Развиваем музыкальные способности своего малыша

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.

После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.

Специалисты утверждают, что недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте.  Именно поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Дети от рождения музыкальны — важно развивать эти способности

Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.

Виды музыкальных способностей

Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Что входит в понятие «музыкальные способности»

Отдельным видом одаренности специалисты называют музыкальную память. Это способность к воспроизведению мелодии в памяти. Она непосредственно связана с музыкальным воображением и формирует способность к написанию собственных произведений.

Музыкальная деятельность дошкольников и ее виды

Любая деятельность человека на протяжении жизни позволяет использовать полученный опыт и развивать способности в любой сфере жизнедеятельности.

Музыкальной деятельностью можно назвать разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни.

С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.

В детских дошкольных учреждениях сравнительно недавно стали разрабатывать программы музыкального воспитания. Эти программы призваны помочь ребенку достичь целостности и гармонии, а также стать талантливой и креативной личностью в будущем.

Первые музыкальные игрушки

Можно выделить несколько видов музыкальной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста:

  • Комплекс программ для повышения эмоционального восприятия музыкальных композиций. Прослушивание музыки помогает развивать способность откликаться на различные мелодии и формирует вкус ребенка.
  • К исполнительной деятельности можно отнести пение, воспроизведение ритма и игру на различных детских инструментах. Все эти действия позволяют ребенку развивать интерес к музыке и умение исполнить мелодию либо спеть песню с аккомпанементом или без него.
  • Повышение уровня музыкального образования является неотъемлемой частью деятельности детей. Этот процесс дает возможность узнать много нового и интересного о музыке, музыкальных инструментах, а также о возникновении разнообразных стилей и направлений.

Использование всех методов музыкальной деятельности позволяет детям перейти на этап овладения творчеством.

Средства развития музыкальных способностей

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.

Музыкально-дидактическая игра на понятие ритма и ладов

Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.

Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:

  • Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.
  • Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.
  • Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.
  • Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.

Игровое обучение музыке

Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:

  1. Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.
  2. Занятия, повышающие чувство ритма.
  3. Игровые тренировки музыкальной памяти.

Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.

Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.

Способы развития ладового чувства

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.

Ладовое чувство — статистика у дошкольников

Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).

Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Что такое ладовое чувство

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения.

Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволить добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.

Упражнения для тренировки слухового представления

Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.

Слуховые представления — статистика

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
  • Определение направления звука и местонахождения его источника.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/formirovanie-muzykalnyh-sposobnostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-i-ih-razvitie.html

» Развитие музыкальных способностей детей

Одни родители считают, что, если в семье нет музыкально одарённых родственников, то музыкальные способности у ребёнка развить не получится. Другие родители используют всевозможные методы, чтобы хоть как-то открыть ребёнку мир музыки — даже, если малыш не проявляет никаких восторгов.

Педагогами доказано, что музыкальное воспитание и образование ребёнка — важная часть его гармоничного развития. Дети, любящие и понимающие музыку, более интеллектуально развиты, чем сверстники, которых музыкально ограничивают. С помощью принуждения воспитать любовь ребёнка к музыке невозможно. Приучать к прекрасному миру звуков следует постепенно и увлекательно.

Читайте статью о том, как научить любить малыша музыку и развить его музыкальные способности.

Исследования свидетельствуют о том, как огромно позитивное влияние музыки на детей. Немало родителей ошибочно считают, что обучение ребёнка музыке, да и просто приобщение в ней, не несёт ничего полезного для развития ребёнка.

Тем не менее, результаты многочисленных педагогических экспериментов продемонстрировали, что дети, обучающиеся игре на каком-либо музыкальном инструменте, гораздо успешнее обучаются в школе по сравнению с другими учениками.

Дети, которым включают классическую музыку, проявляют неординарный подход к решению сложных заданий и легче с ними справляются, чем дети, которые далеки от мира музыки.

Исследования, проводившиеся со студентами, показали, что те из них, кто в детстве посещал музыкальную школу или продолжает заниматься музыкой, показывают более высокие результаты в высшей математике, разнообразных точных науках, при изучении иностранных языков.

К сожалению, папы и мамы все реже и реже задумываются том, чтобы обеспечить и музыкальное образование своих детей. Часто родители считают, что ребёнку необходимо предоставить возможность получать те знания, которые пригодятся ему в жизни. Целенаправленное профильное образование, ставшее сейчас в тренде, ограничивает развитие ребёнка, лишая возможности развиваться всесторонне.

Сегодня родители хотят поскорее выбрать будущую профессию для ребёнка, чтобы спланировать профильное обучение: хочешь быть адвокатом — учи историю и право, желаешь стать банкиром — учи математику. Реалии жизни формируют мысль многих родителей: «Главное — получить высокооплачиваемую работу».

А ведь раньше, предыдущие поколения родителей, обязательно старались дать музыкальное образование ребёнку.

«Это интересно. Детей из дворянских семей обязательно обучали хореографии, езде верхом, каллиграфии, игре на музыкальном инструменте и пению, иностранному языку или нескольким, а также фехтованию».

Польза музыки в том, что она:

  • развивает слух
  • делает ребёнка коммуникабельней
  • если это занятия на музыкальном инструменте — то музыка приучает к ежедневному труду, воспитывает силу воли и терпение
  • учит видеть прекрасное
  • развивает кругозор и интеллект, а значит, способствует успешной учёбе
  • совершенствует эмоциональную сферу ребёнка
  • улучшает личностные качества.

Музыка и маленький ребёнок

Малыши очень восприимчивы к музыке. Учёные утверждают, что эмбрион слышит звуки и реагирует на них. Следующее знакомство с музыкой — мамина колыбельная.

Малыш слышит приятную мелодию и знакомый голос, начинает подпевать и говорить первые слова. Навык пения формируется у ребёнка в возрасте около трёх лет.

Уже в этом возрасте, при желании родителей, можно развить музыкальные способности малыша и начать прививать любовь к музыке.

Как начать музыкальное развитие малыша дома?

  1. Поём. Детские песенки — отличная база для начала развития музыкальности ребёнка. Пойте вместе с малышом всегда: утром и вечером, за занятиями детским творчеством и уборкой детской комнаты, обираясь на прогулку и гуляя. Пение не только музыкально развивает ребёнка, но и значительно повлияет на развитие памяти и речи, а также всегда будет поднимать настроение. Создайте фонотеку детских песенок и включайте их при каждом удобном случае. Если есть возможность — пойте караоке. Так ребёнок научиться чувствовать музыку и полюбит её.
  2. Слушаем классику. Классическая музыка — это основа формирования правильного восприятия мира ребёнком, его эмоциональной и психической устойчивости. Включайте классику для малышей ежедневно по 30 минут в день. Поначалу покажется, что малышу нет дела до этой музыки. Однако она проникает в душу малыша и создаёт нужную атмосферу для его развития.
  3. Посещаем детский сад или развивающий центр. Специалисты детских образовательных учреждениях хорошо знают, как музыка полезна для развития ребёнка. Поэтому там умеют хорошо организовать музыкальные занятия с малышами. Дети познакомятся с миром звуков, выучат много песенок и даже проявят свои артистические способности. На таких занятиях ребят будут учить чувствовать и понимать музыкальные интонации и мелодии, развивать их слух.
  4. Приобретаем музыкальные игрушки. Детские барабаны, маракасы, трещотки и другие звукоиздающие игрушки весьма полезны для развития ребёнка. Не сердитесь, если ваш малыш устроил какофонию: воспроизводя и слушая разные звуки, малыш исследует их, благодаря чему у него закладываются основы музыкального вкуса.
Читайте также:  Можно ли креветки при грудном вскармливании, кальмары и морепродукты

 

Смотрите видео о музыкальном занятии с дошкольниками

Диагностика музыкальных способностей

«Это интересно. Биографии многих известных личностей свидетельствуют о том, что все они были не только гениальными специалистами своего дела, но и разносторонне развитыми личностями. К примеру, дипломат и писатель Александр Грибоедов играл на фортепиано и органе, а также сочинял музыкальные произведения. А лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн умел играть на скрипке».

Раннее выявление музыкальных способностей у детей гарантирует родителям то, что они не упустят момент, когда следует более активно развивать ребёнка в музыкальном плане. Узнать о наличии у вашего малыша способностей к занятиям музыкой можно следующими способами:

  1. Беседа. Задайте малышу несколько ненавязчивых вопросов во время прогулки и после посещения детского представления: «Тебе нравится слушать музыку? «Какие звуки тебе нравятся?», «Нравится ли тебе петь и слушать детские песенки?», «Хотел ли ты научиться владеть каким-то музыкальным инструментом? Каким?» и тому подобное. Так вы поймёте интересы и склонности вашего ребёнка.
  2. Наблюдение. Понаблюдайте за ребёнком, когда он поёт, танцует или рассказывает стихотворение. Малыш любит учить стихи, легко их запоминает и с удовольствием декламирует? Танец под детские песенки превращает в целое представление, стремясь обратить на себя максимум внимания? Тогда ваш кроха явно артистичен, эмоционален, умеет выражать чувства — его смело можно записать в музыкально-танцевальный кружок.

О наличии музыкальных способностей у малыша могут свидетельствовать и следующие факты:

  • музыка приводит ребёнка в хорошее настроение
  • слыша музыку, малыш начинает раскачиваться, двигаться, пританцовывать
  • ребёнок эмоционально реагирует на любой звуковой фон.

У дошкольников 3-7 лет музыкальные наклонности могут проявиться следующим образом:

  • ребёнок легко запоминает песни и мелодии
  • дошкольник самостоятельно сочиняет песенки
  • он любит выступать.

Есть ли у ребёнка слух и чувство ритма?

Если вы думаете определять своего ребёнка в музыкальную школу, то сначала нужно узнать, обладает ли малыш музыкальным слухом и хорошим чувством ритма. Существуют специальные методики, которые помогают это определить. Такими способами пользуются педагоги музыкальных школ при прослушивании. При возможности вы можете самостоятельно проверить своего ребёнка.

Проверяем музыкальный слух.

Тест №1. Сыграйте на фортепиано два разных звука. Спросите у ребёнка: «Какой звук был ниже, а какой — выше?»

Тест №2. Сначала нажмите одну клавишу на фортепиано. Пусть малыш ответит, сколько звуков он услышал. Нажмите две разных клавиши одновременно: сколько сейчас звуков?

Тест №3. Спойте ноты поочерёдно и пусть ребёнок их повторит.

Тест №4. Напойте короткую мелодию попросите ребёнка её воспроизвести.

Тест №5. Пусть ребёнок споёт любимую песенку.

С помощью этих несложных тестов вы сможете проверить музыкальные слух и память малыша, а также диапазон его голоса. Если ребёнок не всё идеально повторяет, но хотя бы улавливает направление мелодии, то у него средний результат, что говорит о наличии музыкального слуха, который можно развивать.

Определяем чувство ритма.

Тест №1. Постучите в определённом ритме. Пусть ребёнок повторит. Повторите тест 3-4 раза (меняя вариации простукивания).

Тест №2. Предположите малышу помаршировать под запись марша или любой ритмичной песни.

Тест №3. Попросите ребёнка похлопать в ладоши под какую угодно ритмичную музыку.

Если Вы заметили, что у малыша слабоватое чувство ритма, не огорчайтесь: его можно развивать. А если отличное — в таком случае ребёнку будет легко даваться обучение в музыкальной школе.

Как привить ребенку любовь к музыке?

С самого раннего возраста рекомендуется развивать ребёнка в музыкальном плане.

Для самых маленьких детей:

  • пойте на ночь колыбельные или включайте спокойные мелодии при отходе ребёнка ко сну
  • обеспечьте малыша различными музыкальными игрушками
  • занимайтесь с крохой по программам раннего развития. Пусть занятия проходят под заводные мелодии.

Дети 1,5-2 лет уже могут:

  • петь несложные детские песни
  • выполнять движения ритмической гимнастики и танцев.

Общие рекомендации по музыкальному развитию

  1. Воспитывайте ребёнка в атмосфере музыки. Такие дети быстрее развиваются и вырастают творческими личностями. Они понимают прекрасное, и в будущем будут стремиться сделать мир лучше.
  2. Обращайте внимание детей на музыку в мультфильмах и кинофильмах, на ледовых катках и в путешествиях. Учите их слушать музыку, запоминать её.
  3. Посещайте с ребёнком детские театры, цирк, мюзиклы и представления, концерты филармонии и детского симфонического оркестра.
  4. Устраивайте дома музыкальные вечера и театрализованные праздники, в которых будут принимать участие все члены семьи.
  5. Демонстрируйте личный пример. Обычно в семьях, где любят музыку и понимают её, дети растут эстетически воспитанными.
  6. Наконец, определите ребёнка в музыкальную школу или запишите в детский хор.

Обучение в музыкальной школе

Итак, вы решили отвести ребёнка в музыкальную школу. Психологи и педагоги утверждают, что существуют два периода, когда ребёнок готов к обучению в музыкальной школе:

1-й период: 7-8 лет. Ребёнок сам просит обучить его на игре на определённом музыкальном инструменте.

Ему понравилась флейта или саксофон: так хочется научиться играть! Увлечённые музыкой дети этого возраста с удовольствием посещают музыкальные занятия и концерты, поют.

Поддерживайте энтузиазм ребёнка, рассказывайте побольше о музыке, оркестре, композиторах, произведениях. Важно не пропустить этот момент и быть настойчивым в формировании серьёзного отношению ребёнка к овладению инструментом.

2-й период: подростковый возраст. Если не удалось определить малыша в музыкальную школу в младшем возрасте, это можно сделать позже. Старшеклассники часто хотят самоутвердиться как личность, проявить индивидуальность. В этот момент музыка может стать способом самовыражения. Направьте подростка в нужное русло.

«Необходимо понимать, что занятия музыкой должны быть ежедневными, они требуют постоянной работы и волевых усилий. Родители должны проявлять терпение, настойчивость, помогать ребёнку и поддерживать его».

Фортепиано или скрипка

При выборе музыкального инструмента для ребёнка нужно учитывать много факторов: желание ребёнка, его пол и возраст, особенности физического развития. Всё учтите и предоставьте ребёнку свободу выбора: пусть сам остановится на понравившемся инструменте.

Каждый инструмент имеет минусы и плюсы. Чаще всего родители выбирают фортепиано или скрипку для обучения ребёнка. Однако эти инструменты являются и самыми сложными. Если ребёнок не обладает особой усидчивостью, лучше обратить внимание на нечто другое.

Можно выбрать флейту: она считается отличным инструментом для начинающих музыкантов. Флейте характерна не очень сложная техника игры. Помимо этого, благодаря флейте можно научиться правильно дышать, увеличить объём легких, развить мелкую моторику рук. Игра на флейте полезна для здоровья нервной системы, помогает избавиться от аллергии и бронхиальной астмы.

Для мальчиков (как для гиперактивных, так и для нерешительных) хорошо подойдут ударные инструменты: одним они помогут справиться с переизбытком энергии, другим — помогут побороть застенчивость.

Гитару обычно выбирают не с раннего возраста, а когда ребёнок подрастет, и будет уверенно держать инструмент. Гитара всегда была престижным инструментом, «статусным», с помощью которого легко повысить авторитет ребёнка в глазах сверстников.

Подходите грамотно, осознанно к выбору музыкального инструмента для ребёнка, поддерживайте его в начинаниях, не критикуйте — и тогда вы сможете превратить занятия музыкой в удовольствие.

Выводы

Смысл музыкального развития ребёнка в том, чтобы научить ребёнка чувствовать и понимать музыку, ощущать её красоту, а вместе с тем — красоту окружающего мира.

Живя в атмосфере музыки, ребёнок развивается разносторонне: у него повышается познавательная активность, совершенствуется интеллект и эмоциональная сфера. Музыка — прекрасный способ самовыражения и проявления творческого начала.

Не забывайте о музыкальном развитии ребёнка — так вы принесёте ему положительные эмоции и сделаете его счастливым.

Источник: https://paidagogos.com/razvitie-muzyikalnyih-sposobnostey-detey.html

Развитие музыкальных способностей малыша

Начинать развивать музыкальные способности малыша можно дома! И для этого вовсе не обязательно иметь музыкальное образование и абсолютный слух.

Для самых маленьких, например, подойдет игра в звуки животных. Играть в нее можно везде – на прогулке, по дороге в детский садик, дома. Суть ее проста – малыш учится управлять своим голосом, учится понимать, как произвести «высокий» звук (пропищать мышкой) или низкий (промычать, как корова).

Первым шагом в развитии чувства ритма может стать игра «Домашний оркестр». Включаем любую музыку, и вместе с малышом, в такт музыке – играем на ложках, бубне, барабане, колокольчике – все зависит от Вашей фантазии. Обсудите с малышом, под какую музыку подойдет барабан, под какую – колокольчики.

Многие родители начинают приобщать своего ребенка к миру музыки с песни «В лесу родилась елочка». Тогда как с точки зрения интонирования (чистого воспроизведения музыкального звука голосом) именно для детей эта песенка не так проста.

Начинать стоит с песен, в которых звуки расположены рядом, например, «Во поле березка стояла» (Сначала – мелодия на одной ноте, потом ноты идут по порядку вниз, без скачков, интервалов), «Кто пасется на лугу» (Далеко-далеко на лугу посутся ко) – так же, мелодия сначала идет на одной ноте.

В качестве аккомпанемента подойдет караоке – несмотря на то, что противников у него множество.

Конечно, аранжировки чаще всего примитивные, но все же присутствует мелодия, а в случае, если Вы сомневаетесь в чистоте своего пения, караоке – это выход из положения.

Еще одна игра — упражнение «Лесенка» — позволяет ребенку прочувствовать диапазон своего голоса, понять принципы управления им. Есть время – клеим лесенку из 8 ступенек, нет времени – просто рисуем ее на листе бумаги.

Далее все зависит от вашей фантазии – можно, например, на каждой ступеньке посадить по игрушке – внизу, соответственно – изображающую того, кто может издавать низкие звуки (мишку, волка), в середине – зайчика, лисичку, куколку, а наверху – мышку или птичку.

Обсудите с малышом – кто из них какие звуки издает – кто низкие, кто высокие, и пропойте вместе с ним как будто бы голосами этих животных на слог ля-ля-ля всю лесенку.Можно просто предложить ребенку пальчиком «шагать» по ступенькам лесенки, и вести свой голос за пальчиком сначала вверх, потом вниз.

Тем родителям, которые сомневаются в своих способностях чистого пения, можно порекомендовать проигрывать гамму (в нашем случае – лесенку) на музыкальном инструменте.Совсем не обязательно иметь дома фортепиано.

Для этой цели вполне подойдет детский синтезатор, или обычный, недорогой синтезатор, но обязательно купленный в музыкальном магазине и желательно при помощи кого-то с музыкальным образованием, кто мог бы помочь с выбором. Это не обязательно должен быть профессиональный инструмент, для малыша вполне подойдет недорогая модель Casio.

К слову — постарайтесь НЕ покупать малышу игрушки, в которые встроена клавиатура. Симпатичные цветастые мини-пианинки на книжках и панельках как правило издают невыносимую фальшь, и ничего кроме извращенного музыкального слуха сформировать не могут.

Читайте также:  У ребенка темные круги под глазами: причины

Если такие игрушки уже есть дома, постарайтесь хотя бы вынуть из них батарейки. Если это любимые игрушки малыша и на такие жертвы пойти вы не готовы – хотя бы меняйте батарейки часто – садящиеся батарейки очень влияют на звуки, издаваемые игрушкой, часто изменяя их до неузнаваемости.

Задавшись целью грамотного музыкального воспитания и формирования хорошего музыкального слуха у своего малыша, придется пожертвовать и другими так называемыми электронными музыкальными игрушками. Распознать игрушки с фальшивой музыкой несложно – как правило, это недорогие китайские игрушки, в которые встроены сразу несколько мелодий (чаще всего заморских).

Впрочем, последнее время стали появляться игрушки, так же относительно недорогие, в которых встроены мелодии из советских мультфильмов, как правило, в оригинальном звучании (качество воспроизведения которых тоже сомнительно, но все же не фальшиво – что главное). Их дома иметь можно, но лучше просто посмотреть с малышом мультфильм с понравившейся ему песенкой из игрушки.

Увы, зачастую уже с первых дней жизни из мобилей над детскими кроватками наших малышей доносится измененная до неузнаваемости волшебная колыбельная Иоганна Брамса.Очень хотелось бы, чтобы наши дети все же не пополнили ряды тех, про которых анекдот о том, что Моцарт – это «чувак, что пишет музыку для мобильных телефонов».И это в наших с Вами силах.

Однако в эпоху дискотек и ширпотребной музыки чрезвычайно сложно сформировать у ребенка хороший музыкальный вкус.Как может понравиться музыка классическая, если малыш ее слышал пару раз в жизни, и то случайно?Классическая музыка сложна для восприятия большинства.

И знакомство с ней начинать нужно с так называемой легкой классики – в народе называемой популярной классической музыкой. Подойдет «Шутка» Баха, «К Элизе» Бетховена, «Щелкунчик» Чайковского. Идут споры о том, стоит ли приучать малышей к классической музыке в современной обработке – здесь однозначно сказать сложно.

Все же дети наши с Вами – современные дети, возможно, им проще воспринимать эту музыку именно в современной обработке? В качественной.

Классику можно сделать фоном дома – подберите спокойные произведения. Включайте музыку сразу, как просыпаетесь – делайте под нее вместе с малышом домашние дела, завтракайте.

Это лучше, чем фон включенного телевизора.

Классические произведения, которые кажутся Вам эмоционально насыщенными, можно слушать с малышом, выделяя для этого 2-5 минут в день – просто устройтесь с ним удобно в кресле, предложите закрыть глазки и помечтать о чем-нибудь под музыку. Когда произведение закончится – спросите малыша, что он себе представлял, поделитесь своими фантазиями. И пусть Вас не разочаровывает, что сначала под Турецкий марш Моцарта он будет представлять себе чупа-чупс, который Вы купили утром, а под Сентиментальный вальс Чайковского – черепашек ниндзя. Все же это его выбор. Со временем он научится ценить и понимать эту музыку. Но ни в коем случае не стоит навязывать ему мнение о том, что вот это – настоящая музыка, а все иное – нет. Необходимо просто дать ему выбор, дать возможность в дальнейшем определиться с тем, какая музыка ему близка – классика, джаз, рок, барды или все же поп?

Однако если в машине настроены только Кекс-fm и Русское радио, а по телевизору вы смотрите «Субботний вечер» — жалкую пародию Голубого огонька, возможности выбора у Вашего малыша, увы, не будет.Уже с 3-4-х лет малыша можно водить на концерты. Даже на «взрослые».

Только необходимо очень тщательно подходить к выбору программы. Если это симфонический концерт – подойдет легкая классика. Одного отделения малышу будет вполне достаточно. Но, конечно, не нужно говорить ему о том, что сейчас будет продолжение, а мы с тобой пойдем домой.

К сожалению, только в нашей стране после первого отделения зачастую в зале остается половина зрителей – а ведь это невоспитанно, это — неуважение к артистам и музыкантам. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы Ваш ребенок не пополнил ряды невежественных со временем.

Если сомневаетесь насчет сложных программ – начните с абонементов для детей, например, в Московском Международном Доме Музыки на Павелецкой.

Замечательные музыкальные занятия и встречи проводятся так же по абонементам для детей в Музее музыкальной культуры им. Глинки. Концертный зал им.

Чайковского, предлагает, например, цикл программ «Сказки с оркестром» — для малышей, камерный зал Московской филармонии – абонемент «Учимся слушать музыку».

Только вот, к сожалению, таких бюджетов на рекламу всех этих замечательных программ не выделяется, как на ставшие последнее время популярными ледовые шоу и мюзиклы, на которые мы с вами идем с детьми. Поэтому и остаются программы классического музыкального воспитания вне поля нашего внимания.

P.S. На даче есть у меня один знакомый мальчик. В этом году родители отдали его в музыкальную школу, и он уже вполне сносно играет на аккордеоне. Увидев меня, он сразу попросил разучить с ним «Песню про батончики», которую мы с ним пели в прошлом году. Песню про батончики в своем репертуаре я вспомнить никак не могла.

«Ну из рекламы, про батончики» – внимал моей непонятливости маленький музыкант. Песня оказалась из кинофильма «Мама», «Мама-первое слово», шедевр, созданный Жераром Буржоа и Юрием Энтиным 35 лет назад. Тогда они, наверное, еще не подозревали, что станут крутыми парнями, которые пишут песни для рекламы Kinder шоколада.

Дата публикации 31.08.2011 Автор статьи: Анна Немченко

Источник: https://materinstvo.ru/art/7709

Как развить у ребенка музыкальные способности – Семья и дети – Домашний

Как развить у ребенка музыкальные способностиЧто такое музыка? Это способ воплощения художественных образов через звук. Ритмичные удары барабанов или плавные переливы струн – все это трогает и волнует детскую душу не меньше взрослой. И реагировать на музыку дети начинают, еще даже не родившись. Доказано, что мамина музыка оказывает крайне положительное влияние на развитие мозга младенца. А новорожденный малыш, слушающий колыбельные, лучше засыпает, и ест он с куда большим аппетитом под песенки-потешки.

Музыкальное развитие ребенка сказывается на формировании его умения воспринимать мир шире и ярче. Музыка развивает способности к раскрытию эмоций, учит чувству прекрасного. Занятия музыкой никогда не проходят даром для эстетического сознания, что в будущем обязательно отразится на развитии личности вашего ребенка.

Прекрасно, если ваш малыш растет в музыкальной семье.

Значит, его жизнь проходит под аккомпанемент самых разных мелодий, и уже годам к пяти ваш ребенок может поразить вас утонченностью своих вкусов, а к десяти – вполне определиться со своими музыкальными предпочтениями.

Если же в семье нет музыкантов, но кто-то из родителей любит музыку и умеет ее слушать, то и это уже неплохо. Ваши дети тоже обязательно будут разборчиво выбирать любимые композиции, и музыка будет занимать в их жизни не последнее место.

Но как же быть, если ваше желание развить в ребенке музыкальные таланты натолкнулось на элементарное отсутствие у него способностей? Во-первых, не отчаиваться и ни в коем случае не ставить крест на музыкальной карьере ребенка.

Ведь вы не раз замечали, что будучи маленьким, ваш ребенок пытался подпевать или танцевать под музыку. Это значит, что восприятие музыки заложено в него самой природой.  А остальное – дело техники в буквальном смысле. Смело беритесь с малышом за руки и идите в музыкальную школу.

Педагоги с радостью принимают детишек, вне зависимости от наличия способностей.  Ведь музыкальные способности – это целый комплекс навыков, таких как музыкальная память, чувство ритма, моторика и координация рук. Навыков, которые можно и нужно развить в будущем исполнителе.

Даже отсутствие слуха – не беда, грамотный педагог сможет развить его с нуля. От вас и вашего музыканта требуется только известное усердие и настойчивость.

Нередки случаи, когда ребенок, начав ходить на занятия музыкой, теряет интерес и глаза его уже не горят, а для того, чтобы усадить его за инструмент, требуется немало усилий. Некоторые мамы тоже сдаются, утешая себя мыслями о том, что детских кружков и секций много, и не каждому предписано родиться гениальным пианистом. Но это не верно.

Не пытаясь настаивать на обязательности занятий, вы тем самым показываете ребенку, что любое дело можно начать и бросить по желанию. Малыш должен понимать, что не все дается просто, и что трудности даны человеку, чтобы их преодолевать. Помогите ему найти в себе силы. Если ребенок просто устал от классических мотивов, подарите ему магнитофон.

И позвольте слушать любую музыку, которая ему нравится, даже если это противоречит вашим вкусам. Многие дети, владеющие тем или иным музыкальным инструментом, помимо заданных пьес часто пытаются подобрать любимые мелодии. А свобода выбора музыки подталкивает маленького музыканта к созданию собственных произведений.

И пусть они звучат пока примитивно, вполне вероятно, что со временем его композиции будут вызывать у вас восторг.

Бывает и так, что занятия в музыкальной школе по каким-то причинам невозможны. Но и здесь не все потеряно. Ведь главное – это желание, а возможности найдутся всегда. В любом книжном магазине можно найти самоучитель игры на гитаре, фортепиано или барабане.

Правда, стоит отметить, что заниматься с ребенком вам придется самостоятельно, или же приглашать репетитора. Главное – мама должна показывать свою заинтересованность в занятиях ребенка.

Даже если у мамы нет музыкального образования, помочь ребенку выучить сложные знаки нотной грамоты можно. Не заставляйте малыша учить произведение, которое ему не нравится. Не усаживайте за инструмент насильно и не наказывайте его, если он не выучил пьесу.

В конце концов, занятия музыкой – процесс творческий, поэтому и подход к этому делу должен быть соответственным.

Ребенок, дни которого наполнены музыкой, умеет прислушиваться к своим мыслям и чувствам. А это в будущем обязательно поможет ему в становлении своей личности.

И если даже музыкальное образование не войдет в список увлечений вашего ребенка, не ограничивайте его общения с миром звуков.

Здесь вы можете только наблюдать и слегка корректировать его предпочтения, ориентируясь на возраст ребенка и личности самих исполнителей.

И как бы ваши вкусы ни расходились со вкусами ребенка, его интерес к музыке говорит о том, что перед вами настоящий, чувствующий Человек.

Источник: https://domashniy.ru/semya_i_dety/kak_razvit_u_rebenka_muzykalnye_sposobnosti/

Как развить музыкальные способности?

— по рубрикам — Культура ᄂКультура

20 апреля 2012, 00:00 | Катя Кожевникова

Читайте также:  Как повысить гемоглобин у ребенка с помощью продуктов

Даже если вы не мечтаете о певческой карьере, музыкальный слух и умение петь – вещи совсем не бесполезные, эти таланты серьезно помогают в обычной жизни.

Человеку с музыкальными способностями проще учить иностранные языки, потому что он быстро запоминает информацию на слух, точно подражает произношению и интонациям. Умение правильно интонировать необходимо в ораторском искусстве, да и в любом общении.

Кроме того, пение отлично поднимает настроение. Прибавьте к этому посиделки с гитарой и походы с друзьями в караоке – попеть в такие моменты очень хочется, а опозориться – совсем нет.

Не говоря уж том, что, несмотря на развитие звукозаписывающей техники, все-таки лучше, когда колыбельную ребенку поет мама… Так что сомнений не остается – развивать музыкальные способности надо. Остается вопрос, как это делать.

Конечно, проще, если ваши родители, придерживаясь принципов гармоничного развития, еще в 6 лет насильно запихнули вас в музыкальную школу. Но если такого с вами не происходило, нечего расстраиваться, развить музыкальные способности можно и во взрослом возрасте. Более того, музыкальная школа – тоже не панацея.

Многие мои знакомые с детства ненавидели «музыкалку», кто-то даже бросил ее, а через много лет они начали искать преподавателей, чтобы вспомнить (а на самом деле, научиться заново) как петь или играть на фортепиано.

Так что в обучении во взрослом возрасте есть даже свои плюсы — мы более целеустремленны и знаем, чего хотим добиться, в отличие от детства, когда мы «маленькие дети, нам хочется гулять».

Существует два подхода к развитию музыкальных способностей: либо найти педагога, либо попытаться сделать это самостоятельно. Про первый ничего говорить не буду — вам все более подробно и профессионально объяснит педагог. Второй подход — более сложный, поэтому о нем и поговорим.

Важнейшее условие для развития музыкальных способностей — слух. Если вы им не обладаете (обычно человек, которому «медведь на ухо наступил», сам этого недостатка не замечает, но ему с удовольствием рассказывают об этом товарищи), то самостоятельно учиться пению будет очень сложно, но попытаться все же стоит.

Для начала учитесь слышать и узнавать ноты. Хорошо, если в доме есть фортепиано — тогда можно поиграть в такую игру: возьмите себе в напарники товарища, который будет нажимать какие-то клавиши, а вы потом попытаетесь найти соответствующую ноту по звучанию.

Помните, именно таким образом в фильме В моей смерти вините Клаву К. обнаружилось, что у Клавы есть скрытый музыкальный слух. Может быть, есть и у вас. Если пианино дома не водится, можно заменить его компьютерной программой, имитирующей этот инструмент.

Благо сейчас подобные утилиты выпускают даже для смартфонов.

Если слышать и распознавать звуки вы научились, попытайтесь их правильно воспроизводить. Нажимайте клавишу и пойте с ней в унисон, чтобы звук вашего голоса не отличался от звучания ноты.

Чтобы лучше себя слышать, зажмите одно ухо. А для проверки результата запишите звук на диктофон, ведь, как известно, мы слышим свой голос иначе, чем другие люди.

Или пригласите в судьи не обделенного музыкальными талантами знакомого.

Если и это вам удалось, распевайтесь — пойте ноты в гамме по порядку. Так вы выясните свой звуковой диапазон. Потом начинайте петь интервалы — перескакивайте с первой ноты октавы на третью, на пятую, на восьмую. Последовательно петь ноты проще, чем перескакивать с низкой на высокую, но в песнях это любят, так что надо учиться.

Когда слушаете музыку, пытайтесь уловить рисунок мелодии, вслушивайтесь, какие ноты звучат, высокие или низкие, задумывайтесь, куда она направляется. Хорошее упражнение из детской музыкальной школы — пытайтесь рукой показывать направление движения мелодии.

Если звучат низкие ноты, держите ладонь внизу, на высоких — поднимайте выше, и так приблизительно показывайте уровень каждый ноты. Таким образом вы начнете понимать движение мелодии и лучше запоминать его.

А когда будете сами подпевать, движение руки поможет вам сообразить, куда сейчас направить голос, вверх или вниз.

Пойте как можно чаще. Включайте любимые композиции и вдумчиво, следя за своим голосом, пытайтесь петь в унисон с исполнителем (можете при этом подсказывать себе движением руки).

Свои опыты обязательно записывайте на диктофон — как я уже говорила, сами мы слышим свой голос иначе, чем окружающие. Хорошо бы взять себе в сообщники друга или подругу, которые умеют петь, и устраивать с ними певческие сеансы.

И вам будет проще подстроиться, и человек в случае чего поможет сориентироваться. К примеру, моя знакомая, которая никогда петь не училась и способностями музыкальными не блещет, чисто поет только в дуете со своей  музыкально более одаренной сестрой.

При этом не забывайте регулярно распеваться — таким образом вы сможете расширить свой звуковой диапазон.

Забавное упражнение — «Что вижу, то и пою». Когда занимаетесь своими делами, пойте о том, что делаете или думаете. «Собираюсь на работу, убираю я постель…» и так далее. Перекладывайте любые приходящие в голову слова на разные мелодии. А что? Некоторые исполнители, я подозреваю, именно так свои хиты сочиняют. Только делать это стоит исключительно в одиночестве, чтобы не травмировать психику окружающих.

Слов из песни не выкинешь, а вот заживать их вполне можно. Если дикция у вас не очень, вы заметите, что слова песни в вашем исполнении сливаются в единую трудно расшифровываемую кашу.

Дело в том, что во время пения нужно преувеличенно четко артикулировать и не глотать буквы. В обычном общении это прощается, а вот в пении чувствуется очень хорошо. Так что стоит вспомнить и регулярно проговаривать поговорки.

Делайте короткий, но глубокий вдох, и четко чеканьте их на выдохе.

Если вам кажется, что в сложном искусстве пения вы уже достигли некоторых успехов, проверьте результат на окружающих — спойте что-нибудь друзьям или знакомым. И не обижайтесь на критику — конструктивные замечания помогут вам найти и исправить свои ошибки.

Слишком сложно? Тогда еще один мотивирующий момент. Есть теория, что девушек в прошлом поголовно учили петь не искусства ради, а с четкой и даже приземленной целью. Считается, что умение управлять своим голосом и правильно интонировать помогает женщинам… кокетничать и влюблять в себя мужчин. Ну что, еще сомнения остались? Или учимся?

А вы любите петь? А умеете? Вы специально учились этому или просто вам повезло со способностями?

Катя Кожевникова, iledebeaute.ru

Источник: https://iledebeaute.ru/culture/2012/4/20/24281/

Как развивать музыкальные способности у детей дошкольного возраста? Часть 1

Начинать нужно уже с внутриутробного развития малыша. То есть тогда, когда малыш еще не родился на этот свет. Мама может включать какую-либо плавную веселую или грустную мелодию.

Но не стоит при прослушивании музыки использовать мелодию, в которой присутствует большое количество низких частот и резких низких или высоких звуков. Это травмирует Вашего малыша и впоследствии Вам будет сложно развить у малыша музыкальный слух.

Хотя, как говорила Верочка в известном фильме: «Нет ничего невозможного для человека с интеллектом».

Далее, уже на первом году жизни ребенка следует использовать различные мелодии во всех жизненных ситуациях. Или почти во всех. Как правило, мы используем музыку при общении с малышом только в нескольких случаях: когда ребенок спит (или засыпает), мы, как всем известно, поем колыбельную; а также когда мы танцуем.

Но музыкальное сопровождение можно использовать и в других жизненных ситуациях. Когда нам грустно, можно включать грустную музыку, когда радостно — веселую. Когда ребенок ест, играет, купается… Таким образом, впоследствии ребенок легко сможет определить настроение мелодии. Ему достаточно лишь будет сопоставить настроение мелодии со своим собственным.

У него как бы выработается инстинкт. Или чувство мелодии.

Как только ребенок начнет делать первые шаги, можно осваивать ритм мелодии. Можно с малышом играть в такую игру: хлопать в ладоши, или топать ногой ритм музыки. В самом-самом начале нужно научить ребенка реагировать на сильный звук в мелодии. Например, пусть он приседает.

Но на первом году жизни ребенка нужно подбирать такую мелодию, чтобы этот сильный звук не был слишком частым. Так как малышу трудно будет сконцентрировать свое внимание и выполнять такое движение слишком часто.

Проще говоря, малыш должен услышать этот сильный звук, и подать сигнал, что он его услышал.

Когда малыш научится произносить первые слова, то есть уже на втором году жизни, можно развивать музыкальный слух малыша, или знакомить ребенка с высокими-низкими звуками.

Для этого, можно использовать или свой голос, или колокольчики, или игрушечные музыкальные инструменты. Например, металлофон (это такие металлические пластинки, по которым можно бить деревянными палочками), или дудочка. А если у Вас дома стоит пианино, то вообще замечательно.

Так вот, покажите малышу, как летает и жужжит комарик (очень высокие звуки), как гавкает собачка (звуки средней высоты), как трубит слоник (очень низкие звуки). Пусть Ваш ребенок сопровождает свои звуки движением, например, попросите его показать, как жужжит комарик.

Пусть Ваш малыш имитирует движение комарика, а также жужжит тонким голосочком. И так далее.

Длительность звука можно изучать с помощи карандаша или ручки. Пусть Ваш ребенок, пока звучит нота, рисует на листе бумаги линию, а когда он закончится, перестанет рисовать. Когда малыш научится считать, можно при изучении длительности звука считать вслух.

Я хочу Вам привести несколько примеров музыкальных игр, в которые можно играть с ребенком.

Например, игра на развитие слуха: «Угадай что звучит». Для этой игры Вам понадобится несколько предметов быта, которые есть в каждом доме. Пусть это будут, например, стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка.

Возьмите карандаш, только держите его за самый кончик, чтобы не заглушать звук, и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите малыша отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету.

Когда малыш повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы постучали.

Сначала малыш будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется, повторите попытку.

Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов. В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно от 3,5 лет. Когда Ваш ребенок становится старше, ее можно усложнять.

Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.

  • Начните заниматься, а я продолжу — в части 2.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/2065/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]