Мотивация ребенка к обучению – это не простое желание учиться, это более сложное явление. В мотивацию включено не только желание следовать своему учебному интересу (если даже он есть), но и готовность преодолевать трудности на пути освоения знаний, некое внутреннее направление, воля, приводящая ребенка к успешной учебе. Мотивация – внутренний мотор, который позволяет ребенку продвигаться к целям в поле образования.
Учебная мотивация состоит из двух составляющих – драйва от получения новых знаний, и потребности в социальном одобрении, потребности в том, чтобы занять в группе людей уважаемое положение.
У ребенка со слабой учебной мотивацией обе составляющие или одна из них сильно хромают. Ему ничего не интересно, и он уже отчаялся получить приличное положение в классе за счет учебы, не стремится к хорошим результатам ради статуса. Каждая составляющая может находиться на разных ступенях распада.
Родители, наблюдая эту печальную историю, стремятся помочь разными способами, самые популярные из них:
— промывание мозгов. Вы рассказываете своему ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Говорите ему о том, что если он не возьмется за ум, то станет … конечно, дворником.
— наказания. Тут вы пытаетесь создать систему санкций, которые ребенка ограничат в безделье и направят в правильное русло.
— поощрения. Вы пытаетесь не заставить, а заманить ребенка, обещая ему дополнительные бонусы за хорошо сделанную работу или хорошие оценки.
- В последнем случае как раз и идут в ход ДЕНЬГИ или ценные подарки.
- Тупик
- Если с мотивированным ребенком еще можно изредка использовать материальные поощрения в учебе (это не лучший метод, но он не принесет быстрого вреда), то с немотивированным к учебе ребенком деньги всегда — мина замедленного действия.
Именно по этой причине (разнице в уровне мотивации детей) некоторые родители рассказывают, что они платят своим детям за учебу и все отлично работает. Это те случаи, когда ребенок учился бы прилично и без денег, он и так мотивирован, дополнительный внешний стимул не особенно влияет на его поведение.
Такой ребенок дорожит не кругленькой суммой за учебу, а своим статусом в коллективе и, скорее всего, умеет получать удовольствие от интеллектуальных усилий. В таких условиях материальное вознаграждение тоже нежелательно (оно как раз может испортить естественную внутреннюю мотивацию ребенка), но не портит дела быстро.
Такая тактика вредна скорее в перспективе, но непосредственный вред может быть не виден сразу.
Не желающий учиться ребенок — совсем другая история. Тут родители, платя за оценки, пытаются вручную раскачать уснувшую летаргическим сном мотивацию.
Иногда это срабатывает в первое время. Ребенок, вдохновленный идеей заработка, может учиться чуть лучше. Но обычно это не держится долго, ребенок и за деньги не хочет учиться, так же как он не хотел учиться за статус в коллективе.
Представление о том, что материальные блага всегда значительнее психологических в корне неверно. Множество людей делают невероятные вещи только за одобрение, уважение или восхищение окружающих. Никакой материальной подоплеки, только психологическая выгода.
Считать, что ваш ребенок, который не смог руководствоваться в учебе такими стимулами, как одобрение окружающих сможет взлететь как с трамплина на материальном поощрении – заблуждение. С детьми гораздо большее значение имеют такие факторы, как эмоциональная близость, психологическое влияние.
И если такими smart-инструментами ребенок не «управляется», то он не будет «управляться» такими грубыми инструментами, как ремень или денежная премия. Какого — то кратковременного эффекта добиться можно, да.
Но поставить товарно — денежные отношения туда, где рулят отношения душевные и ждать успеха — безнадежное дело.
- Почему это не работает
- Есть простые причины, объясняющие, почему материальное вознаграждение не срабатывает:
- — Ребенок не нуждается ни в деньгах, ни в вещах.
Ведь ваш ребенок одет, обут, не голодает, имеет все, что захочет, чаще всего имеет даже больше того, что ему нужно. ЗДЕСЬ можно подробнее об этом почитать. Так почему же он будет упорно работать, ради какой — то суммы денег?
Конечно, ребенку всегда чего — то хочется. То десятый спинер, то новый телефон, то гироскутер, то сверкающие кроссовки. Но, одно дело выпрашивать все время что-то у родителей, а другое дело совершать реальные усилия для достижения желаемого. Первое легко и естественно (и приводит к успеху), второе — трудозатратно и непривычно.
Само по себе то, что ребенок у вас вечно что-то просит, не говорит о том, что он готов совершать регулярные учебные усилия для того, чтобы у него желаемая вещь появилась.
Если ребенок учиться не хочет, то ему действительно тяжело. Он не притворяется в том, что не может запомнить, не может сообразить, все забывает и «тупит» (не хочет «подумать головой»). Это все реальное и плачевное положение дел. И собрать себя в кучу, чтобы начать учиться лучше из-за материальных благ ему трудно.
Формула такая: не так уж сильно хочется (и так всего полно), а работать придется прилично (учеба в упадке). И, как правило, дело заканчивается на горячих требованиях купить что-то, но не переходит в область достижений желаемого.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОНИМАТЬ ЦЕННОСТЬ ДЕНЕГ В КНИГЕ
«ДЕТИ И ДЕНЬГИ: ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ» Т. МАЗАЕВА И Е. ФИЛОНЕНКО
— Растущие аппетиты.
И все же ребенка можно замотивировать постараться в учебе, пообещав ему взлелеянный в его мечтах подарок. Для этого все -таки учиться ребенок должен неплохо (просто часто лениться) и вещь-приманка должна буквально сиять у него в голове, он должен прямо гореть. Такое бывает, конечно.
И даже может случиться успех – ребенок подтянется в учебе, благодаря награде.
Но, что вы будете делать дальше? В первой четверти вы, допустим, купите ему планшет, потом гироскутер, в третьей четверти велосипед, потом еще что-то… Но ведь список подобных вещей не бесконечен, не говоря уже о том, что ваш кошелек не бездонный. Ребенок ведь не умеет работать иначе, и вам все время придется изобретать некие приманки. А аппетиты у детей растут. Если ребенок за учебу получает планшет, то в следующий раз он хочет нечто того же уровня, а то и посолиднее. Такой уж закон человеческой психологии – адаптировавшись к одному уровню потребления, человек стремится перейти на следующий. При такой логике к 11 классу ребенку уже нужно подарить самолет или как минимум машину. И получается, что всякой там мелочью ребенка не замотивировать, а крупные покупки уже давят на кошелек. А даже если и не давят, то яркие желания ребенка заканчиваются, наступает пресыщенность.
Задайте себе вопросы:
— Что будет, когда список «хотелок» ребенка иссякнет? Ну, все есть, ничего не хочется особенно!
— Что будет, если материальный уровень семьи просто не сможет обеспечить ребенку достаточно «жирных» бонусов?
— Как выросший ребенок будет мотивировать себя сам, например, учась в институте?
— Захочет ли ребенок начать свою трудовую карьеру за небольшие деньги в качестве молодого специалиста? Найдет ли он в себе мотивацию работать за скромную поначалу зарплату, если за учебу ему всегда полагались неплохие деньги? Или родители и тут должны будут подпитывать ребенка, чтобы он хоть что-то делал?
— Вознаграждение слишком далеко
Напоследок еще одна, как правило, скрытая от глаз родителей причина, по которой материальная стратегия разваливается.
Суть материального поощрения в психологическом смысле – положительное подкрепление нужных вам действий ребенка. Делаешь правильно — получай поощрение.
Но, чтобы работало положительное подкрепление, оно должно быть КАК МОЖНО БЛИЖЕ по времени к тому действию, которое вы хотите поощрить. В идеале оно должно поступать одновременно с этим действием, тогда будет работать.
Например, если вы хотите поощрить уборку ребенка в комнате, то вы должны выдать положительное подкрепление не к вечеру, а сразу после уборки или даже в процессе ее.
Так, например, положительным подкреплением после уборки может быть ваше одобрительное высказывание или специальный знак (наклейка), который получает ребенок за чистую комнату.
А положительным подкреплением ВО ВРЕМЯ уборки может стать ваше в ней участие и любимая музыка в виде фона.
Но если вы предлагаете ребенку убираться в комнате месяц, чтобы потом сходить с ним в аквапарк, то он вероятнее всего этого делать не станет, несмотря на любовь к водным горкам. Подкрепление в этом случае слишком отдалено от усилий ребенка.
С учебой то же самое. Прежде, чем получить желаемое, допустим, велосипед, ребенок должен совершить множество действий: сотни раз сесть учить уроки, работать в школе, сделать огромную массу вещей, которые сами по себе для него никак не подкрепляются, их делать тяжело.
Большое, но слишком отдаленное подкрепление почти не помогает делать маленькие, но многочисленные усилия в настоящем.
Взрослые знают это и по себе: каждому знакомо затруднение в том, чтобы приступить к большому проекту, даже если известно, что он принесет бонусы в дальнейшем.
Итак, большой подарок в конце пути – слабый мотиватор для ребенка. Велосипед еще когда будет, а мультики вот прямо сейчас можно включить.
Реальное удовольствие в шаговой доступности всегда перевесит в мире ребенка отдаленный бонус.
Испытывая стресс от школы и давления родителей, ребенок стремится не учиться лучше, а уйти от стресса – в гаджеты, игру, часто в «игнор».
Попытки же создать более мелкие и близкие денежные мотиваторы, например, платить по 100 рублей за каждую хорошую оценку также оканчиваются провалом. Отчасти по указанным выше причинам (растущие аппетиты и полная материальная обеспеченность современного ребенка), отчасти потому, что система этих мелких поощрений оказывается очень сложной и в итоге рушит сама себя.
- Сколько захочет получить ребенок?
- Сколько денег он решит «заработать» своей учебой?
- Не окажется ли когда то, что ему и вообще не нужны деньги?
- Все эти вопросы остаются при денежном подходе на усмотрение ребенка, другого мотива, кроме материального, он не имеет, и родители своей тактикой поддерживают такое положение дел.
Я работаю у вас на полставки, поэтому прошу орать на меня вполголоса!
Анекдот
Законная плата
И все же есть случаи, когда материальное поощрение имеет право на существование в учебе ребенка.
Например, ваш ребенок закончил учебу, и вы спонтанно пошли купить ему подарок. Отчасти это продиктовано вашим хорошим настроением от хорошо выполненного ребенком дела. Отчасти связано с обычной практикой – вы и так ему дарите подарки. Плохо, когда ребенок уже ждет, а то и требует этого подарка – ведь он закончил четверть (большой подвиг).
Лучше вообще никак и никогда не связывать материальное вознаграждение со школьными успехами ребенка. Тем более, если у ребенка слабая мотивация, учиться не хочет.
Тогда вклинивание материальной составляющей еще больше отдалит его от настоящей внутренней мотивации к учебе, даст ложные ориентиры, породит дополнительную требовательность. Может даже серьезно повлиять на характер, породив такую установку, как: «А что я за это получу?».
Учиться, мыть посуду, помогать по дому – а что ты мне за это дашь? Такая торговля ведет к самым плачевным последствиям.
Главные двигатели в учебе не подарки, а интерес и возможность занять важное место среди других ребят.
Если ваш ребенок не хочет учиться, развивать нужно:
— способность получать удовольствие от учебы, личный интерес. Как правило эта составляющая остается в тени, ею занимаются редко в погоне за мало мальски приличными школьными результатами.
— понимание того, как связана учеба и его положение (а значит самоощущение) среди людей.
— непосредственно знаниями ребенка. Как правило, демотивированный ребенок имеет пробелы в знаниях, которые нужно восстанавливать. То есть помимо мотивации требуется заниматься и непосредственно знаниями, а работы отстающий ученик должен делать больше, чем успевающий, так как ему все труднее в результате пробелов в знаниях.
Деньги не могут решить всех проблем, в частности они не решают проблемы плохой успеваемости детей.
- ДЕНЬГИ — ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ.
- ОШИБКИ В ОБРАЩЕНИИ С ДЕНЬГАМИ «СТОЯТ» ОЧЕНЬ ДОРОГО.
- О ТОМ, КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЗАРАБАТЫВАТЬ ВЫ МОЖЕТЕ УЗНАТЬ ИЗ
ПОСОБИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТИ И ДЕНЬГИ» Т. МАЗАЕВА И Е. ФИЛОНЕНКО.
ЗАКАЗАТЬ КНИГУ
© Филоненко Елизавета
Источник: http://mama-papa-help.ru/blog/vospitanie-rebenka/445-plata-za-uchebu-kak-rabotaet-materialnoe-pooshchrenie-uspekhov-rebenka.html
Как поощрять ребенка за хорошую учебу?
Ребенка нужно обязательно поощрять за хорошую учебу.
Это лучшая мотивация на дальнейшее получение знаний и отличные результаты в обучении! Но за все старания и примерное поведение в школе поощряйте малыша правильно.
Иначе может получиться так, что в дальнейшем ребенок станет требовать очередной «приз», чтобы вы полюбовались отличной оценкой в его дневнике. Как поощрять школьника, если он старательно учится?
Давать или нет ребенку деньги за хорошие оценки?
Денежные «бонусы» за хорошую учебу — одна из лучших мотиваций для ребенка, при умелом применении. Школьник, если ему пообещать денежное вознаграждение за хорошо написанную контрольную работу, наверняка с воодушевлением подтянет предмет. Тут есть одно большое «но». Очень скоро система «отличная оценка — деньги» плавно перетечет в систему «деньги — отличная оценка» — школьник хорошо учится, только после того, как вы даете ему денег. Это для него становится неким средством заработка. Совсем не хочется учиться, но ради денег стоит немного поднапрячься — вот как будет рассуждать ребенок. Так вы вырастите умеющего хорошо считать бизнесмена, но не настойчивого человека, стремящегося к получению новых знаний!
Если и задействуете в воспитании малыша, который только пошел в первый класс, денежную мотивацию, продумайте все моменты. Лишние карманные деньги — это не постоянная зарплата ребенка! Это только «премии» за какие-то крупные достижения — например, отлично оконченный учебный год. А методика «10 рублей за каждую пятерку», которую часто практикуют родители, может иметь пагубные последствия.
Хвалить детей нужно правильно
Хвалить детей нужно обязательно. Так школьник будет уверен в том, что родителям небезразличны все его достижения. В следующий раз он станет стараться еще лучше. А такая мотивация — верный помощник в учебе. В похвале нуждается и маленький первоклассник, и такой «уверенный в себе» старшеклассник!
Хвалите ребенка правильно. Акцентируйте внимание не на его качествах, а именно на самом достижении. Ежедневные похвалы по типу «ты самый умный/талантливый/сообразительный в классе» могут выработать завышенную самооценку.
А это не всегда хорошо, поскольку ребенок не будет в дальнейшем видеть, признавать и исправлять своих ошибок, что ему очень пригодится во взрослой жизни.
Школьник похвастался «пятеркой» в дневнике за ответ у доски? Хваля отличника, сделайте акцент именно на том, как хорошо он освоил тему, а не на том, что он растет таким гениальным.
Родителям не стоит считать социальную жизнь малыша чем-то уникальным. Не бегите к нему с восторженными возгласами, если школьник выполнил свои прямые обязанности — прилежно написал домашнее задание, подготовил портфель к завтрашнему дню. Это может посеять в ребенке сомнения в собственных силах. Дети должны понимать, что некоторые вещи они должны делать и без похвалы.
Подарок за отличную учебу
Подарки — такая же острая тема, как и денежные вознаграждения. Тут главное — не перегнуть палку. Маме с папой со средним заработком нереально покупать презенты для ученика за каждую положительную оценку, полученную на уроках.
Можно делать подарок, о котором давно мечтал малыш, по окончании учебной четверти или года. И хорошо, если школьник заранее не узнает, что именно вы ему преподнесете. А то может выйти так, что ребенок будет хорошо учиться только потому, что вы пообещали ему заветный планшет, а получив желаемое, забросит все уроки.
Если малыш за свои старания и просит какой-то определенный подарок, родителям лучше не брать на себя строгих обязательств на покупку этой вещи. Ребенок на вас серьезно обидится, если свое обещание вы по тем или иным причинам не выполните. Скажите, что обязательно постараетесь купить именно этот подарок за его школьные достижения.
Впечатления в подарок
Ребенку будет очень приятно получить в подарок за хорошую учебу положительные впечатления. Семейный поход в кино, театр или в парк развлечений, билет на долгожданный концерт любимой музыкальной группы, путевка в летний лагерь — вариантов таких подарков-впечатлений масса. По сути, это не материальные презенты. Зато положительных эмоций и воспоминаний будет море.
Конечно, речь не идет о том, чтобы каждую неделю по выходным устраивать для своего ученика пышные праздники.
Но приятные впечатления в качестве вознаграждения за старания в учебе (например, после отличной оценки за контрольную) — это хорошо.
Кто, как не родители знают своего малыша — подумайте, что именно он хотел бы получить в подарок. Может быть, ему и концерт никакой не нужен, а просто хочется провести семейный вечер с вами.
Дополнительное время на отдых для малыша
В школах сейчас большие нагрузки, намного большие, чем еще пару десятков лет назад. Дети устают от многочисленных уроков и домашних заданий. Неудивительно, что родители жалеют своих малышей, на время учебного года вообще «ограждая» их от любых домашних дел. Это не совсем верный подход. Если правильно выстроить распорядок дня школьника, у него будет хватать времени на все — и на учебу, и на отдых, и на домашние дела.
Чем чревато полное освобождение ребенка от дел по дому? Можно взрастить лень в малыше, убить на корню его стремление хоть чем-то вам помочь! Совсем скоро он привыкнет к такому положению дел и поймет, что учеба (и неважно даже, хорошо он учится или плохо) для него — освобождение от прочих обязанностей. Естественно, и дома он помогать маме не станет, и не факт, что учиться будет хорошо.
Но если вы видите, что ребенок старательно учится, сидит за учебниками, уделяет много времени школьным занятиям и дополнительным секциям, освобождение его от некоторых домашних забот станет хорошим вознаграждением и мотивацией.
Уверены в своем отличнике на «все 100»? Раз в несколько месяцев (если, конечно, ребенок сам этого захочет) можно позволить ему пропустить одно занятие в спортивной секции или даже учебный день. Пусть проведет это время по своему желанию.
Такое вознаграждение подойдет только для деток, которые действительно ответственны и не станут потом постоянно выпрашивать у родителей «освобождения» от школы.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/kak_pooshchryat_rebenka_za_khoroshuyu_uchebu/
Как ребенка поощрить за учебу
Надо обязательно поощрять ребенка за то, что он хорошо учится. Это может дать школьнику мотивацию, а также подарит уверенность ему в своих силах. При этом родители смогут гордиться за дочь или сына. Как ребенка поощрить за учебу?
Поощрять за учебу ребенка можно различными способами. Одни родители хвалят за каждую отдельную отметку, кто-то даже с ребенком переходит на денежные отношения, платя за хорошую учебу.
Другие родители поощряют покупкой дорогих вещей, а есть и такие, кто отправляет дочь или сына на отдых за границу.
Есть множество способов поощрить детей, каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны.
Можно ли ребенка поощрять за учебу
Поощрение деньгами
Несомненно, это повышает мотивацию ребенка, и он лучше начинает стараться на уроках, успеваемость повышается, улучшается поведение в школе. У таких детей родители считают учебу в школе для ребенка работой, за хорошее выполнение которой, полагается премия.
Все это хорошо, но есть минусы. Такому ребенку придется объяснять, что он учится не ради денег, а чтобы иметь знания, которые пригодятся ему в жизни. Придется поработать над тем, чтобы мотивация ребенка не была ограничена одним желанием заработать.
Как ребенка поощрить за учебу — у ребенка, поощряемого деньгами за учебу может проявиться зависимость — они ходят в школу за деньгами, порой даже с температурой, а также заставляют себя учить предметы, которые не нравятся любой ценой. Некоторые школьники, которым родители платят, проявляют обман, скрытность, отстраняются от одноклассников и замыкаются.
Как поощрить ребенка за учебу — подарки
Дарение подарков тоже является одним из способов родителей поощрить ребенка за учебу. Это достаточно эффективная мотивация для ученика, а также похвала и выражение родительской благодарности за хорошую учебу.
Ученик, знает, что ему в качестве награды пообещали хорошую вещь, о которой он давно мечтал (велосипед, компьютер, телефон, планшет), то он сильно старается, закончить с хорошими оценками оговоренный период учебы. Также, подарком сможет стать разрешение родителей поехать на отдых туда, куда ребенок хочет отправиться.
Важно, чтобы родители могли обязательно выполнить свое, не придираясь в последний момент к мелочам и не отменить свое решение. Так можно навсегда у ребенка отбить мотивацию к учебе и испортить с ним отношения.
Еще статьи на эту тему:
Как ребенка мотивировать к учебе. Дети, начиная учиться, начинают осознавать, что учеба является нелегким трудом. Первоклассник, впервые переступая порог школы желает учиться, но такое желание быстро улетучивается…
Как себя мотивировать похудеть. Итак, вы решили сбросить лишние килограммы, но эти прекрасные мысли прогоняет манящий запах от свежей выпечки…
Как себя мотивировать к саморазвитию. Чтобы заниматься саморазвитием, надо иметь мотивацию. Только она позволяет человеку максимально открыться, чтобы получить новые знания и не опустить руки перед проблемами…
Как подростка мотивировать. В качестве стимула применяйте подростковое ощущение взрослости. Чтобы личность развивалась, такие переживания способны оказать огромное влияние. Подростки ощущают…
Источник: https://ourslife7.ru/kak-rebenka-pooshhrit-za-uchebu/
10 способов поощрить ребенка за хорошую учебу
Нужно так поступать или нет – свободный выбор каждой отдельной семьи, однако в этой статье мы хотим дать некоторые рекомендации тем, кто считает, что необходимо поощрять ребенка за его успехи в учебе.
Мы опросили нескольких мам школьников «со стажем», и собрали их советы в один список. Может быть, нашим читателям пригодится какой-нибудь из описанных способов.
Наталья В., мама первоклассника:
«Мише (7 лет) пока достаточно моей похвалы и искренней радости.
Даже если ему бывает тяжело заняться прописями сразу после школы, мы с ним делаем небольшой перерыв, а после хорошо выполненного задания я его хвалю, говорю, что очень им горжусь, и в следующий раз он старается с удвоенной силой, чтобы вновь получить от меня похвалу! Кроме похвалы на словах иногда выдаю ему конфетку – он у нас большой сладкоежка!»
Анастасия З., мама ученицы средних классов:
«Нашей Алене (11 лет) учеба дается нелегко. Особенно она не любит математику.
Поэтому за каждую пятерку, которая дается ей только ценой больших трудов и усидчивости, мы с мужем придумываем ей какое-нибудь особое поощрение – совместную поездку в развлекательный центр, аквапарк или на пикник.
После хорошо сделанного домашнего задания у нее есть время заняться любимыми делами – поиграть, посмотреть мультики, погулять во дворе с подружками.
Если домашнее задание сделать к определенному времени она не успевает, потому что говорит, что уже устала и хочет сделать перерыв, что ж, тогда все развлечения отменяются. А бабушка за каждую пятерку в четверти (к сожалению, их пока не очень много) покупает Алене маленькие подарочки – красивую шапочку, конструктор, новый пенал или что-то еще, на ее выбор».
Во время загрузки произошла ошибка.
Мария К., мама двух школьников:
«Мои сыновья очень по-разному относятся к учебе. Старший, Кирюша (15 лет) – ответственный и серьезный, ему нравится учиться, а младший, Алеша (10 лет), часто ленится, и учит уроки только после многочисленных напоминаний. Он и учится похуже, чем старший, и успехи у него более редкие.
Поэтому и поощрения у нас для них немного различаются.
Если старшему за отличное окончание четверти и пятерки за контрольные мы часто позволяем всяческие послабления в режиме (подольше погулять с товарищами, попозже лечь спать перед выходными, посидеть за компьютером), то младшего приходится поощрять даже за четверки, особенно те, что ему даются с большим трудом. Когда он закончил четверть без троек, мы с мужем купили ему долгожданный планшет, а если он закончит год на четверки и пятерки, пообещали отправить в дорогой туристический лагерь, поэтому он сейчас очень старается – у него появился серьезный стимул».
Ольга Р., мама близнецов (9 лет):
«У нас школьные успехи отмечаются на специальном пробковом стенде, поделенном на две части – канцелярскими кнопками прикалываются бумажные пятерки и четверки. Если к концу недели у Романа больше пятерок, чем у Степана, то ему становится обидно, и на следующей неделе он прикладывает больше усилий, чтобы догнать брата. Здоровый дух соревнования и азарт помогает им обоим стремиться к успехам».
Оксана М., мама учащихся средних классов:
«Мы с мужем договорились с детьми (10 и 13 лет) о денежном поощрении. За каждую текущую пятерку мы выдаем им по 50 рублей, за четверку – по 20. За тройки и двойки у нас назначены «штрафы»: за тройку – минус 20 рублей, за двойку – минус 50. За пятерку в четверти – 100 рублей, за тройку – минус 100 рублей.
Да, считать бывает трудновато, но у нас заведены специальные файлы, в которых мы ведем еженедельный подсчет, и суммарный подсчет в конце каждой четверти. Мы с мужем считаем, что учеба – это их работа, поэтому за хорошую работу поощряем, а за плохо и некачественно выполненную – штрафуем.
Все абсолютно так, как будет потом и во взрослой жизни».
Итак, какие варианты поощрения за хорошую учебу мы можем рекомендовать:
- активная похвала и радость родителя;
- сладости;
- подарки;
- билеты в кинотеатр или развлекательный центр;
- «стенд пятерок и четверок»;
- послабления в режиме дня;
- осуществление давнего желания – например, поездки;
- увеличение времени пользования гаджетами;
- семейное торжество по поводу окончания четверти или учебного года;
- финансовое вознаграждение.
Комментарий школьного учителя Семакиной Елены:
«Как мне подсказывает многолетний опыт, поощрения за старания в учебе обязательно нужны. Они зачастую просто необходимы для повышения мотивации ребенка, от которой зависят и его успехи. В начальной школе порадовать ребенка может просто похвала и гордость родителей, а к старшим классам картина значительно усложняется.
К сожалению, многие родители увлекаются формальной стороной поощрения, не учитывая уровень вложенных стараний. К тому же среди современных школьников заметно переоценено значение материального вознаграждения за хорошие отметки – дети часто прямым текстом требуют от родителей в качестве «приза» за пятерки дорогостоящих подарков.
Между тем, давно известно, что лучшие результаты в учебе все же дает внутренняя мотивация – в отличие от внешней.
Ценность хорошей учебы для ребенка должна быть не в том, сколько денег или подарков он получит за определенное количество пятерок, а в том, насколько развита его способность получать удовлетворение от процесса постижения нового, от увеличения багажа накопленных знаний».
Источник: https://deti.mail.ru/article/10-sposobov-pooshrit-rebenka-za-horoshuyu-uchebu/
Поощрение ребенка за хорошую учебу в школе: три важных мнения родителей
Доброе время суток! В прошлых статьях мы рассматривали темы: кому положено бесплатное питание в школе и в каких случаях составляется и куда отправляется жалоба на учителя, а сегодня поговорим о поощрение ребенка. Ну что же приступим…
Если разобраться и хорошо подумать, то учеба для детей аналогична работе для взрослых. Родители получают за свой труд материальное вознаграждение, а дети? Надо ли их поощрять за хорошие успехи в школе? Давайте рассмотрим три версии родителей.
3 главные утверждения родителей
Версия №1Поощрение за учебу с раннего возраста – только портить. Пусть приучаются, что не за все в жизни платится, большинство дел делается просто так, из уважения или по дружбе. А то еще вырастет такой денежный вымогатель и будет потом права качать: вот не сделаете мне так, то и я не буду стараться.
Версия №2Если ребенок показывает очень хорошие результаты, то можно и заплатить. Или как-то иначе отметить его успехи. Можно отпустить подольше погулять, купить желаемую вещь в подарок (для более старших детей), провести с ребёнком целый день, сводив его в зоопарк или на аттракционы (для школьников младших классов), подарить ему крутую компьютерную игру и тому подобное.
Версия №3Конечно, надо поощрять за результаты. А как же иначе? Пусть приучаются, что хороший труд ценится, тогда и работать потом будут с двойной энергией. Деньги – мерило успеха, ничего нет плохого в том, чтобы заслуженно получить награду. А ребенок сам распорядится тем, что заработал. Ведь если просто трудиться «вхолостую» и ничего не иметь за это, то стимула не будет.
Безусловно, все три версии имеют право на существование и каждая – свою правду. Родители, которые руководствуются первым принципом, не позволят детям разбаловаться, требуя за каждую следующую оценку всё большего поощрения.
Те, кто придерживается второй версии, дадут понять ребенку, что не вся благодарность выражается в деньгах – временами это связано с расширением прав и границ полномочий.
Высказавшиеся за третий вариант научат детей ставить цели и их достигать. Поэтому все три утверждения полезны и правильны.
А сейчас рассмотрим полезный метод воспитания детей.
Метод «кнута и пряника»
В воспитании детей полезно применять этот метод. Если интерпретировать его к нашей теме, то это означает, что действенным должно быть как поощрение, так и наказание. Когда ребенок получил одну низкую оценку, его надо предупредить, что он делает неправильно и пора исправляться.
Если ваши слова были сознательно проигнорированы – начинайте действовать. Можно не выдать очередные деньги на карманные расходы, лишить ребёнка какого-то удовольствия, на которое он рассчитывал или заставить сразу выучить урок и проверить это.
Такая родительская позиция призвана показать детям, что подобным образом у них будет проходить взрослая жизнь: за ошибки расплачиваются, а упорный труд приводит к успеху.
Особенно хорошо, если будет взаимодействие между учителем и родителями.
Ребенок систематически плохо себя ведет, пропускает занятия или не делает домашнее задание – об этом делается запись в дневнике, а также поступает звонок домой.
И родители принимают меры, чтобы вернуть свое чадо в правильное русло. Аналогично должно быть уведомление и о хороших событиях: запись в дневник — и очередное поощрение.
Если в семье несколько детей, то подобная реакция родителей на действие старшего брата или сестры поможет первенцам изначально понять, что им самим выгоднее вести себя правильно, не запускать процесс учебы.
И так… Подведем итог!
Лично мое мнение, то отдача от хорошего учения должна быть как от родителей, так и от учителя. Это придает большой стимул и тягу к учению.
Но, родителям не стоит злоупотреблять только лишь подарками и деньгами. Нужно распределять. К примеру: получил 5 за ответ у доски. Молодец! Щас мы возьмем что — нибудь вкусненькое и отметим это событие.
Стал хорошистом за четверть. Молодец! Вот тебе сынок, новая компьютерная игра, можешь отдохнуть во время каникул и поиграть.
Вот как то так. А как считаете Вы? Жду комменты! Всем спасибо!
Все! Пока!
С уважением Алексей!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b73c8c1f43a0900a9f1263b/5b98f50067918d00aa70d780
Как поощрить ребенка за хорошую учебу
Как поощрить ребенка за хорошую учебу
Поощрять ребенка за хорошую учебу нужно обязательно. Это даст школьнику мотивацию, подарит ему уверенность в своих силах. Кроме того, так родители могут выразить свою гордость за сына или дочь.
Как поощрить ребенка за хорошую учебу
Поощрять ребенка за учебу можно разными способами. Кто-то из родителей хвалит за каждую отметку, кто-то переходит с ребенком на денежные отношения и платит за хорошую учебу.
Некоторые родители покупают дорогие вещи, которые ребенок попросит, а кто-то отправляет сына или дочь на хороший отдых за границу.
Способов поощрить детей существует множество, у каждого такого способа найдутся и положительные качества, и отрицательные.
Поощрения деньгами
Денежные поощрения за хорошие оценки известны многим семьям. Родители оплачивают ребенку получение четверок и пятерок или же платят какую-то определенную сумму за хорошие оценки в четверти.
Это в самом деле повышает мотивацию ребенка, он начинает лучше стараться на уроках, повышается его успеваемость и улучшается поведение в школе.
Такие родители считают, что учеба в школе служит для ребенка работой, а за хорошее выполнение работы положена премия.
Это мнение действительно справедливо, но нужно объяснять такому ребенку, что учится он не для учителей, родителей и не ради денег, а для себя. Полезно объяснять ему, для чего пригодятся полученные знания. Тогда мотивация ребенка не будет ограничена только желанием заработать.
Кроме того, у таких детей может проявляться не просто мотивация получить хорошую оценку, а зависимость, когда они ходят в школу даже с температурой или заставляют себя учить нелюбимый предмет любой ценой, лишь бы им не поставили плохую отметку.
А у некоторых школьников, которым платят родители, проявляется стремление к обману и скрытности, отстраненность от одноклассников, замкнутость.
Подарки
Дарить подарки — это тоже одна из давних родительских традиций для поощрения школьников. Она достаточно эффективна как для мотивации ученика, так и для выражения родительской благодарности и похвалы за хорошую учебу.
Когда ученик знает, что ему пообещали какую-то хорошую вещь, которую он давно хотел — компьютер, велосипед, планшет или телефон, он начинает стараться, чтобы закончить год с хорошими оценками. Часто таким подарком становится какое-то разрешение или отдых там, куда ребенок хочет отправиться.
Но нужно договориться с ребенком на нечто приятное ему, чтобы он действительно хотел это получить, а также обговорить все условия такого соглашения заранее.
Очень важно, чтобы родители обязательно выполнили это обещание, а не придирались в последний момент к какой-то мелочи и не отменяли своего решения. Иначе у ребенка может пропасть какая-либо мотивация к учебе.
Источник: http://www.schoolperspektiva.ru/stati-metodiki/2018-01-31/kak-pooschrit-rebenka-za-khoroshuyu-uchebu
Можно ли мотивировать ребенка деньгами?
Можно ли мотивировать ребенка деньгами? Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки?– довольно частый вопрос, который становится актуальным для родителей, решающих проблему послушания детей. Обычно, такой вопрос имеет место в ситуации, когда родителям важна хорошая успеваемость в школе или побуждение детей на выполнение разных дел по хозяйству.
Деньги, как способ поощрения или мотивирования, в наше время довольно распространенное явление. Однако, несмотря на широкое распространение и обильную пропаганду денежных отношений в современном обществе, деньги не являются эффективным мотиватором. Ниже я хочу отметить некоторые особенности и негативные последствия, которые неизбежно возникают при таком способе мотивирования.
Деньги искажают истинную мотивацию ребенка
Предлагая ребенку деньги за его школьные успехи или помощь, у него смещается мотивационный акцент.
Если раньше он мог получить хорошую оценку в школе за знания, за умение донести свою мысль, вести диалог или оказать помощь родителям, потому что этого требовала ситуация, то теперь он будет это делать, чтобы заработать деньги.
Знания, умения и помощь уходят на второй план или вообще становятся не важны. По-другому, это может проявляться как выпрашивание хороших оценок в школе, появление торга в процессе договоренности между ребенком и родителями.
Второй момент заключается в том, что размер денежного вознаграждения должен время от времени расти, поскольку потребности имеют свойство меняться.
В конечном итоге, родители придут к тому, что ребенок будет требовать за выполнение своих элементарных дел или просто за учебу непомерно высокой платы.
Это хорошо наблюдается в подростковом возрасте на примере «избалованных» детей, где родители сталкиваются с проблемой выполнения всех требований и «хотелок» ребенка.
Откуп деньгами ведет к разрушению взаимоотношений
В основе любых здоровых взаимоотношений лежит безусловное личностное принятие, уважение, диалог. Откупаясь от ребенка деньгами, родители предлагают ему совершенно другую модель взаимодействия.
Вместо взаимопомощи, совместного участия в жизни семьи, личностных и социальных задач (таких, как учеба в школе), ребенку предлагается сугубо прагматическая модель зарабатывания денег.
Можно сказать, что денежное вознаграждение за успехи — это аналог заработной платы, тогда ребенок выступает в роли работника, а родители – в роли работодателя. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок воспринимал Вас как работодателя, а не любящего родителя?
В русском языке есть поговорка: «Дружба дружбой, а денежки врозь». В культуре уже есть разделение между дружбой, личными отношениями и чисто прагматическим взаимодействием (партнерством). И это неспроста. Немало дружеских союзов распалось из-за денег.
В основе дружбы и личных отношений лежит диалог, в основе партнерства – выгода. Дружба и родственные отношения не могут быть построены исключительно на выгоде, это всегда больше чем выгода.
Монетизируя свои отношения с ребенком, родители дают ему вполне определенные послания: «мы готовы покупать твою лояльность, твое послушание». Читатель, хочется ли Вам строить свои отношения с детьми, как на рынке?
Еще один момент, когда родители платят за «пятёрки» и успехи в различных областях, это означает, что потребность в получении хороших оценок у них выше, чем у самого ребёнка. Другими словами, истинной заинтересованности у ребёнка не происходит, поскольку вовлечение в процесс идет не через суть процесса, а деньгами.
Поговорка «Кто платит – тот и музыку заказывает» говорит о другом важном аспекте денежных отношений. Речь идет о том, что критерии успешности определяются родителями, а не самим ребёнком. Кто платит – тот задает критерии. Успех – это получение денег. А это очень опасная идея.
Опасность идеи в том, что, не имея собственного понимания успешности, ребенок становится заведомо управляемым, ведомым, ориентированным на внешние, чужие критерии успеха.
Внутренний мотиватор лучше чем внешний
Деньги являются внешним мотиватором, поскольку их кто-то дает. Из жизни нам известно, что когда ребенок увлечен, когда у него есть внутренний посыл, то никакие внешние факторы, чтобы поддерживать мотивацию, не нужны.
Можно сказать, что деньги — это еще одна разновидность «пинка» для ребенка, чтобы он поступал так, как нужно родителям. Это не способствует развитию внутренней мотивации, поскольку она формируется через вовлечение и интерес.
Выводы:
Денежная плата за успехи в школе и послушание у ребенка:
- смещает истинные мотивы ребенка на единственный («заработать деньги»);
- не способствует диалогу и взаимопомощи;
- формирует неверные поведенческие модели;
- вносит путаницу в роли;
- отбивает интерес и увлеченность к учёбе;
Источник: https://peter-zarubin.ru/mozhno-li-motivirovat-rebenka-dengami/
Как поощрять ребенка
Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.
Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?
Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.
Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.
Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.
Чем можно поощрять ребенка?
На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?
- Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
- Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
- Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
- Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
- Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.
Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.
Родительские ошибки при поощрении детей
Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.
- Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
- Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
- Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.
Как поощрять ребенка за хорошее поведение?
Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.
Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.
- Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
- Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
- Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».
Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.
Можно ли поощрять ребенка деньгами?
У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.
Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.
Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.
Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.
В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.
Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.
Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада.
И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.
Автор публикации: Детский психолог МДОУ № 53 Центр развития ребенка – детский сад Копейского городского округа Челябинской области, г. Копейск
Источник: https://rostovhramvrs.ru/kak-pooshhryat-rebenka/