Согласные звуки в русском языке: пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

Согласные звуки в русском языке: пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б'], [з'], [в'], [д'], [й'], [н'], [к'], [м'], [л'], [т'], [с'], [п'], [р'], [ф'], [г'], [х'].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;
  • парные и непарные.

Согласные звуки в русском языке: пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – [мол’], мел – [м’эл], калитка – [кал’итка], пир – [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные — только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г'эн], лён – [л'он], диск – [д'ыск], люк – [л'ук], вяз – [в'яз], трель – [тр'эл'].

Согласные звуки в русском языке: пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

  • Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
  • Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: [т], [к], [п], [ф], [х], [щ], [ф], [ш], [ч], [ц].
  • Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ'ука], [хор], [цар'], [ч'ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] — [п], [ж] — [ш] , [г] — [х], [з] — [с]. [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — том, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] — [р'], [п] — [п'], [м] — [м'], [в] — [в'], [д] — [д'], [ф] — [ф'], [к] — [к'], [з] — [з'], [б] — [б'], [г] — [г'], [н] — [н'], [с] — [с'], [л] — [л'], [т] — [т'], [х] — [х']. Примеры: быль — бель, высь — ветвь, город — гепард, дача — дело, зонт — зебра, кожа — кедр, луна — лето, монстр — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — ферма, хоромы — хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

  1. Парные
  2. Твердые — перед буквами А, О, У, Ы, Э
  3. Мягкие — перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я
Твердые и мягкие согласные
б бал б' битва
в вой в' веко
г гараж г' герой
д дыра д' дёготь
з зола з' зевок
к кум к' кеды
л лоза л' листва
м март м' месяц
н нога н' нежность
п паук п' песня
р рост р' ревень
с соль с' сено
т туча т' терпение
ф фосфор ф' фирма
х худоба х' химия
Непарные ж жираф ч чудо
ш ширма щ лещина
ц цель й войлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие

Парные Звонкие Глухие
Б П
В Ф
Г К
Д Т
Ж Ш
З С
Непарные Л, М, Н, Р, Й Х, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Согласные звуки в русском языке: пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

  • Буквы ровно 33 в русском алфавите,
  • Чтоб узнать, сколько согласных —
  • Десять гласных отнимите,
  • Знаки — твердый, мягкий —
  • Сразу станет ясно:
  • Получается число ровно двадцать одно.
  • Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
  • Но вовсе не опасные.
  • Если произносим с шумом, то они глухие.
  • Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.
  • Звуки согласные гордо говорят:
  • Они по-разному звучат.
  • Твердые и мягкие
  • На деле очень легкие.
  • Одно простое правило запомни навсегда:
  • Ш, Ц, Ж — тверды всегда,
  • А вот Ч, Щ, Й — только мягки,
  • Как кошачьи лапки.
  • А другие смягчим так:
  • Если добавим мягкий знак,
  • Тогда получим ель, моль, соль,
  • Какой же хитрый знак такой!
  • А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
  • Получим мягкую согласную.
  • Знаки-братья, мягкий, твердый,
  • Мы не произносим,
  • Но чтоб слово изменить,
  • Их помощи попросим.
  • Всадник скачет на коне,
  • Кон — используем в игре.

Источник: https://www.syl.ru/article/239587/new_parnyie-i-neparnyie-zvonkie-i-gluhie-myagkie-i-tverdyie-soglasnyie-zvuki-v-russkom-yazyike

Звонкие и глухие согласные звуки. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости – глухости, сонорными и шипящими.

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума – глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:

Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.

Согласные звуки в русском языке: пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик – непарныезвонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий. 

Непарные глухие согласные звуки

  • В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
  • Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый, а [ч’] и [щ’] – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
  • Звуки [ч’], [щ’] – шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв.

Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.

Согласные звуки в русском языке: пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

  1. дочка – точка
  2. бочка – почка
  3. шар – жар
  4. удочка – уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)

2) С глухим — траву она срезает, Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник).
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный? (Звонких согласных – 9 – Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных – 2 – Т, Т, различных – 1.).
  3. Прочитайте пословицу: «Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/zvonkie-i-gluhie-soglasnye-zvuki

Непарные согласные звуки

Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.
Согласные звуки в русском языке: пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.

Читайте также:  У ребенка вредные привычки: как отучить

Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие). Сонорные – это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.

Два сонорных согласных – [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».

Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:

Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.

звонкие б в г д ж з й л м н р
глухие п ф к т ш с х ц ч щ

По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].

В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].

Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.

Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягкие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.

Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.

По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.

Непарные твердые согласные звуки – это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.

А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.

Непарные мягкие – это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].

То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими.

Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится).

Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.

Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.

В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.

Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам.

Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой).

Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].

Из статьи про парные и непарные согласные, мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 89.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/neparnye-soglasnye-zvuki.html

Согласные звуки

В категории объявлений: 9Показано объявлений: 1-9 Согласные звуки в русском языке: пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта преграду.

  • Согласные звуки могут состоять только из шума, то есть образовываться без участия голосовых связок, или из шума и голоса — тогда в образовании согласного звука участвуют голосовые связки.
  • В отличие от гласных, согласные звуки не образуют слогов.
  • Согласные звуки в б`ольшей степени, чем гласные, играют смыслоразличительную роль в русском языке.
Классификация согласных звуков
В образовании согласных звуков голос участвует не всегда,
поэтому их классификация основана не только на акустических, но и на
артикуляционных признаках.Акустические
признаки положены в основу деления согласных на глухие и звонкие;
артикуляционные – в основу деления согласных по месту, способу образования,
наличию или отсутствию смягчения (палатализации), вызываемого дополнительным
подъёмом средней части спинки языки к твёрдому нёбу (от лат. palatum– нёбо).
Согласные звуки по степени участия голоса и шума
По степени участия голоса и шума согласные делятся на:

  • шумные глухие – образуются без участия голоса: [п], [с], [ш];
  • шумные звонкие – образуются при участии голоса и
    шума, но преобладает шум: [б], [г], [д];
  • сонорные (от лат. sonorus– звучный) – образуются при участии
    голоса и шума, но преобладает голос: [л], [н], [м].
Согласные звуки по наличию голоса (Г) и шума (Ш)
шумные сонорные (Г + Ш)
глухие (Ш) звонкие (Г + Ш)
[к], [к'] [п], [п'], [с], [с'], [т], [т'], [ф],
[ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ']*
[б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж],
[з], [з'], [j']*
[л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р']

* ПримечаниеЛатинской
буквой j обозначен
согласный звук йот, который выступает
в ударном слоге перед гласным: йод, район, яблоко. В безударном слоге
он выступает в виде неслогового гласного [й]: стайка.

Русской
буквой щ мы, за неимением
графических возможностей, обозначаем долгий мягкий звук [ш'ш'] (обычно долгота
обозначается линией над знаком), как это делается в школе.

Согласные звуки по наличию смягчения
По
наличию смягчения
По наличию смягчения согласные делятся на твёрдые и мягкие.
Смягчение (или палатализация) согласных состоит в том, что при произнесении
мягких согласных средняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу, как это
бывает при произнесении звука [j]. Согласные, которые образуются с этой дополнительной
артикуляцией называются мягкими ([б'], [в'], [д']), без неё – твёрдыми ([б],
[в], [д]).

Согласные звуки по наличию смягчения
твердые мягкие
[б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н],
[п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]
[б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [j'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'], [ч'],
[щ']

Примечание

По звонкости-глухости и по
твёрдости-мягкости согласные могут образовывать пары, в таком случае мы говорим о парных согласных звуках или парности согласных.

Согласные звуки в рамках школьной программы
Таблица согласных звуков с учетом твердости-мягкости и звонкости-глухости (школьный минимум)

 СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
 Звонкие Глухие
 твёрдые мягкие  твёрдые мягкие
[б] [б'] [п] [п']
[в] [в'] [ф] [ф']
[г] [г'] [к] [к']
[д] [д'] [т] [т']
[ж] [ш]
[з] [з'] [с] [с']
[j], [й]
[л] [л']
[м] [м']
[н] [н']
[р] [р']
[х] [х']
[ц]
[ч']
[щ']
Согласные звуки по месту образования
В зависимости от того, какой орган активно участвует в
образовании согласных звуков, он делятся на:

  • губные – образующиеся в результате работы
    губ, главным образом нижней;           
  • губно-губные
    – при их образовании нижняя губа смыкается или сближается с верхней: [б], [б'],
    [п], [п'], [м], [м'];           
  • губно-зубные
    – при их образовании нижняя губа сближается с верхними зубами: [в], [в'], [ф],
    [ф'];
  • язычные – образующиеся в результате
    движения спинки языка.           
  • зубные – при их образовании кончик языка или передняя часть языка смыкается или
    сближается с верхними зубами: [д], [д'], [з], [з'], [н], [н'], [ц];           
  • нёбно-зубные
    – при их образовании кончик языка артикулирует к зубной части твёрдого нёба:
    [ж], [ш], [ч], [р];           
  • среднеязычные – при их образовании средняя часть языка сближается с твёрдым нёбом: [j'];           
  • заднеязычные – при их образовании задняя часть спинки языка смыкается или сближается с
    твёрдым нёбом: [г], [к], [х].
Согласные звуки по месту образования
губные язычные
губно-губные губно-зубные зубные небно-зубные среднеязычные заднеязычные
[б], [б'], [п], [п'], [м], [м'] [в], [в'], [ф], [ф'] [д], [д'], [з], [з'], [н], [н'], [ц] [ж], [ш], [щ'], [ч'], [р], [р'] [j] [г], [г'], [к], [к'], [х], [х']
Согласные звуки по способу образования
По
способу образования
По способу образования – особенности преграды, встречаемой
струёй воздуха, и преодоления этой преграды – согласные делятся на:

  • смычные (или взрывные) – при их образовании органы речи смыкаются друг с другом
    и воздушная струя разрывает эту преграду: [б], [п], [д], [т], [г], [к];
  • щелевые – при их образовании органы речи
    сближаются, создавая узкую щель для прохода воздушной струи: [в], [ф], [ж],
    [ш], [з], [с], [х];
  • слитные (или аффрикаты – от лат. fricare– тереть) – при их образовании
    органы речи сначала смыкаются, а затем образуют узкую щель: [ц], [ч'];

Примечание. Особенности образования аффрикат
можно наблюдать, если последовательно быстро произнести звуки [т] – [с] → [ц],
[т'] – [щ'] → [ч']. В процессе речи эти аффрикаты могут попасть в положение
перед шумными звонкими согласными и тогда образуются звонкие аффрикаты [дз] и
[д'ж']: отец бы пришёл – [ат'эдз_бы], мяч
бы купить – [м'ад'ж'_бы].

  • смычно-прохо´дные – при их образовании наблюдается
    полное смыкание и в то же время воздух имеет возможность проходить через нос
    или рот:           
    • носовые:
      [м], [н];           
    • рто´вые
      (или боковые):
      [л];
  • дрожащие (или вибранты) – при их образовании кончик языка, слегка загнутый и
    поднятый к альвеолам, благодаря прохождению воздушной струи вибрирует, дрожит:
    [р].
Позиционная мена согласных звуков
Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением
относительно других звуков и местом в слове. Мена
глухих и звонких согласныхОглушение
– шумные звонкие согласные меняются
на парные глухие:           

  • на
    конце слова: гру[б]ый – гру[п],
    здоро[в]ый – здоро[ф], ми[г]ом – ми[к], са[д]ы – са[т], но[ж]и – но[ш];           
  • перед
    шумными глухими: бече[в]а –
    бечё[ф]ка, ло[д]очка – ло[т]ка, кру[ж]ечка – кру[ш]ка, ска[з]очка – ска[с]ка.

Озвончение – шумные глухие согласные меняются
на парные звонкие:           

  • перед
    шумными звонкими (кроме [в]): про[с']ить
    – про[з']ба, [с]тыть – [з]дать, моло[т']тить – моло[д']ба, [к]_лесу –
    [г]_берегу.

Перед [в] мены не происходит: [с]видетель – [з]вон, [с]ват – [з]вать. Мена твёрдых и мягких согласныхСмягчение — позиционная мена твёрдых согласных на мягкие в
положении перед мягким согласным: бли[н] – бли[н']чик, же[н]ский – же[н']щина,
о[д]на – о[д']ни, рабо[т]а – рабо[т']ник, ка[з]на – в ка[з']не, сви[с]т –
сви[с']теть.

Источник: http://lik-bez.com/board/soglasnye_zvuki/58

Парные звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов. Как проверить написание парных согласных в корне, на конце слова?

Еще в начальных классах дети учатся правописанию. Существует множество правил по написанию тех или иных слов. Далее узнаем, как правильно писать слова с парными глухими, звонкими, мягкими, твердыми согласными звуками.

Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки.

Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.

Парные звонкие, глухие согласные звуки

Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.

Классификация согласных звуков

По правилам грамматики, согласные бывают:

  1. Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
  2. Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.

Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.

Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.

Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную

ВАЖНО: В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст.

Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] –  звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.

Парные звонкие, глухие согласные:

Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют:  р, г, в, ж, д, й, з, н, м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение.

Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона.

Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.

Виды согласных

Таблица парных согласных – звонких, глухих:

Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать.

Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).

Русская речь богата целым арсеналом слов близких по звучанию, но с различным значением. Так сменив звонкий согласный на глухой, можно получить совершенно другое слово по смыслу. Примеры: зуд – суд, гора – кора, жар – шар.

Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласных

Имеется много наглядных примеров, благодаря которым можно разобраться в правописании звонких, глухих парных согласных. Смотрите некоторые из них:

  • Код(т) – проверить можно так: коды
  • Стог(х) – проверочное слово: стогами
  • Лошадь(ть) – проверить можно так: лошади
  • Лодка – слышится (т). Проверка слова: лодочка.

Как видите, проверить правописание согласных звуков не составит особого труда, а благодаря примерам можно запросто научить этой теме и ребенка.

Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов

Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.

К примеру: твердый звук [б] был – [б`] бил; [т] ток – [т`] тёк. Когда вы произносите твердые согласные, то язык кончиком прикладывается к небу.

А мягкие получаются, когда средняя часть языка прижимается к небу. Мягкая или твердая согласная буква — определяется это по следующей за согласной букве.

В свою очередь гласные буквы тоже имеют свои пары: ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё.

Какие гласные дают твердость согласному звуку?

Некоторые гласные имеют два звука, это такие, как: (я, ё, ю, е), произносят следующими способами: мягкий звук [й] + парная гласная вышеперечисленных гласных: э, о, у, а. Или же смягчающий знак + парная гласная.

Например, слово – енот. Его произносят так: [й] [э] [н] [о] [т]. Или слово – тина.

Оно произносится как: [т’] [ы] [н] [а].

Буквы: ы, у, а, о, э имеют лишь один звук, потому никак не влияют на впереди стоящий согласный звук.

Пример мягких, твердых звуков: Липа – лыжи, мел – мэр, дым – дело.

Фонетическая транскрипция: [Л’ыпа] – [лыж’ы], [м’эл] – [мэр], [дым] – [д’эло].

Из примеров видно, что твердые согласные звуки стоят перед ы, о, э, а, у, а мягкие перед: и, я, е, ю, ё.

Еще мягкие звуки могут стоять перед мягким знаком, пример: килька, кисть, лень, тюль, моль.

Гласные, которые смягчают согласный звук

Когда после согласной буквы – с пишется – м, то с всегда твердая, даже тогда, когда м – мягкая. Звуки: м и с считаются твердыми, если они пишутся в самом конце слова, примеры: сом, том, колос, полюс.

Заимствованные слова с гласной – е обычно произносят твердо. Пример: фейк, [фэй’к].

Согласные звуки всегда мягкие, если они пишутся перед: ь. Исключение – это такие буквы: ж, ц, ш – они всегда твердые. А мягкие – это щ, й, ч. Примеры: щавель, йод, чайка.

Твердые согласные, на которые не влияет последующая буква

Твердые согласные звуки могут образовывать себе мягкую пару, смотрите ниже таблицу и примеры этих букв далее.

Таблица

 Твердые согласные звуки  Мягкие согласные звуки Примеры с твердыми и мягкими согласными звуками
[б] [б’] быт – бит, быть – бить
[п] [п’] пыль – пил, пан – пьян
[в] [в’] выл – вил, вата – Вятка, готова – готовь
[ф] [ф’] фонарь – филин, эффект – факт
[д] [д’] вода – води, дыра – динар
[с] [с’] весы – весь, сыр – сера
[з] [з’] воз – вези, заря – зеро
[н] [н’] ноша – няша, кон – конь
[г] [г’] горб – герб, нога – ноги
[к] [к’] сорок – сороки, кот – кит
[м] [м’] мол – мел, мал – мил, мат – мята
[т] [т’] бит – бить, туман – темень
[л] [л’] мол – моль, лось – лес
[х] [х’] ухо – ухи, хороший – хитрый
[р] [р’] роса – рис, рысь – ряска.

Запомните: К твердым непарным относятся согласные буквы: [ж], [ш], [ц], а к мягким непарным – согласные [щ’], [ч’], [й’]

Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за ними

Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?

Когда произносят звуки, то иногда слышатся чаще глухие звуки. Но несмотря на это писать следует правильную букву. Все буквы в словах не могут меняться. Даже несмотря на то, что слышится другой звук.

Чтобы удостовериться, верно ли написано слово, понадобится изучить некие правила.

Благодаря им станет понятно, какой звук употребляется в слове глухой или звонкий, будет исключена возможность замены парных согласных звуков.

Парные согласные звуки: правило

Правила для проверки написания глухих, звонких согласных звуков:

  1. В корне при написании буквы не меняются, чтобы проверить правописание той или иной буквы, надо подобрать однокоренное слово в другой форме. Если после сомнительной согласной будет стоять гласная, то вы определитесь какую букву писать звонкую или глухую.
  2. Легко определить какая согласная пишется в том или ином слове, когда после нее стоит сонорный согласный: й, р, м, л, н.

Примеры: чтобы не сделать ошибку, в слове сугроб(п), понадобится изменить это слово, чтобы в конце была гласная: в сугробах.

Слово глаз(с), проверочное: глаза, обоз(с) — обоза, код(т) — кода, чат(д) — чаты.

ВАЖНО: Существуют некоторые слова, которые невозможно проверить. К таковым причисляется – кофта. Это слово необходимо запомнить и всегда писать в нем букву — ф.

Видео: Парные согласные звуки

Источник: https://heaclub.ru/parnye-zvonkie-i-gluhie-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-tablica-primery-slov-kak-proverit-napisanie-parnyh-soglasnyh-v-korne-na-konce-slova

Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].

Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:

Группы согласных Парные Непарные
Твёрдые [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] [ж], [ш], [ц]
Мягкие [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] [й’], [ч’], [щ’]

На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) — парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].

Мягкость согласных звуков на письме обозначается:

  • мягким знаком ь — мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
  • гласными буквами е, ё, и, ю, я — пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].
  • Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными — з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’]. 
  • Например: песня [п’эс’н’а], если[й’эс’л’и], хвостик[хвос’т’ик] и другие.
  • Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].
  • Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).
  • Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.
  • Например:
  • [ж] — жара [жара], жёлтый [жолтый’]
  • [ш] — шар [шар], шью [шй’у]
  • [ц] — цапля [цапл’а], цирк [цырк]
  • Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.
  • Например:
  • [й’] — йогурт [й’огурт], мой [мой’]
  • [ч’] — час [ч’ас], чек [ч’эк]
  • [щ’] — щука [щ’ука], щель [щ’эл’]

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

  1. Глухие и звонкие согласные
  2. Алфавит
  3. Гласные звуки и буквы, их обозначающие
  4. Согласные звуки и буквы, их обозначающие
  5. Слог
  6. Ударение
  7. Фонетический разбор
  8. Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

  • 1 класс
  • Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник
  • Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник
  • Упражнение 160, Климанова, Макеева, Учебник
  • Упражнение 162, Климанова, Макеева, Учебник
  • Упражнение 163, Климанова, Макеева, Учебник
  • Упражнение 171, Климанова, Макеева, Учебник
  • Упражнение 5, Климанова, Рабочая тетрадь
  • Упражнение 13, Климанова, Рабочая тетрадь
  • Упражнение стр. 55, Чуракова, Учебник
  • Упражнение 23, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
  • 2 класс
  • Упражнение 122, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 26, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 133, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 96, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 107, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 130, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 139, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 142, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 156, Полякова, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 166, Полякова, Учебник, 1 часть
  • 3 класс
  • Упражнение 124, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 52, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 39, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 43, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 29, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 30, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
  • Упражнение 25, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 239, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 45, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • Упражнение 34, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
  • 4 класс
  • Упражнение 57, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 54, Полякова, Учебник, 2 часть
  • Упражнение 174, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
  • 5 класс
  • Упражнение 279, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 280, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 310, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 312, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
  • Упражнение 187, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  • Упражнение 193, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  • 7 класс
  • Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
  • Упражнение 36, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
  1. © budu5.com, 2020
  2. Пользовательское соглашение
  3. Copyright
  4. Нашли ошибку?
  5. Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/98

Характеристика согласных по признаку «твердости-мягкости»

Согласные звуки
русского языка в большинстве случаев
противопоставлены друг другу по признаку
твердости-мягкости: [б] – [б'], [п] – [п'],
[в] – [в'], [ф] – [ф'], [д] – [д'], [т] – [т'], [л]
– [л'], [м] – [м'], [н] – [н'], [р] – [р'], [с] –
[с'], [г] – [г'], [х] – [х'], [к]
– [к']. Например: [бра́т]
– [бра́т']
– брат – брать; [во́с]
– [в'о́с]
–воз – вёз;
[да́л]
– [да́л']
– дал – даль; [но́с]
– [н'о́с]
– нос – нёс [ра́т]
– [р'ат] –рад – ряд; [ста́л] –
[ста́л'] – стал –
сталь.

При образовании
мягких согласных к основному
звукообразующему движению прибавляется
дополнительное движение: средняя часть
спинки языка поднимается вверх к твердому
небу, как при звуке [j'], вследствие чего
согласный приобретает особое звучание,
которое условно называется мягкостью.

В ряде учебных
пособий указывается, что не имеют пар
по признаку «твердости-мягкости» и
являются только твердыми: [ж], [ц], только
мягкими: [ч'], [j']. Но в лингвистической
литературе распространена и другая
точка зрения. См. задания № 4, 5, 10, 11 (пункт
1.4).

Задание № 1. Сколько
букв О и звуков [о] в данном предложении?
Объясните почему?

Звонят во все
колокола.

Задание № 2.
Определите, какой звук произносится на
месте буквы И в следующих словах. Каким
фонетическим процессом вызваны такие
изменения? Помните, что в древнерусском
языке звук [и] выступал после звука [ъ]
(отъ игры, другъ Иван), который позднее
был утрачен. Оказавшись после твердого
согласного, [и] стал произноситься как
[ы]: [ат ыгры'], [друк Ыва'н]1.

Играть – стал
играть, искры – от искры, Виталию – в
Италию, известие – без известий, изба
– к избе, июнь – в июньский, инженер –
об инженере.

Задание № 3.
Отгадайте загадку. Сколько раз встречается
звук [ш]и какими буквами он
обозначается? Сколько раз в этой загадке
встречается звук[п]и какими буквами
он обозначается?

Бьют парнишку по
фуражке, чтоб пожил он в деревяшке.

Задание № 4. Как
вы думаете, почему в словах жизнь,
живой, лежи, жить, тишина, шина, шипеть
и др.
после [ж], [ш] пишется И, а произносится
[ы].

Обдумывая
ответ, учтите, что звуки [ж], [ш] в
древнерусском языке до XV столетия были
мягкими, а потом отвердели.

Задание № 5.
Прочитайте высказывания Л.Л. Касаткина
и М.В. Панова и решите, соответствуют ли
данные учебника явлениям русского языка
на современном этапе?

«Мягкость [ж’]
дольше всего сохранялась в сочетании
с другим [ж’], т.е. в сочетании [ж’ж’].

Но и в этом сочетании она давно стала
утрачиваться, захватив сначала позицию
на стыке морфем и позднее проникнув
внутрь корня.

Произношение [ж’ж’] в
современном русском литературном языке
– последние остатки былой мягкости
звонкого шипящего, которая вытесняется
произношением [жж] уже и в корнях»1
.

«…вытеснение
[ж’] еще далеко не окончено и дальнейшая
его судьба полностью не решена (могут
быть и неожиданности)»2.

Задание № 6.
Прочитайте слова, запишите их произношение
в транскрипции, произнесите и запишите
звуки в обратном порядке. Какие слова
получились?

Лён, лей, лоб, люк,
ток, шёл, шей, куб, лёд.

Задание № 7.
Затранскрибируйте текст. Выделите
согласные и дайте им полную характеристику
по месту и способу образования. Ударные
и безударные гласные охарактеризуйте
по ряду, подъему и лабиализации. (Для
справок можете использовать таблицы №
2 «Характеристика гласных по месту
образования» и №
3 «Характеристика согласных по месту и
способу образования»).

  • Образец: [м’и'лыj’]
  • [м’] – согласный,
    сонорный, смычно-проходной, носовой,
    губно-губной, мягкий;
  • [и] – гласный,
    ударный, переднего ряда, верхнего
    подъема, нелабиализованный;
  • [л] – согласный,
    сонорный, смычно-проходной, боковой,
    переднеязычный, зубной, твердый;
  • [ы] – гласный,
    безударный, среднего ряда, верхнего
    подъема, нелабиализованный;
  • [j’] – согласный,
    сонорный, щелевой, среднеязычный,
    средненебный, мягкий.
  • Я
    не люблю иронии твоей.
  • Оставь
    ее отжившим и не жившим.
  • А
    нам с тобой, так горячо любившим,
  • Еще
    остаток чувства сохранившим, –
  • Нам
    рано предаваться ей.

(Н.А.
Некрасов)

Задание № 8.
Составьте слова по данным характеристикам
звуков. Нумерация отражает последовательность
звуков в слове.

I. (1) Согласный,
шумный, смычный, заднеязычный, задненебный,
звонкий, твердый; (2) гласный, заднего
ряда, верхнего подъема, лабиализованный,
ударный; (3) согласный, шумный, щелевой,
переднеязычный, зубной, глухой, мягкий.

II. (1) Согласный,
сонорный, щелевой, среднеязычный,
средненебный, мягкий; (2) гласный, заднего
ряда, верхнего подъема, лабиализованный,
безударный; (3) согласный, сонорный,
смычно-проходной, переднеязычный,
боковой, твердый; (4) гласный, среднего
ряда, нижнего подъема, нелабиализованный,
ударный.

III. (1) Согласный,
сонорный, смычно-проходной, дрожащий,
переднеязычный, небно-зубной, мягкий;
(2) гласный, переднего ряда, среднего
подъема, нелабиализованный, ударный;
(3) согласный, шумный,
взрывной, губно-губной, глухой, твердый;
(4) гласный… Дальнейшую
характеристику сделайте сами.

Задание № 9.
Затранскрибируйте слова. Какие
фонетические процессы происходят в
них?

  1. Образец:
  2. Березка
    [б’иэ
    1р˚2˙о'с3ка]
  3. 1) [иэ] – редукция
    гласного в слабой позиции первого
    предударного слога после мягкого
    согласного;
  4. 2) аккомодация
    контактная, регрессивная по признаку
    лабиализации (огубленности): согласный
    [р’] приспосабливается к произнесению
    гласного [о]; параллельно с этим процессом
    гласный аккомодирует согласному: после
    мягкого [р’] гласный в начале своей
    длительности продвигается вперед и
    вверх – аккомодация контактная,
    прогрессивная;

3) ассимиляция
частичная, контактная, регрессивная по
признаку звонкости-глухости:
согласный
[з] (ср.: бере[з]а) уподобляется следующему
за ним звуку [к] по признаку отсутствия
голоса (оглушается).

  • Сердце [с’1˙э'р2цъ3]
  • 1) аккомодация:
    гласный приспосабливается к мягкости
    согласного и продвигается вперед и
    вверх в начале своей длительности
    (экскурсии);
  • 2) диереза –
    выкидка звука [д] в сочетании [рдц]
    (непроизносимый согласный);
  • 3) [ъ] – редукция
    гласного в слабой позиции конечного
    заударного открытого слога.
  • Юбка, поздно,
    просьба, сшить, радостный, косьба, легкий,
    бездна.

Задание № 10.
Затранскрибируйте сочетания слов. Там,
где необходимо, обозначьте звонкие
аллофоны фонем 1,,
как звуки [дз], [д’ж’], [γ].

Обратите
внимание, что в ряде учебных пособий
противопоставление согласных определяется
только по признаку звонкость–глухость
и твердость–мяг-кость. Некоторые
согласные характеризуются как непарные
по какому-либо признаку.

Как всегда
звонкие определяются звуки, обозначаемые
на письме буквами Л, М, Н, Р, Й; как всегда
глухие – Х, Ц, Ч, Щ; как всегда мягкие –
Ч, Щ. Это связано с тем, что данные звуки
не могут иметь противоположных признаков
в позиции с гласным.

Например, в слове
ЦАПЛЯ [ца
пл’а] звук
[ц] характеризуется как согласный твердый
непарный, глухой непарный, так как в
русском языке нет примеров, в которых
в позиции с гласным [ц] имел бы признаки
звонкости и мягкости.

Младенец
уснул – младенец закричал, колодец в
степи – колодец за домом, врач выслушал
– мяч зеленый, скрипач уже выступил –
скрипач же выступил, подсолнух зацвел
– подсолнух созрел.

Задание № 11.
Обратите внимание, как вы произносите
следующие слова и словосочетания.
Затранскрибируйте их. Какие фонетические
процессы происходят на месте выделенных
букв? Имеют ли пары по мягкости-твердости
согласные [ч’] и [ц]?

От шубы, под
шубой, подшутил, отшумел; мать
Сережи, пяться (повелительное
наклонение глагола пятиться), пять
секунд, под сеном.

При выполнении
этого упражнения обратите внимание на
таблицу № 3 «Характеристика согласных
по месту и способу образования» и
сведения из вузовских учебников:

«Согласные звуки
образуют пары по твердости–мягкости:
[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’],
[з] – [з’] и др. Звук [ч’]
мягкий,
у него тоже есть твердая пара – звук
[ч], который бывает перед [ш]: лу[ч]ше. Звук
[ц] твердый, а мягкая его пара –

[ц’], который произносится, например,
на месте [т’] перед [с’]: пя[ц’]ся –
пяться»1.

Задание № 12.
Затранскрибируйте пары слов и распределите
их по группам: исторические чередования,
позиционные изменения (живые фонетические
чередования). Образец выполнения:

Таблица

Исторические чередования Позиционные изменения
косить – кошу [кас'ит' – кашу] корова – коровка [карова – карофка]

Помните, что
исторические чередования невозможно
объяснить с точки зрения современного
состояния системы, они обусловлены
историческими законами. Например: нет
друГа – друЖить – друЗья.

Эти чередования
исторические. Изменения, которые на
современном этапе функционирования
языка можно охарактеризовать как
процессы ассимиляции, диссимиляции,
аккомодации, диерезы и т.п.

, являются
позиционными.

Корова
– коровка, косить – кошу, лоб – лба,
мост – мостик, подруга – друзья, кружок
– кружка, Зоя – с Зоей, носить – ношу,
береза – березка, мороз – мороза, жечь
– сжечь, рука – ручка, дать – отдать,
грозить – грожу, возить – вожу, грибок
– грибка, таз – таза.

Задание № 13. В
приведенных словах исправьте
орфографические ошибки, которые были
спровоцированы неправильным произношением.

Скомпроментировать,
константировать, подскользнуться,
надсмехаться, беспрецендентный,
скурпулезный, троллебус, транвай,
эскаватор, экскалатор, инциндент,
учереждение, подчерк, будующий, палувер,
друшлаг.

Задание № 14. В
русской лингвистике первые попытки
определения законов слогоделения
предпринял В.К. Тредиаковский. С тех пор
прошло более двух веков. Существует ли
в настоящее время единая непротиворечивая
теория слогораздела? В качестве
справочного материала можете использовать
высказывания ведущих лингвистов:

«Теория слога
принадлежит к труднейшим проблемам
фонетики» (Л.В. Щерба)1.

«Определение
слога представляет большие трудности,
хотя каждый говорящий может произносить
по слогам» (А.А. Реформатский)2.

«Хотя практически
деление речи на слоги не представляет
больших затруднений, теоретически
вопрос о сущности слога и слогоделении
является одним из труднейших вопросов
фонетики» (Л.И. Житенева)3.

«Уловить на слух
количество слогов в слове или в другом
коротком отрезке текста практически
нетрудно, даже если это слово или текст
незнакомого нам языка. Труднее бывает
уловить точное место слогораздела, т.е.

место границы между двумя соседними
слогами. Но еще более трудными оказываются
теоретические проблемы, связанные со
слогом и слогоделением… природа слога
и деление речи на слоги составляет
предмет длительного спора между учеными»
(Ю.

С. Маслов)1.

«Какова акустическая
природа слогового звука? Где проходит
граница между слогами в слове? На эти
вопросы пока нет окончательных ответов»
(А.М. Камчатнов, Н.А. Николина)2.

Источник: https://studfile.net/preview/6064883/page:5/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]