Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. Исключение составляют секции, для занятий в которых необходимо изначально обладать определенными способностями и навыками. Если у ребенка их нет, то его не возьмут, как бы велико ни было его желание. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в той или иной области, заниматься ему следует тем, к чему, во-первых, у него есть способности и что, во-вторых, при наличии этих способностей ему интересно.
Мудрые родители думают не только о том, что ребенку интересно, но и о том, что ему пригодится в жизни. В частности, у девочек в связи с этим должен быть свой подбор кружков и секций, у мальчиков — свой, мальчишеский набор.
Поинтересуйтесь мнением ребенка. Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может быть, он вообще ничего об этом не знает.
Тогда вам придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самый привлекательный. Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись. Конечно, дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение.
Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят. Иногда, наоборот, как в стихотворении Агнии Барто, «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота…» Иногда ребенок выбирает что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим.
Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни вашему ребенку.
Каким спортом ты хочешь заниматься — обсуждается. Но то, что ты спортом занимаешься — это не обсуждается. В нашей семье это обязательно.
Если сын или дочка настаивают на своем, не соглашаются с вашими доводами, то возможен вариант, при котором вы уступите. Выбор кружка не столь ответственен, как выбор школы. В худшем случае ребенок вскоре бросит тот кружок, в который так рвался.
Для него это будет полезным жизненным опытом: в следующий раз он будет более критично оценивать себя и внимательнее прислушиваться к советам родителей.
Если ребенок не справился с тем, к чему стремился, не стоит говорить: «Ага, я же говорила тебе, а ты не слушал!» Лучше спокойно, без упреков обсудите с ним причины неудачи.
Целесообразно поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.
Если же у ребенка не складываются отношения со сверстниками, то, возможно, общение на нейтральной территории поможет их наладить.
Однако будьте осторожны, если у ребенка явно негативные отношения с одноклассниками, не стоит записывать его в ту же секцию, где занимаются его «недруги».
Конфликт «переселится» вместе с ним в новый коллектив, и посещение кружка станет для ребенка не удовольствием, а наказанием. Лучше начать все с чистого листа. Вдруг в новом коллективе ребенку больше повезет?
Близость кружка к дому, школе тоже немаловажный фактор. Ведь ребенку либо придется ходить туда самому, либо в сопровождении кого-то из взрослых. Посещение пусть самого распрекрасного клуба на другом конце города вряд ли хорошая идея. Дорога отнимет слишком много времени и будет очень утомительна для ребенка.
С практической точки зрения, безусловно, имеет значение и цена, в которую вам обойдется подобное развитие и развлечение ребенка. Выбирайте кружок, который вы действительно в состоянии оплатить.
Скорее всего, если вы остановите свой выбор на чем-то баснословно дорогом, вы и от ребенка начнете требовать ответных жертв: чтоб не пропускал занятия, чтоб старался изо всех сил, чтоб были ощутимые результаты.
А иначе, за что вы отдаете буквально-таки последние деньги?! А на самом деле занятия должны приносить радость вашему ребенку и вам. Кроме того, высокая цена далеко не всегда соответствует качеству занятий.
Если вы примерно определились с секцией (или секциями), куда хотите отдать ребенка, отправляйтесь в разведку на местность. Придя в клуб, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка.
Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением самих детей. Осмотритесь, уютно ли в клубе, есть ли все необходимое для занятий.
Обязательно узнайте, что еще вам придется принести для занятий ребенка, какая принята форма одежды.
Если вам все понравилось и условия вас устраивают, посетите с ребенком пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. После занятия узнайте, понравился ли ему руководитель, другие дети, сами занятия. И если понравилось, значит, можно смело записываться.
У родителей, записавших ребенка в секцию, возникает новая проблема: дел стало больше, а количество часов в сутках все то же. Необходимо по-новому организовать время сына или дочки, чтобы все-все успеть.
- Время и день недели следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки без вашего контроля, то секцию целесообразнее посещать после уроков, а домашние задания делать вечером, когда ребенок отдохнет или когда придут с работы папа и мама. Занятия могут быть в рабочие дни или только по выходным. Последний вариант стоит выбрать, если на неделе ребенка некому водить в кружок, а сам он добраться не может, или если у ребенка очень большая нагрузка в школе.
- Частота и продолжительность занятий зависят от многих факторов: работоспособность ребенка, нагрузка в школе, сложность и утомительность занятий в секции, возможности родителей по сопровождению ребенка. Единственное общее правило, которое следует иметь в виду: занятия не должны превращаться для вашей семьи в наказание.
- Сколько кружков может посещать ребенок? Ответ прост: столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас — денег.
- Если занятия в секции для вас не важнее учебы (а как правило, это так), то очевидно, что увлечение ребенка не должно вредить учебному процессу. Задача родителей — организовать время ребенка таким образом, чтобы он все успевал. При этом желательно, чтобы сначала была выполнена вся обязательная работа, а затем уже развлечения. Подобное правило может быть одним из пунктов договора между вами и ребенком.
Желательно привлечь самого ребенка к разработке плана дня. Вероятность того, что он будет соблюдать режим дня, который вроде бы разработал сам, а не вынужден был подчиниться, выше. При составлении плана дня предлагайте ребенку альтернативы, возможность выбора. В конце концов, именно ему придется жить по этому плану.
Ясно дайте понять ребенку, что кружок — это для него удовольствие, которого в принципе он может лишиться при плохом поведении. Один раз, в самом начале, однозначно и категорично объяснить это ребенку — правильно и просто обязательно, но поминать это при любой мелочи не стоит: используйте эту договоренность только в важных случаях.
Заранее избавьтесь от иллюзий. Ребенок еще достаточно мал и не в состоянии нести за себя полную ответственность. Его интересы неустойчивы. Это означает, что даже при самом благоприятном развитии событий вам придется быть в курсе того, когда и какие у ребенка занятия, что он должен подготовить дома, что он должен принести с собой.
Знать это нужно не для того, чтобы делать все за ребенка, а для того, чтобы подстраховать его. Если уж он забудет — напомните. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок.
Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.
Помните, что вы заботитесь о физическом, психическом, творческом, социальном развитии своего ребенка. Разве так уж велики трудности, с которыми вы сталкиваетесь, по сравнению с вашей целью?
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kak-vybrat-sekciyu-ili-kruzhok-dlya-rebenka
Как выбрать секцию или кружок для ребёнка, когда он не знает, что ему нравится?
Хотите выбрать секцию или кружок для ребёнка, но их так много, а школьник пока не знает, что ему нравится? Тогда стоит подойти к этому вопросу более продуманно. Мы проанализировали общие советы психологов и готовы подсказать, что делать в такой ситуации.
Зачем ребёнку нужна секция или кружок?
Возможно, некоторые родители считают, что секции и кружки существуют только для того, чтобы хоть чем-то занять сына или дочь вне школы. Отчасти это так.
Но главное их назначение — развивать детей физически, творчески или интеллектуально.
Кто-то хочет вырастить из своего ребёнка футболиста-чемпиона, а кто-то, например, отдаёт на занятия по гимнастике болезненного ребёнка, чтобы укрепить его иммунитет. И важно найти золотую середину между пользой, развлечением и хобби.
«Хочу не туда», «Не знаю», «Не буду» — как в таких ситуациях выбрать кружок?
Ключевой момент в выборе кружка или секции — понять, что нравится ребёнку. Сын хочет танцевать, а дочь — гонять с мячом? Лучше не перечьте им и дайте возможность попробовать себя в новом деле. При большом желании школьника можно записать и на два кружка: один — который ему нравится, а второй — который, как вы считаете, будет полезен для развития.
Ваш ребёнок замкнут? Запишите на командный спорт, например, футбол. Он научится вести себя в коллективе и дружить со сверстниками. Ребёнок — сорви голова? Тогда можно записать и на секцию по шашкам: пусть учится терпению и усидчивости. То есть, важно найти баланс между «люблю» и «полезно» и прийти к обоюдному согласию.
Если ребёнок сам не знает, что ему нравится, лучше поинтересоваться, куда ходят его одноклассники или друзья. В привычном кругу ему будет комфортнее и проще заниматься. Не бойтесь того, что ребёнок начнёт перебирать секции, долго не останавливаясь на чём-то одном.
Возможно, он просто ищет, что ему будет более интересным. Это родитель — человек с опытом, который уже ходил заниматься в кружок (или имеет о нём представление) и ориентируется в мире.
Поэтому не торопите ребёнка и дайте ему спокойно выбрать занятие по душе или помогите с этим, просмотрев в интернете предложения.
Ещё одна ситуация, когда ребёнок вообще ничем не хочет заниматься, а единственное развлечение после школы — залипание в телефоне или телевизоре. Тогда взрослому стоит своим примером показать и заинтересовать ребёнка каким-нибудь делом.
Например, отец покупает конструктор и начинает со школьником собирать самолёт. И если видит, что ребёнку это нравится, может предложить сходить в кружок авиаконструкторов.
Заведёте привычку вместе играть в футбол — почему бы не присоединиться к секции по этому спорту?
Школьнику тяжело даётся учёба, он переживает и быстро устаёт? Зачем тогда загружать ещё больше? Если ребёнок не высыпается и у него проблемы в школе, то лучше сводить вместо кружка на занятия к детскому психологу, который поможет выйти из этого состояния. Или записать на дыхательную гимнастику и расслабляющее плавание.
Что следует учитывать при выборе кружка или секции?
Один из самых важных моментов — близость к дому. Согласитесь, если вы не сможете сопровождать ребёнка на кружок, то лучше позаботиться о том, чтобы он мог самостоятельно добраться.
Важна и стоимость: выбирайте кружок, который действительно в состоянии оплатить. Чтобы было не в тягость и в радость.
Перед тем, как отдавать ребёнка на кружок, сходите на разведку: почитайте отзывы в интернете или запишитесь на пробное занятие. Наверняка у секции или кружка есть сайт или страничка в соцсетях.
Почитайте отзывы, посмотрите фотографии, оцените, как ведут социальные группы. Сходите с ребёнком на пробное занятие, изучите место.
Неплохо пообщаться с руководителями кружка и узнать отзывы детей, которые уже давно занимаются.
И, конечно же, подбирайте кружок в соответствии с состоянием здоровья школьника. У ребёнка плохое зрение? Скорее всего, длительное вязание и вышивание ещё больше будут утомлять глаза. А на спортивные секции без медицинский справки никто ребёнка не допустит. Такой момент нужно иметь в виду.
Какие кружки можно посещать в Минске?
Выбор кружков и секций в Минске не ограничен: чтобы их отыскать, достаточно погуглить.
- Спортивные (командный спорт, шахматы и шашки, картинг, скалодром, бассейн, конная езда, гимнастика, борьба и другие);
- Творческие (фотокружок, рукоделие, рисование и лепка, танцы, пение, театр и другие);
- Интеллектуальные (программирование, робототехника, авиаконструирование, журналистика, архитектура и другие).
Хотите развить в ребёнке главные навыки (программирование) и качества (логику, креативность, коммуникабельность) XXI века? Приходите на пробное занятие в ИТ-школу Адукар для детей 6−15 лет: преподаватели научат ребёнка видеть мир через призму информационных технологий и любить математику, физику и информатику.
***
Источник: https://adukar.by/news/kak-vybrat-sektsiyu-ili-kruzhok-dlya-rebyonka
Советы психолога: как выбрать секцию или кружок для ребенка
Осень – время, когда у детей не только начинается учеба в школе, но и возобновляются занятия в любимых секциях и кружках.
Как распределить время ребенка так, чтобы дополнительные занятия ему были на пользу? Как и когда выбирать с малышом увлечение по душе? Об этом портал «НН-мама» побеседовал со специалистом по профориентации, нейропсихологом, гештальт-терапевтом, логопедом-дефектологом Центра психологической помощи «Отражение» Аленой Сердюк.
По словам Алены Сердюк, до трехлетнего возраста лучшее времяпровождение для малыша — быть с мамой. «Ребенок должен быть ею «накормлен». А вот после этого возраста, пожалуйста, можно осваивать и новые обстановки, и новых людей, — говорит нейропсихолог, — Старайтесь в выборе кружка или секции поддерживать сильные стороны ребенка, чтобы малыш рос в «ситуации успеха», но и, видя слабые моменты, — стремитесь их подкорректировать. Например, у ребенка плохо развита речь — выберите секцию конструирования. Развитие мелкой моторики и пространственного мышления «подтянет» речь. Слышите, что малыш останавливается у телевизора или магнитофона и слушает песни, пританцовывает, возможно, у него есть тяга к музыке. Проверить эту версию вам всегда помогут специалисты, занимающиеся профориентацией и преподаватели в музыкальной школе».
Профориентация ребенка сегодня возможна с трехлетнего возраста, но нужно понимать, что лучше родителей его никто не знает. Поэтому важно трезво оценить темперамент малыша, его активность и любознательность. Часто спокойным домашним детям достаточно одной секции, но гиперактивных, подвижных ребят можно «нагрузить» сверх этого.
«Понаблюдайте, как малыш себя ощущает: веселый ли он, с радостью ли идет в садик или школу, спит спокойно, не склонен к раздражительности? Если на эти вопросы вы даете утвердительные ответы, значит, режим отдыха и загруженности ребенка найден, — считает Алена Сердюк, — Если он с легкостью посещает одну секцию и остается еще время и желание ходить куда-то еще — это прекрасно! Значит, у вашего ребенка много энергии и сил. Пусть будет еще один кружок».
При этом нейропсихолог предупреждает, что посещение трех и более кружков в любом возрасте — это много. Дети не успевают глубоко понять и прочувствовать дело, которым они занимаются, и получить удовольствие от процесса. Во взрослом состоянии обычно такие люди часто меняют работу, увлечения, никак не могут остановиться на чем-то одном.
«Не «расплескивайте» желания ребенка, помогите ему выбрать что-то одно, — говорит Алена Сердюк, — Нет единого рецепта, которым можно было бы воспользоваться, чтобы «накормить» детей знаниями и умениями, и еще удовлетворить наши родительские амбиции. Если малыш доволен, бодр и весел, значит, все с нагрузками рассчитано правильно!»
При начале посещения кружка важно проговаривать с ребенком любого возраста, что у этого процесса, этих занятий, есть начало и конец. И без веской причины (состояние здоровья, переезд в другой район) желательно не бросать начатое. Пусть вы побольше времени потратите на выбор секции, но не будете пропускать и завершите ее.
«Если уж вы видите, что ребенку совсем разонравилось, сменились увлечения, педагог — не настаивайте, меняйте. Этим вы учите его гибкости, — говорит нейропсихолог, — Но обязательно завершите отношения: вместе с сыном или дочерью попрощайтесь с ребятами из секции, с руководителем, скажите теплые слова. Так у ребенка приобретается опыт «ставить точку», после которой можно начинать новое».
Иногда мамы и папы хотят вырастить из своего чада чемпиона любой ценой. Хорошо, если ребенку понравится их выбор, и он готов воплотить в жизнь родительские амбиции. Но часто дети начинают жаловаться и плакать, выражают нежелание ходить на ненавистную секцию. Это свидетельствует о том, что они устали от непомерной нагрузки или просто не имеют тяги к выбранному для них занятию.
Что же делать, если вы из тех родителей, которые точно знают, в какой области ваш ребенок станет лучшим? Алена Сердюк советует: «Если вы ставите серьезные цели, обсудите их с ребенком.
Проговорите, чего вы ожидаете от его посещений данной секции с самого начала, чтобы он был готов морально к серьезным нагрузкам и для него это не стало неожиданностью. Честно признайтесь, что хотите, чтобы он стал хоккеистом, как папа, или художницей, как мама.
Объясните, что готовы прилагать все усилия, тратить деньги и силы, пропускать школу, чтобы ребенок добился успеха на выбранном вами поприще!»
Если контакт будет найден, и ребенок примет правила игры, то проблем возникнуть не должно.
Но если он станет страдать и подчиняться, так как не может пока противостоять родителям, высока вероятность, что в подростковом возрасте бросит эти занятия, даже не спросив мнения мамы и отца.
Так что стоит хорошенько подумать, что важнее — удовлетворенные амбиции или хорошие отношения с собственным ребенком.
Источник: https://nnmama.ru/content/evolution/hobby_i_uvlecheniya_detey/kak-vibrat-kryzhok/
Как выбрать секцию или кружок для ребенка
Когда так много вариантов, и каждый из них манит перспективами, сложно удержаться и не загрузить малыша. Где та грань, которая отделяет разумную нагрузку от безумной? Когда, как и чему обучить? Для ответов на эти и другие вопросы важно понять, какие выводы уже были сделаны другими родителями и учеными.
Когда отдавать ребенка в секцию
Как бы ни хотелось отдать кроху в различные развивающие центры по интересам как можно раньше, следует опасаться такого шага.
Большинство родителей и психологов выделяют возраст для начала активного обучения вне домашних условий − 3 года. Даже посещение детского сада без острой необходимости не рекомендуется раньше.
Если у вас нет четкой цели, вы не следуете определенной методики сверхраннего развития, которая подразумевает посещение дополнительных занятий, то включение в жизнь ребенка до 3 лет кружков не имеет смысла. Особенно, если они не предполагают вашего непосредственного участия.
Выбор возраста для активного усвоения знаний обусловлен тем, что дети до 3-4 лет еще не склонны к общению со сверстниками и очень привязаны к своим родителям.
Некоторую пользу от научения совсем маленького ребенка можно получить, если мама будет находиться рядом и всем своим видом проявлять участие в деятельности. Будет удивляться и радоваться вместе с крохой, делать все то, что выполняет малыш. Большинство занятий для детей младше трех лет очень простые, их легко воспроизводить дома.
Малышу больше трех лет? Можно два вида
После того как малышу исполнится 3,5 года его можно записать в первый кружок. Максимальное количество занятий для посещения в неделю − 3. При выборе стоит обратить внимание, чему будут обучать, по какой программе.
Рекомендуется к посещению крохой не более 2 различных кружков. При увеличении количества направлений, нужно корректировать интенсивность занятий. В неделю правильно будет не превышать двух занятий по одному виду деятельности. Желательно, чтобы они проходили в разные дни и не перекликались между собой.
Между отдельными учебными курсами ребенку желательно дать как минимум 45 минут перерыва, чтобы закрепить материал в свободной игре. Нужно сохранять равновесие в учебной и игровой деятельности, чтобы избежать перенапряжения.
Немалую роль при выборе образовательного центра отыграет расстояние до места. Лучшим вариантом будет возможность пешего похода. Лишние поездки на общественном транспорте – риск инфекций. Если время, затраченное на путь до кружка или секции, будет продолжительнее самого занятия, это может сказаться на уровне усталости крохи. Оптимально, чтобы путь не занимал более 15 минут.
Продолжительность самого мероприятия должна соответствовать возрастным нормам. Для детей до 4 лет при разнообразии действий на один урок − 30 минут. На один вид деятельности выделяется до 10 минут. Для детей старше 4 лет − 45 минут.
Выбирая нагрузку, первоначально поговорите с ребенком и спросите, чего бы он хотел. Ребенок должен посещать те кружки и секции, которые ему нравятся, в противном случае можно добиться отвращения от выбранного занятия.
Чтобы малыш мог вам ответить на вопрос, чем он хочет заниматься, хорошо ему показать различные варианты. Посещая мастер-классы, он будет знакомиться с миром и сможет сделать выбор.
Платные курсы не стоит оплачивать полностью. Дошкольники часто меняют свои интересы и то, что им нравилось вчера, завтра может уже не вызывать эмоций. В этом возрасте идет массовое ознакомление ребенка с различными гранями жизни, он видит множество вариантов и хочет попробовать себя в каждом из них.
Психологи говорят, что записывать кроху на обучение лучше в том случае, если интерес к деятельности держится более двух недель на одном уровне. Начинать лучше с вводного мастер-класса или открытого урока, на котором он сможет попробовать свои силы.
Ознакомительные занятия или дни открытых дверей дают возможность малышу почувствовать свои возможности и понять, нравиться ли ему эта деятельность.
Важные советы о выборе кружка или секции
Прежде чем отправлять малыша изучать новое и неизведанное стоит внимательно на него посмотреть, провести оценку его готовности и понять, к какому психологическому типу он относится. Использование того или иного дополнительного занятия в образовании влечет за собой как положительные и отрицательные последствия
Выбирая, посмотрите на своего ребенка
Ответьте на вопрос, что для вашего чада наиболее подходящее, чем он любит заниматься. Может, он поет и танцует, или его завораживает рисование и лепка. Лучше выбрать то направление, к которому он стремится, а не интересное вам.
Характер играет роль
Особенности характера не стоит отодвигать на второй план при подборе нагрузки. Застенчивые дети имеют сложности в адаптации, им не всегда комфортно в шумной и раскрепощенной среде. Наверное, таким детям не стоит идти в театральный кружок.
Активные непоседы вряд ли смогут заниматься рукоделием или моделированием, они будут счастливы от спортивной секции. Если ваш ребенок посещает ДОУ, и вам сложно определиться что лучше, то посоветуйтесь с воспитателем, он подскажет, к чему лежит душа.
Желание крохи
Не забывайте, что главное – стремление самого малыша к познанию предложенного материала. Если малыш не хочет, то, как бы вы не заставляли его, желания не появится. Сильное давление провоцирует стойкую неприязнь к выбранному виду деятельности. Единственным правильным вариантом для привлечения внимания к выбранному будет пример родителей.
Выбор кружка по темпераменту
Хорошо, если выбор нагрузки будет опираться на темперамент.
- Меланхолики – ранимые и впечатлительные дети, склонны к творческому выражению собственного Я. Хорошо отвести кроху-меланхолика на пробное занятие и дать возможность определиться. Кроме творческих кружков, им подходит фигурное катание и гимнастика, музыкальная школа;
- Флегматики неплохо осваивают технические курсы, плавание, теннис, легкую атлетику. Обладая рассудительностью, логическим мышлением и упорством в этих видах, чувствуют себя хорошо;
- Сангвиники – активные, подвижные и дружелюбные чаще делают выбор в сторону театрального искусства, иностранного языка. Имея желание быть лидером и центром внимания, они наилучшим образом раскрываются в коллективной среде;
- Холерики – импульсивные и подвижные, чаще смотрят в сторону спорта или музыкальных инструментов.
Советы психолога о выборе кружка или секции
Большинство психологов на вопрос о выборе дополнительных по интересам занятий ребенку рекомендуют следовать следующим принципам:
- Не навреди;
- Необходимость;
- Соответствие возрасту.
Родителям нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Решение о дополнительной нагрузки на ребенка должно приниматься на основании его желания. Хорошо, если оно согласовано с другими членами семьи. Одному родителю не стоит брать на себя ответственность и выбирать нагрузку на собственное усмотрение;
- Внимательно следить, чтобы в расписании было достаточно времени для свободной игры и прогулок по улице вне похода на занятия. Дети до 7 лет нуждаются минимум в 4 перерывах по часу на игры. Это нужно для усвоения полученного материала и снятия психологического и физического напряжения;
Подбор желательно основывать на возрасте и особенностях характера. Нельзя упускать из вида его потребности и способности, чтобы избежать кризисных явлений; - Все занятия, которые посещает малыш, правильно, если дополняют друг друга, а не дублируют;
- Помните об индивидуальности каждого ребенка. Не стоит загружать той деятельностью, которая нравится вам. Лучше помогите ему понять, чего он хочет сам;
- Не стоит рассматривать кружки и секции, как работу для детей. Они должны приносить удовольствие и радость, быть понятными и доступными;
- Хорошо дать малышу выбор. Посетите с ним пробные уроки по разным видам деятельности и предложите выбрать 1–2 для постоянного посещения. Не расстраивайтесь и не критикуйте его решение.
Посещение детьми кружков – стимул для развития. Возможность:
- раскрыть потенциал;
- создать благоприятные условия для дальнейшего развития и обучения;
- найти себя и свое предназначение уже в раннем возрасте.
Но стоя на этом пути рядом со своим малышом важно помнить: он − не вы. Ваше чадо – индивидуальная личность со своими особенностями и желаниями. Его интересы могут отличаться от ваших, и не соответствовать представлению о правильном.
Не нужно заставлять или обременять тем, что ему неинтересно. Действуя с позиции «мне лучше знать», вы можете нанести маленькому первооткрывателю психологическую травму или отбить желание заниматься выбранным занятием на всю жизнь.
Да, он не откажется от него, пока зависим от вашего решения, и будет послушно посещать, но в подростковом период с удовольствием бросит.
Любите своих детей и уважайте их выбор. Помогайте чаду расти и взрослеть, накапливать знания, действуя из любви, а не из собственных амбиций.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник: https://kukuriku.ru/detskie-uchrezhdeniya/kruzhki-sekcii/vybor/
Специалисты рассказали, как правильно выбрать кружок для школьника — МК
От юного яхтсмена до создателя роботов
Высокие достижения и поиск себя
Перед выбором дополнительных занятий для ребенка прежде всего нужно определиться — для каких целей они нужны школьнику.
Детям, которые сами не проявляют сильной заинтересованности в том или ином направлении, взрослые обычно выбирают секции для общего развития.
Как правило, при таком подходе ребенок посещает несколько кружков или чередует их в зависимости от своих текущих увлечений. В конечном итоге большинству школьников удается понять, чем они действительно хотят заниматься помимо основной учебы.
— Однако в наше время многие родители выбирают дополнительные занятия для ребенка также с целью «высоких достижений», — объясняет психолог Наталья Каневская.
— Нередко таким образом взрослые пытаются реализовать какие-то собственные несбывшиеся мечты. Например, если папа в детстве мечтал о карьере футболиста, он может усиленно тащить в этот спорт сына.
Но у ребенка просто-напросто может не быть данных для выбранного направления. При этом истинные способности школьника останутся нереализованными.
Третьей основной целью занятий детей в кружках считается преодоление тех или иных проблем со здоровьем или трудностей с учебой. Например, детей, которые имеют заболевания позвоночника, отдают в бассейн. И часто занятия, выбранные по необходимости, впоследствии становятся серьезным увлечением.
Однако, по мнению педагогов, не стоит излишне перегружать ребенка кружками в младшем возрасте. У дошкольников и младших школьников главным типом деятельности выступает игра. Именно благодаря играм ребенок в этот момент развивается и познает новое, кроме того, малышам нужно как можно больше времени проводить на свежем воздухе.
— Я бы не советовала родителям занятия в новых кружках начинать в 1-м классе, — говорит педагог дополнительного образования Любовь Кожина.
— Для малыша адаптация к школе — это достаточно сложный период, ему приходится подстраиваться под новые правила, учиться воспринимать большой объем новой информации. И чрезмерные нагрузки в виде многочисленных кружков могут вообще отбить ему охоту к учебе.
Для первоклассников оптимально оставить 1–2 кружка, которыми они занимались еще в детском саду, а выбор новых дополнительных занятий отложить. К тому же результатов от дополнительных занятий можно добиться только за счет регулярности.
Если ребенок будет постоянно менять кружки или посещать занятия через раз, толку от таких «развивашек» будет мало. В начальной школе выбирать секции стоит поближе к дому, это позволит ребенку не тратить лишние силы на дорогу.
Кружок по темпераменту
Психологи советуют родителям также обращать внимание на темперамент и характер ребенка. Так, холерику с его неуемной энергией хорошо подойдут спортивные секции, в том числе плавание. Правильное дыхание в воде научит его расслабляться и управлять своими эмоциями.
Дополнительные занятия для такого ребенка нужно планировать на середину дня, чтобы к вечеру нервная система пришла в спокойное состояние. Подвижным и общительным сангвиникам имеет смысл выбирать командные спортивные игры типа футбола, волейбола и хоккея.
Также таким детям, скорее всего, понравятся занятия в театральном кружке, хоре или танцевальной студии.
Задумчивых и медлительных флегматиков наверняка порадуют занятия, которые требуют кропотливой работы и усидчивости. Подобным ребятам можно предложить кружки по робототехнике, моделированию и конструированию.
А девочкам имеет смысл заняться бисероплетением, лепкой, вышиванием или вязанием. Добродушные, но очень чувствительные и застенчивые меланхолики будут хорошо себя чувствовать на курсах иностранных языков, на занятиях музыкой или рисованием.
Оптимальные спортивные кружки для них — лыжи и йога.
— Условно всех детей можно разделить на три типа по их отношению к дополнительным занятиям, — объясняет психолог. — Проще всего с ребятами, которые с самого начала четко знают, что им нравится.
Родителям достаточно просто подобрать хорошую студию по выбранному направлению, и дело в шляпе. Дети второго типа хотели бы чем-нибудь заниматься, но не могут сами без посторонней помощи определиться, что это все-таки должно быть.
В этом случае взрослым имеет смысл поводить ребенка на пробные занятия в различные секции, посещать тематические фестивали и мастер-классы, это поможет малышу быстрее найти себе занятие по душе.
Сложнее всего в вопросе дополнительного образования с детьми, которые категорически ничем не хотят заниматься. Здесь нужно разбираться, в чем кроется истинная причина этого нежелания.
По мнению специалистов, очень часто дети не интересуются кружками просто потому, что очень сильно устают в школе. Основная учеба всем дается по-разному, для многих это действительно тяжелая работа и большой стресс. В этом случае стоит проверить здоровье ребенка, в некоторых случаях стоит задуматься о смене школы, возможно, в данном учебном заведении слишком сложная программа.
Правда, иногда настрой ребенка на лень и протест против дополнительных занятий задают сами родители. Приходя домой с работы, взрослые жалуются, как они устали, и укладываются на диван перед телевизором, нередко и выходные проходят в том же формате. В результате ребенок начинает копировать поведение взрослых и отстаивать свое право на законный отдых после учебы.
— В данном случае родителям нужно решать проблему, начиная с самих себя, — говорит Наталья Каневская. — Достаточно начать с малого, например, установить традицию всей семьей кататься на велосипедах летом или на лыжах зимой, регулярно играть в бадминтон или настольный теннис.
В общем, найти интересное занятие, в котором можно участвовать всей семьей. Со временем школьник поймет, что дополнительные занятия — это не работа, а удовольствие. Стремление к познанию нового, желание вести спортивный образ жизни и развиваться закладываются в детстве, поэтому очень важно вовремя научить этому собственных детей.
Именно в этом и есть главная цель дополнительного образования.
Топ-6 интересных бесплатных кружков для школьников в столице
Астрономический кружок Планетария — отличный выбор для детей, которых интересует все, что связано с космосом. На занятиях дети самостоятельно наблюдают за луной и звездами, ездят в обсерватории и знакомятся с космонавтами, а лекции ребятам читают преподаватели МГУ.
Основы морского дела — кружок при Московском городском детском морском центре им. Петра Великого.
В одном из старейших морских клубов столицы ребят научат разбираться в устройстве кораблей и в азбуке Морзе, вязать узлы и управлять штурвалом. Кроме того, его слушатели пройдут подробный курс по истории морского флота и военно-морской подготовке.
У клуба есть собственная береговая база в Химках и учебная флотилия, где со школьниками в теплую погоду проводят практические занятия.
Кружок «Юные исследователи природы» при МГУ работает на базе биофака Московского университета. Помимо занятий на биофаке студийцы проводят время на Звенигородской биостанции МГУ, отправляются в многодневные полевые экологические практики.
Центр проектного творчества «Старт Про» — центр также называют «детским Сколково», тут собрана одна из лучших научных баз для школьников в стране. В центре работают шесть лабораторий, которые предлагают обучение по 60 программам. В том числе по занимательной математике, созданию роботов, работе с инструментами, природными материалами и металлами.
Центр дополнительного образования «Юный автомобилист». Погонять на мотоциклах на занятиях могут даже восьмилетки, а за руль автомобиля здесь сажают с 12 лет. Также в кружке можно научиться ремонтировать технику, оказывать первую помощь при ДТП, выучить Правила дорожного движения и даже сдать экзамен.
Палеонтологический кружок в Музее имени Тимирязева. На занятиях ребят знакомят с геологическими дисциплинами, учат вести полевой дневник. На выходных члены кружка выезжают на геологические разрезы в Подмосковье, а на каникулах отправляются в длительные поездки для исследования ископаемых других регионов.
Источник: https://www.mk.ru/social/2019/09/08/specialisty-rasskazali-kak-pravilno-vybrat-kruzhok-dlya-shkolnika.html
Как выбрать кружок и секцию
Многие родители полагают, что чем больше кружков, групп и секций посещает их ребенок, тем лучше. И вот, подхватив чадо под мышку, взмыленная мама везет его с музыки на английский, с хореографии на рисование.
Поспим в метро, пообедаем из термоса в коридорчике, погуляем по дороге с тенниса на оригами… Все родственники включаются в сумасшедшую гонку по транспортировке малыша на занятия и обратно, подготовке к разнообразным выступлениям и конкурсам, изготовлению пособий и костюмов.
Конечно, очень хочется успеть везде и всюду, вложить в своего малыша как можно больше, но все же, выбирая кружки и секции, стоит прислушаться к голосу здравого смысла и мнению самого малыша.
До трех лет ребенка лучше вообще никуда не водить. Сейчас появилось много развивающих групп для самых маленьких, но, как правило, они не предлагают ничего, кроме пальчиковых игр, ритмики и рисования.
Иногда к этому «джентльменскому набору» добавляется обучение чтению по кубикам Зайцева. Всем этим вы с успехом можете заниматься и дома, а дорога и шумная компания новых знакомых будут только утомлять малыша и отвлекать его от занятий.
К тому же, в студии вы наверняка помимо знаний получите в качестве «бесплатного приложения» целый букет вирусов и детских болезней.
В три-четыре года ребенка можно уже записать в один-два кружка. Но сначала подумайте, не можете ли вы чем-то заниматься самостоятельно.
Если папа — мастер спорта по шахматам, вряд ли есть смысл тратить время и силы и таскать ребенка в секцию.
Да и английский язык с бабушкой пойдет совсем не хуже чем с чужой тетей, при условии, конечно, что бабушка готова заниматься систематически, а внук воспринимает ее в роли учителя.
Дорога до кружка не должна занимать больше времени, чем сами занятия. Лучше всего, если можно добраться пешком.
Если у вас нет возможности отвозить малыша на машине, постарайтесь, чтобы до места занятий можно было добраться без пересадки и не приходилось долго ждать транспорта. Никогда не ездите с детьми в часы пик.
Не стоит ходить в кружки чаще двух, максимум, трех раз в неделю. Занятия должны проходить в удобное для малыша время, не нарушать режим его дня.
Не стоит стремиться в так называемые «студии гармоничного развития», где с ребенком занимаются сразу несколькими предметами (как правило, иностранный язык, развитие речи, музыка, рисование).
Занятия в таких группах строятся по принципу школьных, с партами, уроками, звонками, часто даже с домашними заданиями. Все это, конечно, абсолютно неприемлемо для дошкольников, тем более, младших.
Кроме того, нет абсолютно никакой гарантии, что все педагоги одинаково понравятся вашему ребенку, а платить вам придется за все сразу, да и программа, как правило, мало чем отличается от детсадовской, так что игра не стоит свеч.
Поговорите с малышом, расспросите, чем бы ему хотелось заняться.
Отправьтесь с ним в ближайший дом детского творчества или культурный центр на день открытых дверей, пусть он сам выберет, какие кружки ему нравятся.
Даже если его выбор не оправдает ваших ожиданий, не спешите спорить: может, живой уголок действительно подойдет вашему ребенку больше бальных танцев. В конце концов, если малыш ошибся, из кружка всегда можно будет уйти.
Обязательно лично познакомьтесь с педагогом. Прежде всего, это должен быть добрый, обаятельный, искренне любящий детей человек. Кроме того, педагог должен быть профессионалом высокого класса.
Дело даже не в наличии специального диплома, а в реальном владении предметом, умении толково и весело преподать его детям, заразить их любовью к нему. Попросите разрешения посетить занятия. Хороший педагог, которому нечего стыдиться, вам в этом не откажет.
Ну, а если откажет, уже одно это должно вас насторожить. На занятиях прежде всего обратите внимание, какая атмосфера стоит в классе.
Кружок – не детский сад и не школа, и отношения между детьми и преподавателям должны носить менее формальный характер, быть более непринужденными и спонтанными, но не фамильярными. Занятия с дошкольниками должны проходить в игровой форме.
Естественно, робкому, застенчивому малышу должны разрешить приходить с родителями, пока он не освоится.
Обратите внимание, в каком состоянии выходят дети после занятий, не перевозбуждены ли они, не подавлены ли? Если педагог повышает на детей голос, чрезмерно увлекается конкурсами и соревнованиями, вообще, просто если хоть что-то в его поведении вас насторожило, лучше поищите для своего малыша другое место. Ошибка может стоить слишком дорого: ребенок перестанет доверять взрослым, откажется ходить на любые занятия, бросит интересное дело, которое мог бы полюбить.
Даже если в мечтах вы уже представляете свое чадо на олимпийской трибуне или сцене Большого театра, не спешите отдавать его в спортивную или балетную школу. Система занятий в таких школах требует очень быстрой выработки профессиональных навыков.
Если малыш не окажется среди лидеров, он будет чувствовать себя неудачником и скорее всего, через некоторое время потеряет к занятиям всякий интерес.
Ну, если у ребенка действительно окажутся выдающиеся способности, от него будут требовать все новых и новых достижений, слишком рано превращая кроху в узкого профессионала.
Гораздо полезнее для физического и душевного здоровья малыша было бы выбирать кружки, где из детей не стремятся сделать чемпионов и лауреатов. Мы не будем в этой статье говорить о тех кружках и секциях, о которых часто упоминалось в других материалах. Остановимся на том, что обычно остается «за кадром».
Если вы хотите, чтобы ваше чадо занималось спортом, лучше всего отдайте его в бассейн. Детские абонементы стоят совсем недорого, а пользы для здоровья от плавания больше, чем от любого другого вида спорта (нагрузка на все группы мышц, закалка, развитие координации движений).
Едва ли не самый лучший и современный из московских бассейнов – это «Чайка». Сюда принимают детей начиная с трех лет, причем если малышу страшно, вы можете купить абонемент и себе и поначалу ходить на занятия вместе с крохой.
«Лягушатник» располагается прямо рядом со взрослым бассейном, так что вы сможете постоянно приглядывать за своим чадом. Несомненным плюсом является то, что это открытый бассейн, а значит, малыш будет во время занятий дышать воздухом, а не парами хлора.
Чтобы малыш успел адаптироваться, лучше начинать занятия летом или ранней осенью. Девочкам обычно очень нравится водная аэробика и синхронное плавание.
Огромную пользу малышу принесут занятия аэробикой. Интенсивные движения под музыку разовьют не только мышцы и координацию движений, но и чувство ритма. Группы аэробики для детей есть практически в любом доме детского творчества. Во многих взрослых фитнесс-центрах также есть занятия для маленьких.
Не забывайте и о классических видах спорта. И мальчикам, и девочкам, как правило, очень нравится заниматься фигурным катанием. Прекрасная школа фигурного катания есть в новом спортивном комплексе «Серебряный» на улице Глаголева.
Сюда принимают детей начиная с четырех лет. Родителям мальчиков не стоит расстраиваться, что это «не мужественный вид спорта». Со временем хорошо стоящего на коньках мальчишку с удовольствием примут в хоккейную или конькобежную секцию.
Прекрасно подходит для детей и легкая атлетика. Этот поистине королевский вид спорта гармонично развивает все группы мышц, повышает выносливость, учит владеть всем телом. При этом он гораздо менее травматичен, чем, к примеру, спортивная гимнастика.
Секции легкой атлетики есть практически на любом стадионе или в доме детского творчества
- Очень хороши и все игровые виды спорта, но они или очень дороги, как теннис, или ими начинают заниматься уже в школьном возрасте.
- Детям дошкольного возраста не стоит заниматься теми видами спорта, где велик риск травматизма: прыжки в воду, акробатика, гимнастика.
- Рисование
Помимо традиционных «студий в подвалах», которыми руководят педагоги-одиночки и кружков при домах детского творчества существует еще один вид изостудий, который, наверное, приносит детям наибольшую пользу. Это – студии при больших художественных музеях. Здесь не столько учат детей рисовать, сколько воспринимать и чувствовать искусство.
С самого раннего возраста (принимают сюда с четырех лет) дети погружаются в чарующую музейную атмосферу.
Опытные педагоги-искусствоведы знакомят их с постоянной экспозицией музея и выставками, в доступной для малышей форме рассказывают о различных стилях, жанрах и школах, исподволь формируя их вкус, мироощущение Поход в музей из разряда диковинных событий становится для ребенка образом жизни. Ну, а после экскурсии дети возвращаются в уютную студию и, вдохновленные увиденным, рисуют сами.
Как правило, в музейных художественных студиях педагоги не так давят на детей, не диктуют им, что и как рисовать, Ведь здесь не ставят свое целью подготовить профессиональных художников.
Это – школы любителей искусства, где воспитывают просвещенных дилетантов, людей, разбирающихся в искусстве и умеющих выразить себя в нем.
Хотя нередко именно отсюда выходят настоящие, не закомплексованные художники, чуждые стереотипов и штампов, характерных для выпускников художественных школ. Прекрасные студии есть при Третьяковской галерее и Пушкинском музеях.
Театральное мастерство
Последнее время как-то не пользуются популярностью театральные студии. А ведь это место, где ребенок может раскрыться как многогранная творческая личность, научиться полноценно общаться, красиво двигаться и говорить.
Здесь все как в настоящем театре: с детьми занимаются сценической речью и движением, учат актерскому мастерству и пантомиме, старинным танцам и акробатике. В театральной студии развивается память и чувство ритма, дети учатся работать в группе, рисовать декорации и мастерить реквизит, шить костюмы.
Как правило, детей организованно водят на лучшие спектакли в профессиональных театрах, знакомят и с творчеством других детских коллективов. Помимо всего прочего, в театральных студиях детям прививают любовь к хорошей литературе, ведь ставятся-то литературные произведения: пьесы, басни, инсценировки сказок.
Многие так прикипают к драмкружку, что продолжают ходить туда и в школьные годы, часто – вплоть до окончания школы.
Для робких и застенчивых очень полезен кукольный театр. Спрятавшись за ширму, малыш будет чувствовать себя более защищенным, а занятия с куклами-перчатками и марионетками хорошо развивают координацию движений и мелкую моторику.
Замечательная кукольная студия есть во Дворце Детского творчества на Воробьевых горах, руководит ею чудесный педагог, Елена Плотникова. Здесь же есть и прекрасная драматическая студия, одна из старейших в Москве: Театр Юных Москвичей.
Технические кружки
Кружки детского технического творчества тоже не очень популярны у родителей, а зря. Сюда, правда, не берут совсем маленьких, но пяти-шестилетний мальчишка с наслаждением будет ходить в кружок авиа или судомоделирования, заниматься резьбой по дереву.
В нашей жизни детям почти негде заняться ручным трудом, редкий папа способен научить сыновей обращению с молотком и дрелью, а в таком кружке мальчик не только освоит простейшие инструменты, но и научится проектированию, работе с чертежами, что пригодится ему, даже если он и не станет инженером. Открытие, что можешь сам что-то создать, превратить мертвую, никому не нужную деревяшку или железку в полезный и красивый предмет, кажется маленькому ребенку настоящим чудом.
Особенно полезны такие занятия мальчикам, которые живут без отцов. Ловкий, умелый, увлеченный своим делом педагог станет для вашего сына эталоном мужественности, достойным примером для подражания. А найти такой кружок можно в любом доме детского творчества или клубе. И поверьте, занятия в нем принесут вашему мальчугану не меньше пользы, чем модный нынче теннис или верховая езда.
Прикладные ремесла
Ваша дочка не раз поблагодарит вас, если вы отдадите ее в кружок, где учат прикладным ремеслам: вышиванию, макраме, бисероплетению, ткачеству. Эксклюзивные вещи всегда в цене, и даже если вашей дочке не придется зарабатывать таким образом себе на жизнь, она всегда сможет сделать уникальное украшение в подарок, оригинально украсить свой дом.
Помимо всего прочего, такие занятия развивают вкус, пространственное мышление, мелкую моторику. В Доме Научно-Технического творчества Детей и Молодежи на Донской есть целая школа прикладных искусств, занятия в которой ведут опытные педагоги-художники. Есть такие кружки и в обычных домах детского творчества, и в районных клубах.
Живые уголки
Если ваше чадо норовит притащить домой всех бездомных псов и рвется оказывать первую помощь полудохлым птенцам, если все подоконники в квартире засажены таинственными растениями, на полу поскрипывает земля, а в тазике под раковиной умело воссоздана биосфера болота, если, наконец, малыш просто мечтает о зверушке, а вы никак не можете ее завести, — запишите своего естествоиспытателя в живой уголок.
Ребенок не только насладится общением с разнообразными представителями флоры и фауны, но и узнает об их жизни и повадках, поймет, что животное – это не просто забава, а огромная ответственность, научится заботиться о своих питомцах.
В таких кружках, как правило, работают удивительные люди, те, кого в старину называли натуралистами.
Это не просто биологи-зоологи, это люди, влюбленные в природу, часто много путешествовавшие и повидавшие немало интересного, настоящие энтузиасты, заражающие своим пылом и маленьких учеников.
Такой замечательный педагог работает, например, в живом уголке Дома детского творчества на Миусах; а при московском зоопарке есть прекрасный Клуб Юных Друзей Зоопарка. Да и рядом с вашем домом, возможно, есть такое место, заповедник теплоты и любви к братьям нашем меньшим.
* * *
Часто родители сердятся, когда дети переходят из кружка в кружок, «разбрасываются», «мечутся из стороны в сторону». Но когда, как не в дошкольные годы, ребенку можно будет поэкспериментировать и поискать то дело, которое, может, станет любимым на всю жизнь. А если не станет? – спрашивают встревоженные мамы – ведь время будет упущено!
В том-то и счастье, что времени у вас пока хоть отбавляй, а любое дело, которым с увлечением будет заниматься малыш, хоть год, хоть три месяца, принесет ему неоценимую пользу.
Да и кружки нужны вовсе не для ранней профориентации или подготовки к школе, а для того, чтобы ребенок мог заниматься творчеством, воплощать в жизнь свои мечты, встречаться с друзьями-единомышленниками, общаться с мудрыми и талантливыми взрослыми.
Ася Штейн
Источник: https://azbyka.ru/deti/kak-vy-brat-kruzhok-i-sektsiyu