? Потому, что это самый простой выход из ситуации.
Судите сами, нет необходимости искать причину плохого поступка, не нужно думать о детских эмоциях, подбирать другие способы воспитания. Шлепнул пару раз – и, кажется, конфликт исчерпан.
Давайте узнаем, что может произойти, если постоянно использовать физические наказания по отношению к малышу.
Почему нельзя шлепать ребенка?
Можно не соглашаться с психологами и сколь угодно долго уверять себя, что легкие шлепки и затрещины идут на благо детям, что таким нехитрым способом они быстрее поймут, что можно делать, а от чего стоит воздержаться. Однако это всего лишь самообман, и вот почему.
1. Ребенок учится через подражание
Если вы регулярно шлепаете свое чадо, подготовьтесь к тому, что однажды он ударит вас, приятеля по песочнице или домашнее животное.
В этом случае ваши слова о том, что «Нельзя драться» или «Не смей бить маму» не возымеют на него никакого действия. Малыш быстро усвоит, что большие могут обижать маленьких, а сильные – слабых.
2. Снижается самооценка
Самоощущение детей создают, прежде всего, их родители.
- Маленький ребенок еще не осознает причинно-следственные связи между шлепком и своим нехорошим поступком.
- Шлепнув в сердцах двухлетнего кроху за то, что он сломал машинку, вы не научите его аккуратности при обращении с вещами.
- Напротив, он станет считать себя плохим и будет думать, что сломанные игрушки для вас дороже, чем он.
«Меня ударили, я плохой и не заслуживаю любви», – так думают дети. И с каждым ударом их самооценка снижается все сильнее.
3. Ребенок привыкает к шлепкам
Вероятно, после первой взбучки малыш вас послушается и прекратит шалить. Однако не обольщайтесь, это произошло не потому, что он раскаялся и осознал, что поступил неправильно. Попросту ребенок испугался и хочет вернуть ваше хорошее расположение и любовь.
Если физические наказания стали обыденностью, дети начинают воспринимать их как неизбежность и не меняют собственное поведение.
4. Порка не учит внутреннему контролю
Дети, получающие от родителей «по первое число», не учатся управлять своими поступками.
Им нужно одобрение, человек, который говорил бы, что правильно, а что, соответственно, нет.
Такие дети живут по принципу: «Не буду это делать, иначе меня ждет наказание». А ведь гораздо важнее этические нормы: «Нельзя так себя вести, потому что это плохо».
5. Бить людей – это преступление
Физическое воздействие является применением силы, то есть действием неправильным и осуждаемым любым обществом, а порой и уголовно наказуемым.
Вы же не будете бить своего коллегу, который что-то сделал не так на рабочем месте? А чем ваше чадо отличается от других людей?
6. Расписывание в собственном бессилии
Главный аргумент взрослых – ребенок попросту неуправляем и не реагирует на другие доводы. Однако в этом случае проблема не в самом чаде, а в ваших взаимоотношениях и неумении справляться с детьми.
Раздавая подзатыльники, мама или папа расписывается в слабости и роняет тем самым свой авторитет в глазах ребенка.
А значит, детские провокации будут продолжаться.
7. Недоверие к родителям
Телесные наказания разрушают доверительные отношения между членами семьи, разбивают привязанность и любовь.
Согласитесь, сложно любить того человека, который вас шлепает.
Такой способ воспитания действенен лишь потому, что дети еще маленькие и не могут противопоставить родителям собственную силу. Иногда детские обиды переносятся во взрослую жизнь, мешая уживаться выросшим детям и постаревшим мамам и папам.
8. Снижение интеллекта
Между тем, американские психологи провели исследование, показавшее, что уровень интеллекта среди детей, которых регулярно шлепают родители, существенно ниже, чем у своих «небитых» сверстников.
Да и дисциплина и послушание лучше в той группе школьников, к которым взрослые относятся более лояльно.
Как удержаться от порки?
Допустим, вы поняли, что шлепать ребенка нельзя и решили отказаться от этого бесперспективного метода. А что же взять на вооружение? Предлагаем несколько полезных советов от опытных психологов.
- Нужно научиться договариваться с малышом. Представьте на его месте своего приятеля. Не будете же вы шлепать ремнем взрослого человека за то, что он, к примеру, мешает вам спать? Вы предпочтете выйти из комнаты, попросить его уйти, объяснить, что устали и т.д. Пробуйте поступить точно так же с ребенком.
- Не копите отрицательные эмоции. Дети частенько доводят до кипения своими шалостями. Если терпеть их, не озвучивать и не сердиться, то в итоге все может закончиться шлепком. Выражайте свои эмоции: «Твое поведение меня ужасно злит». Перестав копить в себе раздражение, вы научитесь разговаривать и объясняться с детьми, а значит, пропадет и потребность в шлепках.
- Ищите проблему в себе. Мы уже говорили, что порка не является проблемой ребенка. Это сигнал о психологическом неблагополучии родителей. Возможно, вы находитесь в состоянии стресса, не умеете справлять с гневом. Если вы слишком часто хватаетесь за ремень, лучший выход – обратиться к специалисту.
- Не считайте малыша точной своей копией. Иногда можно услышать, как родитель жалуется: «Я раньше отцу слова не мог сказать поперек, а мои-то совсем меня не слушаются!» Мама росла послушной и спокойной девочкой, а у нее рождается чадо с непростым характером? Ничего ужасного, посоветуйтесь с психологом, почитайте литературу по воспитанию «сложных» деток.
- Извиняйтесь перед ребенком. Каждый из нас – это живой человек, а не идеальное существо. Если сдержать раздражение не получилось, обязательно попросите прощение у своего чада за шлепок или подзатыльник. Расскажите, что вы разозлились не на самого малыша, а на его недостойное поведение.
Безусловно, в одной статье не рассказать, как, если не шлепаньем, воспитать малыша, привить ему нормы поведения, остановить истерики и капризы.
Рекомендуем обратить внимание на замечательную книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?». Это произведение также не дает исчерпывающих ответов, однако заставляет задуматься о переживаниях и внутреннем мире своего чада.
Итак, на вопрос, можно ли шлепать ребенка, большинство психологов уверенно отвечают: «Нет». Физические наказания часто не приносят положительного результата, а, напротив, нарушают детско-родительские отношения.
Задумайтесь на минуту перед тем, как в очередной раз шлепнуть непоседу. Возможно, в вашем родительском арсенале есть и другие методы воспитания, которые будут более эффективны?
Источник: https://mapapama.ru/children/psychology_baby/pochemu-nelzya-shlepat-detej
Ответы@Mail.Ru: Можно ли ребенка бить по попе?
главное не в попу, а то это уже статья УК РФ.
Бейсбольной битой и с размаху, чтобы почки сразу отбить!
да и по башке настучать, раз через попу не доходит
если он маленький то нельзя а если ему 8 9 или 10 то можно
До 5 лет можно шлепнуть, если ребенка совсем занесло. Я свою так в чувства привожу. После 5 просто не вижу смысла. Они уже все сами прекрасно понимают, и могут себя контролировать
Шлепнуть можно, ремнем — чревато, обида комплексы и все такое….
Не! Только снасакавголову
очень редко и только за дело)
Я считаю, что нет. Надо все в свое время ребенку объяснять что можно, а чего нельзя. Чем меньше ребенок, тем лучше. Будут слезы, будет крик, но надо твердо стоять на своем и объяснять спокойным голосом еще и еще раз, можно на примерах.
Но нельзя допускать того, что сегодня можно это, а завтра почему-то нельзя. Ребенок этого не поймет. Если ребенок начинает хныкать, просить чего-либо надо отвлечь, перевести на другой объект.
Вообще, воспитание ребенка-это очень тяжело, пока он сам не начнет осознавать свои поступки.
бить-нет. а вот шлепнуть можно… но только за действительно серьезную провинность..
Можно и нужно, не ремнем конечно а ладошкой и не со всей дури, а с умом, я считаю что должна быть с ребенком договоренность, например — два предупреждения, если не дошло — по попе, тогда деть на голову не сядет, а то сейчас модно стало все с рук спускать. объяснять что то, а потом плачут мол ребенок неуправляемый, если с мудростью воспитывать, то все хорошо будет)
нЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. эТО НЕ ПОМОЖЕТ, А ТОЛЬКО РАЗОЗЛИТ. сЛОВОМ НУЖНО УМЕТЬ ВОСПИТЫВАТЬ.
До рождения детей я с умным видом рассуждала на эту тему. Зарекалась НИКОГДА не бить детей и с пеной у рта отстаивала свое мнение. Теперь у меня два неуправляемых пацана, так что отвечаю на вопрос: НУЖНО, а не можно. Только это и помогает «собрать в кучу» деток, ведь ни игрушки, ни краски, ни вкусненькое их не усмиряет.
Единственное, что утешает: сама такой была, искала приключения, играла с мальчиками (девочки немного раздражали своими «соплями» ), ни минуты на месте не сидела. А муж был спокойным с пеленок, кстати, ничего не изменилось с тех пор: он умный, рассудительный, а я — огонь, вначале делаю, а уж опосля думаю.. .
Мораль: шлепайте, ничего с попами не случится, наши-то остались целыми!
Шлепки по заднице необходимы в воспитательных целях. Это даже полезно. Все- то тут словами договариваются, а потом удивляются, почему ребенок неуправляемый совершенно.
Ну судя по мамашкам, которых я вижу на улице, они своих детей херачат по всем местам и с дикой ненавистью. Но всё же не рекомендую следовать их примеру:)
Нельзя сказать однозначно: «шлепать нельзя» или «шлепать можно» . Чадо доводит вас до кипения. Вы терпите и стараетесь не сердиться, не кричать, не злиться. Но потом раздражение переливается через край, и все заканчивается шлепком. Вы себя ругаете. Не мучайтесь угрызениями совести.
Объясните ребенку, почему так произошло. Не бойтесь показать, что вы злитесь, что вы раздражены. Не стремитесь быть идеальной матерью, которая всегда улыбается. Малыш должен знать, что вы человек, у вас есть эмоции. Так и скажите: «Ты меня ужасно разозлил» . И объясните, чем.
Когда вы перестанете копить в себе злость и научитесь сразу все обсуждать и выяснять, потребность в шлепках отпадет сама собой. но если шлепки – способ общения, сыплются за любую провинность, а за серьезные проступки – порка? Это уже проблема. Причем не ребенка, а родителей.. .
удачи в воспитании.
Не надо, вместо этого лучше нормально объясните.
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/76822245
Можно ли бить ребенка по попе в целях воспитания? / Mama66.ru
Когда в семье появляется ребенок, родители обещают себе заботиться о нем и никогда не обижать. Но это непросто реализовать, ведь подрастая, дети начинают испытывать терпение взрослых непослушанием и шалостями. В такой ситуации многие папы и мамы задумываются о применении физического наказания и задаются вопросом – бить ребенка или не бить в качестве наказания за проступки?
Шлепки ремнем или рукой по попе – одна из популярнейших воспитательных мер и родители, использующие этот метод, не видят в нем ничего предосудительного. Действительно ли физическое наказание безопасно и облегчает воспитательный процесс? Чтобы это понять, рассмотрим его влияние на ребенка, а также возможные последствия.
Причины использования физического наказания в воспитательном процессе
Почему многие считают обычным делом воспитывать детей с помощью шлепков и подзатыльников?
Есть несколько причин, побуждающих родителей применять силу:
- «Наследственные» факторы. Если папа или мама в детстве сами подвергались физическим наказаниям, вопрос о том, можно ли бить детей в целях воспитания, зачастую даже не возникает. Они уверенны, что это – единственно правильный и возможный метод воздействия на ребенка, хорошо закрепляющий информацию, полученную в ходе поучительной беседы.
- Еще одним мотивом ударить ребенка становится вымещение собственных негативных эмоций от неудач, обид, проблем на работе. Бывает, что дети попросту попадают по горячую руку, ведь больше сорвать злость не на ком.
- Иногда причиной является нежелание тратить время на продолжительные беседы и многократное повторение правил поведения. Ведь всегда проще шлепнуть по попе, чем объяснять ребенку его неправоту и разбираться в причинах произошедшего.
- Порой к физическим наказаниям переходят от безысходности. Когда знаний родителей о процессе воспитания оказывается недостаточно и найти подход не удается, применение силы кажется единственным способом справиться с «маленьким монстром».
- Нестабильности психики. Люди, имеющие нерешенные психологические проблемы или какие-либо психические отклонения, могут бить детей и срываться на них без видимой причины. После, успокоившись, ударивший ребенка родитель жалеет о своем поведении, но все равно не может совладать с собою. В этом случае требуется проработка проблемы с психологом или иным специалистом.
Что является физическим наказанием?
Применять физическое наказание не обязательно значит избивать ребенка. Под это понятие попадают все воздействия с применением силы – грубое дерганье за руки или одежду, толкание, подзатыльники, насильное кормление или, наоборот, лишение еды.
Не важно, берет ли родитель в руки ремень или использует другие подручные средства (полотенце, тапок и т. д.). Любые действия, направленные на то, чтобы причинить боль, продемонстрировать свою власть и физическое превосходство, оставляют свой след в душе ребенка.
Можно ли бить детей?
Как правильно бить ребенка и стоит ли вообще это делать? Мнения родителей в этом вопросе сильно расходятся. Одни всецело «за» физическое наказание в разумных пределах, другие – находят массу аргументов «против».
В пользу применения более мягких мер воспитания свидетельствуют следующие факты:
- Любые методы физического воздействия не способствуют лучшему усвоению информации. В детстве способность человека хранить воспоминания менее развита, поэтому наказание и события, приведшие к нему, в любом случае забываются достаточно быстро.
- Шлепки по попе – унизительная процедура, вызывающая у ребенка гнев и обиду, кажущаяся ему несправедливой, а потому отнюдь не побуждающая его осознать свой проступок.
- Применение физического наказания снижает значимость ваших слов для детей. То есть, если вы начали это практиковать, то все, что действовало на ребенка раньше, перестанет служить для него останавливающим фактором. Это значит, что придется применять силу снова и снова, так как другие аргументы не будут восприниматься всерьез.
К тому же, негатив, возникающий у детей в ответ на физические наказания, нередко ведет к новой волне непослушания и желанию делать «назло». После такого поведения ребенка бьют снова. Так формируется круговорот семейного насилия.
Последствия
Физическое наказание не проходит для ребенка бесследно. Это утверждение особенно верно, если речь идет о систематическом применении силы в воспитании.
Вот несколько фактов, объясняющих, почему нельзя бить детей:
- Постоянный страх перед родителями, возникающий в результате физических наказаний, со временем приводит к развитию невроза. На фоне него ребенок испытывает сложности в общении со сверстниками, становится неуверенным в себе.
- Повзрослев, такие дети имеют сильно заниженную самооценку, что мешает им реализовать себя в карьере и личной жизни.
- Ребенок на всю жизнь запоминает, что прав тот, кто сильнее. В дальнейшем, этим принципом он будет пользоваться и сам, проявляя жестокость к слабым.
- Дети, которых воспитывали с применением силы, в большинстве случаев повторяют этот сценарий, создав собственную семью.
- Регулярные физические наказания снижают способность детей концентрироваться на учебе. Так нужно ли с ремнем стоять над ребенком, пытаясь повысить его успеваемость в школе?
- Каждый эпизод избиения отдаляет ребенка от родителей, разрушая близость и доверие, лишает самых близких людей взаимопонимания. В итоге, когда малыш вырастет, едва ли он захочет заботиться о постаревшем отце или матери.
- Согласно статистике, более 90% преступников в детстве подвергались физическим наказаниям и насилию со стороны родителей. А вы ведь не хотите воспитать маньяка?
- Последствием унижений в семье становится чувство ненужности и одиночества. В таком состоянии ребенок легко может попасть под влияние сомнительных людей, проявивших к нему интерес. Результат этого – плохие компании, раннее употребление алкоголя, наркомания, втянутость в преступные группировки.
Кроме того, в порыве эмоций легко не рассчитать силы. Попавший под горячую руку ребенок может упасть, удариться об острый предмет и получить тяжелые травмы, иногда несовместимые с жизнью.
Как в порыве гнева не ударить ребенка?
Даже шлепки по попе – мера, которая должна применяться в последнюю очередь. Рассмотрим несколько приемов, позволяющих сдержаться в стрессовой ситуации и научиться контролировать свой гнев.
Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок плохо себя ведет. Возможно, это связано с возрастными особенностями (кризис возраста) или его что-то спровоцировало. Бить в такой ситуации абсолютно бесполезно.
Нужно делать скидку на то, что дети еще только учатся правильно показывать свои эмоции. Непослушанием они часто выражают протест против каких-либо жизненных обстоятельств, который пока не могут доступно объяснить словами, или привлекают внимание родителей, слишком занятых другими делами.
Если вы чувствуете, что уже не можете сдерживаться, нужно взять паузу и переключить внимание на занятия, помогающие справиться с негативом, например:
- Попробуйте медленно сосчитать в уме до 5.
- Выйдите в другую комнату и скажите ребенку, что вернетесь чуть позже. Оставшись с собой наедине, можно скомкать ненужные бумаги, чтобы освободиться от гнева. Если вас успокаивает наведение порядка, переложите вещи, протрите пыль.
- Съешьте что-нибудь вкусное.
- Представьте ситуацию со стороны – так ли она важна? Вспомните себя в детстве и свои чувства, когда родители вас наказывали.
- Также хорошим способом успокоить нервы станет принятие теплого душа с любимым гелем.
- Чаще используете юмор. Любую ситуацию можно разрядить шуткой и проблема уже не будет казаться настолько важной.
Конечно, эти способы помогают не всем. Но, при желании, вам удастся найти подходящее решение.
Альтернативы
Даже если вам удастся сдержаться и не шлепнуть ребенка по попе, остается проблема – как тогда добиться послушания? Психологи рекомендуют устанавливать детям границы дозволенного с самого раннего возраста. Объяснять что можно, чего нельзя и как себя вести в общественных местах, нужно с того момента, как ребенок начинает понимать речь.
Но как бы хорошо вы ни воспитывали малыша, периодические капризы и шалости неизбежны. Объяснение нежелательности такого поведения будет эффективнее физического наказания.
Но если ребенок в истерике, приступать к беседе нужно только когда он успокоится. Маленьким детям прийти в себя помогает умывание прохладной водой, переключение внимания на игрушки.
Подробнее о методах воспитания и развития детей дошкольного возраста →
Разговор должен пройти мягко, без сюсюканья, но и без давления. Поинтересуйтесь причинами поступка ребенка, спокойно объясните ему, почему так делать нельзя, как исправить ситуацию, а также предложите приемлемые варианты поведения. Если такая провинность случилась впервые, можно ограничиться внушением и предупредить, что в следующий раз последует наказание (озвучить какое).
В качестве воспитательных мер рекомендуется применять несиловые методы воздействия – лишение игр за компьютером, похода в кино или на прогулку, карманных денег и тому подобное. Важно быть последовательными – если вы обещали наказать за плохое поведение, то так и нужно поступать. Иначе, ребенок, почувствовав вседозволенность, повторит свои шалости еще не раз.
Чтобы искоренить нежелательное поведение, нужно больше разговаривать с детьми, интересоваться их друзьями и окружением, ведь многие проблемы могут брать начало там. Кроме того, ребенок во многом копирует поведение взрослых.
Подумайте, возможно, в чем-то вы сами подаете ему плохой пример (кричите, употребляете бранные слова, не выполняете обещания). В таком случае работать над собой придется не только ребенку, но и вам.
Подробнее об исправлении ошибок в воспитании детей →
Задаваясь вопросом – бить ребенка или не бить, нужно понимать, что применяя физические наказания, вы расписываетесь в собственной слабости и неспособности донести мысль другими способами.
Психологические травмы, полученные в детстве в результате жестокого воспитания, способны загубить будущее детям и непоправимо испортить их отношения с родителями. Поэтому, перед тем как отшлепать ребенка, стоит подумать дважды и поискать более гуманный способ воздействия.
Яна Семич, специально для Mama66.ru
Источник: https://mama66.ru/psyhology/486