Почему многие дети не хотят идти в школу? Как родителям отличить капризы ребёнка от реальных проблем в школе? Как сделать так, чтобы ребёнок рассказывал о своих проблемах? В рамках социальной инициативы «Месяц антибуллинга» телеканал Cartoon Network вместе с психологом АНО «БО „Журавлик“» и программы «Травли NET» Марией Зеленовой рассказывает, как разобраться с тем, почему ребёнок не хочет идти в школу.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Для начала выясните, что является причиной нежелания идти в школу. Для этого нужно разобраться в разнице между понятиями «тревога» и «тревожность».
Тревога — это нормальное состояние любого человека (и маленького, и взрослого) перед значимым событием: будь то собеседование, экзамен, контрольная или свидание.
Тревожность — систематическое состояние беспокойства, с которым человек сам не в состоянии справиться. Если это тревожность, то важно понять, откуда она взялась.
1. Проблемы с адаптацией
Если ребёнок пошёл в первый класс, то скорее всего, дело в проблемах с адаптацией к новым условиям. Ребёнок может быть очень привязан к родителям, особенно к маме, и процесс сепарации у него проходит непросто. В таком случае ребёнок воспринимает поход в школу негативно. Важно поддержать его. Могут помочь «ритуалы»: некоторые родители дают ребёнку любимую вещь, договариваются о какой-то секретной фразе, жесте или воспоминании, к которому ребёнок может обратиться, когда ему грустно. Это должно быть что-то, что позволит ему вспомнить, что родители думают о нём, что они не отправили его в школу и забыли.
2. Отсутствие режима
Процесс адаптации в начальной школе зависит от того, насколько успешной была адаптация в детском саду и от условий, которые созданы дома. Если ребёнок знаком с режимом и достаточно коммуникабелен, то ему намного проще и легче влиться в коллектив и следовать правилам. Если режима не было, то сложностей с адаптацией не избежать. Здесь опять же важно поддержать ребёнка, посмотреть, насколько он готов к посещению школы — это определяет нейропсихолог. Ребёнок может хорошо считать и писать, но быть совершенно не готовым к серьёзной психологической нагрузке: сидеть долго на одном месте, слушать, выстраивать отношения с новыми людьми.
3. Стресс от перехода в старшую школу
Чаще всего кризисный момент случается, когда ребёнок переходит в старшую школу. Изменения часто вызывают стресс, а здесь речь идёт о довольно серьёзных изменениях: меняется коллектив, учителя. К тому же первый классный руководитель — это значимый авторитетный взрослый, который отчасти заменяет детям маму.
4. Завышенные ожидания родителей
Ребёнок может много тревожиться из-за завышенных ожиданий, которые транслируют родители. Стресс и нежелание идти в школу могут стать следствием того, что ребёнок склонен к перфекционизму и не даёт себе права на ошибку. За этим нужно внимательно следить. Важно готовить ребёнка к тому, что в школу он идёт не только, чтобы получать знания, но и чтобы учиться дружить.
5. Частые болезни
О нежелании идти в школу ребёнок может не сообщать открыто, но признаком этого могут быть различные симптомы. Постоянный стресс у детей может вызвать частую головную боль, боль в животе или повторяющиеся эпизоды ОРВИ. Важно обратить на это пристальное внимание и проконсультироваться с врачами.
6. Буллинг
Буллинг со стороны преподавателя, одноклассников или детей постарше может быть причиной, по которой ребёнок не хочет идти в школу. Хорошо, если удастся провести профилактику такого поведения или выявить травлю на ранних этапах. Для этого родители, в первую очередь, должны иметь доверительные отношения с ребёнком и уметь разговаривать с ним по душам.
Во время таких разговоров можно узнать, что тревожит ребёнка, какие у него отношения с одноклассниками, что он делает на переменах, как он решает конфликтные ситуации.
Разговаривать об этом стоит в определенное время: не всегда ребёнок, который пришёл из школы и устал, готов говорить. Ребёнок должен быть открыт к коммуникации: чаще всего это время перед сном или по дороге в школу.
Лучше задавать открытые вопросы, а не те, на которые можно ответить просто «да» или «нет».
Что делать родителям, чьи дети не хотят идти в школу:
Хорошо быть на связи с родителями друзей ребёнка и преподавателями, чтобы суметь предотвратить проблемы. От того, насколько вовлечены в жизнь ребёнка родители зависит то, насколько он будет комфортно и безопасно ощущать себя в школе.
2. Союзничество
Родители также должны объяснять ребёнку, что чего-то не знать это нормально, не стыдить за плохие оценки или неуспеваемость, это приведёт к ещё большему стрессу.
Важно помогать ребёнку решать конфликтные ситуации, работать с мотивацией и отвечать на вопрос, зачем ему вообще ходить в школу. Хорошая работа и абстрактное будущее — для ребёнка младшешкольного возраста слабая мотивация. Ему в первую очередь должно быть интересно учиться, тогда он будет делать это с удовольствием.
3. Ожидания
Если у родителей завышенные ожидания, то ребёнку сложно будет чего-либо добиваться, это будет сказываться на его эмоциональном состоянии. Дискомфорт и нежелание подвергаться стрессу могут выливаться в агрессию по отношению к окружающим детям.
4. «Золотая середина»
Иногда бывает так, что родители слишком вовлечены в жизнь ребёнка. Даже когда он даёт обратную связь и хочет дистанции, они продолжают жить его жизнью и настаивать на общении. От этого становится только хуже, всё-таки стоит придерживаться золотой середины: позволять ребёнку самому решать какие-то вопросы и научить обращаться за помощью в любой сложной для него ситуации.
5. Чуткость
В целом, эпизодическое нежелание идти в школу — достаточно типичное явление. Оно может быть вызвано излишней нагрузкой и банальной усталостью.
Если родители достаточно чуткие, то они могут позволить ребёнку отдохнуть, дать ему внеплановый выходной или освободить его от занятий, чтобы ему было проще справиться с навалившейся нагрузкой.
Тогда ребёнок сможет чуть-чуть отдохнуть и пойти в школу, уже восстановившись.
Важно помнить, что дети отлично считывают родительские эмоции о копируют их. Поэтому важно уметь сохранять спокойствие даже в стрессовых ситуациях и не перебрасывать свою тревожность на детей.
От того, насколько спокойны родители, зависит то, насколько будет спокоен ребёнок.
Если же родители чувствуют, что ситуация вышла из-под контроля и им не хватает ресурсов, чтобы с ней справиться, лучше своевременно обратиться к психологу.
Источник: https://mel.fm/blog/cartoon-network/13270-6-prichin-pochemu-rebenok-ne-khochet-idti-v-shkolu
Ребенок не хочет ходить в школу: что делать?
Учебный год в разгаре, а ребенок не хочет учиться в школе. Что делать родителям? Заставлять — неэффективно, подкупать — вредно, аргументы про будущее — не помогают. Как замотивировать ученика? Поговорили об этом с психологом Катериной Деминой.
Катерина Демина — детский и семейный психолог-консультант, специалист по усыновлению, многодетная мать. Стаж — более 30 лет. Практикующий психолог с 2002 года.
Автор книг, публикаций, тренингов и вебинаров по детской психологии.
Автор «Блога практикующего психолога».
Начальная школа
Ребенок не хочет идти в школу? В начальной школе этот вопрос почти всегда возникает в первом классе, реже позже. И, как правило, он связан или с учительницей, или с травлей внутри коллектива. Но бывают и другие причины. Разберем все.
1. Учитель
Дети очень редко формулируют проблему грубого насилия со стороны учителей — кто-то боится об этом рассказать, кто-то считает, что это нормально. Вспоминается случай, когда ребенок прислал маме смс: «Что-то я не хочу тут оставаться. Учительница очень строгая», а оказалось, что она детей бьет.
Кстати! Детское проявление агрессии учителей — это «болит живот». Если ребенок говорит, что он не хочет в школу, так как у него болит живот, попытайтесь (исключив реальные проблемы с животом) узнать его школьные страхи и повлиять на них.
Что делать?
Если получаем четкий ответ: «Учительница орет», — переводим в другой класс. Не тешьте себя иллюзиями — ее невозможно изменить. Если учительница орет — она будет орать всегда. Найдите спокойную. Ту, что не орет, и переведите ребенка в ее класс.
2. Травля
«Не хочу идти в школу» может быть симптомом травли. Не обязательно целым классом. Может быть травля со стороны отдельного ребенка, которую другие дети даже не замечают — у них адаптация, на которую уходит много ресурса.
Что делать?
Задавать ребенку вопросы, наблюдать, что происходит, выяснять, кто его обижает и… решать вопрос с помощью мануалов, предлагаемых, например, в рамках антибуллинговой компании «Травли.Net».
3. Физкульт-привет
Бывает, что ребенок не хочет в школу строго по понедельникам и четвергам. Или по вторникам и пятницам. Ровно в те дни, когда у него в расписании стоит физкультура.
Что делать?
Узнавайте у ребенка и родителей других детей, что не так с учителем физкультуры. Ставит двойки за отсутствие формы? Требует выполнения нормативов в дождь и ветер? Снижает оценки за плохую разминку? Издеваясь, комментирует особенности фигуры ребенка? Этому учителю не место в школе!
Есть другие проблемы? Все возможно решить! Задача родителей — делать так, чтобы детям было безопасно и комфортно. И если девочки в 4 классе говорят, что они не готовы переодеваться на физкультуру в одном классе с мальчиками, нужно менять организацию переодевания.
Можно обсудить этот вопрос с администрацией школы или с учителем: выход найдется! Как вариант, девочки в день, когда в классе физкультура, приходят в школу в футболках, или учительница организует переодевание мальчиков на одной перемене, а переодевание девочек — на следующей.
5. Не готов к школе
Чаще эта история касается мальчиков. У родителей были инструменты (например, психологические тесты на готовность к школе), но они положились на календарный признак: 7 лет — пора! А ребенок не готов к школе: игровая мотивация не сменилась на учебную.
И сейчас ему тяжело, напряжно и хочется играть, а не писать прописи.
Такие мальчики с машинками и динозавриками в руках очень выделяются в классе среди целой толпы спокойных, вменяемых, работоспособных, усидчивых девочек с хорошо сформированной учебной мотивацией.
Большую ошибку делают родители, которые запихивают в школу маленьких да удаленьких детей: «Он читает с 3 лет, с 4 играет в шахматы, мы лучше отдадим его сейчас в школу, а то ему потом будет скучно».
Нет! — пусть лучше ребенок пойдет в школу не в 5 или 6 лет, а в 7! Пусть он поскучает немного — зато у него будет время на заведение дружбы и адаптацию. А это лучше, чем писаться по ночам и сгрызть себе все ногти на нервной почве.
Что делать?
Спокойно и без нервов спрашиваем, что не так. Ребенок говорит, что вообще не хочет в школу, а хочет в садик. И учитель подтверждает: «Да, он не готов к школе». Забирайте чадо из школы. Если этого не сделать, ребенок найдет способ избегать школу — через болезнь. Зачем вам эти грабли? Верните ребенка в подготовительную группу, где он спокойно дозреет до желания учиться в школе.
Важно! Если ребенок-первоклассник жалуется и говорит: «Я не хочу идти в школу» — это положительный симптом. Хуже, если ребенок замалчивает свое «не хочу»: такое бывает, если у него есть опыт, когда его не слышали, если он пытался донести свое «не хочу» (относительно чего угодно: одежды, еды, поездок к бабушке), а в ответ слышал: «Кого волнует твое мнение? Встал и пошел!».
5 класс
Этот класс может быть сложным с точки зрения событий и правил: появляются новые учителя-предметники — и, возможно, кто-то из них оказывается агрессивным. Появляются новые требования. «Учительница нас задерживает, мы не успеваем переодеться на физкультуру и пообедать» — знакомо? Сложности может вызывать столовая: кому-то не хватает порции, кто-то приходит последним и ему не хватает стула — страдает статус. Все это может привести к ситуации, когда ребенок не хочет учиться в школе.
Что делать?
Используем универсальный способ: проводим исследование территории, выясняем, где существуют затыки, анализируем, что мы видим перед собой, с какими трудностями сталкивается ребенок. А дальше разрешаем сложности и готовимся к пубертатному взрыву в 7 классе.
7 класс
Апогей «не хочу в школу». И причин здесь может быть миллион. Самых распространенных две.
1. Травля
Травлю всегда поддерживают взрослые. И чаще всего тот, у кого самая большая власть — классный руководитель.
Что делать?
То же самое, что и с травлей в начальной школе. Не пускайте дело на самотек. Не давайте советов в формате: «Защищайся сам», «Дай сдачи» или «Не обращай внимания». Сделайте все, чтобы защитить ребенка. Есть мировой опыт, который говорит, что дети без помощи взрослых не справляются. А последствия травли могут быть жутчайшие, вплоть до суицида.
Пользуйтесь мануалами. Инструкции от Травли.Net на «Литтлване»: для учителей и родителей и для самих детей.
2. Сложности пубертатного периода
Когда ребенок входит в фазу бурного роста, организм отключает все настройки: психические функции, интеллектуальные моменты. А школьная программа в это время как раз становится очень сложной, добавляются новые предметы. И часто даже дети, которые хорошо учились, были прилежны и внимательны, скатываются на тройки и не хотят учиться. Обычно это история про девочек, мальчики стартуют в пубертат позже. Детям в это время надо помогать всеми силами — у них одновременно происходит несколько очень серьезных физических и психических перестроек, начинаются месячные, бурный рост. Именно в этот момент появляется легенда, что девочки не справляются с точными науками — еще бы им справляться с ними в этот сложный период! Скорей всего, ваша дочь в этот период чувствует себя разбитой. Она не очень понимает, что с ней происходит. Ей хочется одновременно плакать, есть и не есть. Она себя ненавидит, у нее, как ей кажется, тело раздутое — и это просто какой-то ад. Девочек травят со всех сторон, над ними издеваются взрослые, в этот момент отцам сносят крышу их собственные загоны, и они орут: «Ишь, ты тут, сиськи и попу отрастила, а мозгов нет». И девочки ложатся в депрессию.
Что делать?
Выясните, почему ребенок не хочет в школу. Если он в понедельник утром говорит: «Не хочу в школу», а вам нужно на работу, и вы еще несетесь с младшим в садик, ваша реакция может быть только одна: «Ладно, не ходи, ложись, спи».
Если же ребенок сказал «Не хочу идти в школу» в выходные, и у родителей есть время посидеть, поговорить и во всем разобраться, то первое, о чем нужно подумать, — это убрать из его жизни перегруз. Если в 13 лет дочь говорит: «Ничего не хочу», я спокойно соглашаюсь: «Окей, отменяем все.
Что ты хочешь оставить себе? Без чего ты жить не можешь?». Ребенок оставляет пару занятий рисованием или танцами в неделю. Все свободное время лежит и спит, регулярно пропускает все — и через год спящая красавица просыпается и говорит: «Я хочу все! Я выспалась!».
И возвращается в жизнь с новыми силами.
9–11 класс
К 9 классу мальчики с их пубертатным периодом догоняют девочек, и часто это становится настоящим кошмаром. Гормоны заливают их гораздо жестче, чем девочек. На их пубертат приходится и агрессия, и адские проблемы со здоровьем. С одной стороны, мальчики вырастают в этот период очень серьезно, а с другой, у них иммунитет падает практически до нулевого.
Что делать?
С девочками все было понятно: «Не хочу в школу» — это повод отменить все лишнее и отоспаться. Мальчикам так просто отоспаться не получится: финал 9 класса — ОГЭ, финал 11 класса — ЕГЭ.
Поэтому идеальный вариант для родителей — слегка пофигистичый подросток, который ходит в школу тусоваться, у которого оценки колеблются между «3» и «4» с заходом на «5» по любимому предмету. Такой мальчик может выдержать школу. Остальные рано или поздно скажут: «Не хочу!».
И это претенденты на полуэкстернат, если мальчик начал болеть, и экстернат, если ребенок нацелен на топовые вузы и ему нужно сдать 3–4 предмета на высокие баллы. Помните, сейчас задача вашего подростка — выжить. Все остальное подтянется позже.
И, само собой, отменяйте всю дополнительную нагрузку! Если подросток бросает музыкалку — правильно делает! Позже он вернется к музыке — только уже не к фортепиано, а к гитаре, саксофону, скрипке или флейте, сделав свой выбор. И это касается любых его вчерашних увлечений, которые он рано или поздно возьмет в свое завтра.
Самое грамотное, что учителя и родители могли бы сделать для подростков — организовать процесс обучения так, чтобы учебный день в старшей школе начинался с третьего урока.
Почему? Потому что вечером старшеклассники не могут заснуть — половые гормоны у них полностью блокируют производство мелатонина, который отвечает за засыпание. Да-да, подростки не могут заснуть не потому, что они все время в телефоне, нет. Они в нем, потому что не могут заснуть.
Если у них отобрать телефон, они будут лежать и мучиться, а не спать. И учеба с 11 утра для них решила бы очень много проблем.
Обращайте внимание на все, что ребенок говорит про школу. Если он все время говорит: «Там одни дебилы», «Там скучно», «Я — лузер», это очень тревожный сигнал: вероятно, пришло время сменить школу.
И дело не обязательно в том, что там процветает буллинг.
В своей практике я вижу очень много мальчиков с депрессиями и психологическими расстройствами, которые по своим данным не тянут гимназию, а учатся там за счет занятий с репетиторами.
Мой сын, например, отказался переходить в очень крутую школу, сказав: «Я там буду в третьей сотне, а здесь я в первой десятке». Для нас, родителей, это было очень сильное разочарование, но опыт показал, что это решение было разумное и стратегическое.
P.S
Случается, что детское «не хочу в школу» связано с неспецифическими причинами. Например, дети отказываются ходить в школу, потому что боятся оставить дома родителей, ведь однажды родители продемонстрировали, что с ними может случиться все что угодно. И это единственный случай, когда всей семье рекомендована терапия.
- 1
- 1
- 1617
Источник: https://littleone.com/publication/6708-rebenok-ne-hochet-hodit-v-shkolu-chto-delat
Ребёнок не хочет ходить в школу: советы психолога
С наступлением учебного года многие родители сталкиваются с этой проблемой и не знают, что делать, если ребёнок не хочет ходить в школу. Причины подобного поведения могут быть самыми различными. Каждый случай индивидуален, поэтому важно разобраться, из-за чего он отказывается посещать учебное заведение и получать новые знания.
Степень серьёзности проблемы
Когда ребёнок сообщает маме и папе, что не желает идти в школу, его слова могут иметь разную смысловую окраску. Необходимо разобраться, в чём дело. Иногда даже любимое занятие надоедает, если его приходится выполнять ежедневно. Ведь взрослым тоже не всегда хочется идти на работу или заниматься домашними делами.
Если он устал от «обязаловки», особой проблемы здесь нет. Психологи в этом случае советуют оставить чадо дома на денёк, одобрив «прогул». Подобное поведение позволит получить следующие бонусы:
- У ребёнка не возникнет переутомления;
- Родитель, так сказать, заработает дополнительные баллы как тот, кто любит и балует;
- Ребёнок получит возможность соскучиться по одноклассникам и учителю.
Проблема является гораздо более серьёзной, если сын или дочка изменились, стали более агрессивными или замкнутыми.
Когда ребёнок под любым предлогом отказывается посещать школьные занятия и стремится прогулять уроки, пора бить тревогу.
Подобные факторы свидетельствуют о том, что нужно срочно принять меры: найти и ликвидировать настоящую причину нежелания учиться. Чем скорее удастся с этим разобраться, тем меньше пострадает психика сына или дочки.
Причины нежелания ходить в школу
Их не так много, но родителям нужно понять какая именно причина мешает в их случае, и принять своевременные меры. Если пустить ситуацию на самотёк, можно создать серьёзные проблемы своему чаду.
Трудности в общении с одноклассниками
Дети нередко бывают жестокими. Они не способны взглянуть на ситуацию с нескольких сторон, как взрослые. Так, они не могут объективно оценить своё поведение и понять, какие оно может иметь последствия.
Издевательства одноклассников могут быть обусловлены разными причинами. Иногда это какие-то внешние недостатки или закомплексованность. Порой дети не хотят дружить со своим сверстником из-за его сложного характера или неадекватного поведения.
Когда ребёнок входит в новый коллектив, ему обычно хочется показать себя с самой лучшей стороны. Если он боится непринятия, то, как бы идёт на опережение, защищаясь нападением. Подобное поведение является неосознанным и часто имеет искажённую форму. Ребята могут не понять такой наглости и начать травить в ответ.
Чаще всего опасается непринятия тот ребёнок, которому это уже хорошо знакомо. Как правило, это дети, которые сталкиваются с таким отношением к себе в собственной семье. Например, кто-то из родителей не уважает его, может себе позволить ударить или оскорбить, демонстрирует неприязнь.
Если сын или дочка конфликтует с одноклассниками, важно как можно быстрее разобраться в причинах раздора. Возможно, ребёнок и сам неправ, но не стоит торопиться его обвинять. Вполне возможно, что он боится наказания и специально искажает картину. Необходимо внимательно выслушать каждую из сторон и лишь потом принять решение.
Неинтересно учиться
Обычно дети очень любопытны. Это такие маленькие почемучки, которым хочется знать всё на свете. Если пропадает интерес к обучению, то, как правило, это возникает в таких случаях:
- Школьник получил пробел в знаниях, отстав от программы. Подобное может произойти даже с умным и развитым ребёнком. Например, из-за проблем со здоровьем или по причине семейных обстоятельств.
- Иногда учебная программа не успевает за ребёнком, который интересуется новостями, уделяет много времени чтению. Такие дети вырастают из старой программы, как из старой формы.
- Способности школьника просто не соответствуют общей направленности обучения, или его слабые интеллектуальные задатки являются преградой для адекватного восприятия информации. Он старается, но у него плохо получается. Он не в состоянии осилить школьную программу на достаточном уровне, из-за чего мотивация учиться исчезает.
Антипатия преподавателя
Нередко нелюбовь к школе объясняется диссонансом темперамента ученика и учительницы. Чаще всего подобная ситуация возникает в начальных классах. Например, крикливый и властный преподаватель способен подавлять робкого ребёнка с низкой самооценкой. Если же учитель слишком спокойный, ему может оказаться не под силу наладить контакт с шустрым шалуном.
Подобные проблемы обычно приводят к плохой успеваемости, а потом к исчезновению всякого интереса к учёбе. Необходимо знать и понимать темперамент ребёнка. Если сын или дочка — непоседа с первых дней жизни, нужно быть готовым к тому, что такой ребёнок потребует к себе гораздо больше внимания, нежели уравновешенный и спокойный ученик.
Следует знать, что гиперактивные дети:
- Не признают авторитетов;
- Отличаются необузданным любопытством;
- Легко переключаются с одного дела на другое.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить их концентрироваться на чём-то одном продолжительное время. В школе ему этот навык очень поможет. Конечно, задача не из лёгких, понадобится проявить смекалку и пустить в ход всю свою фантазию, чтобы добиться желаемого результата. Иначе попытки заинтересовать ребёнка учёбой не увенчаются успехом.
Другие причины
Переживая первую влюблённость, сын или дочка нередко отказывается ходить в школу. Делать с ребёнком в этом случае ничего не надо. Отсутствие взаимности в любви кроха переживёт, хоть это и окажется для него большим стрессом. Родитель может лишь попытаться объяснить маленькому человечку, что в жизни так бывает, и любовная неудача — вовсе не повод избегать посещения школьных занятий.
Бывает, что виной всему неурядицы в семье. Если мать и отец разводятся или кто-то из них умер, это всегда воспринимается крохой как большая трагедия. Из-за семейных проблем у него могут опуститься руки. Мотивация к обучению может пропадать вследствие отсутствия должного внимания и контроля со стороны родителей. Так, не чувствуя поддержки от взрослых, ребёнок не хочет ходить в школу.
Что делать с причинами подобного плана — вполне понятно: необходимо начать уделять внимание ребёнку, чтобы он чувствовал себя важным и нужным. Будет нелишним посетить детского психолога, если в семье тяжёлая обстановка. Когда отец и мать постоянно ссорятся, это неминуемо влияет и на ребёнка, который невольно получает стресс.
Если он связался с плохой компанией, и при этом нет никакого контроля со стороны матери и отца, ситуация может оказаться очень тяжёлой. Здесь вина взрослых налицо.
Что делать родителям?
С чем бы ни было связано нежелание отправляться на занятия, начать лучше всего с обычной беседы. Стоит поговорить с крохой в непринуждённой обстановке. Допустим, можно пригласить ребёнка прогуляться по парку или покататься на аттракционах. Детям проще идти на контакт, когда у них хорошее настроение.
Если чадо упорно отказывается говорить о школе, что бы ни делал родитель, всё равно не стоит давить на него. В этой ситуации следует попытаться выведать нужную информацию у учителей или одноклассников. Будет нелишним поговорить с классным руководителем, прислушаться к его рекомендациям.
Нередко дети доверяют преподавателям гораздо больше, чем собственным родителям, охотно делясь с любимой учительницей самым сокровенным. Получив необходимую информацию, важно быть с ней осторожным, чтобы ребёнок не смог понять, где произошла «утечка». В противном случае он будет считать преподавателя предателем и перестанет ему доверять.
Родители обычно стремятся отдать кроху в самую престижную школу, не понимая, что нужно выбирать не учебное заведение, а учителя. В особенности если это младшие классы. Если ученик и преподаватель будут подходить друг другу по темпераменту, им будет проще наладить контакт. Когда ребёнок симпатичен учительнице, она всегда найдёт способ, как ему помочь при отставании от школьной программы.
Педагогический коллектив имеет огромное значение. Если к ученику относятся с уважением, воспринимают его как индивидуальность, учитывают личностные особенности, он непременно будет любить свою школу и стараться хорошо учиться.
Совет психолога: заинтересовать ребёнка учёбой проще простого, если он воспринимает школьный коллектив как родную семью и комфортно себя ощущает в своём учебном заведении. Когда он отказывается обучаться из-за проблем в отношениях с преподавателем, стоит поискать отзывы о школах своего района. Возможно, лучшим решением окажется просто забрать документы и подыскать другого педагога.
Если он отстал по какому-то предмету, стоит нанять репетитора или позаниматься с крохой самостоятельно. Когда у него начнёт получаться, он почувствует себя значимым, и у него возрастёт мотивация к новым свершениям. Одарённого ребёнка рекомендуется отдавать в профильные школы, где учебная программа усложнена.
Не стоит расстраиваться, если репетитор не сумел помочь крохе. Скорее всего, у него другие способности. Следует ориентироваться на ту деятельность, которая нравится сыну или дочке. Существует множество профессий, и среди них непременно найдётся та, в которой отпрыск сможет проявить свои способности на все 100%.
К первой влюблённости тоже не стоит относиться поверхностно.
Разговаривая с ребёнком, которого отвергли, нужно ему объяснить, что в жизни всё меняется, и совсем скоро настанет такой момент, когда он будет хохотать над произошедшим.
Можно поплакать вместе с ним, отвлечь его на что-то. Чаще всего школьная любовь не переходит в серьёзную любовь, поэтому необходимо это просто пережить. Возможно, стоит сходить к детскому психологу.
Полезные советы
Прежде всего родители должны усвоить, что ребёнок имеет полное право тревожиться. Им следует искренне интересоваться жизнью своих детей, спрашивать, какие предметы ему больше нравятся, а какие даются с трудом и почему.
Важно задавать вопросы не только о полученных отметках, но также ещё и о том, за что они были поставлены, доволен ли ребёнок результатом, какие чувства он испытал при получении балла — радость, гордость, гнев, стыд, разочарованность? Умение проговорить собственные эмоции — полезный навык, который обязательно пригодится ему в будущей жизни.
Дети должны понимать, что чего-то не знать — это нормально. И стыдиться здесь совершенно нечего. Пускай он смело сообщает о том, что у него возникли сложности с выполнением задания, или он просто банально устал. Большинство современных школьников сегодня перегружены.
Взрослые часто не воспринимают проблемы своих ребятишек как нечто несерьёзное. Тем не менее важно научиться их не обесценивать. Одновременно с этим не стоит раздувать из мухи слона, если в дневнике появилась плохая оценка.
Если кто-то из одноклассников дразнит ребёнка, не следует поспешно связываться с родителями обидчика. В такую ситуацию можно вмешаться лишь тогда, когда сын или дочка уже точно не сможет справиться в одиночку. Если постоянно пытаться решать проблемы чада, ребёнок вырастет несамостоятельным и не сможет за себя постоять во взрослой жизни.
Если мысль о том, что нужно идти в школу, наводит на ребёнка ужас, и он всячески пытается избежать этого, важно поговорить с ним и постараться узнать, что произошло. Это первый шаг на пути к решению проблемы.
Узнав истинную причину, следует принять меры, учитывая особенности сложившейся ситуации.
Для каждого ребёнка крайне важна родительская поддержка, поэтому, что бы ни случилось, всегда нужно относиться с пониманием к неприятностям крохи.
Ребёнок отказывается ходить в школу: что делать, причины проблемы
Источник: https://OurKids.ru/metodichka/sovety/ne-khochet-v-shkolu/
Мой ребенок не хочет ходить в школу. Что делать?
В первую очередь стоит обратить внимание на возраст ребенка.
Если в школу не хочет идти первоклашка (6-7 лет), скорее всего проблема заключается в крайне болезненной адаптации к школе. В 7 лет наступает очередной возрастной кризис, связанный в том числе и с поступлением ребенка в школу.
Если же ребенка отдали в школу раньше, чем его психика была к этому готова, адаптация будет протекать очень тяжело, чем и будет вызвано нежелание ребенка сидеть на уроках. Это может произойти в случае, если учебная деятельность ещё не стала ведущей – ею по-прежнему является сюжетно-ролевая игра, как в 3-6 лет.
Возрастной кризис и переход от одной ведущей деятельности к другой не случается ровно по часам, как только малышу исполнилось 7 лет. Поэтому прежде, чем решить отдавать ли ребенка в 1 класс, лучше посетить психолога и выяснить, готова ли психика ребенка к новой деятельности.
Лучшая проверка малыша на готовность к школе – его громкий ответ «Да!» на вопрос «ты хочешь в школу?».
Если ребенок учится в первом классе и отказывается ходить в школу, необходимо посещать психолога и следовать его рекомендациям для смягчения процесса адаптации.
Возможно, стоит пересмотреть нагрузку, отменить дополнительные занятия и, обсудив вопрос с администрацией школы, освободить ребенка от некоторых предметов. Пусть лучше малыш отдохнет, поиграет, так адаптация к школе будет проходить менее болезненно.
Отдых и игра – обязательные процессы для первоклассника, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.
Если в школу не хочет идти ребёнок младшего школьного возраста (7-10 лет), то это вызывает наибольшую тревогу. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность – это значит, что ребенок развивается именно через школьное обучение. Если этого не происходит, значит внутри ребёнка происходит что-то, что мешает ему самореализовываться.
Это могут быть конфликты с одноклассниками, педагогами, даже возможен буллинг – школьная травля. Обычно в младшей школе буллинг носит физический характер, если речь идет о затяжном конфликте с одноклассниками. Также возможен и буллинг со стороны учителя – например, если педагог позволяет себе психологическое насилие в адрес учеников (обзывает, унижает, сильно давит).
Еще одной причиной нежелания посещать школу у ребенка 7-10 лет может быть слишком высокая нагрузка как в школе, так и на дополнительных занятиях. В этом случае стоит пересмотреть весь распорядок ребенка и расставить приоритеты.
Обратите внимание и на режим сна и бодрствования – конечно, если малыш вынужден делать домашнее задание до часу ночи, он просто не высыпается, что и вызывает у него вполне логичное желание остаться дома в теплой постельке.
Подростки (11-16 лет) чаще всех остальных детей отказываются идти в школу. Но обычно они не ставят родителей в известность о своем нежелании и просто прогуливают.
С кризисом подросткового возраста учебная деятельность перестаёт быть ведущей и отходит на задний план, на смену ей приходит интимно-личностное общение со сверстниками.
Подросток развивается через постоянную коммуникацию со сверстниками – тинейджеры постоянно ссорятся, мирятся, общаются, влюбляются, они пробуют на себе разные роли, экспериментируют с отношениями.
Учёба совершено не вписывается в их поле интересов – о каких косинусах речь, когда вокруг столько ровесников? Это нормально, но замотивировать подростка ходить в школу все же возможно. Во-первых, школа – это отличное поле для коммуникации с одноклассниками, там можно выбирать себе компанию по вкусу, общаться с ребятами из разных классов. Ничего страшного в том, что мотивация к посещению школы не будет именно учебной, нет, важно просто не отвернуть подростка от школы.
Во-вторых, тинейджерами часто движет любопытство. Попробуйте трансформировать хобби ребенка в научный интерес.
Например, информатика отлично демонстрирует создание компьютерных игр, биология – изменения в теле самого подростка, которые его сильно волнуют, литература – предмет, в котором много внимания уделяется именно проблеме отношений, столь важной для тинейджеров.
Если же в школе присутствует буллинг (школьная травля), у подростка не складываются отношения со сверстниками или педагогами, то и желание посещать школу пропадает. Буллинг является серьёзной проблемой современной школы, и, если причиной отказа посещать занятия является именно травля, то необходимо срочно принимать меры.
Тем не менее еще одной общей и очень важной причиной нежелания посещать школу для детей всех возрастов является семейная ситуация. Если ребенок недополучает внимания родителей, то ему больше захочется провести день с мамой и папой, чем сидеть за партой и решать уравнения. Поэтому обязательно разговаривайте с ребенком, спрашивайте, чем вызвано его «мама, я не хочу в школу!».
Если ребенок честно вам ответит, что хочет просто побыть с вами, возможно, стоит разрешить ему пропустить один учебный день. Для его развития гораздо важнее будет удовлетворить потребность в общении с родителями – погуляйте, поиграйте, просто поговорите по душам. Проводите с детьми больше времени, искренне интересуйтесь их жизнью, и тогда вам удастся избежать этой проблемы.
Материал подготовлен для нашего издания порталом Я — Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики.
Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.
Источник: https://chips-journal.ru/reviews/moj-rebenok-ne-hocet-hodit-v-skolu
Что делать, если ребёнок не хочет ходить в школу — полезные советы и лайфхаки
Многие родители вынуждены сталкиваться с такой проблемой, как нежелание ребёнка ходить в школу. Дети просто категорически отказываются просыпаться утром, начинают капризничать и бунтовать. Зачастую это происходит по нескольким причинам.
Выявить какую-то одну из них трудно. Но всё-таки при должном старании, если тщательно разобраться, можно найти, кто виноват и принять соответствующие меры по прививанию ребёнку желания учиться. Как же это сделать? Об этом речь пойдёт в данной статье.
Прежде всего, родители должны помнить о том, что столь короткая фраза ребёнка – «Не хочу» может иметь разный смысл.
Однообразие
Возможно, ему уже просто надоело учиться, так как однообразные занятия (а именно к таковым относится обычная учёба, подразумевающая ежедневные ранние пробуждения и посещение учебного заведения) быстро утомляют любого человека, и тем более ребёнка.
Если проблема заключается только в этом, то решить её не сложно. Достаточно просто позволить своему чаду пропустить лишь один учебный день. В таком случае можно будет добиться сразу трёх положительных эффектов.
- Во-первых, это станет хорошей профилактикой настоящего переутомления.
- Во-вторых, ребёнок за этот день, ставший для него «законным выходным», успеет соскучиться по своему классу, по учителю и по самим занятиям.
- Ну а, в-третьих, родитель, позволивший немного отдохнуть от школы, в глазах ребёнка станет лучше.
Замыкание в себе и агрессия
Если же ученик не просто не хочет ходить в школу, а становится агрессивным и замыкается в себе, то необходимо бить тревогу. Эта проблема гораздо серьёзнее, чем та, что была описана выше.
В этом случае одним только банальным «прогулом» обойтись не получится. Если каждый поход в школу сопровождается слезами, необходимо незамедлительно приступать к поиску причины проблемы.
Чем быстрее она будет найдена и устранена, тем лучше.
На самом деле причин, по которым ребёнок отказывается посещать школу, может быть много. Рассмотрим наиболее распространённые из них.
1. Отношения со сверстниками
Одна из самых частых причин отказа ходить в школу – плохие отношения с одноклассниками. К сожалению, так уж заложено самой природой, что дети довольно часто бывают слишком жестокими. Они не способны видеть ситуацию так же объёмно, как это делают взрослые. Отсюда возникает иная оценка её последствий и собственных действий.
Сверстники могут издеваться над тем, у кого имеются какие-либо внешние недостатки. Но зачастую всеобщее неприятие возникает из-за какой-то особенности ребёнка и из-за его поведения. Обычно это происходит, когда ученик переходит в новый коллектив.
В таком случае, как правило, он хочет как-то выделиться, продемонстрировать себя с «лучшей» стороны. Но всё это может быть выражено в искажённой форме. Дети могут просто неправильно понять поведение своего сверстника, сочтут его слишком наглым. Отсюда и появится общая неприязнь к нему.
2. Нежелание учиться
Ещё одна довольно частая причина, по которой ребёнок не хочет ходить в школу – банальное нежелание получать знания. Интерес к учебному процессу может отсутствовать в трёх случаях.
- Один из случаев – отставание от школьной программы. Даже самые умные ученики могут приобрести пробел знаний в тех или иных предметах или в каких-либо конкретных разделах той или иной дисциплины. В свою очередь, это может быть обусловлено такими причинами, как болезнь, проблемы в семье, неправильная направленность обучения, несоответствие способностей.
- Другой случай, при котором теряется интерес к учёбе – повышенная любознательность ребёнка и его стремительное развитие. Если он многим интересуется и часто читает школьную и внешкольную литературу, а его родители делают всё для его умственного развития, вскоре он попросту «обгоняет» школьную программу. Как следствие, учебный процесс, проходящий не в домашних условиях, а в школе, становится ему совершенно не интересным.
- И третья частая причина утраты интереса к учёбе – низкие интеллектуальные способности ребёнка. Возможно, он очень старается, но его способности просто не позволяют ему осилить всю учебную программу. В таком случае, рано или поздно у него вообще пропадёт желание учиться.
Важно! Все родители желают, чтобы их ребёнок учился только на пятёрки, был талантливым и послушным. Но не нужно требовать от детей слишком многого. Необходимо научиться любить ребёнка таким, какой он есть. Нередко желание ходить в школу пропадает из-за того, что родители слишком требовательны.
Причиной, по которой ребёнок отказывается ходить в школу, может быть учитель, а точнее его характер. Такое часто случается в младших классах. Здесь многое зависит от темперамента самого ребёнка. Так, спокойный и неуверенный в себе ученик может быть просто подавлен властолюбием и энергичностью учительницы.
А, возможно, наоборот, учитель слишком спокойный, а ребёнок шустрый. В этом случае тоже возникает диссонанс, который приводит к серьёзным проблемам в учебном процессе и, как следствие, вызывает у ребёнка нежелание регулярно посещать школу.
4. Личные проблемы
Если ребёнок раньше охотно посещал школу, и вдруг внезапно весь пыл, касающийся учёбы, угас, то вполне возможно, что причиной этому стали какие-либо его личные проблемы.
Подростки, например, часто отводят уроки и домашние задания на второй план, когда впервые влюбляются. Первую влюблённость ребёнок, конечно, может переживать по-разному.
Но если нет взаимности, то у него может начаться стресс.
Обнаружив, что у ребёнка пропал интерес к учёбе, родители должны прежде всего выяснить причину, по которой это произошло. При этом важно учитывать возраст своего чада.
Первоклассники
Если ребёнок только-только начал ходить в школу, то скорее всего причина отсутствия желания учиться кроется в плохой адаптации. В семилетнем возрасте наступает кризис, который во многом связан с поступлением в школу. Прежде чем отдавать ребёнка в первый класс, необходимо проконсультироваться с психологом.
Он поможет определить, готов ли ребёнок к учебной деятельности. Если же он уже посещает школу, но отказывается это делать регулярно, то также следует обратиться к психологу за рекомендациями, которые помогут смягчить процесс адаптации.
Школьники 7-10 лет
Если, будучи уже во втором или третьем классе, ребёнок отказывается посещать школу, значит, на то есть какие-то серьёзные причины, например, конфликты со сверстниками или учителями.
Также причиной проблемы в этом возрасте может стать слишком большая нагрузка. В таком случае необходимо пересмотреть режим дня своего чада, особое внимание обращая на время сна и бодрствования.
Подростки
В подростком возрасте дети чаще всего отказываются ходить в школу. Связано это с кризисом подросткового возраста.
Ребёнок перестаёт учиться, так как на первый план у него выходит общение со сверстниками и увлечение любимыми занятиями. В таком случае можно попробовать на него повлиять, трансформировав хобби в научный интерес.
К тому же, не помешало бы ему напомнить, что школа – это отличное место для общения с одноклассниками и одноклассницами.
Лучший способ выявить причину, по которой ребёнок отказывается ходить в школу – спросить у него самого. Но делать это нужно осторожно, чтобы занятие не было похоже на допрос. Он не должен чувствовать, будто из него вытягивают информацию. Если имеется возможность, то можно отправиться в школу вместе с ребёнком и собственными глазами увидеть, где и как проходит учебный процесс.
Источник: https://nyamkin.ru/advice/chto-delat-esli-rebyonok-ne-hochet-hodit-v-shkolu
Эксперты рассказали, почему дети не хотят ходить в школу
По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. «Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями», — сказала она.
Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. «И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону», — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.
Учиться, учиться, учиться
Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.
«Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает», — пояснила она.
Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. «Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка», — считает учитель.
Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2012» Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.
«Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать», — сказал Пратусевич.
Чему учат в школе?
Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.
«Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса», — сказал Кузнецов.
По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками.
«Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится», — отметил психолог.
По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. «И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям», — заметил он.
Правильная помощь
Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. «Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому», — рекомендует Кузнецов.
Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. «По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные», — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.
Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. «Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете», — сказал Кузнецов.
Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.
«Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки.
В результате ребенок привыкает и говорит: «Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!» У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать», — пояснил Кузнецов.
Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. «Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения», — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.
В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. «Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании», — считает психолог.
Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. «У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка.
Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется», — добавил Кузнецов.
Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на «отлично». «И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе», — сказал психолог.
Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. «Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка», — заключил Кузнецов.
Источник: https://ria.ru/20131120/978238106.html